Файл: Отчет по учебной практике научноисследовательская работа (получение первичных навыков научноисследовательской работы).docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая, воспитательная и социальная деятельность педагога
Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие для вузов / А.В.Батаршев. – М.: Академия, 2009. – 189 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). (в пер.)
Понятие мотивации и мотивационной сферы личности и их особенности в профессиональной школе. Учебно-профессиональная мотивация и модели формирования профессиональной самореализации личности. Учебное пособие содержит обширный практический материал: психологические тесты, опросники, методики определения и диагностики.
Классные часы. 11 кл. / сост. Н.И.Еременко. – 2-е изд., перераб. – Волгоград: Корифей. – 112 с. – (Для преподавателей)
Сборник сценариев, который можно использовать не только для проведения классного часа, но и более крупного мероприятия. Тематика сценариев:
Кругликов, Г.И. Воспитательная работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / Г.И.Кругликов. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2011. – 159 с., ил. – (Библиотечка мастера профессионального обучения). – Гриф Эксперт. совета по проф. образованию (в пер.)
Цель книги — оказать помощь будущим педагогам, мастерам производственного обучения в овладении психолого-педагогическими умениями формирования у учащихся качеств личности, наиболее востребованных жизнью, реальной производственной ситуацией. Основное внимание уделяется организации воспитательной работы в группе в разные периоды обучения. Приводятся методики диагностики личности, даются рекомендации по формированию межличностных отношений в группе и показываются отдельные приемы решения конфликтных педагогических ситуаций.
Кругликов, Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / Г.И.Кругликов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012. – 153 с., ил. – (Библиотечка мастера профессионального обучения). – Гриф ФИРО №443 от 02.07.09 (в пер.)
Учебное пособие призвано оказать помощь педагогам, особенно начинающим, в овладении методическими приемами организации производственного обучения будущих специалистов. Особое внимание уделяется методическим вопросам работы педагога профессионального обучения в группе. Даются рекомендации по организации методической работы мастера и преподавателя в системе профессионального образования. Рассматриваются методические приёмы проведения занятий.
Патриотическое воспитание: сборник / сост. Т.М.Скобелева; Федер. агентство по образованию. – М.: Новый учебник, 2004. – 192 с. – (Б-ка Федеральной программы развития образования)
Сборник статей о патриотическом воспитании Тематика статей: от «Концепции патриотического воспитания граждан РФ, опыт колледжей и музеев учебных заведений по военно-патриотическому воспитанию. Анкета «Считаешь ли ты себя патриотом». «Сценарии мероприятий: «Ас из асов» (игра по военной подготовке), Урок мужества и литературно-музыкальная композиция по ВОв)
Саенко, О.Е. Теория и практика воспитательной работы в колледже: настольная книга заместителя директора, педагога-организатора, классного руководителя / О.Е.Саенко, О.Н.Айдунова. – М.: Дашков и КО, 2008. – 347 с., ил. (в пер.)
Книга содержит нормативно-правовую документацию по вопросам воспитательной работы в колледже. В пособии представлены все основные аспекты воспитательной деятельности учреждений СПО: работа по формированию нравственных и морально-волевых качеств личности, воспитанию политико-правовой культуры и активной гражданской позиции, развитию информационной культуры и профессионального самосознания студентов и т. д. Актуальным является материал по организации студенческого самоуправления. В пособие также включены интересные сценарии внеклассных студенческих мероприятий (День первокурсника, день учителя, Новый год, День влюбленных, 8 марта, 23 февраля, день смеха, день выпускника) и темы для классных часов.
Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии: учеб. пособие для вузов / Н.Ф.Коряковцева. – М.: Академия, 2010. – 188 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Иностранные языки). – Гриф М-ва образования РФ (в пер.)
Учебное пособие освещает современное методическое направление организации изучения иностранного языка на базе развития продуктивной учебной деятельности учащегося. Оно содержит описание продуктивных образовательных технологий и рекомендации по их использованию в учебном процессе, направленные на формирование эффективных приемов работы, помогающих учащимся самостоятельно изучать язык и культуру и совершенствоваться в этой области.
Киреев, А.П. Интегративные уроки экономики: пособие для учителя / А.П.Киреев. – учебно-метод. изд.. – М.: Вита-Пресс, 2009. – 144 с., ил. – (Изучаем экономику)
В пособии описаны 14 уроков по наиболее важным вопросам курса экономики базового и профильного уровней образования (как победить инфляцию, какой банковский вклад выбрать, что будет происходить в ближайшее время с рублем, долларом и евро и т.д.). Уроки проводятся в форме ролевых игр, ситуационного анализа, публичного диспута и др.
Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для ВПО / В.С.Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 409 с., табл. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Физическая культура и спорт). (в пер.)
В учебнике раскрывается сущность физического культуры, описываются средства и методы формирования физической культуры личности, рассматриваются вопросы обучения двигательным действиям и развития физических способностей, раскрываются организационно-технологические основы занятий физическими упражнениями, подробно характеризуются теоретические положения и методика занятий физической культурой в разные возрастные периоды жизни человека.
Никонова, М.А. Краеведение: учеб. пособие для ВПО / М.А.Никонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2012. – 189 с., ил. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. Педагогическое образование). (в пер.)
