Файл: Особенности раскрытия и расследования преступлений, связанных с организацией и деятельностью наркопритонов.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые сведения о соучастниках притоносодержателя и посетителях притона следствие может почерпнуть из записных книжек с телефонами и адресами, писем и открыток, квитанций на посылки и бандероли, а также извещений на их получение, обнаруженных при осмотре.
Необходимо обращать внимание на различные записи в тетрадях, блокнотах, на газетах и журналах, в которых могут быть обнаружены сведения о посетителях притона и другие интересующие следствие записи (например, денежные расчеты притоносодержателя с посетителями, рецепты для изготовления наркотических средств, данные о времени посещения «клиентов»).
В связи с тем, что нередко притоносодержатели сами изготавливают наркотические средства, при осмотре необходимо уделить внимание и тем предметам, которые могут служить как исходным материалом, так и компонентами для их изготовления.
При изъятии указанных предметов следует проявлять осторожность в обращении с ними, поскольку на некоторых могут сохраниться следы рук (ампулы, шприцы, тетради, фасовочный материал и др.), чтобы впоследствии по этим следам можно было сделать конкретные выводы о том, кто из «клиентов» держал в руках данные предметы.
Изымая вещество, похожее на наркотики, следователь не должен делать заключение о разновидности изымаемого наркотического средства на основании его внешнего вида, запаха, имеющихся надписей на таре и упаковке. Лишь только химическая или фармацевтическая экспертиза может решить вопрос о том, какое именно вещество было изъято и является ли оно наркотическим средством. При этом вещество, похожее на наркотики, тщательно взвешивается и опечатывается в упаковке, заранее подготовленной следователем.
Другие изымаемые объекты также упаковываются и опечатываются.
При осмотре притона нужно произвести фотографирование, а в иных случаях для большей наглядности об обстановке в притоне на момент осмотра – видеосъемку. При фотографировании следует сделать обзорные снимки всех помещений притона. Методом узловой съемки надо зафиксировать места, откуда изъяты вещественные доказательства, которые затем сфотографировать методом детального снимка с масштабной линейкой, а также сфотографировать или снять на видеопленку и лиц, находящихся в притоне. Особенно ценными будут кадры, наглядно показывающие «рабочую» обстановку в притоне.
Результаты осмотра заносятся в протокол, где фиксируется обстановка в помещении с указанием расстановки мебели и других имеющихся в наличии предметов; подробно описываются те места, откуда изъяты вещественные доказательства, с указанием, что и откуда изъято, поскольку, образно говоря, место обнаружения вещественных доказательств играет такую же роль для определения их доказательственного значения, как личность свидетеля или потерпевшего – для определения доказательственного значения их показаний1. При возможности следует произвести осмотр изымаемых объектов, а в иных случаях дать краткое их описание.
Представляется необходимым внести в протокол данные о лицах, находящихся в притоне с начала следственного действия, а также прибывших туда в процессе его проведения, их состоянии (могут ли они двигаться, устойчивы ли на ногах).
В протоколе фиксируются все участники следственного действия, и делается отметка о применении научно-технических средств, а в случае использования служебной собаки – о результатах ее применения.
В дальнейшем следователь может использовать протокол осмотра места происшествия при проведении других следственных действий. Так, если притоносодержатель отрицает посещение его притона определенными лицами, то совпадение конкретных деталей обстановки, зафиксированных в протоколе осмотра притона, с описанием этих деталей в протоколе допроса данных лиц позволяет сделать предположение о намерениях притоносодержателя давать ложные показания.
Кроме того, следователю необходимо помнить, что по данной категории дел непроведение или откладывание осмотра наркопритона на более позднее время недопустимо. Это может привести к тому, что обстановка внутри помещения будет изменена и зафиксирована следователем уже не в том виде, в каком была при посетителях наркопритона и других свидетелях. И в показаниях этих лиц будет фигурировать иная обстановка, нежели запечатленная протоколом осмотра места происшествия, что, в свою очередь, может дать повод для сомнений в правдивости их показаний.
Несвоевременный осмотр наркопритона может иметь и другие негативные последствия, например, уничтожение притоносодержателем или заинтересованными лицами вещественных доказательств преступных действий по содержанию притона и иных следов, которые при немедленном осмотре помещения можно было бы изъять.
Следующим элементом типовой тактической операции по исследуемой категории дел является обыск и досмотр. Альтернатива обыску в виде досмотра существует для тех случаев, когда у следователя недостаточно данных для возбуждения уголовного дела. Новый УПК РФ провозгласил принцип состязательности, в том числе и в досудебном производстве. Без возбужденного уголовного дела и судебного решения нельзя провести ни обыск, ни осмотр жилища, что весьма усложняет следственные ситуации, возникающие по изученной категории дел.
Однако возникающую проблемную ситуацию можно разрешить методами административной деятельности.
Вступивший в силу с 1 июля 2002 года Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд норм, регламентирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, которые с успехом могут быть использованы при реализации материалов оперативной разработки и документировании результатов ОРМ на стадии возбуждения уголовного дела. В первую очередь, речь идет о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: доставлении, задержании, досмотре, изъятии предметов и документов.
В качестве формального повода для составления документов административного производства может послужить рапорт оперативного сотрудника о том, что в действиях доставленного в дежурную часть ОВД лица усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного, например, ст. ст. 6.8. «Незаконное приобретение либо хранение наркотических средств (в небольшом размере без цели сбыта)», 6.9. «Потребление наркотических средств без назначения врача», 20.20. «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних или потребление ими наркотических средств в общественных местах» Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данный тактический прием применим в отношении мелких розничных торговцев наркотиками, осуществляющих свою преступную деятельность на улице, в других общественных местах, которые могут быть захвачены (задержаны в ходе ОРМ) без необходимости входить в их жилище.
