Файл: Литература по теме Практические задания Тема Информационные технологии Вопрос Этапы развития информационных технологий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 328

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проекты являются средством организации операций, которые не могут быть проведены в рамках обычной деятельности организации. Таким образом, проекты часто используются в качестве средства выполнения стратегического плана организации.

 

Управление проектами.

Под управлением проектом понимается деятельность, направленная на эффективное достижение целей проекта в установленные сроки, в рамках утвержденного бюджета, с заданным качеством.

Управление проектами – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к операциям проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. Управление проектами выполняется с помощью применения и интеграции процессов управления проектами: инициации, планирования, исполнения, мониторинга и управления, завершения.

В управление проектом входит:

     определение требований;

     установка четких и достижимых целей;

     уравновешивание противоречащих требований по качеству, содержанию, времени и стоимости;

     коррекция характеристик, планов и подхода в соответствии с мнением и ожиданиями различных участников проекта.

 

Итак, управление проектом заключается в планировании, организации и управлении задачами и ресурсами для достижения цели проекта и контроле стратегии его реализации.

 

Вопрос 2. Основы планирования.

 

Составляющие проектного плана.

План проекта представляет собой модель, описывающую реальный проект в терминах задач, ресурсов, пути, сроков, затрат.

Задача(task) – деятельность, осуществляемая в рамках проекта, для достижения определенного результата. Задачи являются основными блоками, из которых строится любой проект. Они представляют собой работу, которую нужно выполнить для достижения поставленной цели. Во всем проекте набор задач характеризуется их логической последовательностью, а каждая задача – длительностью и требованиями к ресурсам.

Ресурсы – исполнители, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задачи.

Назначения – связь конкретной задачи с ресурсами, выделенными для ее выполнения.

Проект, как правило, содержит большое количество задач
, поэтому весь набор задач необходимо представить в виде укрупненных групп, логически связанных между собой. Так формируются суммарные задачи (фазы).

Суммарная задача (фаза, summary task) – состоит из нескольких задач. Результат фазы обобщает (суммирует) результаты задач, входящих в нее. Суммарная задача может содержать в себе как задачи, так и другие суммарные задачи.

Веха (milestone) – задача, достижение результата которой особенно важно для проекта. Вехой может быть и завершающая задача фазы. Как правило, веха используется для обозначения окончания основных этапов проекта.

Трудозатраты (work) – для задач: объем работ (в единицах рабочего времени) необходимый ресурсу (исполнителю) для выполнения задачи.

Длительность задачи (duration) – время, которое запланировано для работы над задачей.

Трудозатраты отличаются от длительности задачи. Ресурсу может потребоваться 24 часа на выполнение задачи, а длительность задачи – 8 часов. Это означает, что на выполнение данной задачи необходимо назначить не менее трех исполнителей. После установления списка задач проекта, длительностей задач, необходимо указать, как задачи взаимосвязаны друг с другом, их логическую зависимость.

Зависимости и связи – определяют логику связи одной задачи с другой, показывая, как одна задача влияет на другую. Например, задача № 2 начинается только тогда, когда закончится задача № 1, или задача № 1 и задача № 2 начинаются обязательно в одно время.

Создание назначений, т.е. назначение ресурсов на задачи, помогает решить ряд проблем планирования:

     определить конкретных сотрудников, ответственных за выполнение задачи, этапа и т.д.;

     контролировать объем работы, произведенной сотрудниками или оборудованием, назначенными на задачу, или контролировать объем материалов, использованных для выполнения задачи;

     составлять более гибкое расписание задач;

     перераспределять ресурсы для оптимизации загрузки персонала (сотрудников) и оборудования;

     произвести расчет времени, необходимого для выполнения задач, стоимость использования ресурсов для выполнения задач, для выполнения всего проекта.

 

Критический путь – это последовательность задач (или одна задача), которая определяет расчетную дату окончания проекта. Определяя и отслеживая критический путь проекта

, а также ресурсы, назначенные критическим задачам, можно предположить, какие задачи влияют на дату окончания проекта и удастся ли завершить его в срок.

 

Проектный треугольник.

Проект существует для достижения определенного конкретного результата в рамках временных и бюджетных ограничений. На планирование проекта влияют разные ограничения.

Временные ограничения могут затрагивать дату начала проекта или дату его окончания, могут существовать временные ограничения на выполнение отдельных задач, или привязка задач к конкретным датам; ограничения влияют на выделяемые для проекта ресурсы, на затраты; ограничением являются требования к уровню качества.

Такие важные параметры проекта как объем работ, время и стоимость связаны между собой. Изменение значения одного из этих параметров влияет на значения двух других. Например, при увеличении объема работ увеличивается стоимость и (или) длительность. Тройку «объем работ, время, стоимость» называют «тройным ограничением» или «проектным треугольником». Это одна из простых моделей, показывающая взаимозависимость характеристик проекта (рис. 61).

 



 

Рис. 61. Проектный треугольник

 

«Тройное ограничение» приходится учитывать при согласовании разнообразных требований проекта. Качество исполнения проекта зависит от уравновешивания этих трех факторов. Проекты с высоким качеством организации дают требуемый продукт, услугу или результат, соответствующие содержанию проекта, вовремя и в пределах установленного бюджета. Взаимоотношения между этими факторами таково, что, если один из этих факторов изменится, то с большой долей вероятности будет затронут как минимум еще один фактор.

