Файл: Контрольная работа для студентов 2 курса заочной формы обучения направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трудные вопросы лингвистики

Контрольная работа

для студентов 2 курса заочной формы обучения

направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русский язык»
Справочная литература


  1. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2003.

  3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. [URL: http://www.nashislova.ru/in/].

  4. Канакина Г. И., Петрунина В. М. Трудные вопросы русского языка / Под ред. Канакиной Г. И. – Пенза, 2000.

  5. Куприянова Н. С., Луннова М. Г. Лексикология и фонетика современного русского языка: Учебно-методическое пособие для студентов историко-филологического факультета / Под ред. Г.И. Канакиной. – Пенза, 2013.

  6. Орфоэпический словарь русского языка. – М., 2010. [URL: http://Яндекс. Словари; http:// gramota.ru].

  7. Федоров А. К. Трудные вопросы синтаксиса. – М., 1972.

  8. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2007.

  9. Розенталь Д. Э.  Справочник по русскому языку. Практическая стилистика [Текст] - М.: ОНИКС 21 век: Мир и образование, 2004. - 384 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kleopatra.pnzgu.ru/cgi-bin/irbis64r_91/cgiirbis_64.exe?P21DBN=KATL&I21DBN=KATL_PRINT&S21FMT=fullw_print&C21COM=F&Z21MFN=2485



№ п/п

Наименование информационных баз данных

Характеристика электронных изданий
и информационных баз данных

1.

http://www.gramota.ru.

Русский язык. Справочно-информационный портал: словари, справочники по правописанию, произношению и ударению, репетитор по русскому языку онлайн, учебники, полезные ссылки.

2.

http://lik-ber.com.

Онлайн-тесты по русскому языку

3.

http://www.gramma.ru.

Справочно-информационный портал: учебники по культуре речи, словари, справочники по правописанию, произношению и ударению.

4.

www.gumfak.ru/russian.shtml

Электронная библиотека для студентов, раздел «Русский язык»

5.

http://www.superlinguist.com

Библиотека электронных учебников по русскому языку

6.

http://e.lanbook.com/


Электронно-библиотечная система (ЭБС) — ресурс, включающий в себя как электронные версии книг ведущих издательств учебной и научной литературы (в том числе университетских издательств), так и электронные версии периодических изданий по различным областям знаний

7.

http://window.edu.ru/


Единое окно доступа к образовательным ресурсам: к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования.

Словари. Стилистика. Языковая норма.

8.

http://dic.academic.ru

Толковый словарь Даля

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ефремовой

Толковый словарь Кузнецова

Толковый словарь Дмитриева

Малый академический словарь

Орфографический словарь-справочник

Словарь лингвистических терминов

Этимологический словарь Фасмера

Справочник по этимологии и исторической лексикологии

Словарь иностранных слов русского языка

Русское словесное ударение



Подберите текст для анализа объёмом 2,5 – 3 тыс. знаков (печатный или электронный вариант статьи публицистического научно-популярного или научного стиля). Поместите его в начало контрольной работы, указав библиографические данные.
Выполните следующие задания.
РАЗДЕЛ 1. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОРФОЭПИИ. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ
Задание 1.1. Найдите в тексте примеры, иллюстрирующие произношение, соответствующее старшей и младшей произносительным нормам, различие покажите в транскрипции.

Задание выполните в таблице по образцу:



Явление

Старшая

произносительная норма

Младшая

произносительная норма

1.

Ассимиляция по мягкости переднеязычных перед мягким переднеязычным

Есть ассимиляция по мягкости


Нет ассимиляции по мягкости


Примеры:

с’м’]ех, [з’в’]ерь, [т’в’]ердый


[см’]ех, [зв’]ерь, [тв’]ердый

2.

Произношение прилагательных с основой на заднеязычные согласный

Твёрдый заднеязычный


Твёрдый заднеязычный


Примеры:

стро[гъ]й, мяг[къ]й, ти[хъ


стро[г’]ий, мяг[к’]ий, ти[х’]ий

3.

