Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1200
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г.В. Савицкая
Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведении, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям
7-е издание, исправленное
Савицкая Г. В.
Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с. — (Экономическое образование).
В первой части излагаются теоретические основы анализа хозяйственной деятельности как системы обобщенных знаний о его предмете, методе, функциях, принципах, задачах и методике. Подробно рассматриваются инструментарии аналитического исследования; методика детерминированного и стохастического факторного анализа; способы поиска и определения величины внутрихозяйственных резервов; вопросы организации анализа на предприятиях.
Во второй части рассматриваются методики комплексного внутрифирменного анализа результатов производственной деятельности предприятия с учетом отечественного и зарубежного опыта.
В третьей части изложена методика финансового анализа предприятия на основе последних наработок в этой области.
Для студентов вузов экономических специальностей. Может быть полезна специалистам предприятий.
Оглавление
Г.В. Савицкая 1
Оглавление 2
ПРЕДИСЛОВИЕ 8
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития 10
1.2. Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация 13
1.3. Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности 18
Глава 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности 21
2.2. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности 23
2.3. Принципы анализа хозяйственной деятельности 24
2.4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками 26
Глава 3. МЕТОД И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 29
3.1. Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты 29
3.2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности 31
3.3. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей 35
Глава 4. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 40
4.1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности 40
4.2. Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности 45
4.3. Способы приведения показателей в сопоставимый вид 48
4.4. Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности 52
4.5. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности 54
4.6. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности 56
4.7. Использование графического способа в анализе хозяйственной деятельности 58
Глава 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА 62
5.1. Понятие, типы и задачи факторного анализа 62
5.2. Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности 64
5.3. Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности 67
5.4. Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем 70
Глава 6. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ АНАЛИЗЕ 77
6.1. Способ цепной подстановки 77
6.2. Индексный метод 82
6.3. Способ абсолютных разниц 83
6.4. Способ относительных разниц 85
6.5. Способ пропорционального деления и долевого участия 87
6.6. Интегральный способ в анализе хозяйственной деятельности 89
6.7. Способ логарифмирования в анализе хозяйственной деятельности 93
Глава 7. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ СТОХАСТИЧЕСКИХ (КОРРЕЛЯЦИОННЫХ) СВЯЗЕЙ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 96
7.1. Понятие стохастической связи и задачи корреляционного анализа 96
7.2. Использование способов парной корреляции для изучения стохастических зависимостей 97
7.3. Методика множественного корреляционного анализа 104
7.4. Методика оценки и практического применения результатов корреляционного анализа 113
Глава 8. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДСЧЕТА РЕЗЕРВОВ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 117
8.1. Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация 117
8.2. Принципы организации поиска и подсчета резервов 122
8.3. Методика определения и обоснования величины резервов 124
Глава 9. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА 128
9.1. Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа 128
9.2. Принципы организации функционально стоимостного анализа 132
9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа 133
9.4. Опыт и перспективы использования функционально-стоимостного анализа 136
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 139
10.1. Основные правила организации анализа 139
10.2. Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности предприятий 140
10.3. Планирование аналитической работы 142
10.4. Информационное и методическое обеспечение анализа 143
10.5. Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе хозяйственной деятельности 146
10.6. Документальное оформление результатов анализа 147
10.7. Организация компьютерной обработки аналитической информации 149
Часть II. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 152
Глава 11. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 152
11.1. Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности 152
11.2. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов 152
11.3. Оценка риска невостребованной продукции 154
11.4. Анализ рынков сбыта продукции 156
11.5. Анализ ценовой политики предприятия 159
11.6. Анализ конкурентоспособности продукции 160
Глава 12 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 164
12.1. Задачи и информационное обеспечение анализа 164
12.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции 165
12.3. Анализ ассортимента и структуры продукции 169
12.4. Анализ качества произведенной продукции 173
12.5. Анализ ритмичности работы предприятия 177
12.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 179
Глава 13. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 185
13.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 185
13.2. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива 187
13.3. Анализ использования фонда рабочего времени 189
13.4. Анализ производительности труда 193
13.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 200
13.6. Анализ трудоемкости продукции 204
13.7. Анализ фонда заработной платы 208
13.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы 217
