Файл: Управление профессиональным развитием персонала государственной службы и карьерным процессом в государственном аппарате.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 564
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вторая глава содержит определение должности муниципальной службы, раскрывает сущность и порядок разработки реестра должностей муниципальной службы в субъекте РФ, перечень требований для замещения должностей муниципальной службы.
Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы делает актуальной унификацию системы соответствующих должностей. При этом под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (например, главы муниципального образования или депутата представительного органа местного самоуправления).
Региональное законодательство, как правило, содержит классификацию должностей муниципальной службы по категориям:
«руководители», «помощники (советники)» и «специалисты». К первым относятся должности: а) заместителей глав муниципальных образований; б) руководителей администраций муниципальных образований и их заместителей; в) руководителей органов местного самоуправления и их заместителей; г) руководителей органов администраций муниципальных образований и их заместителей; д) управляющих делами администраций муниципальных образований; е) руководителей структурных подразделений в Совете депутатов муниципального образования; ж) руководителей структурных подразделений в органах местного самоуправления и их заместителей.
Вторая категория представлена должностями, учреждаемыми для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность (помощники и советники глав муниципальных образований, депутатов представительных органов местного самоуправления и т.д.). К категории «специалисты» относятся должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования.
Примечательно, что законом обычно не выделяется категория
«обеспечивающие специалисты», характерная для государственных гражданских служащих.
Как будет показано ниже, должности государственной гражданской службы, как и должности муниципальной службы, подразделяются также на младшую, старшую, ведущую, главную и высшую группы, в соответствии с которыми региональными законами и муниципальными правовыми актами могут устанавливаться общие
квалификационные требования к этим должностям. К таковым относятся требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, знаниям и умениям, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
Кроме того, актами представителя нанимателя могут уточняться квалификационные требования не только к уровню образования, но и к конкретной специальности (направлению подготовки).
Данные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ.
Должностные инструкции муниципальных служащих могут также содержать дополнительные квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей — исходя из специфики той или иной должности.
Достаточно высокие требования к уровню профессиональной компетентности муниципальных служащих обусловлены сложным и многоотраслевым характером современного муниципального хозяйства и необходимостью четкого видения и понимания его проблем, умения находить пути и средства их эффективного решения, разрабатывать и реализовывать стратегии такого решения.
Подобно государственным гражданским служащим, муниципальным служащим присваиваются классные чины. Система таких чинов, порядок их присвоения и сохранения устанавливается законом субъекта РФ.
В числе особенностей базового федерального закона по вопросам муниципальной службы — Закона № 25-ФЗ — следует отметить более тщательную проработку и детальное изложение принципов муниципальной службы. Частично данные принципы коррелируются с принципами государственной гражданской службы, однако некоторые из них заслуживают особого внимания.
Так, Закон № 25-ФЗ (ст. 4) в качестве ключевых принципов муниципальной службы устанавливает приоритет прав и свобод
человека и гражданина, профессионализм и компетентность
муниципальных служащих, а также равный доступ граждан к
муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Формулировки указанных принципов, равно как и принципов стабильности муниципальной службы, взаимодействия
с общественными объединениями и гражданами, доступности
информации
о
деятельности
муниципальных
служащих,
Кроме того, актами представителя нанимателя могут уточняться квалификационные требования не только к уровню образования, но и к конкретной специальности (направлению подготовки).
Данные квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта РФ.
Должностные инструкции муниципальных служащих могут также содержать дополнительные квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей — исходя из специфики той или иной должности.
Достаточно высокие требования к уровню профессиональной компетентности муниципальных служащих обусловлены сложным и многоотраслевым характером современного муниципального хозяйства и необходимостью четкого видения и понимания его проблем, умения находить пути и средства их эффективного решения, разрабатывать и реализовывать стратегии такого решения.
Подобно государственным гражданским служащим, муниципальным служащим присваиваются классные чины. Система таких чинов, порядок их присвоения и сохранения устанавливается законом субъекта РФ.
В числе особенностей базового федерального закона по вопросам муниципальной службы — Закона № 25-ФЗ — следует отметить более тщательную проработку и детальное изложение принципов муниципальной службы. Частично данные принципы коррелируются с принципами государственной гражданской службы, однако некоторые из них заслуживают особого внимания.
Так, Закон № 25-ФЗ (ст. 4) в качестве ключевых принципов муниципальной службы устанавливает приоритет прав и свобод
человека и гражданина, профессионализм и компетентность
муниципальных служащих, а также равный доступ граждан к
муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Формулировки указанных принципов, равно как и принципов стабильности муниципальной службы, взаимодействия
с общественными объединениями и гражданами, доступности
информации
о
деятельности
муниципальных
служащих,
практически полностью повторяют соответствующие положения
Закона № 79-ФЗ. Вместе с тем законодатель дополняет ст. 4 Закона
№ 25-ФЗ рядом принципиально новых, не имеющих аналога в законодательстве о государственной службе положений.
Первым таким положением следует считать принцип единства
основных требований к муниципальной службе, а также учета
исторических и иных местных традиций при прохождении
муниципальной службы. С одной стороны, данный принцип содержит отсылку к конституционному положению об организации местного самоуправления с учетом местных особенностей (ст. 131 Конституции
РФ), с другой — устанавливает единые правила организации и осуществления муниципальной службы на всей территории РФ.
Существенно расширенной по сравнению с законодательством о гражданской службе представляется формулировка принципа
правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.
