ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий урока
Данные об учителе: Мельникова Алена Викторовна МОУ «Средняя школа №7» г. Петрозаводск.
Предмет: химия
Класс: 8
Тема урока «Химические реакции»
Цели урока: изучение и первичное осознание химических явлений; выяснение признаков и условий протекания химических реакций;
совершенствование умения отличать физические процессы от химических; формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Задачи урока:
образовательные:
-
закрепить знания учащихся о физических и химических явлениях; -
содействовать формированию у учащихся знаний о признаках и условиях протекания химических реакций;
развивающие:
-
развивать умение ставить проблемы и решать их, устанавливать межпредметные связи; -
вырабатывать практические умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами в соответствии с правилами по ТБ; -
продолжать формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента; -
развивать способность к само- и взаимоконтролю.
воспитательные:
-
воспитывать культуру общения через работу в парах; -
продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе и в организме человека.
Планируемые результаты
предметные:
-
знать, понимать понятия "физическое явление", "химическое явление", "признаки химической реакции", "условия возникновения и протекания химических реакций»
-
уметь определять физические и химические явления, -
уметь описывать признаки химических реакций, -
уметь приводить примеры химических процессов в природе и технике, -
уметь объяснять роль физических и химических явлений в природе и технике,
метапредметные:
Познавательные:
-
умение обобщать полученную информацию, устанавливать аналогии, делать выводы; -
проводить наблюдение; -
получать информацию из разных источников, структурировать и преобразовывать ее; -
формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной деятельности;
.
Регулятивные:
-
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; -
умение планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; -
умение осознавать уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные:
-
умение формулировать высказывание; -
умение анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами; -
строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работая в группе; -
умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
личностные:
-
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме; -
проявление творческого отношения к процессу обучения. -
осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний; -
развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений. -
формирование умение грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы и методические приемы: Беседа, демонстрация опыта, лабораторная работа, летучка, черная метка, смысловое чтение.
Оборудование: умная колонка «Маруся», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал (оценочный лист группы, технологическая карта лабораторной работы).
Лабораторное оборудование и реактивы: растворы FeCI3, KCNS, Na2CO3, НСI, NaOH, фенолфталеина (ф/ф), H2SO4, СuSO4, пипетка, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, лучина, бенгальские огни.
Подготовка к уроку:
1. Разделение класса на 6 групп при помощи программы ClassDojo.com
2. Подготовить раздаточный материал.
Структура и ход урока
№ | Этапы урока | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Время мин | ||||||||||||
1. | Организационный | | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке присутствуют гости. Повернитесь, поприветствуйте их. Для того чтобы активизировать зоны коры головного мозга и настроить вас на активную работу, проведем пальчиковую гимнастику. Присаживайтесь. В течение урока вам предстоит заполнять лист контроля, поэтому подпишите его, пожалуйста. (Приложение 1). На столах у вас лежат цифры, каждый участник группы берет себе по 1 цифре и запоминает номер. Я надеюсь, что урок будет интересным и полезным для вас. | Приветствие учителя. Готовность к уроку. Выполнение пальчиковой гимнастики Записывают свои фамилии в оценочный лист. Выбирают цифры от 1до 5или6 | 2 | ||||||||||||
2. | Актуализация знаний | Слайд 1-2 | - Ребята, какие явления могут встречаться в нашей жизни? Какие явления мы уже изучили на уроках химии ранее? - Сформулируйте определение физические явления. - Сейчас давайте проверим, как вы поняли тему: Физические явления. (Прием – летучка). Вам нужно определить какие явления, представленные на слайде, относятся к физическим. Для этого на оценочном листе в 1 задании поставьте галочки или плюсики. На выполнение задания 30 секунд. (Маруся, поставь таймер на 30 секунд) Проверка. Учащиеся меняются работами с соседями по группе по часовой стрелке, проверяют правильность выполнения работ и выставляют отметки, используя предложенные критерии в оценочный лист. | Отвечают на вопросы, дают определение. Выполняют задание, проводят проверку, оценивают друг друга. | 3 | ||||||||||||
3. | Определение темы, целеполагание. | Слайд 3 | Демонстрация опыта «Горение бенгальского огня» Обучающие смотрят опыт и отвечают на вопросы. -----Что увидели? (опыт). -К какому явлению относится данный опыт? (к химическому) -Как определили? (выделения света, тепла, появление искр и т. д.) -Как вы думаете тема нашего урока? -Цель нашего урока? Запись темы в тетрадь. «Химические реакции». | Отвечают на вопросы, определяют тему урока, высказывая свои предложения. Каждая группа формулирует цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. | 3 | ||||||||||||