Глава 14. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 223
14.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства 223
14.2. Анализ интенсивности и эффективности использования ОПФ 226
14.3. Анализ использования производственной мощности предприятия 233
14.4. Анализ использования технологического оборудования 236
14.5. Резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности 239
Глава 15. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 241
15.1. Задачи анализа, источники информации 241
15.2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами 241
15.3. Анализ использования материальных ресурсов 247
15.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат 253
Глава 16. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 256
16.1. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции 256
16.2. Понятие и методика определения суммы постоянных и переменных затрат 257
16.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 261
16.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции 264
16.5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции 267
16.6. Анализ прямых материальных затрат 270
16.7. Анализ прямых трудовых затрат 275
16.8. Анализ косвенных затрат 278
16.9. Анализ издержек по центрам ответственности 284
16.10. Определение резервов снижения себестоимости продукции 286
Глава 17. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 289
17.1. Задачи анализа финансовых результатов 289
17.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли 290
17.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг 293
17.4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли 298
17.5. Анализ уровня среднереализационных цен 300
17.6. Анализ прочих операционных и внереализационных доходов и расходов 302
17.7. Анализ рентабельности предприятия 305
17.8. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности 312
Глава 18. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА 316
18.1. Понятие и значение маржинального анализа 316
18.2. Методика маржинального анализа прибыли 317
18.3. Методика маржинального анализа рентабельности 321
18.4. Предельный анализ и оптимизация прибыли 323
18.5. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 326
18.6. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 329
18.7. Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации 331
18.8. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта 333
18.9. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня 335
18.10. Выбор варианта машин и оборудования 336
18.11. Обоснование решения "производить или покупать" 338
18.12. Обоснование варианта технологии производства 339
18.13. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы 342
Глава 19 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 345
19.1. Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа использования прибыли 345
19.2. Анализ налогооблагаемой прибыли 346
19.4. Анализ формирования чистой (нераспределенной) прибыли 350
19.5. Анализ распределения чистой прибыли 354
19.6. Анализ дивидендной политики предприятия 357
Часть III. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА 360
ВВЕДЕНИЕ 360
Глава 20. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА 362
20.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа 362
20.2. Содержание бухгалтерского баланса. Порядок отражения в нем хозяйственных операций 363
20.3. Анализ источников формирования капитала предприятия 374
20.4. Методика оценки стоимости капитала предприятия и оптимизации его структуры 385
Глава 21. АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА И ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 392
21.1. Анализ структуры активов предприятия 392
21.2. Анализ состава структуры и динамики основного капитала 395
21.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов 398
21.4. Анализ состояния запасов 400
21.5. Анализ состояния дебиторской задолженности 404
21.6. Анализ остатков и движения денежной наличности 407
Глава 22. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 412
22.1. Показатели эффективности и интенсивности использования капитала. Методика их расчета и анализа 412
22.2. Факторный анализ рентабельности совокупного и операционного капитала 415
22.3. Анализ оборачиваемости капитала 419
22.4. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага 424
22.5. Анализ доходности собственного капитала 428
Глава 23 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 432
23.1. Анализ объемов инвестиционной деятельности 432
23.2. Ретроспективная оценка эффективности реальных инвестиций 435
23.3. Прогнозирование эффективности инвестиционной деятельности 436
23.4. Анализ эффективности финансовых вложений 449
23.5. Анализ эффективности лизинговых операций 456
Глава 24 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 461
24.1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости 461
24.2. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала 463
24.3. Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия 471
24.4. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку 474
24.5. Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанная на соотношении финансовых и нефинансовых активов 480
Глава 25 ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 482
25.1. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса 482
25.2. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств 489
25.3. Комплексная оценка финансового состояния предприятия и его платежеспособности 493
25.4. Прогнозирование финансового состояния и платежеспособности субъекта хозяйствования 498
Глава 26 ДИАГНОСТИКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 501
26.1. Понятие, виды и причины банкротства 501
26.2. Методы диагностики вероятности банкротства 503
26.3. Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования 509
Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний 513
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроэкономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.
Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа. Благодаря знанию техники и технологии анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.
Основной целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.
