Файл: Форма правления Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования Центросоюза Российской Федерации
«Сибирский университет потребительской кооперации»
Кафедра: Теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА по Теории государства и права
Тема: Форма правления Российской Федерации
Выполнил: Овчинников
Владислав Алексеевич
Группа: № 4ЮБ-21ГР
Дата: 10.05.2023
Подпись____________
Руководитель: Доцент, кандидат ист. наук
Моисеев Владимир Владимирович
Новосибирск
2023

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….……….3 1. Форма государства…………………………………………………………….5 1.1. Форма правления государства……………………………………………...5 1.2. Государственное устройство ………………………………………...…..…8 1.3. Государственно-правовой режим……………………………………...….10 2. Анализ формы правления в Российской Федерации ……………………...12 2.1. Характеристика формы правления в современной России …………….12 2.2. Федеративное устройство в России ………………………………………15 2.3. Политический режим в России …………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список……………………………………………………24

3
Введение
В современном мире существует более двух сот государств, каждое из которых уникально и представляет собой единую систему существования.
Актуальность данной темы работы заключается в том, что сущность государства – это одна из кардинальных проблем теории государства и права.
Вопросы о форме правления государства на любом этапе существования и раз- вития государства остаются актуальными: в – первых, порядок образования высших государственных органов, их структуру, степень участия граждан в их формировании; во – вторых, территориальное устройство государства, порядок взаимодействия между гражданами страны его центральной, региональной и местной властью; в – третьих, порядок осуществления власти, характер взаи- моотношений между властью и населением.
Проблема форм правления государства всегда привлекала внимание раз- личных исследователей в области философии, политики и права. Поэтому дан- ная проблематика отмечена разнообразием взглядов, подходов и концепций, ещё со времен Аристотеля. Вследствие этого, исследование вопросов форм правления является актуальной научной проблемой, имеющей важное теорети- ческое и практическое значение.
Объект работы – отношения, возникающие в сфере реализации форм правления в Российской Федерации.
Предмет работы – форма правления российского государства.
Цель курсовой работы состоит в изучении форм правления в Российской
Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-
дачи:
- раскрыть, понятие и правовую природу форм правления;
- провести анализ форм правления российского государства.
В работе использовался общетеоретический метод исследования (анализ, сравнение).


4
В качестве теоретической и практической базы исследования использо- вались материалы ученых, политологов, юристов обращавшихся к проблема- тике форм правления государства: Л.А. Морозовой, т.Н. Радько, А.А. Кондра- шева и многих других авторов. В работе использованы монографии, учебные пособия, а также публицистические материалы, а также Конституция Россий- ской Федерации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка ли- тературы.

5
1. Форма правления
1.1. Форма правления государства
В современной литературе наиболее часто авторы делят страны на раз- личные категории, и эти категории называются формами государства, каждая из которых раскрывает особенности его внутреннего правления. Иными слова- ми форма государства – это совокупность характеристик, определяющая спо- соб организации власти, т.е. «кому принадлежит власть, в каком объеме и что он может с ней делать». Государство включат три основные характеристики:
форма правления, государственное устройство, политический режим.
Форма правления - это характеристика, включающая в состав органы верховной власти порядок их формирования распределение компетенции меж- ду ними, выделяют две основные формы правления монархическую и республи-
канскую.
В монархической форме власть лицу передают по наследству, и не огра- ничивается сроками полномочий (цари в России, короли и королевы в Англии, султаны в Турции, императоры в Японии и т.д.).
В республиканской форме органы верховной власти формируются насе- лением при помощи выборов, сроки полномочий президентов, депутатов и иных уполномоченных, избранных лиц ограничены, так срок Президента в
Российской Федерации составляет 6 лет, а выборы депутатов в Государствен- ную думу проходят каждые 5 лет.
Однако существуют разные виды монархии и разные виды республик.
Монархия может быть, абсолютной, дуалистической и парламентской.
Абсолютная монархия – это когда власть монархами ни кем не ограничена, он может назначать любых чиновников, судей, вводить новые налоги, объявлять войну, и принимать иные решения, по принципу единоличного правителя и верховенства его власти, т.е. и законодательная и исполнительная власть нахо- дятся под его полным контролем. В истории России, принято считать период

6 абсолютной монархии со времен Петра I (перестает существовать Боярская дума, Россия становится – империей, а император – абсолютным монархом), до начала ХХ века. Сегодня таких государств практически не осталось, к ним можно отнести Саудовскую Аравию и Катар.
В отличии от абсолютной монархии, в дуалистической и парламентской власть монарха ограничена как бы фрагментами республики, и в той и в другой существуют дополнительные звенья государственной власти избираемыми населением, т.е. парламент.
В дуалистической монархии, монарх еще обладает исполнительной вла- стью, который осуществляет её непосредственно или через правительство. Т.е. монах не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, и в праве утверждать, либо не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия мо- наха. Например Кувейт, Монако [12, с. 87].
Парламентская монархия. Законодательная власть принадлежит парла- менту, исполнительная правительству назначенная парламентом, а за монахом остаются некоторые представительские функции (осуществляет официальные визиты, подписывает указы, в том случае если указы были одобрены соответ- ствующим министром), т.е. власть монаха ограничена по принципу разделения власти. К таким странам, например, относятся Нидерланды и Япония.
При республиканской форме правления население выбирает на опреде- ленный срок, существуют следующие виды республик: президентская, парла-
ментская и смешенная. Выделяют их по принципу того, какими функциями наделены органы власти, как среди них распределяются полномочия и каким образом они формируются.
В парламентской республике, большая часть власти находится в руках парламента, его депутаты выбирают президента, его полномочия номинальные
(т.е. формальные), так же парламент формирует правительство и его председа-


7 теля, который и руководит исполнительной властью, тем сам председатель и правительство отвечает перед парламентом, т.е. верховенство власти принад- лежит парламенту. Например, Президентом Германии является Франк - Валь- тер Штайнмайер, однако в средствах массовой информации, а также на офици- альных визитах и т.д., мы чаще всего встречаем Федерального канцлера Гер- мании (председателя правительства) – Олоф Шольца.
В президентской республике, президент избирается на всенародном го- лосовании, который осуществляет исполнительную власть и назначает мини- стров, которые несут ответственность перед ним, т.е. в руках президента со- средоточены полномочия, как главы государства, так и главы правительства.
Например, США и Бразилия.
В смешенной республике правительство формируется президентом с одобрения парламента и несет двойную ответственность и перед президентом и перед парламентом. Например, Франция.
Существуют и временные формы, которые возникают в условиях воен- ных режимов президентско – милитаристские республики, где устанавливает- ся военное правление: верховная власть опирается на армию. Однако времен- ными их не всегда можно назвать, например, в Алжире и Нигерии такая форма просуществовала более 10 лет. [14, с. 91].
Подводя итог, можно сделать о том, что при монархической форме прав- ления – монарх является главой государства по наследству, который олицетво- ряет верховную власть и не несет ответственности перед своим населением.
При республиканской форме правления верховной власти присущ представи- тельный характер (т.е. право выбора населения), должностные лица которых несут ответственность перед народом или парламентом.

8
1.2. Государственное устройство
Государственное устройство – характеристика распределения власти по территории, т.е. государственное устройство – определяет из каких частей со- стоит государство и как они между собой взаимодействуют.
В современном мире существует более двух сот государств, которые от- личаются друг от друга историей, культурой, религией, национальной принад- лежностью, становлением, территориальным делением, развитием экономиче- ской, политической систем, а также степенью централизации государственной власти. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства.
По форме устройства государства распределяются на унитарные, феде-
ративные и конфедерации.
Унитарная форма устройствагосударства представляет собой единое государство с единым правовым и политическим полем, однако это не значит, что государство не делится на какие – либо территориальные единицы, напри- мер Казахстан, Франция – делятся на регионы (области), но регионы не обла- дают политической самостоятельностью все зависти от центральной власти, т.е. единая для всей страны система органов власти (парламент, правительство, верховный суд, одна система законов, налогов, судебная система, единое граж- данство и т.д.)
Федеративная форма устройства состоит из частей субъектов федера- ции, которые обладают определенным уровнем самостоятельности, могут определять свои органы власти и собственное законодательство и даже свою
Конституцию, но приоритет все равно остается у центральных органов власти, например Российская Федерация. При этом субъекты не обладают суверените- том, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в меж- дународных отношениях, лишены права выходить права выходить из федера- ции (права сецессии). В истории существуют попытки сецессии и все они за-


9 канчивались по разному, например в Мексике два штата в 1938 году пытались осуществить право сецессии, но безрезультатно, а из современной истории считается, что это право реализовали Прибалтийские республики в 1991 го- ду [14, с. 96].
Таким образом, федерация сложное государственное устройство имеет определенные признаки: частичная политическая и юридическая самостоя- тельность субъектов (свои конституции), двух уровневую систему органов гос- ударственной власти (органы власти субъектов), две системы законодатель- ства, двухканальную систему налогов.
Самым «рыхлым и слабо склеенным» государственным устройством яв- ляется - конфедерация. Конфедерация - это даже не государство, а союз неза- висимых государств (как правило, на основе договора) обладающих суверени- тетом, и объединившиеся для достижения каких-либо целей и решения задач в экономической, политической, военной сферах, без образования нового госу- дарства. Например, Евросоюз одна валюта, единое пространство, безвизовое передвижение населения, страны проводят единую военную политику, изби- рают депутатов общего законодательного парламента (Европарламент). При этом в любой момент член конфедерации может выйти из союза, т.е. имеет право свободного выхода, как это недавно продемонстрировала Великобрита- ния.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственное устрой- ство – это система отношений между центральной и региональной властью в государстве, т.е. как организована территория государства, какова его внутрен- няя структура, из каких частей оно состоит и как власть взаимодействует с народом.

