Файл: Тема 12. Кредитная политика Банка России. 12 Сущность и инструменты кредитной политики цб рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 12. Кредитная политика Банка России.
12.1. Сущность и инструменты кредитной политики ЦБ РФ.

В странах с двухуровневой банковской системой центральные банки являются кредиторами последней инстанции для коммерческих банков. Другими словами, они должны осуществлять достаточно эффективную поддержку надежных коммерческих банков для создания качественной кредитной среды. Кроме этого, центральные банки оказывают кредитную поддержку своим правительствам в соответствии с законодательством страны.

Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке» осуществляет денежно-кредитную политику как важнейшую составляющую экономической политики государства.

Конечными целями осуществляемой Правительством и Банком России экономической политики являются низкая инфляция полная занятость, , постоянный рост производства, стабильность национальной валюты и т.п. Для реализации поставленных целей экономическая политика осуществляется посредством координации действий регулирующих органов в области бюджета, налогов, реальной экономики, денежного обращения и валютных отношений. Таким образом, экономическая политика состоит из следующих элементов:


Экономическая политика государства



Структурная

политика

Бюджетно-налоговая

политика

Денежно-кредитная

политика

Внешнеэконо-мическая

политика


Исполнительными органами, осуществляющую денежно-кредитную политику в Российской Федерации, являются:

  • Министерство экономики Российской Федерации,

  • Министерство финансов Российской Федерации,

  • Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации,

  • Центральный банк Российской Федерации.

Эти органы согласуют свои действия, направленные на регулирование экономики страны, с Правительством Российской Федерации, руководствуясь законами, принятыми Федеральным собранием и подписанными президентом.

Центральный банк Российской Федерации отвечает за реализацию денежно-кредитной политики, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объемов кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Данная политика осуществляется в соответствии с вышеуказанными законами.


Достижение этих задач преследует цель перманентности экономического роста и низкой инфляции. Банк России в соответствии с целями своей деятельности отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих сферах координирует свою политику с другими государственными органами.

Взаимоотношения Банка России и Правительства России в проведении денежно-кредитной политики четко определены. Правительство России ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность Банка России, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

С другой стороны, денежно-кредитная политика четко связана с бюджетно-налоговой политикой, финансированием госбюджета.

Банк России - прежде всего посредник между государством и экономикой через кредитные организации. В качестве такого института он призван регулировать денежно-кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Посредством трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики инструменты Банка России воздействуют на объем и структуру инвестиций, спрос и предложение в реальном секторе экономики, объем национального дохода.

Денежно-кредитная политика в зависимости от целей экономической политики государства может быть направлена либо на стимулирование кредита и инвестиций (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). На практике применяются также селективные (смешанные) варианты денежно-кредитной политики.

Конечные цели денежно-кредитной политики в процессе ее осуществления конкретизируются, определяются промежуточные цели, задачи, объекты регулирования, разрабатываются методы и инструменты регулирования денежно-кредитной сферы.

Главная задача в области денежно-кредитной политики России, как уже говорилось, отражается в ежегодно разрабатываемых Банком России «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики».

Экономические реформы, направленные на создание в России рыночного хозяйства, предопределили изменение инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Банком России, переход на широко практикуемые центральными банками зарубежных стран методы. Вместе с тем, недостаточное развитие рыночных отношений и институтов в российской экономике определенным образом ограничивают возможность полномасштабного использования уже апробированного инструментария для реализации денежно-кредитной политики.



Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России, обозначенные в законе «О Центральном Банке» ст.35 в настоящее время являются:

  1. процентные ставки по операциям Банка России;

  2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

  3. операции на открытом рынке;

  4. рефинансирование кредитных организаций;

  5. валютные интервенции;

  6. установление ориентиров роста денежной массы;

  7. прямые количественные ограничения;

  8. эмиссия облигаций от своего имени;

  9. другие инструменты, определенные Банком России.

Рассмотрим сущность и воздействие данных инструментов на состояние денежного и кредитного рынка.
12.2. Процентные ставки Центрального банка РФ. Для осуществления мер денежно-кредитного регулирования Банк России применяет ставку рефинансирования, ломбардную и учетную процентные ставки, а также ключевую процентную ставку по однодневным и внутридневным кредитам, а также целевые льготные процентные ставки.

Банк России может проводить процентную политику и без фиксации процентных ставок. В этом случае процентные ставки по той или иной операции устанавливаются в результате проведения кредитных аукционов или складываются как рыночные процентные ставки на межбанковском рынке.

Ключевая ставка (ставка рефинансирования) играет роль базовой процентной ставки. Все остальные процентные ставки рассчитываются исходя из динамики ставки рефинансирования, хотя вполне возможны и некоторые отклонения.

