Файл: Стрельченко Юрий Игоревич научный руководитель Общества молодых ученых гоо впо доннму им. М. Горького, к мед н., доцент Актуальные вопросы биологической безопасности в современных условиях Электронный ресурс сборник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 143 5. Отсутствие встречных миграционных потоков людей и животных, способных выполнять роль переносчика инфекционных заболеваний между противоборствующими сторонами. Несмотря на многочисленные попытки использования биологического оружия противоборствующими сторонами в эпоху Античности, Средние века и Новое время в исторической литературе нет сообщений о влиянии данного вида оружия массового поражения на исход военных кампаний как при маневренной войне, таки при осаде городов, крепостей. Отмечены факты возникновения вспышек инфекционных заболеваний в вооруженных формированиях, которые пытались непосредственно применять биологическое оружие, что связано с непониманием в тот период принципов его хранения, транспортировки и боевого применения. С развитием тактики применения войск в м веке применение биологического оружия было признано неэффективным, а потому неоправданным. В период Первой Мировой войны при длительном позиционном размещении крупных воинских соединений в условиях постоянного нарушения санитарного режима возникавшие окопные эпидемии позволили обосновать и сформулировать подходы к боевому применению биологического оружия, а также выполнить теоретические расчеты эффективности его применения. В дальнейшем действием ряда международных конвенций под запретом оказались разработка рецептур для биологического оружия, способы его доставки, боевого применения, а также хранение уже существующих образцов. В настоящее время большинством авторов боевое применение биологического оружия против Вооруженных Сил противника считается неэффективным в связи с
1. Невозможностью скрытного применения биологического оружия в массовых масштабах.
2. Постоянной готовностью и ранним установлением факта применения биологического оружия службой РХБЗ с последующим комплексом мероприятий по защите личного состава.
3. Наличием эффективных противоэпидемических мероприятий, реализуемых медицинской службой при угрозе применения биологического оружия. Таким образом, при сомнительной эффективности биологического оружия, применивший его участник конфликта автоматически приобретает статус агрессора, что приводит к его изоляции с последующим военными политическим поражением.
1. Невозможностью скрытного применения биологического оружия в массовых масштабах.
2. Постоянной готовностью и ранним установлением факта применения биологического оружия службой РХБЗ с последующим комплексом мероприятий по защите личного состава.
3. Наличием эффективных противоэпидемических мероприятий, реализуемых медицинской службой при угрозе применения биологического оружия. Таким образом, при сомнительной эффективности биологического оружия, применивший его участник конфликта автоматически приобретает статус агрессора, что приводит к его изоляции с последующим военными политическим поражением.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 144 В настоящее время наиболее вероятным представляется ограниченное применение биологических агентов путем совершения террористических актов, направленных против гражданского населения на территории противника. Подобные действия направлены на распространение паники среди населения, расстройство экономической и хозяйственной активности, подрыв авторитета органов государственного управления, рост нагрузки и снижение мобилизационного потенциала учреждений здравоохранения. Цель Прогнозирование возможности диверсионно-террористического применения биологических агентов против гражданского населения ДНР и разработка мероприятий по его предотвращению, как задача медицинской службы во взаимодействии с органами государственного санитарно-противоэпидемиологического надзора. Материалы и методы Был применен метод ретроспективного анализа для изучения существовавших ранее подходов к применению, а также установлению рецептур биологического оружия. Был применен учетно-статистический метод для анализа эффективности применения биологических агентов в отношении организованных контингентов военнослужащих и гражданского населения. Также были применены методы прогнозирования и моделирования для определения возможных объектов и способов применения биологического оружия. Результаты. Боевое применение биологического оружия возможно