Файл: Отчет по учебной практике научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Факультет Электронного обучения


Направление/специальность подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль/специализация: Педагогика и психология начального общего образования
Форма обучения: Заочная

Отчет
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
___________________________________________________

(семестр)



Обучающийся

 

 

 




(ФИО)




(подпись)

Руководитель практики

от Университета







 




(ФИО)




(подпись)

Москва 20г.


Я проходила учебную практику на базе университета «Синергия».

Тема: «Развитие рефлексивности младших школьников»

Рефлексивность - универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, которая обеспечивает успешность и результативность деятельности человека. Данная способность позволяет человеку самоопределяться в процессе жизнедеятельности, включаясь в существующие виды деятельности, а также создавать новые виды деятельности и формы общения с другими людьми.


Многие отечественные ученые, такие как В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман, А.З.Зак, А.В.Захарова, Г.И.Катрич, П.В.Новиков, Л.И.Айдарова, М.Э.Боцманова рассматривали рефлексивность как новообразование младшего школьного возраста. При этом исследование данного понятия строилось, с одной стороны, как компонент теоретического мышления, а с другой стороны, как результат и показатель сформированной учебной деятельности.

Теоретическими основаниями и организационно-методическими условиями развития рефлексии у младших школьников в процессе построения совместных учебных действий являются работы Н.И.Поливановой, М.А. Семеновой. Содержание рефлексии в младшем школьном возрасте, в основном, связывается со способностью ребенка анализировать основания собственной деятельности.

Особое внимание изучению проблемы развития рефлексивного сознания младшего школьника в условиях развивающей учебной деятельности уделялось исследователями В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман. В основе проявления возможности к рефлексивности лежит смена позиции ребенка в учебной деятельности и следующие за этим изменения.

В экспериментальных исследованиях А.З. Зак показал, что для развития рефлексии у младших школьников важным условием выступает такая организация построения учебной коллективной деятельности как учебно-развивающий диалог учителя и учащихся.

Под рефлексивностью при этом понимается способность ученика к анализу оснований собственной мыслительной деятельности. Наиболее эффективными методами, на основе которых должно быть построено обучение младших школьников, способствующее развитию у них рефлексивных способностей, являются активные методы обучения.

Анализ работ авторов свидетельствует о стремлении младших школьников к самостоятельному осмысливанию не только содержания образовательной программы, но также и способов организации сотрудничества со сверстниками, налаживания с ними деловых и личных взаимоотношений, оценки собственных действий, и как следствие, осмысления представления о себе, своем «Я».

Реальные ситуации учения, в которых возникает необходимость взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, являются важным условием развития рефлексивной позиции младшего школьника. Эти условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей.

Работая в группе и обсуждая дискуссионные проблемы, дети обнаруживают свою компетентность в каких-либо вопросах, сравнивают собственное мнение с мнением одноклассников, обсуждают различные точки зрения, намечают дальнейшие действия, таким образом, создаются условия, способствующие развитию рефлексивных способностей школьников.



Аннотированный библиографический список.

Классические научные труды по педагогике. История образования

Чапаев, Н.К. Философия и история образования: учебник для вузов / Н.К.Чапаев, И.П.Верещагина. – М.: Академия, 2013. – 187 с. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (в пер.)

Книга о природе и закономерностях образования. Человек как предмет воспитания и интеллектуально-духовные основания его развития (основные тезисы трудов А.Я.Коменского, Дж.Локка, Я.Корчака, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко и проч.) Характеризуется процесс становления и развития педагогики как системы научного знания в России и Европе; самого образовательно-воспитательного процесса; учебно-воспитательных учреждений.

Теория обучения

Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения. Интегративный подход: учеб. пособие для вузов / Л.И.Гриценко. – М.: Академия, 2008. – 237 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – Гриф УМО (в пер.)

В пособии излагаются теоретические основы интегративного обучения и ведущие образовательные технологии. Интегративное обучение рассматривается, как синтез различного типа оппозиций обучения, разрешение противоречий между которыми приводит к творческому саморазвитию образовательного процесса и его субъектов (педагогов и учащихся). Предлагаются технологические решения реализации идей и принципов рассматриваемой концепции, т.е. коллективные споры, поисково-исследовательская технология, моделирование и диагностика, лекционно-семинарская технология.

Гулидов, И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие для СПО / И.Н.Гулидов. – М.: Форум, 2005. – 240 с., табл. – (Профессиональное образование). – Гриф Минобразования РФ ( в пер.)

