Файл: 1. Теоретикометодологические аспекты защиты прав граждан в области социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении8.

Существуют виды права социального обеспечения для разграничения и упорядочения совокупности прав – это государственное и негосударственное обеспечение. Первый вид предполагает государственное социальное страхование, что значит страхование за счет страховых взносов, и государственная социальная помощь (за счет бюджетов разных уровней). Социальное страхование в Российской Федерации имеет виды обязательного социального страхования: пенсионное, медицинское, социальное на случай временной нетрудоспособности и социальное от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Следующий вид социальной защиты населения - негосударственное, то есть за счет средств юридических и физических лиц. Наиболее значимым элементом системы социального обеспечения по числу обеспечиваемых и по объему расходуемых средств является пенсия.

Пенсия - это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Пенсии могут быть трудовыми и социальными. В общий трудовой стаж засчитывается общественно-полезная деятельность, назначаются пенсии за выслугу лет, по случаю потери кормильца в семье, по инвалидности, по старости. В случае, когда граждане не связаны с трудовой или иной общественной деятельностью, то они имеют право на установление социальной пенсии9. Социальная пенсия назначается вместо трудовой пенсии при соблюдении двух условий. Первым условием является то, что размер пенсии не должен превышать 75% среднего заработка, второе - не может быть ниже установленного законом минимума и также превышать максимум. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. С помощью пенсии осуществляется материальное обеспечение граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию и реализации личных потребностей. В основе лежат нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» и т.д.


Иногда пенсии сопровождаются социальным обслуживанием, то есть предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Эти дополнительные услуги оказываются в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах-интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию в дошкольных и внешкольных учреждениях. Дополнительно граждане имеют право на пособия, которые назначаются гражданам ежемесячно, периодически или единовременно в установленных законодательством случаях.

Статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая оказывается бесплатно. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно выделить ряд проблем10.

Ключевая – отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли, другая задача – совершенствование нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в области медицинской помощи и охраны здоровья, в частности принятие нового федерального закона о здравоохранении в Российской Федерации, в котором будут урегулированы многие имеющиеся сегодня проблемы, а также федерального закона о защите прав пациентов. Можно сделать вывод о том, что Россия как социальное государство обязана предоставлять всем слоям населения возможности для реализации потребностей и поддержания их жизнедеятельности. Для предотвращения бедности и социального неравенства в стране производится обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, поддержка многодетных семей, материальная поддержка матерям-одиночкам, стипендия студентам, жилищная субсидия и т.д.

В праве социального обеспечения разделяют два основных вида субъективных прав: субъективные права - их содержание в конечном итоге сводится к единственному праву требования. Сюда входят: требования об уступке места в общественном транспорте, об своевременной уплате долга, о передаче имущества, о оплате недоимки по налогу и другие. В этом случае центр тяжести правового регулирования содержится в юридической обязанности другого лица (например, освобождение места, предназначенного для пассажиров с детьми и инвалидов, возврат долга, уплата налога).



А субъективное право как правомочие требования выступает средством, который направлен на обеспечение юридической обязанности, их исполнение способствует достижению популярного юридического эффекта; субъективные права, дающие лично субъекту шанс для реализации своего личного активного поведения ("право на собственные действия, имеющие юридическое значение").


Здесь - абсолютно иная картина: нужный юридический эффект может быть достигнут не способом исполнения обязанностей другим лицом или лицами, а способом личных действий самого субъекта - например, подача иска в суд, выступление на общественном митинге, продажа или дарение своего имущества и другие. Существуют здесь и юридические обязанности, возлагаемые на других лиц; однако они только охраняют, обеспечивают право - принять иск или жалобу, не ставить преград для выступления на общественном митинге или подталкивание к действию для распоряжения имуществом11.

Данный вид субъективного права представляет собой простую правовую дозволенность, имеющую характер стремления, внутри которой отсутствует указка к действию в строго зафиксированном законном порядке и требовать должного поведения от других граждан и необеспеченную конкретной юридической обязанностью.

Субъективные права, дающие самому субъекту возможность своего собственного активного поведения, подлежат частному распоряжению сторон.

Их содержание содержит в себе:

-   право лица личными действиями или же бездействием реализовывать гражданские права;

-       право требования от других лиц соблюдения своих субъективных гражданских прав;

-       возможность использовать субъектом различные виды способов и средства защиты собственного права, предусмотренные законом;

-       право на самозащиту;

-       по общему соглашению сторон возможность хозяйствующего субъекта обратиться в третейский суд (негосударственный юрисдикционный орган) для разрешения споров;

-       право субъекта обращаться в соответствующие государственные органы в случае нарушения субъективного гражданского права;

-       право обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, в

Конституционный Суд РФ (в исключительных ситуациях - в международные суды) преследуя цель защиты своих прав.

Существенное значение эти два вида субъективных прав имеют в имущественных, частноправовых отношениях. Здесь различаются: вещные права. В качестве основных признаков вещного права можно рассматривать следующие его свойства: ) юридическая связь субъекта с вещью, господство над ней; ) возникновение права в отношении вещи, поскольку объектом вещного права является именно вещь; ) возможность обладателя вещного права удовлетворить свой интерес без посредства других лиц; ) обязанность иных лиц не препятствовать осуществлению обладателем вещного права принадлежащих ему правомочий) абсолютный характер защиты; ) право следования12.


Соответственно, вещное право можно определить как субъективное гражданское право, которое возникает в отношении вещи и оформляет юридическую связь субъекта с вещью, господство над ней, позволяет удовлетворять свой интерес без посредства других лиц, которые в свою очередь обязаны не препятствовать осуществлению принадлежащих субъекту правомочий, обладает абсолютным характером защиты и правом следования.

Обязательственные права - это такие права, когда, субъект, имеющий право (например, право по договору купли-продажи, подряда), может достичь имущественного результата по обязательству не непосредственно, а только через исполнение обязанности другим лицом. Субъективные права и система правового обеспечения присутствуют при условии тесной взаимной зависимости, взаимосвязи, они обусловлены друг другом. Другими словами, между их носителями, субъектами, появляется связь, которая - и определяется как правоотношение, - связь через права и обязанности, принадлежащие этим субъектам.

Между тем, значение субъективного права в правовой системе обеспечения определено его основным местом и ролью, либо в составе правовых отношений, либо в составе правового статуса круга лиц. Субъективное право как принадлежность субъектов правового пространства несет на себе, по крайней мере, двойную нагрузку и имеет две свои модификации. Субъективное право может служить, во-первых, элементом правоотношений и, во-вторых, элементом правового статуса субъектов. Однако при исследовании вопросов субъективного права в правовой литературе традиционно придают главенствующее значение его роли в составе общественных отношений, подлежащих правовому регулированию.

Таким образом, в праве социального обеспечения разделяют два основных вида субъективных прав: субъективные права, содержание которых сводится к одному лишь праву требования и субъективные права, дающие лично субъекту шанс для реализации своего личного активного поведения.

2. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения и практика их реализации

2.1. Форма и способы социальной защиты населения

Социальная защита - это совокупность действующих на государственном, региональном, муниципальном уровне органов и должностных лиц, ответственных за оказание помощи и поддержки граждан при возникновении тех или иных социальных рисков.