4. | Изучение нового материала. | Слайд 4 | Итак, химические явления по-другому также называют химическими реакциями. Давайте, попробуем сформулировать определение химическая реакция. Химические реакции – это явления, в результате которых из одних веществ образуются другие. Когда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, происходит химическая реакция, которая сопровождается каким-либо внешним признаком. Эти признаки мы с вами можем наблюдать с помощью органов чувств. Перечислите, какие органы чувств человека вам известны? Сейчас проведем небольшую лабораторную работу. Вам нужно определить признаки, по которым можно сказать, что произошла химическая реакция. Но прежде, чем перейти к лабораторной работе, повторим правила ТБ Выполнение лабораторной работы (Приложение 2) После каждого опыта, проверяем, что получилось. Определяем признак химической реакции. Комментирует каждая группа по очереди. (Прием черная метка) Для этого учитель просит умную колонку выбрать цифру от 1 до 5или 6. Каждый участник группы выбрал себе номер в начале урока. - Перечислите признаки химических реакций? Физминутка Очень химию мы любим! Шеей вправо-влево крутим. К знаниям найдем дорожку, И попрыгаем немножко. К знаниям найдем дорожку, И попрыгаем немножко. Вы учиться не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь! Стоп, закончена зарядка, Вдох и выдох для порядка. И готовы вы опять На вопросы отвечать. На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов. Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Еще Д.И.Менделеев указывал, что наиболее существенным признаком всех химических реакций является изменение энергии. У вас на столах отрывок из произведения писателя-фантаста А.Казанцева «Пылающий остров». (Прием смысловое чтение) (Приложение 3). -Прочтите этот текст и ответьте на вопросы. -О какой реакции говорится в тексте? - О каком признаке реакции автор говорит в этом отрывке? - В рабочем листе заполните пропуски. -Как вы думаете, какие условия необходимо выполнить, чтобы произошла химическая реакция? | Выдвигают свои предположения Делают запись определения в тетрадь Отвечают на вопрос (обоняние, осязание, зрение, вкус , слух). Повторяют технику безопасности. Выполняют лабораторную работу, соблюдая ТБ. Определяют признаки химической реакции (выделение газа,выпадение или растворение осадка, изменение цвета,появление запаха, излучение свет,выделение или поглощение теплоты). Выступление 1 из участников группы Восстанавливают физические и духовные силы, выполняя упражнения. Эмоциональная разгрузка. Читают текст. Определяют, что в тексте написано про реакции горения. Определяют признак реакции. Заполняют пропуски. Самооценивают себя Ребята составляют план условий возникновения и протекания химических реакций Ожидаемый план 1. тесное соприкосновение реагирующих веществ 2. нагревание (возможно электрический ток, свет) 3. Измельчение 4. Перемешивание | 23 | ||||||||||||
5. | Первичное закрепление | Слайд 5 | Предлагаю, закрепить изученный материал. 1 задание. У каждой группы на столе лежит задание (Приложение 4) Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции. На выполнение задания 30 секунд. (Маруся, включи таймер 30 секунд). Проверяем задание. 2 задание. Каждый выполняет самостоятельно. Определите признаки химических реакций. На выполнения задания 1 минута
Использую прием черная метка. 1 участник из группы показывает на оценку таблицу и после проверяет и оценивает остальных в группе. | Репродуктивное воссоздание изученного материала, систематизация и обобщение, выполнение заданий на изученную тему, первичная проверка усвоения и понимания материала. Выполняют совместно с группой задания №1. Оглашают, что получилось Индивидуально выполняют задание. 1 участник группы проверяет у остальных. Выставляет отметки по критериям 1. образование осадка, появление запаха 2. выделение тепла и света 3. изменение цвета, появление запаха 4. образование осадка 5. выделение газа | 5 | ||||||||||||
6. | Домашнее задание | Слайд 6 | Обеспечение понимания учащимся целей и способов выполнения домашнего задания. § 9, приведите пословицы, где речь идёт о химических явлениях. Определите признак реакции. Или § 9 составьте синквейн «Признаки химических реакций» | Записывают домашнее задание | 1 | ||||||||||||
7. | Рефлексия | Слайд 7-8 | Продолжите предложение: 1. Теперь я знаю, что … 2. Теперь я знаю, как … 3. Теперь я умею… 4. Меня удивило… - Выразите свое мнение об уроке, выбрав смайлик. - Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях? - В заключение я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Спасибо за сотрудничество. | Оценивают урок, устанавливают взаимосвязь между поставленными задачами и результатами урока. | 2 |
Приложение 1
Оценочный лист
Фамилия имя ________________________________
явление | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | оценка |
физическое | | | | | | | | | | | |
2.Лабораторная работа
Опыт | Признак хим.реакции (0-1 балл) | С Критерии оценивания 12 – 11 баллов – «5» 10 – 8 баллов – «4» 7 – 5 баллов – «3» Меньше 5 баллов – «2» Оценка________ облюдение правил ТБ (0-1 балл) |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
3
Критерии
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Все не верно – «2»
. Смысловое чтение.
