Файл: 1. Теоретикометодологические аспекты защиты прав граждан в области социальной защиты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 383
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важным принципом системы социальной защиты является адресность. Это осуществление комплекса различных мер по поддержанию условий существования конкретно нуждающихся граждан, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, с учетом индивидуальных потребностей и возможностями их возмещения, в соответствии с установленными критериями.
Критерии оказания помощи основываются на нормативах социального характера, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и иных данных, определяющих условия жизнедеятельности человека:
- потребностей человека;
- величины прожиточного минимума;
- содержания потребительской корзины;
- уровня минимального размера оклада (заработной платы);
- минимального размера пенсий и стипендий.
Принцип превентивных (предупредительных) мер по социальной защите означает необходимость предупреждения причин социального неравенства, неблагополучия, распознавать их еще на начальном этапе формирования и устранять их. Это в первую очередь, означает создание необходимых условий, при которых граждане могут самостоятельно справиться со сложившейся трудной ситуацией в жизни, а также использовать собственные личные ресурсы на случай возникновения социальных рисков, а именно: нарушение социального положения граждан вследствие болезни, потери кормильца, потери трудоспособности, безработицы 17.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание следующих категорий социальных услуг:
- финансовая или материальная помощь;
- предоставление услуг социального работника на дому;
- медицинское обследование и лечение в стационаре;
- предоставление временного жилья;
- предоставления дневного пребывания в помещениях социального обслуживания;
- оказание юридической помощи; - оказание услуг реабилитации.
Материальная помощь выделяется гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, посредством предоставления продуктов питания, топлива, вещей первой необходимости, технических средств для реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постоянном уходе.
Эффективность деятельности органов социальной защиты населения Российской Федерации, зависит непосредственно от проводимой в государстве политики в отношении малоимущего населения.
Государство занимается формированием федеральных систем по оказанию социальной защиты населения для исполнения различных видов государственной деятельности - исполнения социальной политики для оказания социальной поддержки гражданам, социального обслуживания граждан, регулирования вопросов, связанных с укреплением института брака и семьи, охраны, безопасности прав детей, а также реализации программ демографической политики Российской Федерации18
Направленность развития экономики в настоящее время в Российской Федерации сопутствуется наличием возникновения проблем в социальной сфере государства. Поэтому в приоритете у государства всегда стояли задачи ликвидации всех негативных последствий перехода к рыночной экономике. Это вызвано, непосредственно стремлением обеспечить стабильность в государстве, а также необходимостью совершенствования рыночной экономики государства.
Социальная защиты граждан является одной из главнейших задач социальной политики, одним из инструментов, с помощью которого осуществляется ее реализация. Ее действие направлено на оказание каждому гражданину юридических, социальных гарантий и возможностей для реализации его прав на уровень жизни, необходимый для осуществления, развития личности и воспроизводства. Также система социальной защиты населения базируется на принципах, которые позволяют ей наиболее полно и эффективно реализовывать все свои функции.
2.2. Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения
Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не ограничивается осуществлением собственных полномочий: федеральным законодателем установлен механизм делегирования полномочий федеральными органами государственной власти на уровень субъекта Российской Федерации.
М.В. Глигич-Золотаревой компетенция субъекта РФ именуется сложно сконструированным комплексом, содержащим полномочия как по предметам ведения субъекта Российской Федерации, так и по предметам совместного ведения, включая делегированные19 .
В рамках настоящего параграфа будет рассмотрен вопрос исполнения делегированных полномочий в сфере социального обеспечения органами государственной власти субъектов РФ, которыми последние могут наделяться помимо уже существующего у них спектра распределенных полномочий (статья 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).
Теме делегирования государственных полномочий уделяется внимание исследователей, в связи с чем предприняты весьма успешные попытки определить и описать это явление. Делегирование полномочий охарактеризовано как передача одним органом публичной власти другому разрешения вопросов, входящих в компетенцию первого, по двум направлениям: от вышестоящих органов публичной власти к нижестоящим и от нижестоящих – к вышестоящим (централизация).
