Файл: Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приведенные нами типичные уголовно-процессуальные ситуации отражают лишь часть проблем, связанных с расследованием преступлений по организации и содержанию наркопритонов. Очевидно одно - данное исследовательское направление имеет научную перспективу и нуждается в дальнейшей разработке.
Глава 3. Особенности проведения тактических операций по делам об организации и деятельности наркопритонов
Учение о тактических операциях в криминалистике берет начало с 70-х годов прошлого столетия. Возникнув первоначально как представление о криминалистическом способе борьбы с преступностью, основанном на сочетании тактических приемов, следственных действий, организационно-технических и иных мероприятий, сегодня учение накопило достаточно знаний, чтобы называться частной криминалистической теорией1.
Понятие «тактические операции», как известно, введено в криминалистический оборот А.В. Дуловым в 1972 году. «Под понятием тактических операций, - пишет он, - понимается проведение группы следственных, оперативно-розыскных, ревизионных действий для решения одной общей задачи»2.
Спустя два года к исследованию криминалистических операций обратился Р.С. Белкин. Его взгляды основывались на том, что «тактические операции» являются средством решения задач расследования, а не его задачами. Он назвал это средство тактическими комбинациями, полагая термин более удачным.
В представлении Р.С. Белкина «тактическая комбинация – это определенное сочетание тактических приемов или следственных действий, преследующее цель решения конкретной задачи расследования и обусловленное этой целью и следственной ситуацией»3.
В 1976 году с определениями понятия тактических операций выступили Л.Я. Драпкин и В.И. Шиканов.
По определению Л.Я. Драпкина, «тактической операцией является комплекс следственных, оперативно-розыскных, организационно- подготовительных и иных действий, проводимых по единому плану и направленных на решение отдельных промежуточных задач, подчиненных общим целям расследования уголовного дела»1.
В.И. Шиканов определяет тактическую операцию как «систему согласованных между собой следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, предпринятых в соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального закона правомочными должностными лицами для выяснения вопросов, входящих в предмет доказывания по расследуемому уголовному делу»2.
Данное определение, представляется, в большей степени отвечает концепции настоящего исследования и берется нами в качестве исходной методологической основы.
По мнению В.И. Шиканова, с которым следует согласиться, тактическую операцию характеризуют шесть признаков:
-
системная согласованность действий; -
единый план; -
регламентированность уголовно-процессуального закона; -
решение промежуточных тактических задач; -
определение содержания задач предметом доказывания; -
алгоритмичная заданность при решении тактических задач3.
По сути, речь идет о блочном программировании в методике расследования преступлений отдельного вида. Блочное программирование в методике расследования деятельности наркопритона, по нашему мнению, и есть процесс разработки типовых тактических операций, исходя из складывающихся по делу ситуаций преступления и ситуаций расследования.
Типовая блок-схема тактических операций в расследовании данного вида преступлений включает в себя следующие направления работы следователя и оперативного работника по месту нахождения наркопритона:
-
Оперативно-розыскные мероприятия. -
Осмотр места происшествия. -
Обыск и досмотр. -
Задержание. -
Освидетельствование. -
Изъятие образцов для сравнительного исследования. -
Назначение и производство судебных экспертиз. -
Производство допросов.
Уточним, что задержание, в соответствии с главой 12 УПК РФ, является не следственным действием, а мерой уголовно-процессуального принуждения, поэтому в приведенной выше блок-схеме оно занимает особое место и по порядку производства, и по характеру принятия процессуально-тактических решений в ходе его проведения.
Как показали данные нашего исследования, большинство уголовных дел изученной категории возбуждается по оперативным материалам. Поэтому блок-схема начинается именно с оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, оперативное сопровождение предварительного расследования пронизывает всю тактическую операцию по выявлению и пресечению деятельности наркопритона. Прежде всего, при получении оперативной информации создается специализированная следственно-оперативная группа. По нашим данным, в большинстве регионов Сибирского федерального округа количество негласных сотрудников, состоящих на связи у таких групп, варьирует от 6 до 10 человек. Как показывает практика, такого количества конфидентов вполне достаточно для эффективной работы по раскрытию подобных преступлений. Полученная информация о деятельности наркопритона проверяется оперативным путем: оперативная установка, проводимая силами 7-го отдела ГУВД, направление в указанную квартиру сотрудника из числа связей притоносодержателя. При подтверждении информации за данной квартирой вводится скрытое наблюдение, прослушивание телефонных разговоров, которые позволяют установить время сбора наркоманов, лиц, посещающих притон, условный сигнал, предполагаемых поставщиков и другие сведения, необходимые для проведения оперативных мероприятий. Как правило, потребители наркотических средств из притона расходятся по одному через короткие промежутки времени. Первый посетитель, покидающий притон, скрытно сопровождается до места, не просматриваемого из квартиры притоносодержателя, и задерживается. Наличие или отсутствие признаков наркотического опьянения позволяют утвердиться в предположении или принять решение об отмене мероприятий. Проникновение в квартиру целесообразно осуществлять при выходе второго посетителя (или другими способами, описанными ниже, при рассмотрении такого процессуального действия, как задержание). После этого в квартиру входят члены следственно-оперативной группы и понятые, в присутствии которых и начинается осмотр.