исключительно в условиях военного конфликта мирового масштаба, когда существующие системы коллективной безопасности недействительны. Основу рецептур применяемых для изготовления биологического оружия составляют спорообразующие микроорганизмы, имеющие множественный путь передачи и распространения чума, сибирская язва, возбудители риккетсиозов. Использование токсинов признается нецелесообразным ввиду высокой стоимости их производства и малой эффективности по сравнению с химическим оружием. Санитарные потери среди гражданского населения при применении двух- и трехкомпонентной рецептуры могут достигать 60-70 %, при этом занятость коечного фонда учреждений здравоохранения достигает 80 % от существующего, расходы на лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения возрастают на 150-200 %, потери среди личного состава медицинских работников могут достигать 30-40 %. Эффективное применение биологических агентов в локальных конфликтах может быть организовано в виде террористических и диверсионных актов, в населенных пунктах с населением свыше 50 тысяч жителей сорганизованной системой транспорта и наличием учреждений здравоохранения. В качестве основного средства доставки поражающего агента следует считать людей и животных, находящихся в инкубационном периоде заболевания.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 145 Основные рецептуры представлены возбудителями, распространяющимися преимущественно воздушно-капельным путем, в т.ч. вирусно-микробными ассоциациями, вирусно-вирусными ассоциациями. Условиями, способствующими реализации попытки теракта можно считать интенсивность миграционных потоков, скученность в местах пересечения государственной границы, отсутствие эпидемиологической настороженности со стороны сотрудников ведомств, обеспечивающих пропускной режим в пунктах пропуска, дефекты в организации вакцинации на территории потенциально угрожаемой террористической атаки. Результатом успешного диверсионно-террористического акта или серии актов можно считать рост расходов на лекарственное обеспечение учреждений здравоохранения, которые возрастают на 50-100 %, срыв мобилизационной готовности учреждений здравоохранения, рост панических настроений населения. Именно такие результаты могут быть достигнуты в случае диверсионно-террористической атаки с использованием биологического агента например, вируса кори) с территории государства Украина. Выводы. В условиях длительно существующего локального военного конфликта возможно применение биологического агента, в том числе вируса кори, против гражданского населения ДНР методом серии диверсионно-террористических актов с привлечением, в том числе неосознанным, лиц, пересекающих пункты пропуска в инкубационном периоде заболевания. Вероятность осуществления диверсионно-террористических актов с использованием биологических агентов возрастает с ростом продолжительности конфликта, а также с ростом социально-политической напряженности внутри государства Украина. Рекомендовано
1. Усилить эпидемиологический надзор в пунктах пересечения государственной границы ДНР, за лицами и транспортными средствами, проникающими в ДНР со стороны государства Украина.
2. При выявлении лиц, подозрительных на опасные и карантинные инфекционные заболевания, в.т.ч. корь, размещать их в карантин, транспортное средство подвергать санитарной обработке на специально отведенной площадке.
3. Проводить разъяснительную работу среди местного населения, при необходимости организовать вакцинацию по эпидемическим показаниям декретированного контингента.
4. Организовать взаимодействие медицинской службы структур, обеспечивающих пропускной режим в пунктах пересечения государственной границы с органами государственного санитарно-противоэпидемического надзора с целью оптимизации выявления, изоляции и лечения инфекционных больных, что позволит эффективно устранить угрозу биологической опасности в отношении граждан ДНР.
1. Усилить эпидемиологический надзор в пунктах пересечения государственной границы ДНР, за лицами и транспортными средствами, проникающими в ДНР со стороны государства Украина.
2. При выявлении лиц, подозрительных на опасные и карантинные инфекционные заболевания, в.т.ч. корь, размещать их в карантин, транспортное средство подвергать санитарной обработке на специально отведенной площадке.
3. Проводить разъяснительную работу среди местного населения, при необходимости организовать вакцинацию по эпидемическим показаниям декретированного контингента.
