Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 344

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеи Живой Этики всесторонне поясняются в философ- ских письмах и публицистических статьях Е.И. и Н.К. Рерихов, находят отражение в работах их сыновей – Ю.Н. Рериха (1902–
1960
) и С.Н. Рериха (1904–1993). Поэтому эти труды были ши- роко использованы при составлении энциклопедии.
В 2020 г. отмечается 100-летие Учения Живой Этики
(24.03.1920 г. – начало его создания). Уже при жизни Рерихов учение получило распространение (во многом благодаря куль- туроохранной и миротворческой деятельности Н.К. Рериха и его известности как выдающегося художника) и практическое преломление в трудах их единомышленников (А.И. Клизов- ского, Р.Я. Рудзитиса, Е.А. Зильберсдорфа и др.). Особый инте- рес в контексте проблематики энциклопедии представляют нравственно-философские Записи Б.Н. Абрамова (1897–1972), вышедшие в свет под названием «Грани Агни Йоги» (к 2019 г. было издано 26 книг). Этот многотомный труд созвучен Уче- нию Живой Этики и по содержанию, и по творческому методу написания: в его основе также лежит общение с духовным
Учителем и личный опыт применения излагаемых идей в пов- седневной жизни.
Движение к духовному идеалу затруднительно без много- стороннего представления о нём – как можно более полного, чёткого и ясного. В обозначенной философской традиции уде- ляется пристальное внимание исследованию различных ка- честв и свойств сознания человека. Рассматриваются вопросы их источника и природы, взаимосвязи и различения между внешне схожими формами их проявления, этапы формирова- ния, методы воспитания и управления. В текстах акцентиру- ется проблема обоснования жизненной необходимости
духовно-нравственного совершенствования – целенаправлен- ного взращивания в себе духовных (положительных) качеств сознания.
В российском менталитете, при всём богатстве отечест- венной философии и литературы, понимание палитры духов- ных качеств человека сложилось, к сожалению, недостаточно глубоко и объёмно. Оно мало выражено в конкретных харак-
12
теристиках члена нашего общества, а его нравственный облик, поддерживаемый современными СМИ и книжным поп-рынком, производит убогое впечатление. Это имеет свои негативные следствия в сферах воспитания, образования и медицины.
Как в научном, так и тем более в обыденном представле- нии о нравственных качествах смешиваются самые разнород- ные и неожиданные смыслы. Так, любовь объединяет и влечение к вкусным блюдам, и привязанность к домашним животным, и половую несдержанность, и патриотические чув- ства, и глубоко духовную любовь к Богу… В понимании чело-
вечности, порой, видят только мягкость натуры, уступчивость, слабоволие и сентиментальность… В представлении о снисхо-
дительности сталкиваются высокомерие и попустительство.
Справедливость часто оказывается синонимом бездушия и жестокости. Каков же подлинный лик добродетели и порока?
В чем сущность и роль многообразных качеств человеческого сознания? Какие из них несут в себе радость, здоровье и по- ступательное развитие, а какие приводят к опустошению, бо- лезням и бедам?
В Учении Живой Этики ставится цель очищения и углуб- ления многих понятий, среди которых значительное место за- нимают духовно-нравственные качества. «Можно представить двух собеседников, приблизительно одинаково развитых и всё же не понимающих друг друга, – справедливо отмечается в книге «Община». – Может быть, в их сознании недостает лишь нескольких малых звеньев, но эта малая разница заставляет иначе вращаться зубчатые колеса мышления, а в результате начинают двигаться совсем различные рычаги»
1
. Сознатель- ное формирование целостного представления о нравственном идеале и его характеристиках способствует консолидации об- щественных сил вокруг проблемы духовности, углубляет по- нимание сложной природы человеческого сознания, расширяет возможности помощи в развитии его творческого потенциала.
1
Учение Живой Этики. Община. § 171.
13


