Файл: Проблемы систематизации и кодификации российского законодательства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из всего вышесказанного, можно дать общее определение кодификации административного законодательства. Она являет собой форму систематизации существующих норм административного права. Её целью является создание норм, основывающихся на общепризнанных принципах, устраняющих многочисленные пробелы в правовом регулировании путем отмены устаревших и противоречащих друг-другу положений. Направленность кодификации административного законодательства состоит в устранении недостатков правовой системы к которым относят следующие: несогласованность правовых актов между собой, а также их объемность. Систематизация и кодификация играют важную роль в современном административном праве, так как в данной отрасли ведется активная правотворческая деятельность, в связи с чем растет законодательная база. Постоянная систематизация и кодификация необходима главным образом затем, чтобы упростить восприятие административного законодательства и обеспечить развитие правового регулирования в соответствии с современными реалиями.

Глава 2. Проблемы и недостатки систематизации, кодификации и судебного толкования административного права в России.

В процессе кодификации административного законодательства кодификатор сталкивается с рядом проблем, таких как определение объема кодификации. Как уже было сказано ранее административное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Также могут возникнуть сложности с выделением норм административного права от норм других отраслей, так как зачастую нормы различных отраслей права тесно связаны и отграничить нормы административного от норм гражданского, земельного или финансового права представляется намного сложнее, чем от норм уголовного права. Но одной из самых актуальных проблем современного административного законодательства является соотношение систематизации и кодификации федеральных административных правовых норм и существующих норм административного права в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «к» статьи 72 Конституции Российской федерации, административное и административно процессуальное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и образующих её субъектов.
4 Следовательно, в административном законодательстве выделяются два уровня – федеральный уровень и региональный. Нормативное регулирование предмета совместного ведения в современной юридической действительности осуществляется несколькими путями. Во многих сферах продолжают своё действие акты, которые были приняты до 1993 года, где имела место распространение практика принятия основ законодательства, как окончательно признанного итога кодификационной деятельности, который был призван устанавливать единые принципы и подходы к правовому регулированию, исходя из предмета правого регулирования, относящегося к нескольким уровням законодательной власти различного иерархического уровня. К таким актам можно отнести например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.5 В принятом кодификационном нормативно-правовом акте, а именно Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях6, и в тексте данного акта законодатель самостоятельно и конкретно разграничивает компетенцию Российской Федерации и её субъектов по предмету правового регулирования.

Другим способом правового регулирования вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации является принятие законодателем отдельных федеральных законов, которые выполняют функции единых основ законодательства на разных уровнях компетенции. Например Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации7. Таким образом правотворческая деятельность по вопросам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов осуществляется несколькими путями, однако не во всех случаях может осуществляться при помощи кодификационной деятельности. Следует отметить, что непринятие кодификационных актов по предмету совместного ведения приводит к затруднению в процессе кодификации административного законодательства, а также к возникновению пробелов и коллизий.

Субъекты Российской Федерации обладают широкими полномочиями, согласно Конституции Российской Федерации, они в свою очередь обеспечивают правовое регулирование путём издания собственных нормативно-правовых актов. В связи с этим происходит обострение вопроса о соотношении федерального и регионального законодательства.

Если рассматривать данную проблему на примере Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то можно отследить следующую особенность: согласно статье 1.1. КоАП «Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях». Согласно ч.1 ст. 2.1 «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность». То есть, действующий кодекс регулирует вопросы административных правонарушений на федеральном уровне, но однако на уровне компетенции субъектов, регулирует общие принципы и положения административного права, а вопросы административной ответственности, которые не имеют федерального значения, находятся в ведении законодательного органа субъекта федерации. И таким образом можно сделать вывод о том, что в области административного права существует два вида источников регулирования вопросов об административной ответственности, а именно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и законов субъектов.

Данный факт в свою очередь, позволяет не признать Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях полностью кодифицированным, регулирующим определенную сферу общественных отношений, что в свою очередь порождает спорные ситуации в процессе правового регулирования. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что проблемы, которые возникают в сфере правотворчества Федерации и её субъектов, в основном связаны с отсутствием федеральных законов, которые бы могли регламентировать правовой статус субъекта Федерации, а также принципы разграничения предмета ведения и полномочий и порядок согласования законопроектов, учитывая опыт федеративного устройства Российского государства.

Также следует упомянуть о проблеме судебного толкования норм административного права современного Российского государства. В сфере административного судопроизводства, в том числе и толкования норм административного права многие авторы выделяют проблему необходимости развития и совершенствования судебной системы в Российской Федерации, выявление в отдельный институт специализации по административным делам, а также развитие административного производства в судебной системе и непосредственно разработку административно-процессуального кодекса Российской Федерации. В 2015 году был принят Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации8, который осуществляет регулирование порядка административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным судом, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных отношений, связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, дела связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям. Одной из важнейших проблем судебного толкования норм административного права, по мнению К.А. Писенко, заключается в том, что «судебная практика практически не прибегает в обосновании своих позиций к тем принципам административного права, которые находят отражение в научной и учебной литературе, как и к каким либо принципам административного права для обоснования своих решений»
9 Несогласованность в правовых позициях негативно сказывается на разрешении административно-правовых споров.

Таким образом, анализируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что существующие недостатки, в процессе систематизации и кодификации , можно разрешить только в том случае , если законодатель будет учитывать такой важнейший аспект, как разграничение полномочий Российской Федерации и её субъектов в процессе административно правового регулирования. В данном случае целесообразно было бы законодательно закрепить правотворческую компетенцию федеральных и региональных органов власти, и, безусловно, процедуру разрешения противоречий между нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов федерации. Что же касается проблемы судебного толкования, то в данном случае судебной практике следует обращаться к принципам административного права в обосновании своих позиций, законодателю следует согласовать правовые основы с существующими принципами и также следует осуществлять дальнейшую разработку административно-процессуального законодательства.

Глава 3. Пути решения проблем систематизации, кодификации и судебного толкования норм административного права в России

Кодификация административного законодательства как уже было сказано ранее способствует повышению эффективности норм административного права, а также созданию четкой системы нормативных актов. Поэтому, в процессе анализа развития и совершенствования административного законодательства путем систематизации и кодификации целесообразно обратить внимание законодателя на многие аспекты, которые будут способствовать решению существующих проблем в нормативно правовом регулировании. Безусловно, законодатель обязан обращаться в первую очередь к историческому опыту административно-правового регулирования общественных отношений, развитие права. Также следующей проблемой, которая может возникнуть в ходе проведения кодификации является приведение системы источников в соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, поскольку основные нормы Конституции и её принципы должны лежать в основе системы источников административного права. Этот объективный фактор следует учитывать при их систематизации. Поскольку административное законодательство динамично и находится в постоянном развитии, оно нуждается в постоянной систематизации и кодификации. При этом следует учесть, что система административного права должна создаваться прежде всего, как совокупность взаимосвязанных и научно-обоснованной системы кодификационных актов, которые могут послужить базой системы законодательства всего государства. Следующим аспектом, который следует взять во внимание является динамичность отрасли административного права. Общественные отношения находятся в постоянном развитии и в связи с этим происходит постоянное преобразование норм, которые регулируют эти отношения. Так как административное права подчиняется наиболее общим закономерностям как социального, так и политического развития общества и государства, то целесообразным было бы введение критериев отбора административно-правовых норм, подлежащих кодификации. Но одна из наиболее важнейших проблем, которые стоят перед административным правом и практикой его применения это принципы административного права. Так, К.А. Писенко пишет, что «судебная практика практически не прибегает для обоснования своих позиций к тем принципам административного права, которые находят отражение в научной и учебной литературе», также как и «к каким-либо принципам административного права для обоснования своих решений»
10 Для решения данной проблемы О.Н. Ордина, предлагает создать сборник принципов административного права, в который должны войти как уже закрепленные принципы-положения нашедшие своё отражение в нормах права, так и принципы, которые требуют дальнейшего законодательного закрепления.11 Составление такого сборника во многом оказалось бы полезным для наиболее правильной правовой оценки существующего на данный момент административного законодательства, а также для выявления задач для его совершенствования, а именно закрепления принципов которые еще не были официально зафиксированы. Так как в современных условиях актуальным представляется не единичное законодательное закрепление определенных принципов, то специалисты в области права предлагают сформулировать и закрепить основные принципы в Административном кодексе Российской Федерации.

Согласно системному подходу к кодификации административного права необходимо обратить внимание на структуру нормативно-правовых актов, подлежащих кодификации. Если же они имеют идентичную структуру, то достаточно лишь определить их место, для включения в единый нормативный правовой акт. Но если же структура одного акта отличается от общей структуры нормативно правовых актов, то процесс затрудняется и законодателю приходится приводить акт в соответствии с общей структурой кодификационного акта. В данном случае решением данной проблемы может быть принятие единых стандартов, применяемых к разрабатываемым проектам кодификационных нормативно-правовых актов.

Важнейшим условием развития и укрепления значимости в обществе законодательства является его совершенствование. С целью недопущения перегрузки законов принципами и положениями, описательными нормами, а также возникновением противоречивости ряд авторов считает целесообразным развитие применяемой законодательной техники, которая представляет собой «совокупность исторически и практически сложившихся правил наиболее рационального составления и верного изложения правовых институтов, норм и статей в правовых актах для достижения совершенства форм их выражения»12 Одним из важнейших элементов создания и совершенствования, а также использования в процессе административного правотворчества законодательной техники в Российской Федерации является необходимость разработки методов рассмотрения взаимодействия различных регионов друг с другом, с субъектами федерации и с федерацией в целом.