Для достижения целей настоящего исследования делегирование полномочий рассмотрено в направлении сверху вниз, поскольку указанный вопрос касается реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных для осуществления федеральных полномочий в сфере социального обеспечения.
В.А. Черепановым отмечается, что делегирование возможно в отношении разграниченных полномочий, представляя собой вторичное распределение компетенции
20 .
Обращает внимание на возможность делегирования полномочий только после их разграничения и В.С. Мокрый 21 . Действительно, для того, чтобы передать полномочие, необходимо отнести его к компетенции определенного органа государственной власти, в противном случае не представляется возможным установить ни сам факт, ни направление передачи.
Конституционно-правовым основанием делегирования полномочий выступает часть 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой передача федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможна по соглашению между такими органами государственной власти в том случае, когда это не противоречит закону.
Согласно положениям статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ осуществление отдельных полномочий по предметам совместного ведения может быть передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанным Федеральным законом предусматривается право федеральных органов исполнительной власти инициировать делегирование отнесенных к их компетенции в сфере социального обеспечения полномочий органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Примером делегирования полномочий в сфере социального обеспечения выступает передача предоставления мер социальной поддержки инвалидов. На основании положений статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции, действующей с 01.01.2005, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Статья 28.2 вступила в силу 01.01.2005 на основании положений Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ; предыдущая редакция Федерального закона от 10.11.2003 положений о делегировании данных полномочий не содержала.
Таким образом, с 2005 года рассматриваемые полномочия переданы для осуществления органам власти субъектов Российской Федерации. Определение формы оказания социальной поддержки предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации; условия оказания таковой, раскрытые в федеральном законе, остались неизменными. Устанавливая порядок реализации права лиц названной категории на субсидии, Законодательное Собрание Красноярского края приняло Закон от 17.12.2004 № 13- 2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг»
22. В 2013 году в указанный закон были внесены изменения, в силу которых на граждан, обращающихся за мерами социальной поддержки, возложена обязанность по ежемесячной подаче в многофункциональные центры заявления о предоставлении субсидии и пакета документов, в том числе содержащего сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий подаче указанного заявления, о наличии задолженности по оплате жилья или коммунальных услуг и копию соглашения по погашению такой задолженности при ее наличии. Также принятая в 2013 году редакция положений краевого закона предусматривала прекращение предоставления субсидий и иных мер социальной поддержки в случае непогашения этой задолженности или невыполнения условий соглашения по ее погашению.
Отсутствие в федеральных и территориальных программах бесплатного оказания гражданам медицинской помощи наименования диагностического обследования не лишает ребенка-инвалида права на гарантированную ему законом бесплатную медицинскую помощь, включающую в себя в том числе и диагностику заболеваний.
Прокурор в интересах ребенка-инвалида Ж. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Алтайского края о взыскании в пользу матери ребенка-инвалида К. денежных средств в возмещение затрат на проведение генетического обследования.
В обоснование предъявленных требований прокурор ссылался на то, что Ж. является ребенком-инвалидом (болезнь нервной системы), включен в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, врачами федерального медико-генетического научного центра и диагностического центра Алтайского края Ж. рекомендовано провести дополнительное генетическое обследование в лаборатории общества с ограниченной ответственностью "Н" в г. Москве и разъяснено, что это обследование не относится к государственным гарантиям и подлежит оплате пациентом. Данное обследование было оплачено матерью Ж. На основании результатов генетического обследования Ж. был установлен заключительный диагноз, после чего назначено соответствующее лечение.
Министерством здравоохранения Алтайского края матери Ж. было отказано в возмещении понесенных ею расходов на генетическое обследование сына по причине того, что данное обследование не входит в перечень методов исследований, предусмотренных стандартами оказания медицинской помощи по виду заболевания ее сына, и не включено в