4. Организовать взаимодействие медицинской службы структур, обеспечивающих пропускной режим в пунктах пересечения государственной границы с органами государственного санитарно-противоэпидемического надзора с целью оптимизации выявления, изоляции и лечения инфекционных больных, что позволит эффективно устранить угрозу биологической опасности в отношении граждан ДНР.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 146 ЗАДАЧИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ УГРОЗЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКИХ АГЕНТОВ
Чуркина Ю.В., Чуркин Д.В., Ластков ДО. Муниципальное образовательное учреждение Многопрофильная гимназия № 122», г. Донецк
ГОО ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ГОРЬКОГО, г. Донецк Классный руководитель обеспечивает организацию учебного процесса в структурном подразделении общеобразовательного учреждения, а также выполняет специальные задачи, направленные, в том числе, на сохранение индивидуального здоровья детей и предотвращение вспышек инфекционных заболеваний в детских коллективах. Относительно высокая уязвимость детей перед возбудителями инфекционных заболеваний, а также широкий общественный резонанс, связанный с возможными вспышками инфекционных заболеваний в детском коллективе, создает особую привлекательность организованных детских коллективов для террористических актов с использованием биологических агентов. Надлежащий контроль за питанием и питьевым режимом детей со стороны администрации образовательного учреждения и структурных подразделений Республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора ГСЭС МЗ ДНР исключает пищевой и водный путь и обусловливает наиболее вероятное применение для диверсионно-террористического акта инфекционных агентов, распространяющихся воздушно-капельным путем. Имеет значение также наличие детей с отклонениями и дефектами в прививочном анамнезе, что связано как с объективными показаниями для медицинского отвода от вакцинации, таки с субъективным подходом родителей к вакцинации детей. При этом преобладающая часть родителей привита согласно с существующими требованиями, что может создать ситуацию, когда возможна транзиторная внутрисемейная передача инфекции, в т.ч. кори, с последующим распространением инфекции в детском коллективе, который посещает ребенок, в связи стем, что значительная часть родителей с различными целями посещает государство Украина. Поэтому перед классным руководителем необходимо ставить следующие задачи по предотвращению террористических актов с использованием биологических агентов
Чуркина Ю.В., Чуркин Д.В., Ластков ДО. Муниципальное образовательное учреждение Многопрофильная гимназия № 122», г. Донецк
ГОО ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ГОРЬКОГО, г. Донецк Классный руководитель обеспечивает организацию учебного процесса в структурном подразделении общеобразовательного учреждения, а также выполняет специальные задачи, направленные, в том числе, на сохранение индивидуального здоровья детей и предотвращение вспышек инфекционных заболеваний в детских коллективах. Относительно высокая уязвимость детей перед возбудителями инфекционных заболеваний, а также широкий общественный резонанс, связанный с возможными вспышками инфекционных заболеваний в детском коллективе, создает особую привлекательность организованных детских коллективов для террористических актов с использованием биологических агентов. Надлежащий контроль за питанием и питьевым режимом детей со стороны администрации образовательного учреждения и структурных подразделений Республиканского центра санитарно-эпидемиологического надзора ГСЭС МЗ ДНР исключает пищевой и водный путь и обусловливает наиболее вероятное применение для диверсионно-террористического акта инфекционных агентов, распространяющихся воздушно-капельным путем. Имеет значение также наличие детей с отклонениями и дефектами в прививочном анамнезе, что связано как с объективными показаниями для медицинского отвода от вакцинации, таки с субъективным подходом родителей к вакцинации детей. При этом преобладающая часть родителей привита согласно с существующими требованиями, что может создать ситуацию, когда возможна транзиторная внутрисемейная передача инфекции, в т.ч. кори, с последующим распространением инфекции в детском коллективе, который посещает ребенок, в связи стем, что значительная часть родителей с различными целями посещает государство Украина. Поэтому перед классным руководителем необходимо ставить следующие задачи по предотвращению террористических актов с использованием биологических агентов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 147 1. Совместно с медицинским работником образовательного учреждения проводить контроль за полнотой охвата детей в классе прививками.
2. Ежедневно осуществлять контроль состояния здоровья детей, при подозрении на наличие инфекционных заболеваний немедленно отправлять детей к медицинскому работнику образовательного учреждения.
