Файл: Дирижерский факультет аннотация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
f (10-11т.) С помощью уменьшения звучания второго плана (хорового аккомпанемента), композитор выдвигает на первый план мелодическую линию сначала у альтов, затем у сопрано, сделав динамику мелодии на нюанс громче (p в мелодической линии, pp в хоровом аккомпанементе). Далее с помощью данной достаточно уравновешенной динамики и небольшого диапазона хоровых партий, композитор придаёт произведению хоральный характер. Динамика в этом хоре не является контрастной. С помощью f в хоровом tutti в кульминации композитор выделяет главную мысль текста, это смысловая вершина. После кульминации динамика постепенно становится тише. Спад напряжения осуществляется также с помощью имитации хоровых партий (11-13т), здесь используется нюанс p.

Самым сложным в исполнении можно назвать pp (pianissimo). В самом конце произведения хор звучит в этом нюансе достаточно широко, спокойно, нежно- лёгкий звук, ко всему прочему в конце произведения звук как будто замирает указано (morendo) на фермате.


  1. Вокально-хоровой анализ

Данное произведение написано для четырёхголосного смешанного хора a’cappalla, также встречается divisi в каждой из партий.

• Диапазоны партий

Сопрано: c1- f2

Альт: b малой- es2

Тенор: f малой- g1

Бас: f большой- d1

Общий диапазон: f большой- f2.

• Интонационные трудности

Мелодический строй каждой из партий не вызывает трудностей при исполнении, так как мелодические линии во всём произведении проведены плавно и не имеют резких тесситурный подъёмов и спусков. Но также во внутреннем ансамбле партии проводящей мелодию, есть терцовые ходы (2,4, 6-10, 13, 15-16, 18-22такты), они могут вызвать проблему при исполнении, так как во взаимодействии с ровными длительностями в мелодии голоса может пропасть legato.

Часто используемый интервал в мелодике Шебалина, это как правило чистая кварта, это характерный для русской музыки интервал. В данном хоре этот интервал звучит очень мягко. Не смотря на свой призывной характер, чистая кварта звучит в соло альтов очень певуче (1-2, 4-5, 15т.). С помощью таких интервалов внутри одной партии мелодия приобретает волнообразное движение. Всё это помогает сохранить в мелодии простоту без лишних эмоций, что идеально подходит стихотворному тексту и удобно в исполнении. Самое сложное место в произведении находится в партии теноров: (8-9т), где присутствуют нисходящие хроматизмы, сложные для исполнения. Их следует исполнять более “узко”, осторожно (интонационно верно не теряя legato).


• Тесситурные трудности

Тесситура в произведение достаточно удобная. Особенность партий в том, что в каждой из них преобладает низкий регистр, что удобно исполнителям особенно в таких нюансах, как p и pp. Также и в кульминации верхний регистр в партиях звучит гармонично и удобно для исполнения, так как нюанс в ней f.

• Ансамблевые трудности

В произведении очень грамотно выстроена техника вокального ансамбля. Здесь используется камерный приём выключения одной из партий, например: 1-7т. и 15-18т., где отсутствуют сопрано, затем “выключаются” альты с 8 по 9т. В произведении предпочтение отдаётся альтам, тенорам, баритонам и басам (1-7, 15-18т.), соответственно самой главной ансамблевой трудностью будет являться окраска звука в этих партиях. Очень важно “не перегрузить” глубокими тембрами и низкой тесситурой звук на протяжении всего произведения, если этого не сделать, то при пении партий сопрано может быть большой разрыв в окраске звука между партиями, соответственно пропадёт вертикальный строй. Из этого вытекает, что строй горизонтальный в каждой партии должен быть интонационно точным с более светлой окраской звука.

• Динамические трудности

Динамические трудности не возникают, так как все нюансы расставлены очень грамотно и хорошо гармонируют с тесситурой в партиях голосов. Проблемы могут возникнуть только на нюансе pp в местах, где мужские партии аккомпанируют мелодическому соло альтов и сопрано (1-7т.), важно учитывать, что мелодия должна звучать на нюанс громче аккомпанирующих голосов.

• Темповые трудности

Темповых трудностей не должно возникать, так как на протяжении всего произведения сохраняется единый темп. Трудность может возникнуть только у дирижёра, так как темп не указан автором, соответственно исполнители должны следовать за его жестом (см. раздел “Дирижёрские трудности”).

Наиболее удобный темп для исполнения четверть-60. Сходный с andante (в темпе ходьбы).

• Дикционные трудности

Главная задача исполнителей- донести текст в композиции с помощью дикции. Очень важно хорошее произношение гласных, согласных, соблюдение орфоэпии, норм произношения грамматических и фонетических.

• Дирижерские трудности

Главная задача дирижёра, донести до слушателя то, что хотел передать композитор.

Главная трудность для дирижёра, как и для хора, это конечно исполнение a’cappella. Основная задача, это постараться “не затянуть”, т.е. остаться в одном темпе, как и указывает автор в начале “Певуче, но не слишком затягивая”.



Должен быть ясный показ вступления, снятия и дыхания. Также важно не забыть про выразительность в показе, так как от этого зависит и выразительность исполнителей. Здесь важна каждая мелочь, чтобы передать нужный характер. Очень важно передать художественный образ и смысл музыки.

В создание образа дирижёру всегда приходит на помощь сопереживание и понимание исполняемой музыки, мимика и жесты. Дирижёр должен показать исполнителям то, что он хочет услышать от них, должна быть чёткая обратная связь.

• Исполнительские трудности

Данное произведение очень удобно для исполнения. Можно сказать, что оно даже способствует формированию качеств певческого звука. В этом хоре очень удобно формировать звук в высокой позиции, активизировать дыхание. Также этому произведению характерен при исполнении близкий и яркий звук и наполненное, плотное звучание голоса. В этом произведении важна чёткость и ясность при произношении текста, что зависит от подвижности артикуляционного аппарата при вокализации (правильная работа губ, рта, мягкого и твёрдого нёба и языка). Также текст должен звучать выразительно, учитывая всё выше перечисленное. Следует в каждое слово вкладывать душу, в этом исполнителям поможет и само произведение своим характером и образом. Также важным в произведении является цепное дыхание, оно может вызвать трудности, поскольку есть точно определённые мелодические линии, между которыми возможно захочется взять дыхание, чего делать нельзя, в особенности где композитором указаны лиги. Эти лиги нужны для распевания нот на один гласный звук из текста, например­, 11-13 и 17т. в партиях сопрано и альтов. Исполнение с закрытым ртом также может вызвать трудности у исполнителей. Здесь очень важна высокая вокальная позиция и объёмность звука, что достигается благодаря крепкой опоре (1-7, 15-18т).

IV. Список использованной литературы

Самарин В. А. Хороведение. Учебное пособие для средних и высших музыкально–педагогических заведений. –М. : «Музыка», 2011, – 317 с.

Листова Н. А. Шебалин В. Я.//Монография. – М.: «Ск.», 1982, с. 296

Дмитревская К. Н. Хоры a cappella Шебалина в свете традиций русской хоровой классики. // Музыка и современность, вып. 7. – М., 1971, с. 88–122

https://studbooks.net/567804/kulturologiya/horovye_proizvedeniya_shebalina_zhanr_hora_capella

https://ru.wikibrief.org/wiki/Maksim_Tank

Асафьев Б. В. Шебалин В. Я.// О музыке 20 века. – Л.: «Музыка», 1982, с. 337–344


V. Приложение