Файл: 2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стратегическое направление решения педагогических проблем в школе-комплексе связано с усиленным вниманием не только к содержательной, психолого-педагогической стороне, но и к организационной. В этих условиях реализуется главное преимущество школы-комплекса - ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.
Школа-комплекс - одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения, получившая наибольшее развитие в Белгородской области. В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности). Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.
Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.
Создание воспитательной системы - не самоцель. Она создается и совершенствуется в целях личностного развития школьников и зависит, главным образом, от совместных усилий педагогов, детей и их родителей.
Между тем школьная практика показывает, что разнообразие воспитательных систем не сводится только лишь к гуманистическим. Можно выделить (по М.В. Воропаеву):
1. Собственно гуманистические воспитательные системы. Они характеризуются высоко-ценностным отношением к личности «здесь и теперь», средним уровнем развития внутреннего институционального контроля (т.е. сформированными в школе традициями, образцами привычного поведения), незначительной ролью внешних санкций.
2. Нормативно-гуманистические воспитательные системы. Они отличаются от систем первого типа развитой системой санкций и высокой значимостью образа личности воспитанника в будущем, а не настоящем. Именно к этому типу относилась воспитательная система, созданная усилиями А.С. Макаренко, его коллегами и воспитанниками.
3. Авторитарные воспитательные системы. Они характеризуются нейтральным отношением к личности воспитанника. Основная, цель здесь - не личность ребенка, а то функциональное предназначение, та роль, которую он будет выполнять в будущем. Как правило, в этих системах существенно развит и внешний и внутренний, институциональный контроль.
4. Воспитательные системы - «секты». Они могут быть с разной ценностной окраской представлений о личности. Их сущностная особенность - сверхвысокоразвитая система внутреннего институционального контроля. Эти системы ориентированы на жесткое, всеобъемлющее – программирование личности, отсутствие свободы личностного выбора, хотя субъективно воспитанник может считать такие условия совершенно естественными.
ПЗ (24 апреля)
1.Сущность педагогического взаимодействия.
2.Воспитательные взаимодействия. Виды педагогических взаимодействий.
3.Педагогический такт и тактика в современном процессе воспитания.
ПЗ-«Примерная рабочая программа»
1.Цель и задачи воспитания обучающихся
2.Направления воспитания
Выделяют следующие основные направления воспитания в отечественной педагогике:
-трудовое;
-национальное;
-моральное;
-умственное;
-эстетическое;
-социально-правовое;
-экологическое;
-физическое.
Трудовое воспитание направлено на формирование системы качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Предметом такого воспитания выступает профессиональная компетентность воспитанника. О большую роль трудового воспитания в жизни общества и личности К. Д. Ушинский писал: «Если бы люди изобрели философский камень, то беда была бы невелика: золото перестало бы быть монетой. Но если бы они нашли сказочный мешок, из которого выскакивает все, чего душа пожелает, или изобрели машину, вполне заменяющую всякий труд человека, то самое развитие человечества прекратилось бы: распущенность и дикость пленили бы общество».
Вообще, воспитание бережного хозяина, который неутомимым трудом выращивает хлеб, возвышает землю, трудолюбие, – традиция украинского народа. Например, в Павлышской школе правилом было, чтобы «каждый школьник вспахал свою ниву, вырастил на ней свой колос, увидел сам себя в своей работе».
Задачи трудового воспитания:
– психологическая подготовка личности к труду;
– привитие исполнительской дисциплины, сознательного подчинения требованиям профессиональной деятельности;
– поднятие престижа труда; – практическая подготовка к труду;
– подготовка к сознательному выбору профессии.
Национальное воспитание. Опыт воспитания имеет национальные особенности (традиции, взгляды, обычаи, мировоззрение и тому подобное), потому что каждый народ создает свою систему воспитания, которая соответствует характерным чертам его народности. Общей системы воспитания не существует ни в теории, ни на практике. В процессе воспитания, в первую очередь, формируется характер человека. А характер и есть именно тот грунт, считал К. Д. Ушинский, в котором коренится народность. А. В. Духнович, который вместе с К. Д. Ушинским впервые ввел понятия «народная педагогика», на первый план воспитание у детей ставил формирования чувства патриотизма. Общеизвестно,
Что вся система педагогических идей Г. С Сковороды была проникнута идеей народности. В притче «Благодарный Эродий» он писал: «...Главизна воспитания есть: 1) благо родить; 2) сохранить птенцеви младоє здравие; 3) научить благодарности».
«Национальное воспитание – это исторически обусловленная и создана самим народом совокупность идеалов, взглядов, убеждений, традиций, обычаев и других форм социального поведения, направленных на организацию жизнедеятельности подрастающих поколений, в процессе которой усваивается духовная и материальная культура нации, формируется национальное сознание и достигается духовное единство поколений». Национальное воспитание также предполагает широкие знания конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических мыслей.
Цель национального воспитания – формирование национального сознания, самосознания и патриотизма у воспитанников.
Национальное воспитание основывается на принципах семейного воспитания, на идеях и средствах народной педагогики, научной педагогической мысли, которые олицетворяют высшие образцы воспитательной мудрости украинского народа – любовь к родной земле, к своему народу, его традициям, обычаям, готовность к мирному и ратному труду во имя Украины, чувство гордости за Родину, верность Украине, собственную ответственность за ее судьбу.
Национальное воспитание использует такие средства: родной язык, родословная, родную историю, краеведение, природу родного края, народную мифологию, фольклор, национальное искусство, народный календарь, национальную символику, народные приметы и верования, воспитательные традиции, национальные традиции, обычаи и обряды. Например, произведения К. Д. Ушинского щедро усеянные золотыми россыпями народной педагогики. Так, в первой части его книги «Родное слово» помещено свыше 75 процентов фольклорного материала, а во второй – половину от общего его количества. В «Родном слове» он использовал 366 пословиц и поговорок, 62 загадки, 51 байку и шутку, 32 народные сказки, 22 народные песни, 7 скороговорок, а также множество произведений, близких по содержанию и форме к народным.
Но существенным отличием национального воспитания должно быть его опора на общечеловеческие ценности. По определению К. Д. Ушинского, – это народность, классицизм, наука, христианство.
Основной, базовой и определяющей составной частью содержания воспитания является нравственное воспитание, которое «...состоит в целенаправленном формировании морального сознания, развития нравственного чувства и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определенной идеологии». Оно зависит от морали – одной из форм общественного сознания, совокупности общепринятых норм, принципов и правил, регулирующих поведение людей.
Методологической основой нравственного воспитания является этика – наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения и развития моральных норм и взаимоотношений между людьми в обществе.
Сегодня принято говорить о двух этические (моральные) системы, которыми пользуется человечество. Первая из них доминирует в Западной Европе и Америке. В ее основе лежит такой принцип: ради достижения даже «большого добра» никак нельзя допускать «малое зло». Для представителей второй этической системы характерным является сочетание добра и зла (она, практически, царит на территории бывшего Советского Союза).
Поскольку нравственность имеет общественный характер, то под нормами нравственности следует понимать требования общества к поведению людей в определенных ситуациях.
Целью нравственного воспитания является формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участия в практической деятельности.
Содержание нравственного воспитания – воспитание любви, уважения к родителям и старшим, верности в дружбе и любви, сознательного, творческого отношения к выполнению профессиональных обязанностей, личной ответственности за свой труд, любви к родной земле, к родному языку, верность идеям, принципам народной морали и духовности, благородного отношения к женщине, умение защищать слабых, заботиться о младших и подобное.
Эти нормы конкретизируются в моральных ценностях, нравственном идеале, нравственных принципах и, соответственно, поддерживаются авторитетом общественного мнения, примером, привычкой. Особое внимание должно уделяться усвоению воспитанниками норм и традиций общечеловеческого этикета.