Файл: 1. Теоретикометодологические аспекты защиты прав граждан в области социальной защиты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения: по поводу денежных выплат; по поводу натуральных видов социального обеспечения; процедурного и процессуального характера. Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя. Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как: охрана труда и здоровья людей; МРОТ; обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; развитие системы социальных служб; установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты. Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия.

Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика24. Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства.

Ст. 38 Конституции Российской Федерации закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов
, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер.

Так, например, СК РФ в ст. 13925 обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 15526 установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании. Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики.

Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как «семья с детьми», узким толкованием понятий «кровная семья», «семья усыновителей», что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий. В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере. Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность. В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей

27, в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:  если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;  если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;  если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму. Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно. Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли.

Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как: нехватка квалифицированных кадров; дефицит финансирования; нерациональное использование средств; износ помещений, медицинской техники и оборудования. Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов. Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта.
28 Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений. Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты: положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере; для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал.

Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке; необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: «Основы законодательства о пенсионном обеспечении»; необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.

Заключение

В заключение следует сделать вывод о том, что социальное обеспечение – это форма квотирования материальных благ с целью удовлетворения крайне необходимых персональных потребностей стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и стабильного производства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Также социальное обеспечение является одной из важных конституционных форм социальной защиты населения. Конституционными формами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия. Иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

Как основные источники права социального обеспечения можно указать:

- Конституцию РФ;


- Международные акты (Всеобщая декларация прав человека);

- Федеральные законы (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;-

- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

- Подзаконные акты (Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан», постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ») и иные нормативные акты.

Благодаря системе законодательных, социальных, экономических и моральных мер, что образует социальную защиту, возникают равные условия жизни граждан РФ. Все виды социального обеспечения, такие как:

1) государственное (государственное социальное страхование и государственная социальная помощь);

2) негосударственное, сконцентрированы на обеспечение безопасности населению при ограничении либо потере трудоспособности, при завершении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих несоразмерность в условиях жизни населения. Формы социальной защиты населения классифицируется в зависимости от:

1. субъекта-адресата социальной защиты могут быть общие и исключительные;

2. в зависимости от наличия промежуточного звена в системе предоставления помощи или обеспечения бывают прямая и опосредованная социальная защита;

3. в зависимости от степени участия гражданина в деятельности по повышению своего жизненного уровня различают активную или пассивную социальную защиту;

4. в зависимости от оснований предоставления-договорные и внедоговорные; 5. в зависимости от особенностей получателей социальная защита делится на индивидуальную и коллективную.

Способы защиты прав имеет юрисдикционную и неюрисдикционную формы. Юрисдикционный способ - управленческая, общественная, судебная и международная. А неюрисдикционный, в свою очередь, форму медиации. Альтернативным способом разрешения споров в области социального обеспечения выступает третейский суд.

Следует зафиксировать вопросы ответственности пенсионных, страховых фондов, их должностных лиц за не соответствующие действующему законодательству действия, вдобавок действия, ведущие к беспочвенному сокращению размера пенсии.

Помимо этого, требуется установить стабильную систему пенсионного обеспечения как одной из основных частей социального обеспечения. Незаконное бездействие органов, ответственных за предоставление социального обслуживания, нарушает имущественные и личные неимущественные права гражданина, что следует порождать право гражданина на компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его личных неимущественных прав, которое может быть реализовано путем предъявления соответствующего иска.