3. Провести с родителями обучаемых детей информационное занятие с целью добиться выполнения ежедневной утренней термометрии детям, при результате термометрии выше С, направлять ребенка к медицинскому специалисту учреждения здравоохранения.
4. Непосредственно лично контролировать процесс и результаты ежедневной уборки классного помещения, контролировать время и частоту проветривания классной комнаты. Полнота и своевременность взаимодействия педагогических и медицинских работников в образовательных учреждениях позволит избежать угрозы реализации террористических актов с использованием биологических агентов в детских учреждениях. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Шестак В.С.
ГОО ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ГОРЬКОГО, г. Донецк Донецкая Народная Республика (ДНР) постоянно сталкивается с различными угрозами своей безопасности, которые распространяются на все сферы общественной жизнедеятельности экономическую, оборонную, экологическую, информационную, духовно-культурную, промышленно-технологическую и т.д. Обеспечение безопасности является одним из главных направлений государственной политики ДНР. За годы независимости создана система органов, средств и сил обеспечения безопасности, что было соответствующим образом отражено во многих нормативных правовых актах, включая Конституцию ДНР [1]. Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных условий реализации государственной политики по обеспечению безопасности государства, является ее нормативно-правовое обеспечение. Нормативные правовые акты считаются основным инструментом проведения преобразований в политической, экономической и иных сферах общественной жизни. Оттого, насколько полно и всесторонне проработаны в соответствующих нормативных правовых актах основные понятия, которые касаются безопасности государства, общества, граждан, существенным образом зависит и то,
2. Ежедневно осуществлять контроль состояния здоровья детей, при подозрении на наличие инфекционных заболеваний немедленно отправлять детей к медицинскому работнику образовательного учреждения.
3. Провести с родителями обучаемых детей информационное занятие с целью добиться выполнения ежедневной утренней термометрии детям, при результате термометрии выше С, направлять ребенка к медицинскому специалисту учреждения здравоохранения.
4. Непосредственно лично контролировать процесс и результаты ежедневной уборки классного помещения, контролировать время и частоту проветривания классной комнаты. Полнота и своевременность взаимодействия педагогических и медицинских работников в образовательных учреждениях позволит избежать угрозы реализации террористических актов с использованием биологических агентов в детских учреждениях. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Шестак В.С.
ГОО ВПО ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. ГОРЬКОГО, г. Донецк Донецкая Народная Республика (ДНР) постоянно сталкивается с различными угрозами своей безопасности, которые распространяются на все сферы общественной жизнедеятельности экономическую, оборонную, экологическую, информационную, духовно-культурную, промышленно-технологическую и т.д. Обеспечение безопасности является одним из главных направлений государственной политики ДНР. За годы независимости создана система органов, средств и сил обеспечения безопасности, что было соответствующим образом отражено во многих нормативных правовых актах, включая Конституцию ДНР [1]. Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из главных условий реализации государственной политики по обеспечению безопасности государства, является ее нормативно-правовое обеспечение. Нормативные правовые акты считаются основным инструментом проведения преобразований в политической, экономической и иных сферах общественной жизни. Оттого, насколько полно и всесторонне проработаны в соответствующих нормативных правовых актах основные понятия, которые касаются безопасности государства, общества, граждан, существенным образом зависит и то,