Всемерная актуализация вопросов духовно-нравственного совершенствования и целенаправленная выработка их фило- софского и психологического решения
– необходимые шаги на пути ускорения эволюции общества, его гуманизации и про- тиводействия гибельным следствиям потребительства, эго- изма и безответственности, либеральному размыванию нравственных ориентиров, тенденции к устранению воспита- ния из сферы образования и другим кризисным явлениям.
Основные цели «Энциклопедии духовных качеств…» – сис- тематизировать богатейшую палитру положительных (духов- ных) качеств человеческого сознания, обосновать их значи- мость для развития личности, дать их общую характеристику, показать особенности приложения в повседневной практике.
В «Энциклопедии…» представлено более 160 положитель- ных качеств сознания. Все они – подлинное духовное богат- ство русской культуры и языка. Многие близкие понятия освещены отдельно во избежание унификации и потери цен- ных оттенков смысла.
Целостность духовного идеала достигается тем, что в «Эн- циклопедии…» обобщены качества, охватывающие различные сферы внутреннего мира и творческой деятельности челове- ка: нравственную, познавательную, волевую, коммуникатив- ную, трудовую и т.д. Все качества объединены в небольшие группы по их внутреннему созвучию и близости.
Каждому качеству посвящена отдельная тематическая подборка цитат. Многие из предложенных фрагментов текста представляют собой глубокие афоризмы, которые могут быть признаны мудрыми «формулами жизни», правилами, помога- ющими нам ориентироваться в потоке жизненных событий, правильно их распознавать и оценивать, учиться «перево- дить» наши впечатления и чувства в позитивный жизненный опыт и знания. В краткости формул ярко «выражается и целе- сообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила»
2 2
Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 1, § 329.
14

Поясним некоторые аспекты представления о человеке и мире в философии Живой Этики и связанные с ними термины.
В учении человек предстаёт как многомерный микрокос- мос, состоящий не только из физического тела, но и души (соз- нания), и духа (духовного начала)
3
Духовное начало – высшая, лучшая, творческая часть чело- веческой природы, её связующий центр. Дух является актив- ной, созидательной, антиэнтропийной силой, ведущей к бесконечному поступательному развитию человека. Постоян- ные, мощные импульсы духа участвуют в формировании че- ловеческого сознания и самосознания. Дух как источник высших, альтруистических стремлений противостоит низшей животно-эгоистической природе человека, проявляющейся в невежестве, корысти, раздражительности, отчуждении и дру- гих негативных свойствах и поступках.
Не случайно древние мудрецы сравнивали сознание зем- ного человека со стеклом и окном. Чем оно чище и прозрачнее, тем ярче и теплее лучи Солнца, проходящие сквозь него и проливающие свет и благо на окружающую жизнь. Тогда как сознание, затемнённое невежеством и эгоизмом, слабо вос- принимает и пропускает сквозь себя воздействия духа, а зна- чит, внутреннее состояние такого человека и его отношения с миром становятся беднее, однообразнее и ограниченнее. По- этому и стоит перед человеком цель – очищение и расширение сознания, совершенствование и утончение его качеств для свободного, гармоничного проявления духа.
В Учении Живой Этики, как и во многих других философ- ских и религиозных учениях, сокровенным средоточием духа в человеке является сердце. Оно понимается здесь как метафи- зический орган, собирающий «благую чашу» жизненного опы- та, знаний, творческих способностей человека. Поэтому нравственное восхождение основывается прежде всего на умении распознавать голос сердца и его силой противостоять
3
В Учении Живой Этики в некоторых контекстах слово дух означает человека в целом.
15

