Файл: Реферат по дисциплине Философские проблемы науки и техники на тему Эпоха Возрождения как подготовительный этап к обоснованию новой науки. Гуманизм и самореализация творческой личности.pdf
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Творчество - это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов.
Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и первыми историческими личностями. Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л.
Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, Б. Гейтс, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список - список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.
Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего, это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации - это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.
Обращение к античности во многом способствовало становлению особого комплекса идей, получившего название «гуманизм Возрождения». Идеалы античности придали эпохе Возрождения в значительной мере эстетическую
направленность. Эстетическая ориентация стала доминирующей даже в образе жизни мыслителей Возрождения, не говоря об их теоретических концепциях.
Поэтому расцвет художественного творчества, характерный для Ренессанса, явился одним из проявлений общей эстетической направленности эпохи.
Не меньший расцвет переживает и философия, хотя ее достижения выглядят не столь впечатляюще, поскольку в большинстве случаев не выходят далеко за рамки канонических положений христианства. Значение идей философов
Возрождения в полной мере выявляется в более позднее время, в последующую эпоху:
Возрождение подготовило благоприятную почву для философии и науки Нового времени. Наиболее выдающимися философами Ренессанса явились Николай
Кузанский (1401 — 1464) и Николай Коперник (1473—1543). Их идеи можно считать переходными от Возрождения к Новому времени. Совершенный
Коперником революционный переворот во взглядах на устройство Вселенной лег в основу научной революции XVI—XVII вв., которая будет рассмотрена нами далее. Большой вклад в философию внесли и те мыслители, которых называют гуманистами Возрождения, — Лоренцо Валла, Пико делла
Мирандола, Марсилио Фи- чино и другие.
Николай Кузанский (прозванный так по названию селения Куза в Германии, где он родился) занимал высокое положение в руководстве Римско-католической
Церкви. В своих философских исканиях исходил из предпосылок неоплатонизма, переработанного на основе христианских воззрений. Как известно, неоплатонизм содержит положения о божественной эманации и ступенчато-иерархическом устройстве мира.
На вершине иерархии
располагается Единое (в христианском варианте — Бог), а далее последовательно идут все более низкие ступени бытия. Отправляясь от этих положений, Николай Кузанский разработал три главные части своего учения: структурно-математический метод, концепцию совпадения абсолютного максимума и абсолютного минимума и идею об «ученом неведении».
В трактате «Об ученом неведении» Николай Кузанский отмечает, что способ, каким мы получаем наше знание, состоит в сравнении и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что нам известно. Этот способ вполне оправдывает себя, пока познаются вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда познаются вещи бесконечные, — таково большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Надо признать, указывает мыслитель, что познание бесконечного прямым путем невозможно. В признании этого факта и состоит
«ученое неведение», отличающееся как от наивного гносеологического оптимизма людей недалеких, так и от пессимизма, не признающего за человеком способности адекватно познавать мир. Если к познанию бесконечного прямой путь принципиально отсутствует, то следует искать косвенный, «обходной» путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нем будут выступать конечные вещи.
Однако цепь конечных вещей должна быть выстроена особым образом: от отдельных вещей к их видам, далее к их родам, к еще более общим родам и т. д.
Но и косвенный путь имеет свои ограничения. Человеческий разум не в состоянии усмотреть истину бесконечного во всей ее полноте и ясности. Цепь конечных вещей не открывает истину, а символизирует ее. Подлинное познание символично по своей сути. Символ — это предмет видимый, но представляющий сознанию предметы невидимого мира, мира бесконечности. Человеческое знание не столько открывает истину, сколько символизирует ее,
«свидетельствует» о ней — Николай Кузанский в своих воззрениях опирается на древнюю идею о том, что «любое существует в любом» и все существует во всем.
Во второй части своего учения мыслитель исходит из существования абсолютного максимума. По самому своему определению он не изменяется ни от каких конечных операций: ни прибавление, ни убавление не мешает ему оставаться тем же абсолютным максимумом. Будучи в этом смысле неделимым, он совпадает с абсолютным минимумом. Абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Следовательно, в Боге, поскольку Он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают.
Бесконечность, то есть Бог, есть Истина во всей полноте. Однако совпадение противоположностей в бесконечности возможно — но лишь потенциально — и в тварном (земном) мире. Характерно, что Николай Кузанский не распространяет понятие бесконечного на физическую Вселенную: бесконечность — безусловный и актуальный атрибут Бога. Решительные шаги к признанию бесконечности физической Вселенной, крайне важные для последующего развития физики и астрономии, были впоследствии сделаны Коперником и
Бруно.
Внимание к проблеме бесконечного приводит Николая Кузанского к понятиям бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Мыслитель
В трактате «Об ученом неведении» Николай Кузанский отмечает, что способ, каким мы получаем наше знание, состоит в сравнении и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что нам известно. Этот способ вполне оправдывает себя, пока познаются вещи конечные. Однако по-другому обстоит дело, когда познаются вещи бесконечные, — таково большинство абстрактных объектов, объектов не чувственных, а мыслимых. Надо признать, указывает мыслитель, что познание бесконечного прямым путем невозможно. В признании этого факта и состоит
«ученое неведение», отличающееся как от наивного гносеологического оптимизма людей недалеких, так и от пессимизма, не признающего за человеком способности адекватно познавать мир. Если к познанию бесконечного прямой путь принципиально отсутствует, то следует искать косвенный, «обходной» путь. Этот путь может быть только ступенчатым, поскольку посредствующими звеньями в нем будут выступать конечные вещи.