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 148 насколько органы государственной власти, институты гражданского общества будут осуществлять свои функции. Ведь только в таком случае можно четко выделить объект обеспечения (безопасность, выяснить его существенные признаки и принять соответствующие организационные, правовые, финансовые и другие меры с целью их упорядочения, охраны и развития. Цель этого исследования – на основе анализа научной литературы и действующего законодательства определить насколько полно и всесторонне в нормативных правовых актах закреплены направления деятельности государства по обеспечению безопасности и внести предложения по их упорядочению и развитию в соответствии с общественными потребностями. Учитывая, что юридическое пространство в любой стране далеко от совершенства, вполне очевидно, что нормативно-правовая система требует постоянной переработки, т.к. она всегда должна соответствовать потребностям развития общества, новым целями задачам, стоящим передним, с. Теория законотворчества в нашей стране только складывается. Не все законы соответствуют Конституции, унифицированы по структуре и стилю изложения, недостаточно технически отработаны, содержат неточные и расплывчатые предписания, противоречия и пробелы, не всегда выдерживается единство терминологии. Многие принятые законы страдают декларативностью предписаний, отсутствием тщательно отработанного механизма действия его норм и обеспечения их реализации, что отрицательно сказывается на применении законов. В частности, в законодательстве по обеспечению безопасности до настоящего времени не выработано единого подхода к определению понятийного аппарата, в т.ч. таких категорий, как опасность, безопасность, национальная безопасность, государственная безопасность, экологическая безопасность, биологическая безопасность, риски, вызовы, угрозы и т.п. В настоящей работе мы не ставим цели раскрыть содержание этих терминов понятий) с научной точки зрения, поскольку существует достаточное количество публикаций по этой тематике. Для органов государственной власти важно знать смысловую определенность этих терминов (понятий) в законодательных актах. Как свидетельствует зарубежная практика, позитивным моментом в законотворчестве является то, что почти каждый закон начинается с перечисления терминов, используемых в законе и раскрытии их содержания. Этот положительный опыт в ДНР практически не используется. Между тем, ст. 28 Закона ДНР О нормативных правовых актах предусмотрено разъяснение вводимых понятий, а также юридических, технических и других специальных терминов [3].
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции Страница 149 Термин биологическая безопасность – относительно новый термин для юридической науки, с достаточно нестабильным содержанием ив законодательстве ДНР вообще не используется. Вместе стем, одним из главных базисов безопасности страны является, прежде всего, здоровье ее граждан и состояние среды их обитания. Потенциальную угрозу безопасности любого государства представляет биологический терроризм. Непредсказуемость биологических атак приводят к политической и экономической нестабильности, наносят и будут наносить огромный ущерб экономике, здравоохранению и сельскому хозяйству. Политическая недооценка важности решения проблем биологической безопасности может привести к катастрофическим последствиям. К проблеме законодательной дефиниции понятий, используемых в нормативных правовых актах, необходим дифференцированный подход. Так, определенный пласт понятий, имеющих основополагающее значение должен быть дефинирован в конституционном законодательстве (в самой Конституции или иных конституционных актах, другой пласт понятий – на уровне кодексов, третий - на уровне правительственных постановлений, четвертый – на уровне ведомственных нормативных актов, пятый – на уровне разъяснений верховных судебных органов [4, с. Система нормативно- правового обеспечения безопасности представляет собой совокупность законов и подзаконных нормативных актов, создающих нормативно-правовое поле для функционирования системы безопасности и выполнения ею своего назначения. В широком смысле речь идет о Конституции ДНР, Законе ДНР "О безопасности, иных законах ДНР, указах и распоряжениях Главы ДНР, международных правовых актах, связанных с обеспечением безопасности, постановлениях и распоряжениях Правительства ДНР, определяющих компетенцию субъектов системы обеспечения безопасности, а также ведомственных нормативных актах в форме приказов, директив, наставлений, положений, уставов, правил, инструкций и т.п. Основы правового регулирования безопасности заложены в Конституции ДНР поскольку задача по ее обеспечению основывается на принципах конституционного строя и строго подчинена им. Термин безопасность в Конституции ДНР, без раскрытия его содержания и юридической природы, используется дважды (в ст. 48 – права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства в ст. 59 – Глава ДНР принимает меры по обеспечению безопасности и территориальной целостности ДНР, а также в интересах обеспечения безопасности граждан вводит чрезвычайное и военное положение. Если термин биологическая безопасность трактовать как защищенность человека, общества, государства и окружающей среды от вредного воздействия, опасных для жизни и