Осмотр места происшествия (далее ОМП), по сути, является неотложным следственным действием, хотя УПК РФ отказался от подробной регламентации таких действий и изменил подходы к понятию «неотложность». Наряду с освидетельствованием, осмотр места происшествия разрешается производить до возбуждения уголовного дела. Изученная нами практика расследования деятельности наркопритонов в Алтайском и Красноярском краях показала, что именно при производстве ОМП возникает больше всего ситуаций тактического риска с утратой будущих вещественных доказательств и образцов для сравнительного исследования.
Результативность осмотра места происшествия по делам рассматриваемой категории (а это, большей частью, квартиры и дома), как правило, зависит от трех факторов:
-
обладания достоверной и точной информацией о нахождении там наркопритона; -
своевременности и внезапности проведения ОМП; -
подготовленности следственно-оперативной группы.
Поэтому в период подготовки к осмотру следователю необходимо решить ряд вопросов, связанных с его проведением.
1) Представляется, что для оперативности в решении вопросов, которые могут возникнуть в процессе данного следственного действия (личный досмотр посетителей притона и притоносодержателя, их освидетельствование), в ряде случаев целесообразно предусмотреть, чтобы при осмотре участвовало не два понятых, как принято в большинстве случаев, а больше, исходя из конкретной ситуации. Причем, к их выбору следует подходить со всей ответственностью, учитывая непредсказуемость поведения лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения в притоне, а при наличии информации, что среди посетителей притона имеются женщины, рассмотреть вопрос о необходимости привлечения в качестве понятых женщин1.
Вполне понятно, что в этом случае следует включить в группу для участия в следственном действии и сотрудника милиции – женщину.
2) С учетом имеющейся информации о притоне следователю необходимо решить вопрос о включении в группу того или иного специалиста.
На практике традиционно в качестве специалиста при осмотре притонов участвуют эксперты-криминалисты, выполняющие свои обязанности по применению криминалистической техники (фотографирование, обнаружение и изъятие отпечатков пальцев рук и другие необходимые для следствия действия).
Поскольку в притоне могут быть лица, находящиеся в состоянии наркотического опьянения, в том числе сильного, когда возникает необходимость в оказании медицинской помощи, целесообразно в группу включить медицинского работника, обладающего соответствующими знаниями и опытом. Очевидно, речь может идти о врачах-наркологах, которые, кроме того, могут оказать помощь следователю в выявлении лиц, потребивших наркотические средства, в определении степени их опьянения, а также в установлении контакта с ними.
Действенным может быть участие в группе специалиста-фармацевта и химика для выявления различных компонентов, из которых изготавливают наркотические средства в кустарных условиях.
3) Исходя из целей и задач проведения осмотра притона для потребления наркотиков, следователю совместно со специалистами важно решить вопрос о технических средствах, необходимых при проведении этого следственного действия.
Неоценимую услугу при осмотре притона может оказать собака, специально натренированная на отыскание наркотиков.
Однако при подготовке оптимального состава группы следует помнить, что неоправданное увеличение количества участников следственного действия нежелательно, так как это может лишь мешать целенаправленной работе.
4) Следователю нужно тщательно подготовиться к проведению осмотра и решить, что взять с собой (необходимые бланки процессуальных документов, полиэтиленовые пакеты и конверты для изъятия наркотических средств и других предметов, печать для опечатывания и т.д.).
5) Если в притоне на момент осмотра находятся посторонние лица (посетители), представляется целесообразным записать их данные в протокол осмотра.
Нередко посетители притона прячут наркотические средства, в том числе и расфасованные на «дозы» для потребления, в различные принадлежащие им предметы (сумочки, портфели, футляры для очков и т.п.). Поэтому имеет смысл осмотреть и эти предметы.
При проведении личного досмотра посетителей притона важно не допустить, чтобы кто-либо из них выбросил или уничтожил компрометирующие их предметы или документы.
6) В ряде случаев во время осмотра притона представляется целесообразным незамедлительно провести освидетельствование притоносодержателя и посетителей притона, так как на их теле могут быть свежие следы введения в организм наркотических средств (следы инъекций, втирания наркотика в ранку и т.п.), которые впоследствии могут исчезнуть.
При осмотре притона особое внимание следует обращать на наличие в помещении шприцев и игл к ним, ватных и марлевых тампонов со следами жидкости и вещества, похожего на кровь, ампул, таблеток и упаковок к ним, семян опийного мака и конопли, маковых головок, в том числе в измельченном виде, отвара из маковых головок, сигарет и окурков с возможной начинкой из наркотических средств, медицинских весов и разновесов, фасовочного материала для наркотиков (пакетики, пробирки и т.п.) и других доказательств потребления наркотических средств.