В тексте говорится о реакции ____________
Реакции, идущие с выделением теплоты называются _________________
Реакции, идущие с поглощением теплоты называются _________________
Оценка __________
4. Задание. Определите признаки химических реакций.
Название химической реакции | Признак реакции | баллы |
1. Скисание молока, образование простокваши | | |
2. Горение спирта | | |
3. Разложение сахара | | |
4. Образование накипи в чайнике | | |
5. Открывание бутылки с газированной водой | | |
Критерии оценивания
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
Меньше 3 баллов – «2»
Оценка________
Отметка учителя ________________
Легко! Не все получилось Трудно…
Приложение 2
Технологическая карта для выполнения Лабораторной работы по теме: «Признаки химических реакций»
Цель работы: изучить признаки химических реакций и условия их протекания на практике, соблюдая технику юезопасности
Оборудование: пипетка, пробирки, штатив для пробирок, спиртовка, спички, лучина.
Реактивы:растворы FeCI3, KCNS, Na2CO3, НСI, NaOH, фенолфталеина (ф/ф), H2SO4, СuSO4
Ход работы
№ | Оборудование, реактивы | Ход работы | Наблюдаемый признак |
1 | Раствор хлорида железа (III) (FeCI3), раствор роданида калия (KCNS), пипетка | В пробирку налейте 1 мл FeCI3, добавить 2,3 капли KCNS. | Я наблюдал(а)… |
2 | Растворы карбоната натрия (Na2CO3) и соляной кислоты (НСI), пробирка | В пробирку налейте 1 мл Na2CO3 и добавьте 1 мл НСI | Я наблюдал(а)… |
3 | Растворы щелочи (NaOH), фенолфталеина (ф/ф), серной кислоты (H2SO4), пробирка | В пробирку налейте 1 мл NaОН добавьте 1-2 капли ф/ф, затем 1мл H2SO4 | Я наблюдал(а)… |
4 | Раствор сульфата меди (II) (СuSO4), щелочи (NaOH), пробирка | В пробирку налейте 1 мл СuSO4 и добавляйте по каплям NaOH | Я наблюдал(а)… |
5 | Свежеприготовленный гидроксид меди (II)(Cu(OH)2) и соляная кислота (НСI) | В пробирку с опыта №4 добавьте 1 – 2мл соляной кислоты, перемешайте. | Я наблюдал(а)… |
6 | Спиртовка, спички, лучина. | Зажгите спиртовку, лучину. Через минуту потушите. | Я наблюдал(а)… |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
«Люди мира! Воздух, которымвы дышите, состоит из смеси двух газов –азота и кислорода. Кислород –очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется тепло.
горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется
тепло.
Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является реакцией экзотермической.Ноне все тела таковы. Есть соединения с кислородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения–горения, не выделяющего, а поглощающего тепло. Таким холодным горением было до сих порсоединение двух газов нашего воздуха –азота и кислорода.Эта реакция эндотермическая она требовала затраты значительной энергии и потому была редка на Земле. Она происходила в природе во время грозовых электрических разрядов – во время ударов молнии».
ппп Приложение 3
«Люди мира! Воздух, которымвы дышите, состоит из смеси двух газов –азота и кислорода. Кислород –очень деятельный газ. При повышенной температуре он стремится соединиться со многими телами нашей Земли. Эта реакция хорошо известна нам как горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется тепло.
горение. Когда горит уголь, вещество его соединяется с кислородом, при этом выделяется
тепло.
Соединение многих тел с кислородом сопровождается выделением тепла; выражаясь научно, является реакцией экзотермической.Ноне все тела таковы. Есть соединения с кислородом, образование которых требует тепла извне, есть явления холодного горения–