Файл: Контрольная работа для студентов 2 курса заочной формы обучения направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трудные вопросы лингвистики
Контрольная работа
для студентов 2 курса заочной формы обучения
направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык»
Справочная литература
-
Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. -
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2003. -
Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. [URL: http://www.nashislova.ru/in/]. -
Канакина Г. И., Петрунина В. М. Трудные вопросы русского языка / Под ред. Канакиной Г. И. – Пенза, 2000. -
Куприянова Н. С., Луннова М. Г. Лексикология и фонетика современного русского языка: Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета / Под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза, 2013. -
Орфоэпический словарь русского языка. – М., 2010. [URL: http://Яндекс. Словари; http:// gramota.ru]. -
Федоров А. К. Трудные вопросы синтаксиса. – М., 1972. -
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2007. -
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика [Текст] - М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004. - 384 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kleopatra.pnzgu.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?P21DBN=KATL&I21DBN=KATL_PRINT&S21FMT=fullw_print&C21COM=F&Z21MFN=2485
№ п/п | Наименование информационных баз данных | Характеристика электронных изданий и информационных баз данных |
1. | http://www.gramota.ru. | Русский язык. Справочно-информационный портал: словари, справочники по правописанию, произношению и ударению, репетитор по русскому языку онлайн, учебники, полезные ссылки. |
2. | http://lik-ber.com. | Онлайн-тесты по русскому языку |
3. | http://www.gramma.ru. | Справочно-информационный портал: учебники по культуре речи, словари, справочники по правописанию, произношению и ударению. |
4. | www.gumfak.ru/russian.shtml | Электронная библиотека для студентов, раздел «Русский язык» |
5. | http://www.superlinguist.com | Библиотека электронных учебников по русскому языку |
6. | http://e.lanbook.com/ | Электронно-библиотечная система (ЭБС) — ресурс, включающий в себя как электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в том числе университетских издательств), так и электронные версии периодических изданий по различным областям знаний |
7. | http://window.edu.ru/ | Единое окно доступа к образовательным ресурсам: к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования. Словари. Стилистика. Языковая норма. |
8. | http://dic.academic.ru | Толковый словарь Даля Толковый словарь Ожегова Толковый словарь Ушакова Толковый словарь Ефремовой Толковый словарь Кузнецова Толковый словарь Дмитриева Малый академический словарь Орфографический словарь-справочник Словарь лингвистических терминов Этимологический словарь Фасмера Справочник по этимологии и исторической лексикологии Словарь иностранных слов русского языка Русское словесное ударение |
Подберите текст для анализа объёмом 2,5 – 3 тыс. знаков (печатный или электронный вариант статьи публицистического научно-популярного или научного стиля). Поместите его в начало контрольной работы, указав библиографические данные.
Выполните следующие задания.
РАЗДЕЛ 1. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОЭПИИ. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ
Задание 1.1. Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие произношение, соответствующее старшей и младшей произносительным нормам, различие покажите в транскрипции.