Произношение глаголов с заднеязычными согласным перед суффиксом -ива-

Твёрдый заднеязычный


Мягкий заднеязычный


Примеры:

посту[къ]вать, разма[хъ]вать


посту[к’]вать, разма[х’]вать

4.

Редукция гласных после шипящих в 1-м предударном слоге

[ыэ]


[а]


Примеры:

[жыэ]ра, [шыэ]ги, [шиэ]лун


[жа]ра, [ша]ги, [ша]лун

5.

Произношение форм 3л.мн.ч. глаголов

По I спряжению


По II спряжению


Примеры:

слыш[ут], хва[л’ут], хо[д’ут]


слыш[ът], хва[л’ьт], хо[д’ьт]

6.

Произношение согласных в постфиксах

[с]


[с’]


Примеры:

вернула[с], встретил[съ]

вернула[с’], встретил[с’ь]

7.

Произношение буквосочетания чн

[шн]


[чн]


Примеры:

войло[шн]ый, проволо[шн]ый


войло[чн]ый, проволо[ч’н]ый



Задание 1.2. Приведите примеры из текста трудных случаев ударения в грамматических формах:

а) имён существительных (особенное внимание обратите на формы множественного числа И.п. и Р.п.),

б) имён прилагательных (особенное внимание обратите на формы рода и числа кратких прилагательных),

в) глагола (особенное внимание обратите на формы рода и числа прошедшего времени),

г) глагольных форм (особенное внимание обратите на формы кратких страдательных причастий прошедшего времени).
Задание 1.3. Приведите примеры трудных случаев произношения в заимствованных словах (например: твёрдый или мягкий согласный перед Е ([тэ]ст, майо[нэ]з или ши[н'э]ль; варианты [д]екан и [д']екан и т.п.).

Если в тексте нет примеров вариативного произношения, приведите не менее 5 своих примеров.
1.4. Приведите примеры из текста трудных случаев ударения:

а) в собственно русских словах,

б) в заимствованных словах.

РАЗДЕЛ 2. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ
Задание 2.1. Проанализируйте лексические особенности текста (см. план лексического анализа текста в ПРИЛОЖЕНИИ). Проиллюстрируйте ответ примерами из текста.

Примечание. Примеры языкового материала набираются курсивом.
Задание 2.2. Выявите в тексте лексические и фразеологические единицы, находящиеся в синонимических отношениях.

Приведите примеры 2–3 синонимических рядов, получивших реализацию в тексте. Определите доминанту каждого синонимического ряда, охарактеризуйте синонимы (а) языковые/контекстуальные; б) смысловые/стилистические/семантико-стилистические).
Задание 2.3. Выявите в тексте и проанализируйте интернациональные лексемы или слова с интернациональными морфемами (не менее 15-20).

Примечание. При отсутствии в тексте необходимого количества примеров, дополните список самостоятельно.

Сделайте вывод (с учётом стилистической и жанровой принадлежности текста)

1) о количестве интернациональных лексем в тексте и причинах их употребления,

2) о тематических группах интернациональных лексем, употреблённых в тексте,

3) о функционально-стилистических значениях интернационализмов, употреблённых в тексте: общеупотребительное/книжное (общенаучное, специальное)/разговорное и т.п.

Анализ проведите в таблице (см. пример ниже):




Лексема, (язык-источник)

Семантика

(лексическое значение)

Интернациональные морфемы в слове, их семантика

Одноморфемные слова

Стилистическое значение слова

Функцио-нально-стилевое

Экспрес-сивно-оценочное

1.

монолог

Форма речи, предполагающая высказывание одного человека

др.-греч.

μόνος — один, λόγος — речь

Монотеизм, монография, монархия
Логотип, диалог, полилог, хронология


Книжное

Нейтральн.

























РАЗДЕЛ 3. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАММАТИКИ
Задание 3.1. Определите, какой частью речи является выделенное слово, ответ прокомментируйте (синтаксическая функция слова в предложении, лексическое значение, синонимы).
1) Оба они были счастливы и о настоящем думали мало.

2) «Повесть о настоящем человеке».

3) Я был потрясён: в моём присутствии родился настоящий литературный афоризм.

