Файл: Законодательный процесс в современной России и его характеристика, правила и процедурные стадии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проблема качества принимаемых нормативных правовых актов привела нас к проблеме компетентности субъектов, разрабатывающих проекты, т. е. к компетентности субъектов правотворческой инициативы.

Конституция Российской Федерации наделила правом федеральной законодательной инициативы 705 органов и должностных лиц государственной власти. Статистика показывает, что все они в совокупности вносят ежегодно в Государственную Думу порядка 900 законопроектов. Из них 15-20 процентов возвращается обратно субъектам права законодательной инициативы, как правило, по причине нарушения требований Регламента Государственной Думы. Но Дума физически не способна подготовить к рассмотрению и остальной массив законопроектов - до первого чтения доходит не более 60 процентов законодательных инициатив, принятых палатой к своему рассмотрению. Примерная программа законопроектных работ Государственной Думы выполняется менее чем наполовину. На таком же уровне находится выполнение повесток пленарных заседаний палаты.

Данная ситуация обнажает еще одну существенную практическую проблему современного правотворчества - отсутствие ответственности законодательного органа за нарушение конституционного права субъектов законодательной инициативы. Законопроекты, инициированные даже Президентом Российской Федерации, рассматриваются с задержками, что говорить о судьбе законопроектов, инициированных другими властными субъектами.

Таким образом, подводя итог данной главы, стоит сказать, что качество правотворчества — это важнейший критерий воплощения в нормах права потребностей общественных отношений в правовом урегулировании. На качество правотворчества воздействуют многие обстоятельства объективного и субъективного характера. Проведенное исследование показывает, что в настоящее время быстрого и кардинального повышения качества правотворчества осуществить невозможно в силу объективных причин. Однако, если целенаправленными действиями в плановом порядке постепенно устранять те объективные причины, которые не требуют радикальных изменений правовой системы, сложившейся в стране (например, системообразующего характера), то положительный сдвиг несомненно произойдет. Для этого требуется не только политическая воля законодателей, но и огромный совместный труд ученых, практических работников в сфере юриспруденции и субъектов правотворчества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы и поставленных задач, можно прейти к определенным выводам.


Правотворчество – это деятельность по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, но при этом так или иначе связана с государственной волей.

Право - это системное явление. Все виды правотворчества, несмотря на свою специфику и возникающую между ними конкуренцию, выполняют одну общую задачу - развивают действующую систему права. Таким образом, система права в ее динамике выступает объединяющим фактором для всех видов правотворчества.

Этим во многом и определяется принципиальная взаимообусловленность и взаимопроникновение различных видов правотворчества. Обычай, судебная практика могут стать законом, обыкновение - подзаконным актом, закон - нормативным договором. Судебная практика может подвигнуть законодателя к правотворческой деятельности. Тогда норма, уже существующая в форме судейского права, закрепится законодательно. Либо, наоборот, законодатель путем принятия новых норм прекратит или изменит соответствующую правоприменительную практику и таким образом отменит или изменит норму судейского права.

В рамках правовой системы различные виды правотворчества взаимозависимы. Конкретное правотворческое решение зависит от потребностей социума, состояния системы права, политико-правовых традиций и т.п.

Кроме того, каждый вид правотворчества может быть рассмотрен как открытая система, что логически приводит к выводу о невозможности абсолютно автономного функционирования какого-либо вида правотворчества в отрыве от других его видов. Одни и те же нормативные положения (группы норм) могут быть воспроизведены посредством различных видов правотворчества и, следовательно, выражены в разных формах.

Возможна фиксация любого нормативного предписания в любой форме права посредством соответствующего вида правотворчества. Вероятнее всего, существуют некоторые предпочтения, когда нормативные положения определенного юридического содержания тяготеют к конкретному виду правотворчества. Для каждого конкретного случая необходимо выбрать оптимальный вид правотворчества, его механизм, адекватный алгоритм обновления системы права, способ достижения цели (оператор). Содержание правовой информации не абсолютно детерминировано избранным видом правотворчества.

Способность одной и той же правовой информации возникать посредством различных видов правотворчества и храниться в различных формах права можно назвать мультипликативностью правотворчества и права.



Успешно выполнена цель курсовой работы: разобраны предложенные понятия правотворчества, а также его виды и принципы. Помимо этого, в рамках выбранной мною темы, был разобран процесс законотворчества, его основные этапы и законодательная база на основе которой и строится процесс правотворчества в России, а также на примере Российской Федерации были разобраны основные проблемы правотворчества.

На основе исследования отдельных проблемных вопросов, связанных с правотворчеством, были разобраны как проблемы осуществления правотворчества в Российской Федерации, так и возможные пути их разрешения.

В процессе выполнения курсовой работы удалось выполнить задачи, указанные во введении в полной мере. В результате обобщения нормативно-правовых актов, научных статей и применения общенаучного, формально-логического, системного, сравнительно-правового, историко-правового и иных методов научного познания, была раскрыта тема работы. Данная работа, может облегчить написание курсовых, выпускных квалификационных работ по похожим темам, а также написание научных статей и иных работ по сходным темам, если автор продолжит свою исследовательскую деятельность в данном направлении.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // «Российская газета». – 1993. 25 дек.; «Собрание законодательства РФ», 2014, № 31, ст. 4398.

  2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016)

  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ // URL: www.consultant.ru

  4. О нормативных правовых актах в Российской Федерации: Проект Федерального закона (в ред. от 29.12.2014) // URL: www.consultant.ru

  5. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017) // URL: www.consultant.ru

  6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 07.05.2020) // URL: www.consultant.ru

  7. О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края от 6.06.1995 года: Закон Краснодарского Края N 7-КЗ (в ред. от 9.12.2019) // URL: www.consultant.ru


Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Бабаева В. К. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 2010. 325 с.

  2. Баев В.Г. Актуальные проблемы модернизации системы профессиональных юридических правил и средств в сфере правотворчества и правореализации. Модернизация технологий юридической деятельности в правовых системах современности / Монография под ред. М. А. Дамирли. Вогоград. 2013.

  3. Вольфсон В.Л. Противодействие злоупотреблению правом в российском гражданском законодательстве / Монография. Москва, 2017.

  4. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. / М., 2010. 553 с.

  5. Лазарев В. В. Общая теория права и государства Учебник для вузов. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2009. 322 с.

  6. Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник / Москва-Орел: ОРАГС, 2005. 321 с.

  7. Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие /– М.: ЮРИСТ, 2006. 441 с.

  8. Марченко М. Н. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / М., 2010. Т. 2. 446 с.

  9. Пиголкин А.С. Общая теория права Учебник. / М., 2008. 445 с.


Научные статьи



  1. Борисов Г.А. Нормативно-правовая и духовная составляющая созидательного правотворчества // Современное право. 2019. № 2. С. 5-12.

  2. Булгакова Д.В. Cправедливость как позитивный аксиологический ориентир правотворчества в современной России // Государственно-правовые исследования. 2019. № 2. С. 201-204.

  3. Власенко Н. А. Правила законодательной техники в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации // Под ред. В. М. Баранова. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование // М.: 2001, С. 90-91.

  4. Воробьев А.В. Правотворчество в правовой системе современной России // В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. 2019. С. 141-143.

  5. Лупандина О.А. Муниципальное правотворчество и его место в современном правотворческом процессе в России // Юридические технологии в правовой политике. 2017. № 5. С. 105-113.

  6. Полеводина, Г. А. Понятие правотворческой деятельности // Молодой ученый. 2017. № 38 (172). С. 40-44.

  7. Самородов В.Ю. Правотворчество современной Поссии: проблема нивелирования антикультурных проявлений (в контексте стратегии устойчивого развития национальной государственно-правовой жизни) // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 11. С. 296-309.

  8. Струсь К.А. Проблемы современного правотворчества: отечественный и зарубежный опыт. // Право и государство: теория и практика. 2017. № 7 (151). С. 27-29.

  9. Тихомиров Ю.А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. – 2008. - № 2. - С. 4-10.

  10. Трофимов В.В. Вопросы теории правообразования в истории отечественной юридической науки // История государства и права. 2011. № 22. С. 19 - 23.

  11. Фролова Н.А. Совершенствование подготовки юристов - специалистов по правотворчеству в современной России
    В сборнике: Норморайтер как профессия Материалы дискуссии. Издание 2-ое, переработанное и дополненное. 2019. С. 244-248.

  12. Черткова Ю.В. Идея судебного правотворчества за рубежом и ее перспективы в России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2017. Т. 3 (69). № 1. С. 239-246.

  13. Шамаров П.В. Теория миротворчества: проблема и содержание // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 5 (131). С. 112-121.

  14. Якубенко К.Ю. Негативные тенденции правосознания субъектов правотворчества: теоретические и практические проблемы. // Право и государство: теория и практика. 2018. № 3 (162). С. 14-18.