В процессе изучения курса студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия.
Анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.
При изложении материала автор исходил из того, что изучающие данный предмет уже знакомы с вопросами экономики, организацией и планированием производства на промышленных предприятиях, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, финансовым менеджментом, маркетингом и другими смежными дисциплинами, на которые опирается анализ хозяйственной деятельности.
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития
Анализ и синтез как особенности человеческого мышления. Анализ в широком и узком плане. Обособление экономического анализа как самостоятельной науки. Анализ на макро- и микроуровне. Возникновение, история, современное состояние и перспективы развития анализа хозяйственной деятельности.
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин "анализ" происходит от греческого слова "analyzis", что в переводе означает "разделяю", "расчленяю".
Следовательно, анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.
Например, чтобы понять сущность себестоимости продукции, необходимо знать не только из каких элементов она состоит, но и от чего зависит ее величина по каждой статье затрат. Чем детальнее будет разложен прирост себестоимости по элементам и факторам, тем больше мы будем знать об этом экономическом явлении и более эффективно управлять процессом формирования себестоимости продукции.
Вместе с тем нужно заметить, что многочисленные явления и процессы окружающей среды не могут быть осмыслены только с помощью анализа. Довольно часто возникает потребность использования других способов, соответствующих человеческому мышлению. Наиболее близок к анализу в этом смысле синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.
Таким образом, под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений, где невозможно использовать ни микроскопы, ни химические реактивы, где то и другое должна заменить сила абстракции.
Аналитические способности человека возникли и совершенствовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей среды. Это всегда побуждало к поиску наиболее эффективных способов труда, использования ресурсов.
С увеличением численности населения, совершенствованием средств производства, ростом материальных и духовных потребностей человека анализ постепенно стал первейшей жизненной необходимостью цивилизованного общества. Без анализа сегодня вообще невозможна сознательная деятельность людей. Характеризуя историческую границу возникновения анализа, Ф. Энгельс писал: "Уже разбивание ореха есть начало анализа". С развитием человеческого общества растет число разбиваемых орехов, совершенствуются и способы разбивания. Ширится круг объектов анализа, совершенствуется и он сам.
В результате сознательной деятельности люди постепенно расширяли взаимоотношения с природной средой и тем самым обогащали свои представления о разнообразных объектах и явлениях. Постепенно понадобился уже достаточно обособленный вид занятий, связанный с аналитическими исследованиями этих объектов и явлений. Так появился анализ в математике, химии, медицине и других науках.
Такой же процесс происходил и в экономической деятельности. Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена содействовали выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.
Экономический анализ — это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные часта и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
Различают макроэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей, и микро-экономический анализ, изучающий эти процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Последний получил название анализа хозяйственной деятельности (АХД).
Возникновение экономического анализа как средства познания сущности экономических явлений и процессов, по последним данным ученых, относят к 4000 году до новой эры. Его становление и развитие связывают непосредственно с возникновением и развитием бухгалтерского учета и балансоведения. Однако свое теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а именно во второй половине XIX в. Обособление анализа хозяйственной деятельности в специальную отрасль знании произошло несколько позже — в первой половине XX в.
Становление АХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний.
Во-первых, это удовлетворение практической потребности. Она возникла в связи с развитием производительных сил, совершенствованием производственных отношений, расширением масштабов производства. Интуитивный анализ, примерные расчеты, прикидки в памяти, которые применялись на кустарных и полукустарных предприятиях, стали недостаточными в условиях крупных производственных единиц. Без комплексного всестороннего АХД невозможно управлять сложными экономическими процессами, принимать оптимальные решения.
Во-вторых, это связано с развитием экономической науки вообще. Как известно, с развитием любой науки происходит дифференциация ее отраслей. Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) выполняли балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий появилась потребность в комплексном всестороннем исследовании деятельности предприятий. Вышеназванные науки уже не могли обеспечить все запросы практики. Возникла необходимость выделения АХД в самостоятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль экономического анализа возрастала соответственно цене ошибки в хозяйственной деятельности. Интерес к нему заметно возрос. Началось более-менее комплексное аналитическое изучение деятельности. Анализ стал важным средством планового управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.