Файл: 2. Развитие воспитания на различных этапах истории человечества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


это система открытая, имеющая большое количество связей и взаимоотношений с общественной и природной средой;

это система целенаправленная; это система сложная и многоаспектная; это система саморазвивающаяся и самоуправляемая.

Структура воспитательной системы по Л. И. Новиковой:

цели, воплощенные в начальной концепции;

работа, обеспечивающая достижение целевых ориентиров;

субъекты деятельности;

рождающиеся в работе и общении дела;

среда системы, освоенная субъектом;

управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее становление.

В развитии воспитательной системы можно выделить несколько условных этапов:

этап становления воспитательной системы; (характеризуется тем, что в школе у некоторых педагогов наблюдаются неудовлетворенность своей работой, признание необходимости что-то изменить, попытки привнести нечто новое, и, наконец, наличие вдохновляющей идеи двух-трех «фанатов», способных «заразить» и объединить своей идеей творческую команду сподвижников)

этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы; (Этап характеризуется целесообразным отбором и апробацией видов воспитательной деятельности, усилением взаимодействия и взаимоотношений между субъектами воспитания, бурным развитием общешкольного коллектива как ядра воспитательной системы, расширением сферы самоуправления как основы инициативности и самостоятельности детей, зарождением интересных традиций, гуманизацией методов и форм воспитания)

этап оформления и завершения; (характеризуется многими положительными показателями. Это может быть и совместная творческая деятельность субъектов воспитания, и слаженный педагогический коллектив школы, и высокий уровень культуры общения воспитателей и воспитанников, и сложившаяся воспитывающая среда школы, и наличие устоявшихся традиций, и здоровое чувство гордости за школу)


этап обновления и перестройки системы. (На этом этапе вновь происходит качественное изменение в методологических подходах, концептуальных целях, теоретическом обосновании и технологическом обеспечении воспитательной системы на новом витке ее развития.

2.Характеристика различных воспитательных систем.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования. Кроме того, каждая воспитательная система имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении.

Воспитательные системы:

Воспитательные системы вальдорфских школ. Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа - союз свободных людей, не зависящий ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура.

Система А. С. Макаренко. Берет свое начало в 20–30-е гг. прошлого века в советской Украине (официальное учреждение для несовершеннолетних правонарушителей – трудовая колония, затем коммуна). По существу, это школа-интернат, школа-комплекс, где подсистемами воспитания были обучение, труд, коллективная деятельность, самоуправление, клубная работа – все тесно взаимосвязано. Системообразующими факторами можно считать настоящее производство и самоуправление всего коллектива воспитанников. В колонии был завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты, на нем колонисты под руководством взрослых осуществляли весь производственный процесс и получали начальное профессиональное образование наряду с общим средним образованием в школе. Великим открытием А. С. Макаренко стали воспитание в коллективе, методика создания и развития коллектива воспитанников. Ее главными особенностями были разновозрастные группы детей, система сменных командиров, поручений, отношения взаимной ответственности, совет командиров, общее собрание и многое другое, что стало классикой отечественной педагогики.



Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. Основатель этой системы – директор московской школы № 825 В. А. Караковский. Ведущей идеей является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

В школе есть Большой совет, включающий в себя, кроме педагогов, представителей от всех классов, начиная с шестых. Большой совет собирается довольно редко, 2–4 раза в год. Большинство в нем составляют школьники, и бывает так, что они проводят решение, не совпадающее с мнением педагогов. Довольно значительный вес имеют постоянные и временные органы самоуправления: советы дела, совет "сборовских комиссаров", дежурные командиры классов.

Директор пользуется авторитетом, как А. С. Макаренко. Он чаще всего выступает в роли генератора новых идей, от него же, как правило, исходят оценки тех или иных событий.

Главным функциональным узлом системы является весенний коммунарский сбор, который проводится во время весенних каникул. Трехдневный сбор представляет собой комплекс коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, с обязательным выездом участников за пределы города.Сбор является самой яркой школьной традицией, самым сильным средством объединения, создания чувства "мы". Сбор – это и школа актива, поскольку он включает в себя интенсивную организаторскую работу. Старшеклассник- комиссар берет па себя функции организатора, педагога, да и психолога.

Воспитательная система школ глобального образования. Наиболее разработанными моделями глобального образования являются модели Р.Хенви и М.Боткина, которые не противоречат, а дополняют друг друга. Они сочетают общечеловеческий и локальный аспекты, философское осмысление и конкретную реализацию.

По мнению Роберта Хенви, суть глобального образования - это совокупность следующих измерений: формирование непредвзятого взгляда на мир, осознание состояния планеты, кросскультурная грамотность, осознание динамики мировых процессов, осознание возможностей выбора.


Суть новой теории обучения, предлагаемой в модели М. Боткина, состоит в переходе от бессознательного приспособления к миру, характерного для традиционного обучения, к сознательному предвосхищению, которое обеспечивается инновационным подходом.

К приоритетам средней школы У. Книп в первую очередь относит формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени.

Воспитательная система "справедливое сообщество". Эта воспитательная система появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития. Концепция Л. Кольберга основана на следующей идее: нравственное развитие личности зависит от умственного, а нравственное становление идет по последовательно восходящим ступеням.

"Справедливые сообщества" - небольшие (часто до 100 человек) объединения педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. "Справедливое сообщество" - это воспитательная система, в которой свойственная большинству школ "нравственность принуждения" заменяется на "нравственность сотрудничества", в которой учитель и ученик имеют равное право голоса в решении всех основных проблем, а управление осуществляется органами, выбранными демократическим путем. Это сообщество живет по собственному кодексу поведения, построенному на основе принципов справедливости и заботы друг о друге.

Воспитательная система общей заботы. Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.


Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М.Бахтина о культуре как диалоге ("любая культура - это живой процесс общительной связи"), идея Л.Выготского о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, идеи В. Библера о философской логике культур.

Основные положения нового типа образования в школе диалога культур были сформулированы В. С. Библером:

переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры".

школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе - это не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., это и суть самой мысли.

строится не столько как усвоение дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, сколько как процесс целенаправленного спирального возвращения мысли в исходное начало.

основное содержание школьного курса - это освоение тех "точек превращения", в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Воспитательная система школы-комплекса. Школа-комплекс - относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и многих других - это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.