Кроме того, порядок производства по делам об административных правонарушениях может быть с успехом использован при задержании потребителей – лиц, совершающих приобретение наркотических средств для личного потребления, при этом предлогом к доставлению в милицию вполне может быть неадекватное поведение или внешний вид, дающие основание предполагать, что лицо находится в состоянии наркотического опьянения.
Законным основанием к доставлению (принудительному препровождению) гражданина в ОВД, в соответствии со ст. 27.2. КоАП РФ, является невозможность составления протокола об административном правонарушении непосредственно на месте его совершения. В случаях, связанных с незаконным приобретением, хранением или употреблением наркотиков, это невозможно сделать на месте, так как требуется подвергнуть правонарушителя медицинскому освидетельствованию, досмотру, а изъятое у него вещество – химическому исследованию. Важно, что для доставления, в отличие от задержания, не требуется заранее установленного факта совершения лицом правонарушения. Наоборот, доставление производится в целях разбирательства и установления обстоятельств дела.
В отличие от доставления, административное задержание (ст. 27.3 КоАП РФ) позволяет не только препроводить лицо в ОВД, но и содержать его там (временно ограничить свободу передвижения) на срок до трех часов. В случае нахождения лица в состоянии наркотического опьянения, оскорбляющего человеческое достоинство (а это наказывается не только штрафом, но и арестом до15 суток), задержание допускается на срок до 48 часов с момента вытрезвления (ст. 27.5 КоАП РФ). Это время с успехом может быть использовано для проведения судебно-химической экспертизы в рамках административного производства.
Вместе с тем, об административном задержании лица орган, применивший данную меру обеспечения, обязан по просьбе задержанного уведомить его родственников, администрацию по месту учебы или работы, а также защитника, что не всегда желательно при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изобличение остальных соучастников преступной деятельности. Поэтому, в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть рекомендовано составление либо протокола доставления, либо протокола задержания. И то, и другое предусматривает возможность личного досмотра доставленного (задержанного) лица, досмотра его вещей, транспортного средства, изъятия у него предметов и документов.
Отметка о досмотре и изъятии делается непосредственно в протоколе доставления или задержания и не требует составления дополнительного протокола досмотра или протокола изъятия (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ и ч. 5 ст. 27.10 КоАП РФ). Отдельным протоколом во всех случаях оформляется только досмотр транспортного средства. К основным формальным требованиям, соблюдение которых обеспечивает допустимость названных документов в качестве судебных доказательств, можно отнести следующие:
-
обязательное присутствие понятых при производстве личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при задержанном, досмотра транспортного средства и изъятии при этом вещей и документов (при личном досмотре понятые должны быть одного пола с досматриваемым); -
составление протокола доставления, задержания или досмотра транспортного средства в строгом соответствии с требованиями, изложенными в нормах главы 27 КоАП РФ; -
сохранение конструктивной целостности досматриваемых вещей и транспортных средств; -
подробное описание в протоколе идентификационных признаков предметов и документов, обнаруженных при досмотре задержанного (не только изъятых, а всех обнаруженных), к которым относятся: реквизиты документов, номера и серии денежных знаков, тип, марка, модель и заводской номер оружия, приборов и устройств, индивидуальные приметы вещей и т.д.; -
отражение в протоколе факта применения при досмотре и изъятии технических средств фиксации: видеозаписи, фотосъемки, специальных криминалистических средств и т.д. (части седьмые статей 27.7, 27.9, 27.10 КоАП РФ); -
составление протокола доставления или задержания уполномоченным на то должностным лицом. В соответствии с ч. 2 ст. 27.3, ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ и приказом МВД РФ № 803 от 21.08.02 года, таковыми по рассматриваемой категории дел являются сотрудники дежурных частей ОВД.
В практике широко распространено производство досмотра лиц, принимающих участие в ОРМ («покупателей»), например, перед началом оперативного эксперимента. Таким образом, документируется факт отсутствия у данного лица в момент начала операции наркотических средств и других предметов, запрещенных к обращению.
Полагаем, подобные действия представляются излишними. Нормы ст. 27.7 КоАП РФ предусматривают производство личного досмотра как принудительной меры лишь в целях обнаружения орудий совершения или предметов правонарушения, но никак не с целью продемонстрировать их отсутствие у участника оперативно-розыскного мероприятия. Те судьи и работники прокуратуры, которые настаивают на применении подобных «средств доказывания» и признают такую практику нормальной, лишь культивируют в обществе и в правоприменительной деятельности «презумпцию виновности» сотрудников правоохранительных органов. При этом как бы заранее предполагается, что вся оперативно-розыскная деятельность изначально направлена не на выявление реальных преступлений и изобличение преступников, а на умышленную фальсификацию доказательств в отношении заведомо невиновных лиц.
Представляется, что доказывать вредность и ненужность подобной практики возможно, в первую очередь, с помощью активного применения при проведении ОРМ технических средств фиксации.
Документы административного производства (протокол доставления, протокол задержания, протокол досмотра, заключение экспертизы), при условии их составления при наличии оснований и в порядке, предусмотренном главой 27 КоАП РФ, могут быть использованы в качестве доказательств – иных документов, подтверждающих факт и обстоятельства обнаружения и изъятия у определенного лица конкретных материальных объектов, впоследствии идентифицированных как наркотические средства или предметы, использованные в качестве средства платежа за их потребление1.
На возможность использования документов административной деятельности в качестве доказательств по уголовным делам, связанным с организацией и деятельностью наркопритонов по предложенной выше схеме, мы указывали еще в 2001 году, до принятия УПК РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года2.
Однако вернемся к особенностям производства следственного обыска.
При производстве обыска необходимо выполнение определенных требований, которые также отработаны практикой: