Файл: 2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЗ (28 февраля)

1. Теории, объясняющие возникновение воспитания.

2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества.

На протяжении истории цель и содержание воспитания меняются. Появляются новые формы и методы. Можно характеризовать воспитание как категорию историческую.

Воспитание сопровождает развитие общества, динамично изменяется вместе с социумом. Следовательно, воспитание – это категория общественная.

1. Исследователи считают, что воспитание возникло на этапе общинно-родового строя. В этот период отсутствовали классы, не было эксплуатации, использовались примитивные орудия труда, хозяйство велось сообща.

Коллектив взрослых готовил всех детей к жизни.

Главная цель первобытного воспитания – научить выживанию в суровых условиях в борьбе с грозными явлениями природы и хищниками. Детей учили сохранять здоровье, укреплять физические силы.

Ф.Энгельс писал об исключительной силе и выносливости первобытных племен. Например, англичане во время войны с африканскими племенами жаловались на кафров и зулусов, которые сохранили родовые отношения. Африканцы могли за сутки пройти больше расстояние и быстрее, чем лошадь. Африканцы крепкие и закаленные.

Воспитание детей в родово-общинном строе проводилось в совместном труде со взрослыми. Дети рано начинали трудиться: добывали пищу, изготавливали одежду, участвовали в постройке жилища. Миклухо Маклай писал о земледельческом труде попуасов Новой Гвинеи. Вначале по полю шли в ряд мужчины с длинными палками, вскапывая землю. За ними шли женщины, разрыхляли крупные комья. Вслед двигались дети, руками размельчая комки земли. Труд носил совместный характер.

Охота – основное занятие первобытных людей. Исследователь Зибер в книге

«Очерки первобытной экономической культуры» (1899) описывает охоту аборигенов Австралии. В долине охотники-мужчины. Женщины и дети с холмов загоняют в долину кенгуру. Удачная охота завершается играми, плясками, обрядами.

В племенах поддерживались определенные нормы поведения. Исследователи-путешественники восхищались высоко моральным поведением и чертами характера представителей общины – неиспорченность, чувство собственного достоинства, храбрость, честность, бережное и трепетное отношение к живой и неживой природе, приверженность традициям.


Можно утверждать, что в первобытном обществе сохранялись и передавались детям эмпирические знания и умения:

- физические (добывание огня),

- химические (добавление растений и корней при приготовлении пищи),

- хирургические (первязка ран),

- географические (знание местности для охоты, рыбалки),

- математические (счет на пальцах).

Выводы:

Воспитание возникло на этапе общинно-родового строя. Осуществлялось в совместном труде со взрослыми. Проводилось эпизодически, фрагментарно. Роль воспитателя не принадлежала какому-то одному члену общины, не была социально зафиксирована. Трудовой опыт человечества невелик, воспитание от случая к случаю, ситуативно.

Главная цель первобытного воспитания – научить выживанию в суровых условиях в борьбе с грозными явлениями природы и хищниками.

3. Эволюция взглядов на воспитание в истории педагогической мысли

ПЗ (3 марта и 14 марта)

1. Дайте определение процесса воспитания.

2. Объяснить, почему воспитание является важной сферой человеческой деятельности.

3. Каковы основные функции воспитания в современном обществе?

4. Докажите взаимосвязь обучения и воспитания в целостном образовательном процессе.

Обучение и воспитание – это сущностные функции образовательного процесса. Точно определенный научный предмет педагогики позволяет понять, что обучение и воспитание – это понятия, которыми обозначаются психологически разные аспекты единого явления – процесса педагогического развития и формирования личности.

В истории педагогики существует устойчивая тенденция рассмотрения обучения и воспитания во взаимосвязи. Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений.

Формирование мировоззрения, нравственных устоев предполагает усвоение системы знаний о мире, о социальных нормах, обучение умению этими знаниями пользоваться, воспитание ценностного к ним отношения. Последнее связано с развитием у учащихся эмоционального восприятия этих знаний и норм, формированием у них мировоззренческих и нравственных потребностей. То же относится и к воспитанию эстетических чувств, имеющих своим основанием получение информации об эстетических явлениях, обучение умению воспринимать красивое, творить его и формирование отношения к нему как к личной ценности.

Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.

Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.

Связь между обучением и воспитанием не односторонняя. Как обучение при определенных условиях влияет на воспитанность, так и уровень воспитанности оказывает влияние на эффективность обучения, на качество обучения. Обучение опирается на мотивационную сферу учащихся и вместе с тем развивает, углубляет ее.

Обучение воспитывает в необходимом обществу направлении, становится личностно-развивающим тогда, когда организуемая деятельность учения и ее предметное содержание соответствуют потребностям, интересам, мотивам учащихся, когда эта деятельность осуществляется в условиях, влияющих на возникновение и закрепление ценностного отношения к ней. Такие условия оказывают косвенное влияние, поскольку предметное содержание любой темы не является непосредственно эмоционально окрашенным. Однако наличие интереса к учебному предмету, стремление к самоутверждению, высокий уровень притязаний выступают косвенными условиями организации учения. Так, создание атмосферы состязательности на уроке стимулирует соответствующие мотивы учащихся, которые оказывают косвенное влияние на отношение к учебной деятельности.


И.Я. Лернер отмечает, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. Если первые три элемента определяют уровень интеллектуального развития человека, составляют его содержание, то все названные компоненты обусловливают и составляют содержание духовного развития личности в целом. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности.

Анализ соотношения обучения, воспитания и развития личности показывает взаимосвязь этих процессов. Подобно тому, как целостна и едина личность, так целостен и процесс ее формирования, осуществляемый с помощью обучения и воспитания. Развивать гармоничную личность - значит, обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать эмоционально-ценностное отношение к миру через организацию различных видов деятельности.

И.А. Зимняя выделяет следующие четыре типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется. Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

2. Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему. Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

3. Воспитание осуществляется вне образовательного процесса, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и соответственно научение.

4. Воспитание осуществляется и другими учреждениями, общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением и научением.

Итак, для того чтобы новые поколения «успевали» становиться вровень со своим временем, культурой, цивилизацией, человеку необходимо было научиться ускорению особого процесса человеческого развития. Как отмечает В.Б. Ежеленко, воспитание и обучение есть суть человеческих способов ускорения объективного процесса развития человека в онтогенезе. Отсюда, в обобщенном значении, воспитание – это педагогически организуемое нравственное развитие человека на основе складывающихся и регулируемых отношений между людьми.


Также можно сказать, что обучение оказывает внешнее влияние на подростка, а результаты воспитания проявляются в поведении подростка.

5. В чѐм проявляются сходство и отличие воспитательного процесса и учебного процесса?

ПЗ (21 марта)

1. Парадигмы воспитания

1)социальное воспитание

2)биопсихологическое воздействие

3)диалектическая взаимосвязь социальной, биологической, психологической и на следственной составляющих в процессе воспитания.

2. Методологическая концепция воспитания.

3. Воспитательные системы.

Содержание понятий «система воспитания» и «воспитательная система»

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ- комплекс духовно-нравственных ценностей всех субъектов воспитательного процесса, влияющих на выбор ими методов и форм деятельности, порядка жизнедеятельности и способов взаимодействия, оформление окружающей среды.

В научной литературе существует несколько определений, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Так, Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую трактовку: «Воспитательная система есть целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат».
Черты, отличающие специфику воспитательной системы как социально-педагогического явления:

это система общественная и ее функционирование осуществляется согласно с законами социального развития;

это система педагогическая и подразумевает реализацию целого ряда педагогических задач, для решения которых применяются многообразные формы, приемы и методы;

это система ценностно-ориентированная, признающая исключительно гуманистический стиль взаимоотношений между воспитателем и детьми;

это система целостная, состоящая компонентов, связь и взаимодействие которых дает возможность ей работать как единое целое;