Файл: Реферат по дисциплине Философские проблемы науки и техники на тему Эпоха Возрождения как подготовительный этап к обоснованию новой науки. Гуманизм и самореализация творческой личности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный технический университет»
Институт строительства и архитектуры
Факультет архитектуры и градостроительного развития
Кафедра философии, социологии и психологии
Реферат
по дисциплине: «Философские проблемы науки и техники» на тему: Эпоха Возрождения как подготовительный этап к обоснованию новой науки. Гуманизм и самореализация творческой личности.
Техническое наследие Леонардо да Винчи.
Выполнил: ст. гр. ТБМ-1-22
Кайгородов Д.А.
Принял: к.ф.н., доцент
Барковская А.Ю.
Волгоград, 2023 г.

Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Термин "Возрождение" (Ренессанс) впервые введен Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. Возрождение — не только культурная эпоха, но и особый феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.
В новых исторических условиях гуманизм продолжает традицию античного гуманизма, но коренным образом отличается от него. Очевидность преемственной связи с античностью подчеркивали сами итальянские гуманисты
- отсюда и термин "Возрождение" (по-французски "Ренессанс", по-итальянски -
"Ринашименто"), означавший возрождение античной культуры. В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к
«воскрешению» (возрождению) античности. В этом отношении культура
Ренессанса нередко противопоставляется средневековой схоластике. Для противопоставления мироощущения деятелей Возрождения и схоластов действительно имеются веские основания.
В отличие от схоластов, мыслители Возрождения уделяют гораздо больше внимания личности, самореализация творческой индивидуальности выносится на первый план. В противовес схоластическому аскетизму, деятели Возрождения не отрицали чувственных удовольствий. Возрождение освобождается от всяких авторитетов, тогда как для схоластики вера в Священное Писание, а также в авторитет античных Платона и, особенно, Аристотеля являлась краеугольным камнем мировоззрения и философии. Наконец, Возрождение уделяет античности столько внимания, столь тщательно изучает ее, прилагает такие усилия к отысканию все новых и новых античных памятников и источников, что об усилиях такого масштаба во времена схоластики трудно было помыслить.
Возрождение ищет в античности основания для новой культуры.
Существенные отличия эпохи Возрождения от эпохи схоластики послужили основанием для так называемой «теории разлома». Складывалось впечатление, что между Средневековьем и последующей эпохой (Возрождением) произошел какой-то разлом, резкое нарушение преемственной связи эпох: на место мрачного и сурового Средневековья неожиданно приходит совершенно на него непохожая, светлая, жизнеутверждающая эпоха.
Однако «теория разлома» излишне абсолютизировала различие эпох
Возрождения и Средневековья. Прежде всего необходимо учесть, что
Возрождение — в целом эпоха столь же религиозная, как и период схоластики.
Философия, как и вся культура Возрождения, основывается на христианском учении. И хотя деятели Возрождения поклонялись античному Платону почти наравне с Христом, за основу они всегда брали идеи христианского Откровения.
Идеи же античности служили благодатным материалом для расширения кругозора и выработки новых интерпретаций христианских текстов. «Не следует думать, — отмечает известная современная исследовательница П. П. Гайденко,
— что если эпоха Возрождения написала на своем знамени лозунг: “назад к

античности”, то она и в самом деле была возвращением к античным идеалам.
Этот лозунг был только формой самосознания этой эпохи, он свидетельствует о ее оппозиции по отношению к Церкви и о стремлении к секуляризации всех форм духовной и социальной жизни. Но это была секуляризация именно христианского духа, в ней получали новое, своеобразное преломление и трансформацию те начала, которые складывались... на протяжении более чем тысячелетнего господства христианской религии».
Эпоха Возрождения как подготовительный этап к обоснованию новой
науки.
Эпоха возрождения подарила множество научных открытий и достижений после эпохи средневековья, не только в техническом плане, но и в духовном. Сознание и осмысление людей постепенно меняется, связано это в том числе с научным прогрессом и повышением грамотности населения. Некогда непоколебимые существующие до этого постулаты, основанные на божественном восприятии мира, постепенно опровергаются, некоторые ученные подвергаются давлению и преследованию. Активно в это время развиваются товарно-денежные отношения в Европе, складывается новая культура. Складывание новой культуры в свою очередь было подготовлено общественным сознанием, изменениями в настроениях различных социальных слоев ранней буржуазии. Аскетизм церковной морали в эпоху активного торгово-промышленного и финансового предпринимательства серьезно расходится с реальной жизненной практикой этих социальных слоев с их стремлением к мирским благам, накопительству, тягой богатству. В психологии купечества, ремесленной верхушки отчетливо проступали черты рационализма, расчетливости, смелости в деловых начинаниях, осознания личных способностей и широких возможностей.
Складывалась мораль, оправдывающая «честное обогащение», радости мирской жизни, венцом успеха которой считались престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков.
Прогресс науки в эпоху возрождения сказался также и на оживлении философской и научной мысли, в том числе правовой. Признание человека как индивидуальности обусловило новые поиски обоснований сущности и государства. Возникает гуманистическое направление в юриспруденции, представители активно занялись изучением источников действующего права.
Усиливается процесс рецепции римского права. Начинают развиваться зачатки исторического понимания и толкования права.
Право понимается, прежде всего, как понятие законодательства. Звучат идеи направленные против феодальной раздробленности, в поддержку централизации государственной власти, единого законодательства, равенства всех перед законом. Стремления самовыражения человека и правовой мысли доходит даже до такого предела, что предлагаются утопические теории о государстве, схожие с предложениями античных мыслителей. Так современная наука о государстве и праве начинается с прославленного флорентинца Пикколо Макиавелли (1469-
1527), ставившего перед собой цель создать стабильное государство в условиях нестабильной общественно-политической ситуации того времени в Европе.