Механизм применения процентных ставок заключается в следующем: рост процентных ставок означает повышение стоимости кредитов, со стороны Центрального банка. Как правило, процентные ставки на межбанковском рынке также должны повышаться. Но не обязательно. Если коммерческие банки обладают достаточно высокой ликвидностью, то кредитование на «межбанке» может быть и дешевле. Но, если и на рынке межбанковского кредитования ликвидных средств недостаточно, то и там процентные ставки повысятся. Вследствие этого коммерческие банки будут сокращать объемы заимствований в этой сфере, что приведет к сокращению кредитного потенциала коммерческих банков. С целью увеличения своих депозитных ресурсов они будут вынуждены увеличивать процентные ставки по вкладам и депозитам, что при прочих равных условиях способствует привлечению денег в коммерческие банки.


Теоретически в данной ситуации возможен отток денежных средств с фондовых и валютных рынков, что может привести к снижению котировок ценных бумаг и укреплению курса национальной валюты.

На практике в абсолютном виде это происходит не сразу, поскольку и дилеры и брокеры, работающие на этих биржах, выполняют заказы на покупку и продажу валюты и ценных бумаг не только для банков, но и для экспортеров, импортеров, отечественных и иностранных инвесторов, монополий и частных лиц. И вряд ли, скажем, импортер или экспортер, национальный производитель ликвидирует свой бизнес только потому, что в коммерческом банке высокие процентные ставки по депозитам. Он может сократить объем своих торговых операций и объем производства, потому что вместе с дорогими депозитами станут дорогими и кредиты, которые могут стать для него недоступны. В любом случае рост процентных ставок по кредитам приведет к изменению ценовой ситуации на рынке в сторону роста цен.

Но, несомненно, что подобная ситуация может провоцировать некоторые потрясения на валютных и фондовых биржах, что не раз происходило в различных странах.

Как бы там ни было, рост процентных ставок Центрального банка приводит в условиях достаточно стабильного экономического развития к увеличению процентных ставок по вкладам и депозитам и возрастанию общего объема ресурсов коммерческих банков.

Снижение процентных ставок Банка России увеличивает и удешевляет кредитные средства на межбанковских рынках. В этот момент коммерческие банки могут снижать процентные ставки по вкладам и депозитам, что, как правило, способствует оттоку денег из коммерческих банков по направлению к более доходным рыночным секторам: валютным и фондовым биржам, рынкам недвижимости и товаров.

Данный процесс не оставит указанные финансовые сектора без изменения. «Давление» национальной валюты на валютных рынках страны, как правило, приводит к ее обесцениванию, снижению курса по отношению к другим мировым валютам.

На фондовых биржах приток денег влияет на котировки ценных бумаг в сторону их повышения.

Возрастают цены на товарных рынках, на рынках недвижимости и земли

Итак, процентные ставки центральных банков обладают мощным регулирующим воздействием не только на денежную массу и движение денег в народном хозяйстве, но и на экономическое развитие страны в целом.

Регулируя процентные ставки, можно создать более благоприятные условия для роста инвестиций и занятости трудоспособного населения. Это окажет влияние на рост доходов населения, обеспеченных товарным объемом, которые, в свою очередь, станут мощным стимулом экономического развития.


С 2014 года, как отмечается в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России намерен осуществлять политику инфляционного таргетирования. Это означает, что именно процентные ставки Банка России будут являться основным методом воздействия на объем и динамику денежной массы.

Несомненно, что политика денежного таргетирования после кризисного периода стала «дополняться» разработкой методов воздействия на денежную массу при помощи определенных инструментов, применяемых Банком России: процентные ставки, резервные требования, рефинансирование банков. Применение этих денежно-кредитных инструментов говорит о неявных попытках Центрального Банка совместить денежное таргетирование с инфляционным.

Инфляционное таргетирование означает выбор определенного значения инфляции в качестве целевого ориентира и использование операционного инструментария центрального банка, чаще всего процентных ставок, для достижения запланированного уровня инфляции, за который денежные власти несут ответственность. С 80-х годов прошлого века на инфляционное таргетирование перешли Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, Новая Зеландия. С 1999 года таргетирование инфляции применяет Европейский Центральный банк, с 2001 года – Казахстан. США использует смешанные режимы таргетирования.

При таргетировании инфляции в качестве целевого показателя инфляции чаще всего берется индекс потребительских цен (ИПЦ), либо производная от него — базовая инфляция.

Под базовой инфляцией понимается ИПЦ, скорректированный на цены тех товаров в потребительской корзине, которым присущи серьезные колебания, прежде всего, сезонного характера. Например, в базовую инфляцию не включаются:

- потребительские товары, цены которых резко колеблются в зависимости от сезона (молоко, яйца, фрукты и овощи летнего ассортимента);

- энергоносители, цены на которые могут резко отклоняться от реальных цен под влиянием политических событий;

- косвенные налоги;

- процентные платежи по ссудам, предоставленным на покупку жилья или жилищное строительство, величина которых может отклоняться в ту или другую сторону под влиянием ожиданий домашних хозяйств;

- прочие компоненты потребительской корзины, цены на которые имеют существенные колебания, зависящие от внешних и внутренних ценовых шоков.

Основной целью таргетирования инфляции является снижение инфляционных ожиданий всех хозяйствующих субъектов путем повышения их доверия к монетарной политике центрального банка и правительства.