Файл: Проблемы систематизации и кодификации российского законодательства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»

Институт права

Кафедра «Конституционное и административное право»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Проблемы систематизации и кодификации российского законодательства»

Выполнил:

Студент группы Юрб-1502 Д.С. Митькова

Проверил:

Преподаватель А.В. Моисеев

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты курсовой работы:

Оценка:

Тольятти 2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Место и роль систематизации, кодификации в современном административном праве ………………………………………………………...6

Глава 2 Проблемы и недостатки систематизации, кодификации и судебного толкования административного права в России ………………………………12

Глава 3. Пути решения проблем систематизации, кодификации и судебного толкования норм административного права в России ……………………......18

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список литературы………………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

Одной из составных частей правовой реформы является, прежде всего, реформа законодательства, в которой нуждается современное Российское государство. Также следует сказать о систематизации нормативно-правовых актов, без которых невозможно существование развитой правовой системы, особенно в российских условиях. Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых норм, которые в свою очередь предназначены для регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Главной особенностью данной отрасли права является, что оно участвует в регулировании всего комплекса отношений в обществе.

Так, административное право помимо того, что регулирует отношения в сфере государственного управления, оказывает также своё действие в сферах нарушения прав граждан, охраны собственности, безопасности на транспорте, связи и информации и др.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что административное право, охватывая большой спектр отношений, регулируемых его нормами, является одной из основополагающих отраслей в российском современном законодательстве. При этом следует учесть, что это самая динамично развивающаяся отрасль. В современных условиях применение норм административного права вызывает затруднение, поскольку многие из них рассредоточены по разным нормативно-правовым актам. На эффективность применения административно правовых норм большое влияние оказывает общее состояние и совершенствование системы норм административного права, а также систематизация и кодификация его правовой базы. В современных российских условиях формирование административно правовых норм невозможно представить без систематизации, которая в свою очередь представляет собой деятельность компетентных государственных органов по упорядочению законодательства. Её основной формой является кодификация, которая представляет собой один из видов систематизации законодательства, благодаря которому происходит процесс отмены устаревшего материала, устраняются противоречия в нормах права, обеспечивается их согласованность и логичность. Рассматривая проблемы кодификации и систематизации норм административного права, следует также обратить внимание на проблемы судебного толкования. Предмет и система административно-процессуального права нуждаются в доработке и уточнении. Наиболее полное изучение и исследование норм административно-процессуального права способствует более глубокому исследованию проблем юридического процесса.


Данный вопрос является актуальным и важным на сегодняшний день, поскольку комплексное исследование проблем кодификации, систематизации и судебного толкования норм административного права России будет способствовать разработке предложений по решению данной проблемы и, несомненно, повышению эффективности в правотворческом процессе, совершенствованию норм современного права, расширению и укреплению защиты прав и интересов человека и гражданина Российской Федерации.

Исходя из этого, объект исследования настоящей работы- общественные отношения, складывающиеся в сфере административно-правового регулирования, а также в процессе систематизации и кодификации норм административного права.

Предметом исследования данной работы является- правовая основа систематизации, кодификации и судебного толкования норм административного права России и её практическое применение.

Целью курсовой работы является исследование и анализ проблем систематизации, кодификации и судебного толкования норм административного права Российской Федерации, а также пути их решения.

Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:

1. Определить место и роль систематизации и кодификации в современном административном праве.

2. Выделить проблемы и недостатки систематизации, кодификации и судебного толкования административного права в России.

3. Определить пути решения проблем систематизации, кодификации и судебного толкования норм административного права.

Для изучения темы работы использовались следующие методы исследования: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализа и синтеза. Применялись исторический, статистический, системный и сравнительно-правовой методы исследования.

Для полного раскрытия темы работы были использованы такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ, КоАП РФ, федеральные законы, на примерах которых рассматривалась проблема кодификации систематизации и судебного толкования норм административного права России, а также официальные статьи из электронных ресурсов.

Данная курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Место и роль систематизации и кодификации в современном административном праве.

Административное право это одна из важнейших отраслей Российского права, которая регулирует общественные отношения. Совершенствование системы административно-правовых норм, их систематизации и кодификации является одной из актуальных проблем современной юриспруденции.



Отрасль права представляет собой прежде всего систему, которая в свою очередь имеет определённую присущую ей структуру: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная структура административного права представляет собой иерархичность федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации и так далее.1 Горизонтальная структура административного права разделяет административное законодательство по соответствующим отраслям, регулирующим определенную сферу общественных отношений.