Если в Законе № 79-ФЗ речь идет лишь о защищенности от неправомерного вмешательство в профессиональную деятельность гражданских служащих, то Закон № 25-ФЗ, помимо прочего, открывает возможность для социальной защиты муниципальных служащих, а также их правовой защиты в самых разнообразных юридически значимых ситуациях.
Кроме того, Закон № 25-ФЗ устанавливает ответственность
муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей, в то время как законодательство о государственной гражданской службе лишь предполагает данный принцип, не устанавливая его прямо. Наконец, уже упоминавшийся принцип стабильности муниципальной службы дополняется принципом ее внепартийности. Стоит отметить, что
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» также содержит ряд ограничений на этот счет. Так, данным законом не допускается создание структурных подразделений, а также какая-либо деятельность политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в
Вооруженных силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Исключением из этого правила являются только законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления, что никак не влияет на беспартийность государственной и муниципальной службы. Как и в предыдущем случае, данный принцип лишь презюмируется в законодательстве о гражданской службе, в том числе через систему запретов.
Третья глава Закона № 25-ФЗ посвящена вопросам правового положения (статуса) муниципальных служащих, каковые будут подробно рассмотрены в гл. 13. Следует заметить, что большинство положений данной главы тесно коррелируется с аналогичной главой в
Законе
Закона № 79-ФЗ. Вместе с тем законодатель дополняет ст. 4 Закона
№ 25-ФЗ рядом принципиально новых, не имеющих аналога в законодательстве о государственной службе положений.
Первым таким положением следует считать принцип единства
основных требований к муниципальной службе, а также учета
исторических и иных местных традиций при прохождении
муниципальной службы. С одной стороны, данный принцип содержит отсылку к конституционному положению об организации местного самоуправления с учетом местных особенностей (ст. 131 Конституции
РФ), с другой — устанавливает единые правила организации и осуществления муниципальной службы на всей территории РФ.
Существенно расширенной по сравнению с законодательством о гражданской службе представляется формулировка принципа
правовой и социальной защищенности муниципальных служащих.
Если в Законе № 79-ФЗ речь идет лишь о защищенности от неправомерного вмешательство в профессиональную деятельность гражданских служащих, то Закон № 25-ФЗ, помимо прочего, открывает возможность для социальной защиты муниципальных служащих, а также их правовой защиты в самых разнообразных юридически значимых ситуациях.
Кроме того, Закон № 25-ФЗ устанавливает ответственность
муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих должностных обязанностей, в то время как законодательство о государственной гражданской службе лишь предполагает данный принцип, не устанавливая его прямо. Наконец, уже упоминавшийся принцип стабильности муниципальной службы дополняется принципом ее внепартийности. Стоит отметить, что
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» также содержит ряд ограничений на этот счет. Так, данным законом не допускается создание структурных подразделений, а также какая-либо деятельность политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в
Вооруженных силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Исключением из этого правила являются только законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления, что никак не влияет на беспартийность государственной и муниципальной службы. Как и в предыдущем случае, данный принцип лишь презюмируется в законодательстве о гражданской службе, в том числе через систему запретов.
Третья глава Закона № 25-ФЗ посвящена вопросам правового положения (статуса) муниципальных служащих, каковые будут подробно рассмотрены в гл. 13. Следует заметить, что большинство положений данной главы тесно коррелируется с аналогичной главой в
Законе
№ 79-ФЗ, что обусловлено общностью задач государственной гражданской и муниципальной службы, во многом похожей спецификой профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих, а также упоминавшимся выше принципом их взаимосвязи.
Наконец, принципиальное значение имеет четвертая глава закона, в которой последовательно раскрываются принципы и правила поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
Дальнейший анализ аналогичных положений законодательства о государственной гражданской службе наглядно свидетельствует, с одной стороны, о схожести основных этапов
«жизненного цикла» государственного гражданского и муниципального служащего и, с другой стороны, — об имеющихся принципиальных различиях в процедурах приема на муниципальную службу, прохождения аттестации, должностного роста и т.д. Главной проблемой здесь, как представляется, выступает все та же проблема правоприменения, связанная с возможными коллизиями между трудовым и специальным, федеральным и региональным законодательством, а также большим количеством отсылочных норм.
Вопрос 3. Значение локальных нормативных актов в
системе управления персоналом на государственной и
муниципальной службе.
Закон предусматривает, помимо служебного контракта, закрепление прав, обязанностей и компетенции государственного гражданского служащего в должностном регламенте. Должностной регламент (согласно ст. 47 Закона № 79-ФЗ) включает в себя: квалификационные требования, должностные обязанности и показатели результативности, права, ответственность, перечень вопросов для самостоятельного решения, сроки и процедуры, порядок служебных взаимодействий, перечень оказываемых услуг, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего.
Должностной регламент является приложением к служебному контракту, его неотъемлемой частью. В ст. 23 Закона № 79-ФЗ говорится:
«гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий, при заключении служебного контракта о замещении должности государственной гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа».
Вопросы для самопроверки:
1.
Каковы конституционно-правовые основы государственной службы в Российской Федерации?
2.
Какие федеральные законы, подзаконные акты определяют основы управления персоналом на государственной службе?
3.
В чем специфика правового регулирования управления персоналом на муниципальной службе?
4.
Какова роль актов представителя нанимателя в системе управления персоналом на государственной и муниципальной службе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10