Задание выполните в таблице по образцу:
№ | Явление | Старшая произносительная норма | Младшая произносительная норма |
1. | Ассимиляция по мягкости переднеязычных перед мягким переднеязычным | Есть ассимиляция по мягкости | Нет ассимиляции по мягкости |
Примеры: | с’м’]ех, [з’в’]ерь, [т’в’]ердый | [см’]ех, [зв’]ерь, [тв’]ердый | |
2. | Произношение прилагательных с основой на заднеязычные согласный | Твёрдый заднеязычный | Твёрдый заднеязычный |
Примеры: | стро[гъ]й, мяг[къ]й, ти[хъ]й | стро[г’]ий, мяг[к’]ий, ти[х’]ий | |
3. | Произношение глаголов с заднеязычными согласным перед суффиксом -ива- | Твёрдый заднеязычный | Мягкий заднеязычный |
Примеры: | посту[къ]вать, разма[хъ]вать | посту[к’]вать, разма[х’]вать | |
4. | Редукция гласных после шипящих в 1-м предударном слоге | [ыэ] | [а] |
Примеры: | [жыэ]ра, [шыэ]ги, [шиэ]лун | [жа]ра, [ша]ги, [ша]лун | |
5. | Произношение форм 3л.мн.ч. глаголов | По I спряжению | По II спряжению |
Примеры: | слыш[ут], хва[л’ут], хо[д’ут] | слыш[ът], хва[л’ьт], хо[д’ьт] | |
6. | Произношение согласных в постфиксах | [с] | [с’] |
Примеры: | вернула[с], встретил[съ] | вернула[с’], встретил[с’ь] | |
7. | Произношение буквосочетания чн | [шн] | [ч’н] |
Примеры: | войло[шн]ый, проволо[шн]ый | войло[ч’н]ый, проволо[ч’н]ый |
Задание 1.2. Приведите примеры из текста трудных случаев ударения в грамматических формах:
а) имён существительных (особенное внимание обратите на формы множественного числа И.п. и Р.п.),
б) имён прилагательных (особенное внимание обратите на формы рода и числа кратких прилагательных),
в) глагола (особенное внимание обратите на формы рода и числа прошедшего времени),
г) глагольных форм (особенное внимание обратите на формы кратких страдательных причастий прошедшего времени).
Задание 1.3. Приведите примеры трудных случаев произношения в заимствованных словах (например: твёрдый или мягкий согласный перед Е ([тэ]ст, майо[нэ]з или ши[н'э]ль; варианты [д]екан и [д']екан и т.п.).
Если в тексте нет примеров вариативного произношения, приведите не менее 5 своих примеров.
1.4. Приведите примеры из текста трудных случаев ударения:
а) в собственно русских словах,
б) в заимствованных словах.
РАЗДЕЛ 2. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Задание 2.1. Проанализируйте лексические особенности текста (см. план лексического анализа текста в ПРИЛОЖЕНИИ). Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.
Примечание. Примеры языкового материала набираются курсивом.
Задание 2.2. Выявите в тексте лексические и фразеологические единицы, находящиеся в синонимических отношениях.
Приведите примеры 2–3 синонимических рядов, получивших реализацию в тексте. Определите доминанту каждого синонимического ряда, охарактеризуйте синонимы (а) языковые/контекстуальные; б) смысловые/стилистические/семантико-стилистические).
Задание 2.3. Выявите в тексте и проанализируйте интернациональные лексемы или слова с интернациональными морфемами (не менее 15-20).
Примечание. При отсутствии в тексте необходимого количества примеров, дополните список самостоятельно.
Сделайте вывод (с учётом стилистической и жанровой принадлежности текста)
1) о количестве интернациональных лексем в тексте и причинах их употребления,
2) о тематических группах интернациональных лексем, употреблённых в тексте,
3) о функционально-стилистических значениях интернационализмов, употреблённых в тексте: общеупотребительное/книжное (общенаучное, специальное)/разговорное и т.п.
Анализ проведите в таблице (см. пример ниже):
№ | Лексема, (язык-источник) | Семантика (лексическое значение) | Интернациональные морфемы в слове, их семантика | Одноморфемные слова | Стилистическое значение слова | |
Функцио-нально-стилевое | Экспрес-сивно-оценочное | |||||
1. | монолог | Форма речи, предполагающая высказывание одного человека | др.-греч. μόνος — один, λόγος — речь | Монотеизм, монография, монархия Логотип, диалог, полилог, хронология | Книжное | Нейтральн. |
| | | | | | |
РАЗДЕЛ 3. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ
Задание 3.1. Определите, какой частью речи является выделенное слово, ответ прокомментируйте (синтаксическая функция слова в предложении, лексическое значение, синонимы).
1) Оба они были счастливы и о настоящем думали мало.
2) «Повесть о настоящем человеке».
3) Я был потрясён: в моём присутствии родился настоящий литературный афоризм.
4) В настоящей статье будут рассмотрены структурные особенности латинских слов.