Рассматриваются виды, методы и организация педагогического контроля, методика конструирования тестов на основе предметно-ориентированного (критериально-ориентированного) подхода. Подробно представлены формы тестовых заданий ( по уровням усвоения, особое внимание уделено матричному методу представления различных форм тестовых заданий, разработанных автором. Предлагаются вопросы к заданиям для самостоятельной работы студентов и учебно-методического обеспечения.

Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / Г.И.Кругликов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 271 с., ил. – (Профессиональное образование). – Гриф ФИРО №502 от 14.12.12 (в пер.)


В учебном пособии приводятся сведения по истории развития отечественной системы профессионального обучения, рассматриваются современные подходы к подготовке высококвалифицированных рабочих, раскрываются дидактические принципы, методы и средства производственного обучения. Рассматривается вся рабочая документация: планы занятий, стандарты и нормативы, учет и отчетность, санитарно-гигиенические требования, контроль и диагностика качества обучения. Особое внимание уделяется специфике работы мастера в учебной группе, профессионально-личностным качествам, необходимым для успешного обучения молодежи.

Кругликов, Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / Г.И.Кругликов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 190 с., ил. – (Библиотечка мастера профессионального обучения). – Гриф Эксперт. совета по проф. образованию (в пер.)

Основное внимание в учебном пособии уделено сущности педагогического процесса в учебных заведениях начального профессионального образования. Рассмотрены вопросы организации и планирования производственного обучения, разработки учебно-технологической документации, диагностики качества подготовки учащихся в процессе обучения. Приведены рекомендации по подготовке и проведению итоговой аттестации при выпуске группы.

Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов / А.П.Панфилова; под общ. ред. В.А.Сластёнина, И.А.Колесниковой. – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2008. – 360 с., ил. – (Профессионализм педагога). – Гриф УМО (в пер.)

Пособие содержит описание технологий игрового моделирования, применяемых в практике подготовки специалистов: имитационных, деловых и ситуационно-ролевых игр; методик активизации учебного процесса; методов генерирования идей, тренинга. Все технологии представлены как руководство к использованию их в учебном процессе с учетом специфики, целей и задач, возможностей применения, преимуществ и ограничений, рисков, трудностей и эффектов внедрения, сопровождаются практическими советами. Особое место уделено вопросам преодоления трудностей и организации обратной связи для определения образовательной результативности, рефлексивному анализу, дебрифингу, послеигровой дискуссии, экспресс-диагностике. В приложении даны некоторые имитационные игры, тренинги и упражнения
, целью которых является обучение взаимодействию и работе в коллективе и т.п.

Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / В.А.Скакун. – М.: Форум: Инфра-М, 2009. – 336 с. – (Профессиональное образование). – Гриф Минобразования РФ ( в пер.)

В учебном пособии изложены основы общей методики и организации профессионального (производственного, практического) обучения учащихся в учебных заведениях профессионального образования: сущность и дидактические особенности учебного процесса, система методов, организационных форм и средств обучения; рассмотрены основные вопросы и проблемы технологии и методики осуществления процесса практического профессионального обучения учащихся на различных его этапах. Раскрыты пути и основные способы формирования и развития педагогической квалификации мастеров профессионального (производственного) обучения, отражено содержание и организация методической работы в профессиональных учебных заведениях, а также основы методики преподавания специальных предметов.

Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании: методология и практика / В.А.Трайнев, И.В.Трайнев; под общ. ред. В.А.Трайнева. – 2-е изд. – М.: Дашков и КО, 2008 – 279 с.: ил. – В прилож.: Крат. терминолог. слов по системе образования и учеб. играм: с.185-240. – Иллюстр. материалы: с.241-257. - Влияние работы с компьютером на организм оператора: с.258-274. – Лит.: с.275-279 (в пер.).

В книге рассматриваются актуальные вопросы методологии разработки и практического использования интенсивных игровых технологий в учебном процессе. Изложены основные подходы к организации интенсификации труда обучающего и обучаемого. Даются типы и виды технологии игрового обучения. Показаны особенности технологии имитационного игрового обучения и методы их моделирования. Описаны основные психологические факторы развития компьютерной технологии в образовании и система социально-психологических игровых технологий, а также их использование на практике на примере учебных деловых игр.

Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: учеб. пособие для вузов / В.А.Федоров, Е.Д.Колегова. – М.: Академия, 2008. – 203 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Профессиональное обучение). – Гриф М-ва образования РФ (в пер.)

В учебном пособии рассмотрены технологии, свойства и методы управления качеством профессионального образования, базирующиеся на интегративном применении системного и качественного подходов, основных идей теории управления социальными системами. Представлены модели рейтинговой системы управления качеством подготовки специалистов.