Файл: Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
пламя самого высокого напряжения. Она может расплавить всё самое твёрдое, самое застарелое». БНА. УС. 45 32.
«Люблю неправых в жизни излечить любовью».
ЛСМ. Зов. 17.06.1921
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Доброта. Добролюбие
1.
«Добро есть самое действенное, бодрое, неисчерпаемое, непобедимое начало; но при всей деятельности добро ли- шено жестокости. В этом одно из самых значительных от- личий от зла, также и в отсутствии самости и самомнения».
МО-1. 592 2.
«Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Можно благотворить ближнему, чтобы улучшить его бытие. Можно поднимать целые наро- ды героическим подвигом. Можно вносить в жизнь самые полезные открытия, которые должны преобразить буду- щее. Наконец, можно улучшить мышление народа, и в этом будет заключаться синтез добра. …Нелепо думать, что доб- ро отвлечённость или заслуга. Оно есть спасение будущего, ибо без него нет утверждения восхождения. Так каждая мысль добра есть уже стрела Света. Она уже где-то искоре- нила разъединение, ибо каждое разъединение во злобе есть низвержение в хаос. Потому учите мыслить о добре».
МО-2. 286 3.
«…Каждое доброе действие преображает частицу хаоса, по- тому каждое творение доброе называем сожжением хаоса».
Надз. 168 4.
«…Преданность добру есть основа жизни». Надз. 465 5.
«Качество добра есть великое насыщение действия спра- ведливостью и сердцем». МО-3. 317 6.
«Не принимайте сентиментальность за доброту сердца.
Сентиментальность не имеет ничего общего с истинной добротой, основанной на высшем знании и высшей спра- ведливости». ПЕИР 8.11.1934 7.
«Чем утвердите качество дел ваших? Если дела полезны всему человечеству, то и сущность их хороша».
ЛСМ. Зов. 03.03.1923 31

8.
«В каждом действии добра будет польза. Чем больше добра, тем больше накоплений полезных». Надз. 719 9.
«Всегда путь добра не песнопение, а труд и служение».
ЛСМ. Зов. 10.04.1922 10.
«Надо в удвоенное стекло смотреть на всё доброе и в де- сять раз уменьшать явление несовершенства, иначе оста- нетесь прежними». ЛСМ. Зов. 15.06.1921 11.
«Мысль добра есть мерило сознания. Когда познающий приступает к самоотверженному всходу, он полагает меру добра как ступени». МО-1. 665 12.
«И ещё помолимся, чтобы открылся глаз наш на добро.
Многие засорённые глаза не вполне различают добро. Они вследствие болезни своей различают лишь грубые формы.
Нужно проявить чрезвычайное напряжение, чтобы не рас- топтать росток блага. Впрочем, сердце, изгнавшее жесто- кость, поймёт все зёрна добра и кончит великодушием и любовью». МО-1. 593 13.
«Что есть добролюбие? Нужно понять, что оно не только заключает в себе совершение добрых дел, но также и уме- ние восхищаться добром. …Только восхищение добром приносит тепло сердца. Явление добролюбия открывает множество подробностей добра, трогательных в существе своём. …И как прекрасно уметь радоваться добру».
МО-2. 143 14.
«Даже если кто случайно совершит благо, хвалите его. За каждую кроху добра хвалите. Тому, кто взывает во мраке, безразлично, кто принесёт Свет. Расширение поля зрения есть принесение Света. Полезно это действие как подаю- щему, так и принимающему Свет. Передача Света есть его расширение. Было одно пламя, вот их стало уже два, зна- чит, и совершилось благо». МО-1. 192 15.
«Хорошо не только в людях видеть добро для его утвер- ждения, но и в предметах, вещах и явлениях. Сознание, привыкшее к утверждению добра во всём, есть сознание творца и строителя доброго. Убережёмся от того, чтобы стать разрушителями. …Лучше ошибаться в преувеличе-
32

нии добра, чем усиливать тьму, вызывая к жизни энергии разложения. Это относится ко всем явлениям жизни. Запо- ведано иметь глаз добрый». ГАЙ-1953. 412 16.
«…Если зоркие глаза отличают тропинку добра, следует её оберечь. Пусть она будет длинна и узка. Пусть она будет местами заросшей, но каждое зерно добра сохраните. Пусть птицы добра не всегда поют понятно, но каждый звук добра уже драгоценен». Аум. 519 17.
«Наряду с добролюбием должно быть отвращение ко злу.
Одно добролюбие без отвращения к злу не будет дей- ственно. Отвращение к злу есть очень действенное каче- ство, оно является пробным камнем против зла. Рассудок не поможет достаточно отличить зло. Найдутся множества рассуждений, в которых скроется ехидна. Но сердечное чувство отвращения к злу не ошибётся. …Зло может укра- ситься многими нарядами, но никакая личина не обманет сердце дозорное». МО-2. 144 18.
«Без знания трудностей и всех тёмных сторон жизни мы не сможем оценить её светлые стороны и, следовательно, контролировать и воспитывать свой дух. Праведное него- дование на тёмные стороны жизни зажигает в нас огонь устремления к трансмутации хаоса в гармонию, или тьмы в
Свет. Да, все носители Света идут нелёгким путём, поэтому только сильные духом могут принять на себя великую, но прекрасную ношу». ПЕИР 17.09.1935 19.
«Жизнь очень сложна, но законы её действуют точно и безошибочно. Не желайте никому зла, ибо желаете его на свою голову». ГАЙ-1955. 521 20.
«Агни-Йога есть доброслужение. …Научитесь служить доб- ру». Надз. 586
Жертвенность
1.
«Жертвенность сложена из любви…» Надз. 102 2.
«Жертвы принесённые – ступень восхождения».
ЛСМ. Зов. 1.03.1921 3.
«Жертвенный труд есть венец духа». МО-3. 59 33

4.
«Жертва и помощь творятся в тайне, такова природа этих действий. Только Высший Мир знает, кто кому помог».
Аум. 197 5.
«Удача не что иное, как обратный удар жертвы».
ЛСМ. Озар. Ч. 2. VII. 13 6.
«Жертва есть власть. Власть есть возможность. Значит, каж- дая жертва есть прежде всего возможность. Пора оставить лицемерие, будто жертва есть лишение. …Вы теряли не на жертве, но на грабительстве. Христос советовал раздать ду- ховные богатства. …Точно, говоря о раздаче, Учитель мог иметь в виду стулья и старые шубы! Невесомое богатство указал Учитель. Отдача духовная лишь может двинуть чашу весов. …Ветхая жертва ненужных вещей будет качаться на одной ветке с себялюбием». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 15 7.
«…Совсем не так легко жертвовать, когда жертва есть воз- можность, а возможность есть польза, а польза есть разум- ное сотрудничество…» ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 15 8.
«Дают и жалеют об этом. Помогают и попрекают потом. К чему такие приношения?.. Они виснут камнем на приняв- шем жертву. Только когда жертва превращается в радость, можно ожидать, что не будет попрёков и сожалений о сде- ланном добре. О радости не жалеют, но вспоминают с удо- вольствием даже тогда, когда получают в ответ не то, что должно. Потому следите за приношениями и не отягощай- те себя принятием безрадостных жертв». БНА. УС. 115 9.
«Во имя любви к Родине бестрепетно смотрит герой смер- ти в лицо, готовый за неё умереть. Жертва, отказ и отрече- ние – это для них, не знающих любви. Но для Любви – это приношение и радостная отдача. Любовь отдаёт и прино- сит Любимому лучшее, что имеет, – и это без нарочных дум и вымученных усилий. Там, где требуются годы долгих и упорных усилий в сосредоточении и упражнении, Любовь достигает естественно, просто и почти для себя незамет- но…» ГАЙ-1961. 272 10.
«Карма догонит, но качество её может быть изменено доб- ровольной жертвой незнакомым людям».
ЛСМ. Озар. Ч. 1, VI. 12 34


Самоотверженность
1.
«Самоотверженность… есть ярая прекрасная смелость и дерзание во имя Общего Блага». ПЕИР 6.12.1943 2.
«Каждая деятельность ценится… по той мере самоотвер- женности, которую она в себе заключает. Потому ближай- шие сотрудники должны в полной мере проникнуться сознанием самоотверженности в Служении [Добру], и каж- дый должен действовать как лучше при тех или иных воз- никающих обстоятельствах. Не нам судить, кто больше или меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение порученной нам работы».
ПЕИР 17.08.1934 3.
«Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление… искренно, то всё придёт». ПЕИР 27.06.1934 4.
«Самый мощный показатель подвига есть самоотвержен- ность. Конечно, нужно понимать это космическое понятие во всей его красоте. Не только на поле битвы дух украшен мощью самоотверженности. Пройти путь жизни стреми- тельно; пройти все жизни по струне; пройти все пропасти с песнями может лишь дух самоотверженный. В огненном устремлении слагаются все построения…» МО-3. 75 5.
«Самый верный путь есть самоотверженность подвига».
Иер. 352 6.
«Отвага отчаяния есть самоотверженность. Но высшая от- вага не ждёт воздаяния. …Отчаяние есть наименование предела. Подвиг близок этому пределу».
ЛСМ. Озар. Ч. 2, VII. 2 7.
«Самоотверженность подвига приобщает дух к самым вы- соким проявлениям Бытия. Полную жизнь может дух вы- явить, неся на пути к Беспредельности чашу самопожерт- вования». Беспр. 117 8.
«Дух, осознавший радость самоотвержения, есть Высшая
Красота. Красота и Самопожертвование лежат в основании
Бытия». ПЕИР 8.06.1936 9.
«….Самоотверженность может открыть Врата Понима- ния…» ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 15 35

10.
«…Эволюция никогда не совершалась большинством, а бы- ла ведома меньшинством, самоотверженным, готовым претерпеть выпады невежд». НКР «Парапсихология»
11.
«Именно, сердце не приемлет самости. Сердце живёт само- отвержением. Так крепко сердце, когда оно заботится о бу- дущем, не думая о себе». Общ. 111 12.
«Но где же судья самоотверженности? Конечно, лишь сердце. Но и сердце не само по себе, но именно сердце пе- ред Беспредельностью». Сердце. 190 13.
«Мысль о помощи особенно полезна. Сам нуждающийся и стеснённый мыслит о помощи другим, – такое самоотвер- жение есть великий пробный камень». Бр. 523 14.
«Забудьте слово “неосуществимое”. Не осуществляется лишь то, в чем нет силы любви и самоотвержения».
ПЕИР 12.09.1948 15.
«В каждом вдохновении, в каждом увлечении непременно будет заключаться и самоотвержение. …Самоотвержение есть не что иное, как вдохновение…» Бр. 18 16.
«Даже малое познание требует самоотрешения, хотя бы и было оно невелико. Даже простое сосредоточение застав- ляет временно забывать о себе. И это в самых обычных ве- щах. Что же сказать о необычном? Можно считать, что глубина достижений измеряется способностью от себя от- решаться. Так самоотвержение остается непременнейшим условием преуспеяния духа». ГАЙ-1956. 20
Самопожертвование
1.
«Среди огней сердца самый яркий пламень самопожертво- вания. …Конечно, самопожертвование не значит непре- менно принесение себя в жертву, но оно соответствует готовности победить за дело Высшего Мира». Сердце. 536 2.
«В Благе и вмещение, и преданность, и любовь. Высшее – в свете самопожертвования и низшее – в тьме предатель- ства». НКР «Живая Мудрость»
3.
«Мудро заповедано о блаженстве “отдавшего душу свою за други своя”. Часто эта заповедь применяется к самопо-
36

жертвованию жизни, но ведь не сказано о жизни или о те- ле, но о духе. Тем самым дана задача труднейшая и дли- тельная. Чтобы отдать душу, нужно образовать, расширить и утончить её, – тогда можно дать её за спасение ближнего.
Так нужно понять и сознательно применить мудрость За- вета».
Иер. 340 4.
«…Человек может строить свою судьбу. Он может разви- вать своё мышление до любого предела. Он может стать щедрым до предела самопожертвования. Но чем он больше даёт, тем больше получает, и мысль его нарастает в круго- обороте. Пусть в школах твердят эту истину». Надз. 206 5.
«Что такое самопожертвование? Не самозабвенная ли творческая работа созидания? Почему понимать под само- пожертвованием лишь отдачу тела, когда вклад всех своих энергий в творчество мира есть высшая отдача себя».
БНА. УС. 83 6.
«Есть два рода мышления. Одна мысль рождается от чув- ства, иначе говоря, от сердца, и другая – от ума, по сосед- ству с рассудком. Самопожертвование родится от сердца».
Надз. 13 7.
«Подвиг, синтез и настороженная зоркость…. Можно ука- зать на эту триаду как на овладение условием самопо- жертвования» ЗнАЙ. 461 8.
«Много говорят о самопожертвовании, в небеса устремля- ясь, но примеры высоких самопожертвований здесь, на
Земле. Возьмите каждую мать; она в различных условиях по-своему выражает самопожертвование. Но будем внима- тельны, сумеем усмотреть самые прикрытые знаки вели- кого чувства, именно оно настолько углублено, что стыдится выражения». Бр. 212
Самоотречение. Самоотрешение
1.
«Во имя Высшего в себе отрешается от себя человек. Само- отвержение – ключ к достижению Высших Миров. Им мож- но достигнуть». ГАЙ-1957. 357 2.
«Отрешение от всего есть принятие всего. Когда человек ни к чему не привязан лично, он освобождает в своём сердце
37
место для вселенского вмещения. Ничто так не загромож- дает сознания, как личные явления. Они не оставляют ме- ста ни для чего другого. Но за маленьким мирком личного простирается беспредельный океан безличного Космоса.
Космический гражданин есть тот, кто сделал Космос своим личным делом, а не своё личное дело – целым миром».
БНА. УС. 172 3.
«Самоотрешение – качество сложное. Отрешение от вещей, от малых мыслей и чувств – ступени освобождения духа от власти мира земного». ГАЙ-1958. 1097 4.
«Сверчок знает своё место за печкой, в тёмном углу. Но че- ловек не сверчок. Его сфера – Космос. Миры – достояние его и цель. Но личным сознанием не коснуться далёких звёзд. Надо слишком далеко от себя отойти. Потому и заповедано самоотрешение от личного, чтобы коснуться
Космического». ГАЙ-1956. 34 5.
«Великое чувство самоотрешения есть лишь грань любви.
Нельзя явить самоотрешения без любви к тому, во имя че- го отрекается от себя человек». ГАЙ-1953. 202 6.
«Успех определяется целеустремлённым самоотрешением.
…Именно любовь заключает в себе способность отрешения от своего и себя во имя любимого». ГАЙ-1971. 659 7.
«Итак – или путь подвига и самоотрешения от удобств са- мости, или стремление к благополучию и достатку. Сами решайте, выбор свободный даётся и возможности обоих путей». ГАЙ-1958. 1101 8.
«…Отказ от собственности и вместе с тем окружение ею, оторванность от земли и всего мирского и в то же время погружение в него и работа со всем устремлением в нём – все эти противоположения должны уравновеситься в со- знании… Ведь все эти так называемые отказы и отречения должны быть осознаны в духе. Вспомним, как Будда посто- янно упрекал одного ученика, лишившего себя всех вещей, в чувстве собственности, тогда как другому разрешал иметь около себя все вещи. Почему? Именно потому, что первый хотя и не имел вещей, но постоянно думал о них,
38