низшим проявлениям как изнутри, так и извне. Обращение к сердцу – это сознательное пробуждение лучших, высших начал в человеческой природе.
Духовность представляет собой такое состояние человече- ского сознания, когда в нём главенствует дух и его живитель- ные эманации пронизывают всё многомерное существо человека (его побуждения, мысли, чувства, желания и т.д.).
Наиболее полно и выразительно духовное начало проявляется через положительные качества сознания. «Качества есть оде- яние духа», – подчеркивается в «Гранях Агни Йоги»
4
Поэтому духовность также можно определить как гармоничное звуча- ние симфонии духовных качеств человеческого сознания.
Качества в отличие от преходящих чувств, настроений, эмоций и аффектов характеризуются бóльшим постоянством, устойчивостью и закреплённостью в психике. В них обобщает- ся жизненный опыт человека, его понимание людей и отно- шений, выражаются его мировоззренческие принципы
(выработанные им, конечно, с разной степенью сознательно- сти). Нравственные качества формируют те привычные для каждого человека «каналы» мышления и психофизические ре- акции, которые проявляются в конкретных жизненных ситуа- циях как переживания, эмоции, мнения, впечатления, поступки.
Концепция многомерности бытия и человека обусловила новое – тонко-энергетическое – понимание природы всех про- явлений его сознания – мыслей, чувств, волевых побуждений, желаний и т.п. В этом свете качества не просто абстрактные добродетели или пороки, а свойства внутренней психической энергии (силы) человека. Положительные качества сознания накапливают и «кристаллизуют» более высокую, чистую психическую энергию, дающую человеку духовную бодрость, здоровье и творческое развитие. Тогда как отрицательные свойства (раздражение, гнев, трусость, зависть и т.п.) бескон- трольно растрачивают её и разрушают психофизическое
4
Грани Агни Йоги. 1954 г. § 465.
16
равновесие организма. В связи с такой важнейшей ролью ка- честв сознания в жизни человека они достойны самого внима- тельного и вдумчивого отношения с нашей стороны.
Нравственные недостатки не могут являться непреодо- лимыми препятствиями на пути духовного совершенствова- ния и быть оправданием слабоволия и пассивности. В «Гранях
Агни Йоги» справедливо отмечается, что «на несовершенства свои надо смотреть как на отправную точку, от которой начи- нается путь совершенствования. …Нет такого положения или таких условий, от которых нельзя было бы устремиться к Све- ту»
5
В недостатках продуктивнее видеть возможность для но- вой ступени развития.
Согласно Учению Живой Этики, духовное совершенство- вание – это единственный естественный путь эволюции чело- века и человечества. Несмотря на то, что этот процесс медленный и очень непростой, он является надёжной «длин- ной линией» вечных, нетленных накоплений сознания по от- ношению к внешне ярким и быстро достигаемым цивили- зационным благам, которые, однако, никогда не заменят доб- рого сердца, стойкости и мужества, радости творчества и чут- кого восприятия красоты...
Начальный этап совершенствования – это выработка пра- вильного представления о каждом из положительных качеств сознания, которые подлежат взращиванию и бесконечному развитию. Обратим внимание на большое различие между информированностью человека и его убеждённостью: «Преж- де чем начать утверждать какое-либо качество, хорошо дать себе полный отчёт и представить ясную картину, что именно даст желаемое качество духу, какое преимущество заключает- ся в нём и как будет способствовать оно эволюции сознания.
Ни чтение, ни убеждения, ни увещевания, ни проповеди не помогут, пока не наступит осознание значения того, для чего и
5
Грани Агни Йоги. 1965 г. § 399.
17

почему это необходимо. “Осознание есть почти уже овладе- ние”
6
и кратчайший путь к приобретению нужного качества»
7
Подчеркнём, что целью человека является созидание в се- бе не просто отдельных качеств, а всей их духовной симфонии.
В Учении Живой Этики отмечается: «Если одно качество ра- зовьётся прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. …Равновесие качеств даётся большим напряжением сознания»
8
. Указанное напряжение – закономерный результат большой работы, которую призван вести каждый человек не только по изживанию своих недо- статков, но главное – по умелому и гармоничному вмещению разнообразных, порой, внешне противоположных, качеств: суровости и нежности, мужества и осторожности, самоотвер- женности и бережности, подвижности и твёрдости. Какое из качеств и в какой мере применить в бесконечном потоке жиз- ненных встреч и конкретных ситуаций – тончайшее искусство и “благословенная наука”
9
, которыми постепенно должен овладеть каждый из нас.
Для более подробного ознакомления с «Энциклопедией духовных качеств…» приглашаем на сайт «Этика во мне»: http://etikavomne.ru
6
Учение Живой Этики. Знаки Агни Йоги. § 258.
7
Грани Агни Йоги. 1969 г. § 121.
8
Учение Живой Этики. Братство. § 60.
9
Учение Живой Этики. Надземное. § 650.