10
1.3. Государственно-правовой режим
Государственно-правовой режим представляет собой способы осуществ- ления власти, характер взаимоотношений между властью и населением, т.е. насколько власть может влиять на народ, и насколько народ может влиять на власть.
В каждом государстве осуществляется свой государственно-правовой режим, в котором имеются индивидуальные особенности реализации государ- ственной власти, в связи с чем, многие ученые, политологи, юристы в научной литературе по теории государства и права описывают множество разновидно- стей режимов и вопрос о их классификации относится к дискуссионным (либе- ральный, демократический, диктаторский, авторитарный, тоталитарный, фа- шистский, полицейский и т.д.) [12, с. 151].
Особо часто, упоминается три самых распространенных деления режи- мов: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Демократический режим – это такой режим, где население обладает ши- роким спектром возможностей влиять на государственную власть, а сфера жизни населения, в которую может вмешиваться власть ограничена. Для демо- кратического режима характерна выборность высших органов государственной власти, разделение власти, многопартийность, равноправие, т.е. население, объединяется по своим взглядам и интересам, имя возможность защищать свой парламент, оппозиция при таком режиме действует легально, представители различных взглядов имеют равный доступ к средствам массовой информации, права и свободы граждан охраняются законом, плюрализм мнений, т.е. много- образие и неограниченность, СМИ независимы и опираются в большей степени на мнение населения нежели на мнение власти. Чаще всего к такому режиму относятся страны западной Европы.
Авторитарный режим – власть в большей степени на жестком контроле и ограничении, допускается многопартийность, но вся реальная власть (или


11 почти вся) концентрируется в руках одного лица или одной партии, оппозиция существует номинально. Региональная и местная власть подчинены централь- ной, права и свободы граждан закреплены законом, но фактически не реализу- ется. Большая роль в нем отводится к силовым структурам, СИМ под контро- лем. Например, такой режим существует в Казахстане.
К самому жесткому режиму над обществом относится тоталитарный
политический режим, в нем существует одна политическая партия, так например, в Конституции СССР было прописано, что существует лишь одна
Коммунистическая партия, иные партии вне закона, руководитель партии яв- лялся главой государства. [7]. Тоталитарный режим стремится контролировать все сферы жизнедеятельности общества (вплоть до повседневного быта). К та- кому режиму свойственен «вождизм»- личность вождя, лидера. Например, при
Сталине в Конституции СССР было закреплено право на свободу слова, но аб- солютно все СМИ находились под жестким контролем государства, а в лагеря и тюрьмы сажали писателей за стихи , а также людей за кухонные антиправи- тельственны разговоры.
И так подытожим, форма государства это способ организации верховной власти, которая включает во – первых, форму правления (монархия, республи- ка), под которой понимается порядок формирования и распределение компе- тенции между властью. Во-вторых, государственное устройство (унитарное, федеративное, конфедерация) которое характеризует распределение власти по территории, и в – третьих, политический режим (тоталитарный, авторитарный и демократический), определяет взаимоотношение между властью и населе- нием.

12
2. Анализ формы правления в Российской Федерации
2.1. Характеристика формы правления в современной России
Безусловно, в России монархическая форма правления, ушла глубоко в историю. Россия по форме правления – является республикой, президент и парламент избираются на прямых выборах гражданами страны. [1].
Вопрос о форме правления в современной России относится к спорному, и многие политологи, ученые, юристы считает её смешанной республикой с доминированием элементов президентской республики и с сильной исполни- тельной властью. Это свидетельствует, во – первых, увеличением срока прези- дентских полномочий; во – вторых, введением ответственности власти субъек- тов РФ перед Президентом за утрату доверия; в – третьих, Президент РФ лично определяет основы внешней и внутренней политики и т.д. [14, с. 91].
Таким образом, Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, т.е. совмещая черты парламентской и прези- дентской республики.
Рассматривая элементы парламентской республики в РФ можно выде- лить следующие характеристики:
- Президент назначает Председателя Правительства, с согласия Государ- ственной Думы;
- Президент принимает решение об отставке Правительства РФ, и в том случае если Государственная Дума выразит недоверие правительству;
- Государственная Дума и Совет Федерации осуществляет контрольные полномочия в отношении Правительства РФ (заслушивает ежегодные отчеты, и может признать работу неудовлетворительной) и т.д.
Для элементов президентской республики в РФ можно обозначить сле- дующие характеристики: