Файл: 1. История создания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М. Видео

1. История создания

Основатель компании – ныне известный российский бизнесмен Александр Тынкован. В 1992 г. вскоре после окончания университета он устроился на работу в небольшой магазин по продаже телевизоров. Через полгода начинающий предприниматель набрался опыта и решил вместе с партнерами открыть свой магазин. Было придумано название и зарегистрирован торговый знак.

Первый магазин «М.Видео» появился в Москве в 1993-м; он быстро стал известным в округе. Весь ассортимент продукции продумывался от начала и до конца, чтобы полностью удовлетворять запросы московских покупателей. Расчет оправдал себя: уже к концу года был открыт еще один магазин, а в 1994 г. удалось наладить работу еще 3 торговых точек.

Растущий спрос и объемы продаж дали возможность продолжить расширение – было решено открыть точки в центральной части столицы. Это было удобно для москвичей, что также позитивно отражалось на популярности «М.Видео».

М. Видео – первая компания в России, создавшая профессиональный сервисный центр, в который могли обратиться потребители за решением проблем с купленной техникой.

В 2001-м открылся супермаркет в Нижнем Новгороде – первая торговая точка за пределами Москвы. Специалисты компании приступили к разработке стратегии по расширению присутствия в регионах.

В 2002 году «М.Видео» развивала интернет-продажи, открыла дополнительные сайты по продвижению тонких телевизоров AHB и Hi-Fi устройств.

Также был внедрен новый формат магазинов – гипермаркеты – концепция которого состояла в оптимальной организации пространства, обеспечивавшей много места для потребителей. Была открыта первая точка такого формата площадью 2000 кв. м., работавшая круглосуточно; в общем в 2004 г. начали работу 13 гипермаркетов в Москве и регионах.

В следующем году в расширение руководство инвестировало $34 млн, что привело к открытию 17 магазинов, только 5 из которых пришлись на Москву, остальные – на крупнейшие города страны.

В 2010 г. розничная компания поставила рекорд, за этот период открыв 44 новых магазина. Также начала реализовывать OMNI-канальную модель коммуникации с клиентами, что позволило заметно укрепить свои позиции на рынке.

В 2017 году Группа компаний «Сафмар» Михаила Гуцериева выкупила 57,7 % акций, собственником которых были Александр Тынкован и его партнеры. Таким образом «М.Видео» вошла в состав одного из крупнейших финансово-промышленных конгломератов России, уже владевшего сетью «Эльдорадо».


2. Трудности компании и их преодоление.

В августе 1998 г. в России разразился известный дефолт – тяжелый экономический кризис, приведший к практически полной финансовой дестабилизации экономики страны. Стремительное повышение курса доллара, резкое снижение доходов населения значительно ухудшили рыночную конъюнктуру.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, ритейлер продолжил вкладывать средства в расширение бизнеса, открывать новые розничные точки. Для мотивирования покупателей была хорошо продумана маркетинговая составляющая – внедрена система значительных скидок при обмене старых товаров, суперскидки на новые продукты и другие промо-мероприятия.

Такой подход позволил «М.Видео» не просто выжить в кризисных условиях, но и укрепить свои конкурентные позиции, что было использовано при дальнейшем расширении сети.

В 2000 году был запущен интернет-магазин www.mvideo.ru: теперь каждый мог сделать покупку, сидя у монитора своего компьютера.

Руководство сделало верный вывод после событий недавнего кризиса, усовершенствовало программу лояльности потребителей. Вместе с тем одним из первых ритейлер начал предлагать потребительское кредитование в самом магазине.

3. Как реагировала компания на кризисы:

1.) Глобальный мировой кризис

В 2009 г., после глобального мирового кризиса, произошло снижение объемов рынка бытовой техники и электроники более чем на 30 %, однако выручка ритейлера смогла вырасти на 3 %, количество гипермаркетов возросло еще на 22 единицы. В итоге «М.Видео» стала розничным продавцом техники национального масштаба, дополнительно увеличив долю на рынке. Снижение оборота всего рынка и выручки «М.Видео» было ожидаемо как минимум из-за эффекта высокой базы сравнения. Фактически в декабре 2014 года на волне резкого ослабления курса рубля потребители ажиотажно удовлетворили большую долю своих потребностей в покупках электроники и бытовой техники, планируемых на грядущий год, при этом инфляция цен в течение 2015 года еще больше снизила доступность товаров этого сегмента для покупателя.

2.) Первые санкционные времена

Меньшее падение общих продаж ретейлер показал благодаря работе новых магазинов: так, в 2014 году «М.Видео» продолжала экспансию и открыла 20 новых гипермаркетов. На конец декабря сеть объединяла 378 гипермаркетов в 161 городе России, и в 2016 году ретейлер по плану открыл до 20 новых гипермаркетов.


Положительные результаты по продажам «М.Видео» показала в интернет-сегменте: онлайн-продажи ретейлера в 2015-м год к году увеличились на 12,5%, до 17,3 млрд руб. В результате доля интернет-продаж в обороте компании по году составила 11%.

3.) Коронавирусный локдаун

Ситуация вокруг COVID-19 стремительно менялась как в России, так и в масштабах всего мира, что затрудняет проведение исчерпывающей оценки её влияния на бизнес компании в 2020 году. В России на уровне государства был принят ряд мер, ограничивающих распространение вируса внутри страны, тем не менее, ситуация продолжала стремительно меняться, и компания внимательно следила за развитием событий, чтобы предпринимать своевременные и необходимые меры. В связи с раннее сложившейся ситуацией, компания принимала такие меры, как: вводили запрет на деловые командировки, большинство сотрудников офиса были переведены на дистанционную работу из дома, были отменены публичные мероприятия и очные встречи, внутри компании осуществлялся строгий контроль за состоянием здоровья тех, кто работал на местах. Компания, по сути, уже является онлайн-бизнесом, благодаря чему, клиенты могли ознакомиться с товарами, оплатить и подучить доставку техники и электроники при минимальном контакте с курьером или вовсе без взаимодействия с ним.
Благодаря выше перечисленным мерам безопасности, компания смогла остаться стабильной и конкурентоспособной.

4.) Времена СВО

М.видео сообщила, что получила заключения от нескольких ведущих мировых юридических фирм о том, что принятый Европейским Союзом 21 июня 2021 года новый пакет санкций в отношении ряда юридических и физических лиц не затрагивает ПАО «М.видео» и её дочерние компании. Юридические заключения основываются на критериях определения «контролирующего лица» и «лица, владеющего активом», изложенных различными институтами ЕС в ряде документов, и иных нормах европейского и международного права. 
Группа М.Видео-Эльдорадо продолжает сотрудничество и договорную работу со всеми действующими поставщиками товаров, сервисов и услуг в рамках действующего российского законодательства, вне зависимости от их юрисдикции и форм собственности.

4. Оборот сети, показатели деятельности

По итогам 2022 года оборот снизился на 14%, до 489 млрд. рублей. Снижение показателя объясняется высокой волатильностью на рынке бытовой техники и электроники.


Доля общих онлайн продаж составила- 67%, где 48% - доля продаж на мобильной платформе. В конце 2022 года насчитывалось около 1226 магазинов и доля продаж с использованием инфраструктуры магазинов составила 92%. Таким образом можно понять, что людям проще самим ходить в магазины и приобретать товар.

Доля импорта – 25% (+15 стран-партнеров)
Валовая маржа 2022 – 20,6%

В 2022 году маржинальность по скорректированной EBITDA составила «чуть меньше 4%».

В первые месяцы 2023 года рынок бытовой техники и электроники в России демонстрирует постепенное восстановление покупательской активности. В феврале и марте, в период праздничного спроса, М Видео смогло предоставить своим покупателям широкий выбор электроники по привлекательным ценам, доля импорта в этот период достигла пиковых значений в 37% от общего объема продаж. В апреле продажи вернулись к положительной динамике относительно прошлого года.

5. Требования размещения новых магазинов

Отсутствует франшиза. Компания берет в аренду помещения, а также сотрудничает с инвесторами, готовыми инвестировать в строительство помещений для размещения магазинов.