Макиавелли выделял три формы государственного правления - монархию, аристократию и демократию. Макиавелли считал, что названные формы нестойкие, примером для него являлся Рим эпохи республики, где консулы были элементом монархическим, сенат аристократическим, а народные трибуны демократическим. Для Макиавелли нет лучшей формы правления, по его мнение самое главное это результат политической деятельности. Поэтому сильный правитель всегда необходим для разрешения и недопущения конфликтов в государстве. Идеи Макиавелли не отрицают предпринимательства, наоборот идеи о равенстве всех перед законом и предоставлении прав только поддерживает развитие экономики, однако, по мнению Макиавелли за этим должен следить сильный правитель, экономика должна быть под контролем.
Помимо Николло Макиавелли в эпоху Возрождения существенный вклад в развитие философско-правовой мысли внесли Томас Мор (1478-1535), Марсилио
Фичино (1433- 1499), Дизедерий Эразм Роттердамский (1469-1536).
На уровне философского осмысления права в период Возрождения происходит процесс преодоления средневековой схоластики, при помощи европейской реформации.
Одним из самых значимых фигур реформаторского движения является Мартин
Лютер. Права и обязанности человека как члена общества Лютер обосновывает с религиозно-моральной точки зрения. Так свобода веры по совести должна быть равным для всех, правовой защиты заслуживает не только вера, но и ее предпосылки, свобода совести предполагает свободу слова, печати и собраний.
Возможно, данные права не касаются экономики, однако идеи о светском государстве является одним из элементов правового государства, государство в котором экономика является свободным.
Идеал светского государства также поддерживал французский юрист и публицист Жан Воден (1530 - 1596). Однако наилучшим способом для поддержания правопорядка он считал сильную монархию, ибо монарх - единственный источник права и суверенности. Воден также выделяет три формы правления: монархия, аристократия, демократия.
Особое отношение к государству и праву было у Томаса Мора и Томмазо
Компанеллы.
Томас Мор, канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге «Утопия» выступает с резкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь на вымышленном острове. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределение его продуктов, а также общественная собственность на средства производства. Томас Мор выступает против отмены частной собственности, в которой видит основную причину социального неравенства.
Подобные идеи развиваются и итальянским натурфилософом Томаззо
Кампанеллой. В книге «Город Солнца» показывается реализованное идеальное общественное устройство.
Французский философ Мишель Монтень (1533-1592) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь.
Все законы он разделил на две группы - нравственные («законы чести») и

юридические («законы правосудия»). И те, и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия».
Говоря о взаимосвязи обычного и позитивного права, писанных и неписанных законов, он полагал, что чем действеннее позитивный закон, тем адекватнее он выражает требования обычного права. И если эти законы согласованы, оснований для их изменения нет.
Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в
Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.
Однако эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения.
Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество
Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.
Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф.
Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского астронома
Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, «... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии...»
(Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия.
Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии
Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растет объём знаний и в других областях науки. Так, Великие

географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского учёного В.
Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии - к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму - совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского учёного Г.
Галилея.
Гуманизм и самореализация творческой личности.
В эпоху Возрождения, по крайней мере, в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), а otium сузило до буржуазного хобби.
Интерес к творчеству, личности творца в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.
Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания
«идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена.
Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта.
Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.
Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.
С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.
Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин
- один из основных его признаков. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего.
Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.