Качество является центром проектного треугольника (см. рис. 61). Оно влияет на все его стороны, изменения любой стороны треугольника могут повлиять на качество. Качество не является фактором треугольника. Это результат взаимодействий времени, средств и объёмам работ по проекту.

Например, если оказалось, что в календарном плане есть дополнительное время, можно увеличить объем работ, добавив задачи. Следовательно, можно добиться более высокого качества проекта и его конечных результатов.

Если необходимо сократить расходы, чтобы уложиться в бюджет, возможно, потребуется удалить задачи или уменьшить их длительность. Таким образом, причиной снижения уровня качества может быть потребность в сокращении расходов.


Понимание проектного треугольника поможет в принятии оптимальных решений, когда необходим поиск компромисса.

В большинстве проектов, по меньшей мере, одна сторона треугольника фиксирована, то есть ее нельзя изменить. В одних проектах – это бюджет: независимо ни от чего на данный проект не будет выделено дополнительных средств. В других проектах нельзя менять календарный план либо конечные результаты.

Необходимо найти неизменные стороны проектного треугольника. Зная, какую сторону треугольника нельзя изменить, легко определить, что можно скорректировать в случае возникновения проблем.

Сначала следует решить, какой из трех элементов фиксирован. Как правило, это элемент, который наиболее важен для успеха проекта (своевременное окончание, бюджет или согласованный объем работ). Затем нужно определить, какую сторону затрагивает текущая проблема. После этого станет ясно, на какие элементы необходимо обратить внимание, чтобы скорректировать проект.

Важно понимать, что изменение только одной стороны (времени, средств или объема работ) может влиять на две остальные стороны. Такое влияние может быть или положительным, или отрицательным, в зависимости от проекта. Поэтому, скорректировав план проекта, следует проверить снова два других элемента, чтобы убедиться, что все работает. Например, если план скорректирован для сокращения расходов, нужно проверить, осталась ли приемлемой дата окончания проекта.

 

Программное обеспечение управления проектами.

Для решения задачи управления проектами создано множество различных компьютерных программ, отличающихся своими возможностями. Отечественные разработки представлены следующими продуктами:

     «GORIZONT.Professional» на платформе 1С (разработчик ООО «ГОРИЗОНТ»).

     «Адванта» – программа для управления бизнесом онлайн (разработчик ООО «Адванта Софт»).

     «Битрикс24» – простая бесплатная (для компаний до 12 человек) программа (https://www.bitrix24.ru/).

     «ПМ Форсайт. Эффективное управление проектами». Разработчик – Группа компаний «Проектная ПРАКТИКА».

     «Мегаплан». Есть бесплатная версия. Онлайновая. Полностью русифицированная. Помогает контролировать исполнение задач и поручений и управлять проектами при отсутствии затрат на внедрение и содержание (
https://megaplan.ru/).

     «Простой бизнес». Есть бесплатная версия. В составе компоненты: «Управление организацией», «Управление проектами». Программа «облачная», но есть клиент, который работает автономно, синхронизируясь при подключении к Интернету (https://www.prostoy.ru/).

     «Projects-manager.com» – предназначена для управления проектами. Она включает в себя постановщик задач, множество отчетов и является полнофункциональной системой управления проектами. Простая регистрация в системе Projects Manager занимает не больше минуты, полностью бесплатная работа в системе без каких-либо сроков.

 

Существует множество критериев, по которым управленческие программы можно разделить по группам. Однако, в первую очередь, пользователи при выборе обращают внимание на следующее:

     платная или бесплатная программа (вариант: абонентская оплата за использование сервиса);

     онлайн или оффлайн система;

     однопользовательская или многопользовательская версия.

 

Все представленные на рынке управления проектами программы можно разделить на платные, бесплатные и предоставляемые пользователям за определённую (как правило, ежемесячную) абонентскую плату.

Ряд программных пакетов по управлению проектами (например, Project on Demand, Projects Manager, Papirus и др.) реализуются в виде онлайн-систем, для использования которых не нужно устанавливать программу на компьютер.

Подключение к сервису происходит через браузер. Поставщик программного обеспечения управляет им самостоятельно, предоставляя клиентами право за абонентскую плату (или бесплатно) получать доступ с клиентских устройств к функциям сервиса. Это экономит деньги организаторов проекта, иначе им нужно было бы потратиться на покупку программы и аппаратных средств. Кроме этого, аренда услуги позволяет произвольно отказываться от неё и снова подключаться только при возникновении необходимости.

Существует также целый ряд зарубежных программ управления проектами: Primavera, GanttProject, Teamwork, Pivotal Tracker, Spider Project и др. Наиболее популярным является программа MS Office Project, входящая в пакет MS Office.

Microsoft Office Project (или MSP) – программа управления проектами, разработанная и продаваемая корпорацией Microsoft, создана, чтобы помочь менеджеру проекта в разработке планов, распределении ресурсов по задачам, отслеживании прогресса и анализе объёмов работ.

Под маркой Microsoft Project доступны сразу несколько продуктов и решений:

     Microsoft Project Standard – однопользовательская версия для небольших проектов.