Основополагающим отличием для всех отраслей права является круг общественных отношений, регулируемых отраслью. Специфика общественных отношений позволяет определить предмет правового регулирования. Предметом правового регулирования административного права выступает «совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении деятельности государственной администрации и административного судопроизводства»2 . В предмете административного права традиционно выделяют три основные группы общественных отношений таких как; отношения, которые складываются в процессе выполнения регулятивной функции государственной администрации, отношения, возникающие в процессе выполнения государственной администрации такой функции, как охранительная, и отношения, возникающие в процессе осуществления административного судопроизводства. Главными направлениями государственной администрации является прежде всего исполнение законов, международных договоров, а также актов правосудия. Исходя из этого следует сказать, что в современных условиях система административного права нуждается в постоянном совершенствовании. На практике административные нормы часто рассредоточены по различным нормативно-правовым актам, что в свою очередь затрудняет их применение. Под совершенствованием административного законодательства следует понимать его кодификацию. Основу формирования нормативной правовой базы в административном праве составляет правотворческая деятельность. Правотворческая деятельность каждого государства по-своему уникальна, имеет свои особенности, но при этом в каждом государстве она по-разному направлена. Основными направлениями правотворческой деятельности это прежде всего: создание и совершенствование единой, внутренне согласованной, непротиворечащей самой себе системы правовых норм, регулирующих общественные отношения. Правотворчество являет собой процесс возведения и дальнейшего оформления государственной воли в различные нормативно-правовые акты, а также осуществляет придание, содержащимся в них правилам поведения общеобязательный характер. В современной юриспруденции не существует однозначного общепризнанного и верного определения правотворчества, и, следовательно, общего подхода к его исследованию. Наряду с наиболее распространённым и традиционным представлением о правотворчестве «как о
форме государственной деятельности, направленной на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование или отмену»3, в научной литературе встречаются и другие определения. Например, правотворчество понимается как организационно оформленную деятельность государства по выявлению потребности в нормативно правовом регулировании и создании в соответствии с выявленными потребностями новых правовых норм, замене и отмене действующих, что в свою очередь помогает достичь цели развития современного общества. Основой правотворческой деятельности государства на современном этапе должны быть принципы. Можно выделить следующие принципы такие как демократизм, выражающийся в непосредственном участии и взаимодействии общества и власти в правотворческой деятельности; законность и конституционность, подразумевающий строгое следование основному закону государства – Конституции РФ и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, являющий собой направленность нормативно правовых актов на защиту прав и свобод человека и гражданина и, конечно же, профессионализм подразумевающий под собой обязательное участие специалистов области права на всех стадиях осуществления правотворчества. Но даже если рассмотреть все принципы и факторы законодатель не может в полной мере учесть всего. Так как общество является крайне нестатичным, то есть в постоянном изменении, развитии, поэтому и законодательство нуждается в постоянном усовершенствовании и видоизменении наряду с происходящей в обществе динамикой. В данном случае наиболее целесообразным способом совершенствования уже существующих нормативно правовых актов является их систематизация.

Систематизация законодательства – это улучшение и приведение нормативных правовых актов в единую согласованную систему. Обычно используется в системе обеспечения субъектов права необходимой, достоверной и актуальной правовой информацией. Систематизация является своеобразным инструментом правотворческой деятельности. Так же представляет собой внесение в массив нормативных правовых актов порядка, размещение их в соответствии с определенным критерием. Систематизация законодательство в определенной мере разрабатывает и создает свою внутреннюю структуру, гармоничность, утраченные в ходе развития и изменения, обновляет свои регулятивные возможности. Периодическое проверка систематизаций различной формы и уровня, способствует устранению повторов, ошибок и противоречий нормативной правовой базы.


При преобразования исходного правового материала и субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность выделяют четыре вида систематизации законодательства:

1)Учёт как вид систематизации законодательства включая в себя основную деятельность по сбору, хранению и поддержанию в надлежащем состоянии нормативных правовых актов, а также работу по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой информации в массиве нормативных правовых актов.

2)Инкорпорация – это одна из основных форм систематизаций,которая в процессе нормативных правовых актов подвергается внешней обработке и объединяет полностью или частично в различные сборники и собрания актов. При этом содержание самих актов неизменяется. Целью инкорпорации является объединение и упорядочение нормативного материала.

3)Консолидация – это одна из основых форм систематизации законодательства, осуществляющую путём объединения общих вопросов по нормативным и правовым актов, регулирующая в один обобщенный акт. При этом сами акты заменяются все включенные в него нормативные правовые акты. Важно знать, что в процессе консолидации проводится редактирование самих актов, в части устранения противоречий и повторов, формулировки упрощаются и укорачиваются. Но при этом нельзя менять и усовершенствование содержания правового регулирования.

4)Кодификация – это деятельность систематизации и основательная переработка действующего законодательства, направленная на коренное регулирование действующей системы правового регулирования. Так же создается подготовка и издания нового кодификационного нормативного правового акта. После проведения кодификации издаются кодификационные нормативные правовые акты.

Важно знать, что результат кодификации можно охарактеризовать как единый, логически цельный и внутренне согласованный нормативный правовой акт, закладывающий основы отрасли права, подотрасли или крупного правового института. Поэтому, наиболее совершенной формой систематизации законодательства принято считать кодификацию.

В административном праве современного российского государства кодификация является высшей формой систематизации административного законодательства. Практически каждое современное государство сталкивается с необходимостью систематизации и кодификации законодательства, поскольку это способствует созданию единой правовой базы, устранению коллизий и пробелов в праве. Данный вопрос особенно актуален с такой динамично развивающейся отраслью права, как административное. Кодификация административного права необходима не только законодателю, но и гражданам.