Файл: Законодательный процесс в современной России и его характеристика, правила и процедурные стадии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 и ряд специальных, посвященных законодательному процессу нормативных правовых актов. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам исключительного ведения федеральных органов или по предметам их совместного ведения с субъектами Федерации.

Гласность правотворчества заключается в содержании процедуры разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом, в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения.

Высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум. Данный вид правотворческой деятельности зависит от уровня образованности, а именно общей и правовой сознательности и культуры всех членов общества. В жизни это практически невозможно. Возможны лишь идеальные конструкции.1

От принципа профессионализма зависит качество норм права и законов и механизм последующего принятия решения компетентного государственного органа. К этой деятельности должны привлекаться обладающие профессиональными знаниями, опытом законодательного моделирования специалисты (юристы, политологи, экономисты, социологи, специалисты в подлежащих правовому регулированию отраслях государственной деятельности). Недостаточный учет этого принципа или же учет мнений лишь одной стороны, а не оценка законопроекта с разных позиций и с учетом всевозможных мнений сказывается на качестве принимаемых нормативных актов.

Исходя из этой специфики правотворческого процесса следует, что депутаты должны работать с уже подготовленными специалистами законопроектами.

Принцип научности означает, что законопроект готовится не сам по себе, произвольно, а непременно при тщательном анализе уполномоченными на то органами социальной, политической и экономической ситуации в стране. Выясняется потребность правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразность подобного регламентирования и т. д.

Вместе с тем необходима постоянная связь законодательных органов с правоприменителем, чтобы знать какого результата стоит предполагать от своего труда, оценивать эффективность принятых правовых решений и быстро корректировать свою работу по мере такой необходимости.


Суть этого принципа состоит в том, чтобы проект нормативно-правового акта был подготовлен с учетом существующих научных достижений в соответствующей отрасли права и других юридических науках.

Принцип системности указывает на необходимость связывать подготавливаемую норму права или нормативно-правовой акт с действующим законодательством. Новый акт не должен дублировать уже имеющиеся и действующие правовые нормы, тем более если они находятся в нормативно правовых актах, обладающих большей юридической силой.


    1. Виды правотворчества


Поскольку процесс правотворчества оказывает влияние на все сферы жизни общества, то не будет откровением и тот факт, что классификация видов правотворчества также будет весьма разнообразной. Правовая наука предлагает использовать различные критерии классификации правотворчества и термины для обозначения классификационных единиц: виды правотворчества, способы, формы правотворчества. Неоднозначно трактуются в науке и способы правотворчества, определяющие возможные варианты создания правовых актов соответствующего уровня. Некоторые авторы понятия «способы», «формы» и «виды» правотворчества либо смешивают, либо используют как тождественные.

Так, В.В. Лазарев различает три способа правотворчества: непосредственную правоустановительную деятельность полномочных государственных органов; санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая или выработаны негосударственными организациями, и непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования - в виде референдума.1

В своих работах А.С. Пиголкин выделяет три формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, непосредственно народом путем референдума и заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права. 2

Четыре вида предлагает С. А. Комаров: принятие нормативных правовых актов компетентными государственными органами; непосредственное правотворчество народа в ходе референдума; санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями; заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.3

Пять основных видов правотворчества выделяет Ю. А. Тихомиров: законотворчество, подзаконное правотворчество, локальное правотворчество местного самоуправления, прямое непосредственное правотворчество, договорное нормотворчество.

4

Во всех случаях, когда речь идет о способах или же формах правотворчества, при этом обсуждению подвергается характер участия государства в придании нормативным предписаниям юридической силы: прямое государственное нормоустановление, делегированное правотворчество по поручению, непосредственное правотворчество через референдум, нормотворчество посредством признания (санкционирования) прецедента, санкционирование обычая и т.п. Все это механизмы объективации права, которые использует государство, а с теоретической точки зрения это механизмы, которые охватывают объективную сторону состава правотворчества.


Основной формой правотворчества является государственная деятельность, осуществляемая парламентом. Однако кроме парламента творить нормы права дозволено и иным субъектам. Право на подготовку и принятие нормативно-правовых актов у лиц и органов, им обладающих, не может быть одинаковым. В демократическом обществе последовательно проводится принцип разделения власти на три ветви. При этом и выделяется законодательная власть как власть, обладающая исключительно широкими полномочиями по подготовке и принятию норм права и нормативных правовых актов. В Российской Федерации это двухпалатное Федеральное собрание. Нижняя палата – Государственная дума – это постоянно действующий профессиональный законодательный орган. Кроме нее существуют законодательные собрания в субъектах Российской Федерации соответственно принципу государственного устройства России.

Законы и их нормативные установления образуют основу системы законодательства. Остальные органы государства и должностные лица осуществляют еѐ на основе в соответствии с ними. В связи с особой значимостью законов в правовой действительности деятельность по их подготовке образует самостоятельный вид деятельности государства – законотворчество.

Остальная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение законов, и ее продукт, нормативно-правовые акты, носят характер подзаконной деятельности. Такие акты в РФ принимают: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министры, иные центральные органы исполнительной власти, президенты и органы исполнительной власти субъектов РФ. Исходя из возможности существования корпоративных правовых норм следует, что нормативно-правовые акты могут издавать руководители государственных предприятий, учреждений и организаций.

Подводя итог данной главы, следует сказать, что понятие правотворчества весьма многогранно и понималось в юридической литературе, рядом авторов по разному, но все же исходя из массива определений можно сказать, что правотворчество – это именно процесс по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов по инициативе и в порядке установленным законодательством Российской Федерации.


Касательно видов правотворчества, то Российской Федерации правотворчество осуществляется главным образом в двух видах: правотворческая деятельность государства и правотворческая деятельность гражданского общества, его отдельных субъектов. Но при этом все виды правотворчества объединяет ряд принципов, по которым оно должно строиться.


1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с поправками от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ, 2014, № 31. Ст. 4398.

1 Шамаров П.В. Теория миротворчества: проблема и содержание // Этносоциум и межнациональная культура. 2019. № 5 (131). С. 112

1 Тихомиров Ю. А. Юридическое проектирование: критерии и ошибки // Журнал российского права. – 2008. - № 2. - С. 4.

1 Полеводина, Г. А. Понятие правотворческой деятельности / Молодой ученый. 2017. № 38 (172). С. 87

2 Власенко Н. А. Правила законодательной техники в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации / Под ред. В. М. Баранова. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / М.: 2001, С. 93

1 Р. Х. Макуев Теория государства и права: Учебник / – Москва-Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. С. 122

1 Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие /– М.: ЮРИСТ, 2006. С. 210

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с поправками от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ, 2014, № 31. Ст. 4398.

1 Бабаева В. К. Теория государства и права / Под ред. В. К. Бабаева. М., 2010. С. 320

1 Лазарев В. В. Общая теория права и государства Учебник для вузов. / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2009. С. 122

2 Пиголкин А.С. Общая теория права Учебник. / М., 2008. С. 203

3 Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. / М., 2010. С. 241

4 Марченко М. Н. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / М., 2010. Т. 2. С. 164