Источники
• Учение Живой Этики (любое издание):
Листы сада Мории. Зов.
Листы сада Мории. Озарение.
Община.
Знаки Агни Йоги.
Беспредельность (в 2-х кн.).
Иерархия.
Сердце.
Мир Огненный. Часть 1.
Мир Огненный. Часть 2.
Мир Огненный. Часть 3.
Аум.
Братство. Часть 1.
Братство. Часть 2. Надземное (в 3-х кн.).
Напутствие Вождю.
• Письма Махатм. Самара: Рериховский Центр духовной куль- туры г. Самары, РТО, 1993.
• Письма Мастеров Мудрости. Сборник / Пер. Л.Н. Орленко.
М.: «Сфера», 1997.
• Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Т. 1. М.: Прогресс-Куль- тура, 1992.
• Письма Елены Рерих (1929–1938). В 2-х т. Мн.: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992.
• Рерих Е.И. Записи Учения Живой Этики. В 18 т. М.: Прологъ,
2007–2013.
• Рерих Е.И. Письма. В 9 т. М.: МЦР, 1999–2009.
• Космологические записи / Рерих Е.И. У порога Нового Мира.
М.: МЦР, 2000. С. 246-247.
• Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига: Виеда, 1991.
• Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда,
1992.
• Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. М.: МЦР, 1995–1996.
• Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.
19

• Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.
• Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии.
Рига: Виеда, 1992.
• Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1994.
• Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993.
• Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004.
• Рерих Ю.Н. Советы на каждый день / Воспоминания о
Ю.Н. Рерихе. Сборник. Новосибирск: СибРО, 1994. С. 144.
• Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Сборник. Новосибирск:
ИЦ Россазия, 2012 (3-е изд., доп.).
• Грани Агни Йоги. 1951 г. Новосибирск: «Алгим», 2014.
• Грани Агни Йоги. 1952 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013–2014.
• Грани Агни Йоги. 1953 г. В 2 ч. Новосибирск, 2012.
• Грани Агни Йоги. 1954 г. Новосибирск, 2017 (2-е изд., доп.)
• Грани Агни Йоги. 1955 г. В 2 ч. Новосибирск, 2015–2016.
• Грани Агни Йоги. 1956 г. Новосибирск: «Алгим», 2009.
• Грани Агни Йоги. 1957 г. Новосибирск: «Алгим», 2008.
• Грани Агни Йоги. 1958 г. В 2 ч. Новосибирск, 2013 (2-е изд.)
• Грани Агни Йоги. 1959 г. Новосибирск: «Алгим», 2004.
• Грани Агни Йоги. 1960 г. Новосибирск, 2015 (2-е изд., доп.)
• Грани Агни Йоги. 1961 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.
• Грани Агни Йоги. 1962 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.
• Грани Агни Йоги. 1963 г. Новосибирск, 2019 (2-е изд., доп.)
• Грани Агни Йоги. 1964 г. Новосибирск: «Алгим», 1994.
• Грани Агни Йоги. 1965 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.
• Грани Агни Йоги. 1966 г. Новосибирск, 2018 (2-е изд., доп.)
• Грани Агни Йоги. 1967 г. Новосибирск: «Алгим», 1995.
• Грани Агни Йоги. 1968 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.
• Грани Агни Йоги. 1969 г. Новосибирск: «Алгим», 1996.
• Грани Агни Йоги. 1970 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.
• Грани Агни Йоги. 1971 г. Новосибирск: «Алгим», 1997.
• Грани Агни Йоги. 1972 г. Новосибирск: «Алгим», 1998.
• Спирина Н.Д. Капли. Стихи. Новосибирск: ИЦ Россазия, 2019.
20


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31