Однако по данным ниже требованиям М.Видео готова рассмотреть предложения по аренде, покупке и соинвестированию в строительство площадей для размещения магазинов.

Требования к месторасположению:
- Пересечение крупных автомагистралей.
- Близость транспортных узлов.
- Удобство подъезда на личном и общественном транспорте, высокий пешеходный трафик.
- Наличие автостоянки вместимостью не менее 80 автомашин (только для клиентов М.Видео), непосредственно перед входом.

Требования к объекту:
Площади:
- Общая: не менее 2 300 кв. м.
Торговая: не менее 1 800 кв. м.
- Склад и служебные помещения: примерно 500 кв. м.
- Здание (помещение):
Торговый зал: желательно одно-объемный, высота потолков не ниже 3,6 метра. Желательная конфигурация зала – правильный прямоугольник, свободной планировки, без капитальных перегородок

Или же это может быть какой-либо крупный торговый центр.

6. Экономические показатели М.Видео на начало исследуемого периода (2015 г.) и на конец (2022 г.)

Экономический показатель

2015 г.

2022 г.

Стоимость акций (самая высокая за год)

274, 8 (18.12.2015)

485, 4 (12.01.2022)

Стоимость компании
Изменение в %

48,3 млрд ₽ 
117,6

28,9 млрд  
-63,3

Рентабельность

5,5%

(в сравнении с 7,6% в 2014)

3,2%

(по сравнению с 2,2% 2021)

Чистая прибыль

4,5 млрд ₽ 

-6,7 млрд

Выручка

161, 7 млрд ₽

402,5 млрд ₽ 

Себестоимость продаж

122, 8 млрд ₽ 

319, 4 млрд ₽ 


7. Как компания приспосабливается к внешним условиям.

-Какие шаги предпринимает М.Видео, чтобы оптимизировать расходы?

«М.Видео - Эльдорадо» зафиксировала снижение потребительского спроса после краткосрочного всплеска продаж в конце февраля-начале марта 2022 года. По данным группы, рынок бытовой техники и электроники стабилизировался к середине апреля, но его показатели ниже данных за 2021 год.

Из-за нестабильной ситуации «М.Видео-Эльдорадо» сообщила, что ведет переговоры с арендодателями по оптимизации аренды.

«М.Видео-Эльдорадо» также пересмотрит эффективность работы складов, чтобы отказаться от некоторых арендованных площадей распределительных центров и сократить расходы на них.

С другой стороны ритейлер собирается расширять ассортимент электроники, особенно под собственными брендами и увеличить число вендоров и продавцов электроники, работающих через маркетплейс группы.

20 апреля Яндекс сообщил, что приостанавливает многие инвестиции в России и за рубежом из-за экономической ситуации в России на фоне санкций.

-Мероприятия по ассортименту

1)Группа «М.Видео-Эльдорадо» разработала и запустила MVP решения (minimum viable product или минимально жизнеспособный продукт) по автоматизированному планированию ассортимента на полках в магазинах. В контексте развития гибридной модели ритейлер анализирует стратегию выбора покупателей в онлайне и использует эти данные для улучшения клиентского опыта в розничных магазинах. Технология на основе глубинной аналитики использует данные о продажах и поведении клиентов — поисковые сессии, просмотры и сравнения, а также учитывает заданные целевые бизнес-показатели. Обработав всю информацию, машинный помощник рекомендует коммерческим менеджерам, работающим с ассортиментом, какие артикулы выставить на полку в каждом отделе магазина в условиях ограниченного пространства. Компания приступила к масштабированию ассортиментного планирования и уже формирует на базе статистического алгоритма треть ассортимента магазинов

2) EPAM Systems, Inc. (NYSE: EPAM), ведущий мировой поставщик услуг по разработке цифровых платформ и программного обеспечения, реализовал проект по модификации онлайн-площадки М.Видео и ее интеграции с маркетплейсом goods.ru. Это позволило существенно расширить ассортимент представленных на mvideo.ru товаров, привлечь новых покупателей и увеличить конверсию.