4) В настоящей статье будут рассмотрены структурные особенности латинских слов.
Задание 3.2. Определите предложение, содержащее непереходный глагол, ответ прокомментируйте, перед этим ответьте на вопросы:

– Что такое переходные и непереходные глаголы?

– Что такое прямое дополнение?
1) Винни-Пух любит мёд.

2) Винни-Пух не любит желудей.

3) Вернувшись с прогулки, Винни-Пух поел меда.

4) Вернувшись с прогулки, Винни-Пух поужинал мёдом.
Задание 3.3. Определите, в каком из предложений употреблены три части речи: имя прилагательное, наречие и категория состояния?

Ответ прокомментируйте, ответив на следующие вопросы:

– что поясняет (какой член предложения/часть речи) выделенное слово?

– на какой вопрос отвечает?

– какую функцию выполняет и (если необходимо) в каком предложении (в односоставном или двусоставном)?
1) Веселее прошёл день, наполненный смехом, шумными спорами и долгими разговорами.

2)Смотрите: чем выше поднимаемся мы в горы, тем тяжелее воздух и труднее дышать.

3) Было ещё свежо после ночи, в тумане светило раннее солнце, надвигался знойный, тяжёлый день.

4) С годами каждая новая зима казалась Тихону Петровичу длиннее прошлогодней.

Задание 3.4. Определите, в каком ряду выделенные слова являются прилагательными (адъективированными причастиями). Ответ поясните.
1) Перед новым наступлением войска были сосредоточены вокруг села Троицкого и сгруппированы по-новому.

2) Он с гордостью показал ему книги, аккуратно расставленные в блестящем порядке.

3) Данные факты, свидетельствующие о повышении цен на нефть, являются подтверждением продолжающегося кризиса.

4) Лицо его было угрюмо и сосредоточенно.
Задание 3.5. Определите, в каком из предложений инфинитив является косвенным дополнением.

1) Приятно думать о предстоящих праздниках.

2) Завтра собираюсь навестить бабушку.


3) Найти хорошего переводчика оказалось непросто.

4) А вас, уважаемый, я попрошу остаться.
Задание 3.6. Определите, какое из предложений является двусоставным.
1) В небе ни облачка!

2) В той книге было много цветных картинок.

3) Птиц не было слышно.

4) Никого не было дома.
Задание 3.7. Определите, какое из выделенных предложений является безличным.
1) Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

2) Как хорошо тем теперь, кого любят!

3) С пригорка хорошо было видно раскинувшееся вдоль реки село.

4) Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно.
Завершите работу списком использованной литературы.
ПРИМЕЧАНИЕ.

Контрольная работа оценивается в баллах, которые будут учтены во время дифференцированного зачёта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
План лексического анализа текста

1. Сфера функционирования текста:

а) книжная:

- наука,

- массовая коммуникация (журнальная/газетная публицистика, теле-/радиэфир, интернет-коммуникация и т.п.)

- официально-деловая сфера,

- художественная литература,

б) разговорная.

2. Функциональный стиль, подстиль.

- научный (собственно-научный, научно-учебный, научно-популярный),

- публицистический (агитационный, газетно-пулицистический),

- официально-деловой.

3. Форма речи (устная/письменная).

4. Основная функция (сообщение, воздействие, эстетическая функция)

5. Жанр.

6. Характерные черты стиля (общие особенности).

7. Языковые особенности стиля:

а) лексические;

б) грамматические (словообразовательные, морфологические, синтаксические).
Образец лексического анализа текста

(на материале примерного текста)

1. Сфера функционирования текста: книжная (наука).

2. Функциональный стиль: научный, собственно научный.

3. Форма речи: письменная.

4. Основная функция: сообщение (информационная).

5. Жанр: статья из энциклопедии (фрагмент).

6. Характерные черты стиля: точность, логичность изложения, однозначность выражения мысли, информационная плотность.

7. Языковые особенности стиля:

а) лексические:

- высокий удельный вес книжной лексики, особенно научной терминологии − около 25% лексики (киты, китообразные, млекопитающие, плавники, кислород, миоглобин, мускулатура, эоцен, олигоцен и др.);

- употребление многозначных слов только в одном значении (