В учебном пособии рассматривается краткая история краеведения; представлен теоретический и практический материал по краеведческому изучению местности; особое внимание уделено вопросам комплексного метода изучения природы; изложена методика организации форм учебной и внеклассной краеведческой работы в школе и в вузе.
Я изучила три видеолекции, находящиеся в свободном доступе в интернете по смежным темам «Педагогика и воспитание детей младшего школьного возраста»; составила краткую характеристику изученных материалов.
Младший школьный возраст считается сенситивным для развития рефлексивности, при этом многими авторами отмечается необходимость введения элементов активной деятельности в работе с младшими школьниками [1].
На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать взаимоотношения уже не только со сверстниками, но и со взрослыми окружающими его людьми. Постепенно безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение приобретают сверстники, их мнение, возрастает значимость детского сообщества [2].
Основная задача начального образования – заложить фундамент знаний, необходимых для дальнейшего успешного обучения ребенка, которое в рамках современных условий может продолжаться всю жизнь. В начальной школе ребенка учат писать, читать, считать, рассуждать, связно и грамотно выражать свои мысли, правильно и логично делать выводы. Весь процесс обучения сопровождается интенсивным воспитанием. Воспитание в начальной школе имеет несколько направлений: нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое и т.д. [3].
Необходимо отметить, что процесс воспитания в младшем школьном возрасте является превалирующим процессом и подчиняет себе обучение и образование. Это связано с тем, что если человек не воспитан, то давать ему знания не только не целесообразно, но и опасно [4].
Особенность воспитания младших школьников вытекает из особенностей данного возрастного периода. Основой воспитания выступает сюжетно-ролевая игра, которая уже достигла своего максимального развития. В игре ребенок имеет возможность не только примерить на себе определенную социальную роль, но и овладеть нормами поведения в различных ситуациях. При усвоении первичных этических норм, формируются нравственные представления. В процессе воспитания у детей возникает моральная мотивация поведения, в зависимости от складывающейся вокруг ситуации. С возрастанием самостоятельности ребенка происходят изменения и во взаимоотношениях с педагогом и сверстниками. В этот момент большое внимание следует уделять воспитанию самооценки и авторегуляции собственного поведения. Ребенок должен научиться контролировать собственное поведение не только с позиции авторитета, но и согласно усвоенным нравственным нормам [5].
В процессе воспитания, под руководством педагога, дети младшего школьного возраста приобретают навыки коллективного взаимодействия. Учатся осознанно применять общественные нормы, соотносить их с собственным поведением и поступками. У младших школьников во время взаимодействия друг с другом начинают оформляться первые микрогруппы, в которых часто возникают противоречия, вплоть до конфликтов. Задача педагога состоит в том, чтобы не просто передать детям навыки поведения, а воспитать нравственные убеждения. Достигается это путем формирования и развития опыта осуществления нравственной оценки собственного поведения и поведения других [6].
В основе воспитательного процесса, осуществляемого в рамках школы, лежат два основных подхода:
-Деятельный – организация различных видов деятельности (трудовой, познавательной, художественной и т.д.).
-Комплексный – органичное сочетание разнообразных видов деятельности и их направленностей. Основу содержания воспитания в начальной школе составляет формирование всесторонне развитой личности, а конкретные разделы содержания группируются вокруг воспитания жизненно важных качеств гражданина, работника, семьянина [7].
Основной особенностью обучения младших школьников является то, что в этот возрастной период происходит интенсивное развитие и изменение направленности их потребностей. Постепенно ведущим видом деятельности становится обучение. Современная начальная школа старается удовлетворять потребности детей в получении новых знаний, посредством использования разнообразных методов и форм обучения, которые не только познавательны, но и интересны для детей. Приобретение новых знаний и умений осуществляется на основании возрастных возможностей детей, с учетом их индивидуальности. Помимо работы в классе постепенно вводится система домашних заданий, которая направлена не только на закрепление пройденного учебного материала, но и на развитие у детей самостоятельности и самоконтроля [8].
Важным является вопрос контроля результативности обучения. В первый учебный год дети не получают оценки за свои работы и знания, результат отмечается педагогом устно. Это необходимо для того, чтобы не оттолкнуть ребенка от учебы, не сформировать у него негативного отношения к ней. Так же это связано с тем, что в этот период у ребенка происходит перенаправленность ведущей деятельности с игровой на учебную и ему нужна поддержка, а не указания на собственные ошибки. Педагог осуществляет диагностику знаний учащихся, но исключительно в личных целях, чтобы понять в каком направлении двигаться дальше, эффективны ли используемые им методы и приемы [9].
Таким образом, особенность обучения детей младшего школьного возраста заключается в том, что образование направлено на всестороннее развитие ребенка, полноценное овладение им всем комплектом умений учебной деятельности, которые необходимы ему для дельнейшего успешного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – Москва : Академия, 2019. – 319 с. -
Главатских Р.Р. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема. – М., 2016. -
Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. – М., 2015. – 285 с. -
Мухина В. С. Психология детства и отрочества: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов. – М., 2018. – 482. -
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат и др. – М. : Академия, 2018. – 270 с. -
Овчарова Раиса Викторовна. Практическая психология в начальной школе / Р.В.Овчарова. – М. : Сфера, 2017. – 237, [1] с. -
Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей / Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов, М.А. Семенова // Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2018. – С. 102-113. -
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2019. - 383 с. -
Слободчиков В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте. – М.. 2016.
|