Задание 3.2. Определите предложение, содержащее непереходный глагол, ответ прокомментируйте, перед этим ответьте на вопросы:
– Что такое переходные и непереходные глаголы?
– Что такое прямое дополнение?
1) Винни-Пух любит мёд.
2) Винни-Пух не любит желудей.
3) Вернувшись с прогулки, Винни-Пух поел меда.
4) Вернувшись с прогулки, Винни-Пух поужинал мёдом.
Задание 3.3. Определите, в каком из предложений употреблены три части речи: имя прилагательное, наречие и категория состояния?
Ответ прокомментируйте, ответив на следующие вопросы:
– что поясняет (какой член предложения/часть речи) выделенное слово?
– на какой вопрос отвечает?
– какую функцию выполняет и (если необходимо) в каком предложении (в односоставном или двусоставном)?
1) Веселее прошёл день, наполненный смехом, шумными спорами и долгими разговорами.
2)Смотрите: чем выше поднимаемся мы в горы, тем тяжелее воздух и труднее дышать.
3) Было ещё свежо после ночи, в тумане светило раннее солнце, надвигался знойный, тяжёлый день.
4) С годами каждая новая зима казалась Тихону Петровичу длиннее прошлогодней.
Задание 3.4. Определите, в каком ряду выделенные слова являются прилагательными (адъективированными причастиями). Ответ поясните.
1) Перед новым наступлением войска были сосредоточены вокруг села Троицкого и сгруппированы по-новому.
2) Он с гордостью показал ему книги, аккуратно расставленные в блестящем порядке.
3) Данные факты, свидетельствующие о повышении цен на нефть, являются подтверждением продолжающегося кризиса.
4) Лицо его было угрюмо и сосредоточенно.
Задание 3.5. Определите, в каком из предложений инфинитив является косвенным дополнением.
1) Приятно думать о предстоящих праздниках.
2) Завтра собираюсь навестить бабушку.
3) Найти хорошего переводчика оказалось непросто.
4) А вас, уважаемый, я попрошу остаться.
Задание 3.6. Определите, какое из предложений является двусоставным.
1) В небе ни облачка!
2) В той книге было много цветных картинок.
3) Птиц не было слышно.
4) Никого не было дома.
Задание 3.7. Определите, какое из выделенных предложений является безличным.
1) Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.
2) Как хорошо тем теперь, кого любят!
3) С пригорка хорошо было видно раскинувшееся вдоль реки село.
4) Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно.
Завершите работу списком использованной литературы.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Контрольная работа оценивается в баллах, которые будут учтены во время дифференцированного зачёта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План лексического анализа текста
1. Сфера функционирования текста:
а) книжная:
- наука,
- массовая коммуникация (журнальная/газетная публицистика, теле-/радиэфир, интернет-коммуникация и т.п.)
- официально-деловая сфера,
- художественная литература,
б) разговорная.
2. Функциональный стиль, подстиль.
- научный (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный),
- публицистический (агитационный, газетно-пулицистический),
- официально-деловой.
3. Форма речи (устная/письменная).
4. Основная функция (сообщение, воздействие, эстетическая функция)
5. Жанр.
6. Характерные черты стиля (общие особенности).
7. Языковые особенности стиля:
а) лексические;
б) грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические).
Образец лексического анализа текста
(на материале примерного текста)
1. Сфера функционирования текста: книжная (наука).
2. Функциональный стиль: научный, собственно научный.
3. Форма речи: письменная.
4. Основная функция: сообщение (информационная).
5. Жанр: статья из энциклопедии (фрагмент).
6. Характерные черты стиля: точность, логичность изложения, однозначность выражения мысли, информационная плотность.
7. Языковые особенности стиля:
а) лексические:
- высокий удельный вес книжной лексики, особенно научной терминологии − около 25% лексики (киты, китообразные, млекопитающие, плавники, кислород, миоглобин, мускулатура, эоцен, олигоцен и др.);
- употребление многозначных слов только в одном значении (