Однако цепь конечных вещей должна быть выстроена особым образом: от отдельных вещей к их видам, далее к их родам, к еще более общим родам и т. д.
Но и косвенный путь имеет свои ограничения. Человеческий разум не в состоянии усмотреть истину бесконечного во всей ее полноте и ясности. Цепь конечных вещей не открывает истину, а символизирует ее. Подлинное познание символично по своей сути. Символ — это предмет видимый, но представляющий сознанию предметы невидимого мира, мира бесконечности. Человеческое знание не столько открывает истину, сколько символизирует ее,
«свидетельствует» о ней — Николай Кузанский в своих воззрениях опирается на древнюю идею о том, что «любое существует в любом» и все существует во всем.
Во второй части своего учения мыслитель исходит из существования абсолютного максимума. По самому своему определению он не изменяется ни от каких конечных операций: ни прибавление, ни убавление не мешает ему оставаться тем же абсолютным максимумом. Будучи в этом смысле неделимым, он совпадает с абсолютным минимумом. Абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Следовательно, в Боге, поскольку Он бесконечен, все различия и противопоставления тварного мира исчезают.
Бесконечность, то есть Бог, есть Истина во всей полноте. Однако совпадение противоположностей в бесконечности возможно — но лишь потенциально — и в тварном (земном) мире. Характерно, что Николай Кузанский не распространяет понятие бесконечного на физическую Вселенную: бесконечность — безусловный и актуальный атрибут Бога. Решительные шаги к признанию бесконечности физической Вселенной, крайне важные для последующего развития физики и астрономии, были впоследствии сделаны Коперником и
Бруно.
Внимание к проблеме бесконечного приводит Николая Кузанского к понятиям бесконечно малого, предела и суммы бесконечно малых. Мыслитель
разрабатывает структурно-математический метод, ставший непосредственной предпосылкой математического анализа — одной из фундаментальных математических теорий. Отправным пунктом структурно-математического метода является понятие «бытие-возможность». Бытие-возможность есть
«дифференциал всего мирового бытия». Это сжатый (или стянутый) максимум, и как таковой он представляет собой подобие высшего, божественного максимума. Понятие бытия-возможности позволяет Николаю Кузанскому представить мир не как совокупность вещей, а как процесс. Рассмотрение мира в качестве процесса, обоснованное этим ученым, стало впоследствии одной из предпосылок научного познания мира.
Вклад гуманистов Возрождения в философию связан прежде всего с развитием ими этического учения и учения о человеке. Главным центром теоретических изысканий гуманистов стала Флорентийская (в городе
Флоренции) академия. Расцвет Академии приходится на 1470—1480 гг. Главой и теоретиком Академии стал Марсилио Фичино. Типичными для гуманистов
Возрождения были идеи о человеке как центре тварного (то есть сотворенного
Богом, земного) мира, о гармоничности и совершенстве Космоса, о Красоте как наиболее значительной ценности, преклонение перед достоинством художника и поэта. И для гуманистов, и для всего Возрождения характерен культ творческой индивидуальности.
Ренессанс как особая культурная эпоха не может быть представлен без учета художественных достижений этого периода: в живописи это знаменитые полотна таких художников, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Тициан и др. Художественная культура Возрождения тесно связана с философией и гуманистическими воззрениями эпохи. Следует подчеркнуть, что для Возрождения характерен новый подход к искусству, прежде всего к живописи, которая воспринимается как важнейшее средство познания мира и
человека.
Так, особое внимание, уделенное философами Возрождения проблеме бесконечности, не в последнюю очередь сказалось на том, что в творчестве художников значительную роль стала играть художественная перспектива — объемное изображение, композиционно оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность. Художественную перспективу, применяемую художниками
Возрождения (как и многими последующими), стали называть прямой перспективой, в отличие от обратной перспективы, характерной для византийской, а также древнерусской живописи. Новизна и новаторство художественной культуры
Ренессанса проявились также в правильной геометрической конструкции картины: изображение буквально строится (а не рисуется произвольно) при помощи тщательно разработанных точных приемов.
В основе применения геометрико-математических методов лежит убеждение в том, что природа гармонична в смысле геометрико-математических пропорций: в ней все подчинено пропорциональности математических отношений. Точно так же выявляются пропорциональные закономерности человеческого тела.
Считается, например, что для взрослого человека длина головы должна
«дифференциал всего мирового бытия». Это сжатый (или стянутый) максимум, и как таковой он представляет собой подобие высшего, божественного максимума. Понятие бытия-возможности позволяет Николаю Кузанскому представить мир не как совокупность вещей, а как процесс. Рассмотрение мира в качестве процесса, обоснованное этим ученым, стало впоследствии одной из предпосылок научного познания мира.
Вклад гуманистов Возрождения в философию связан прежде всего с развитием ими этического учения и учения о человеке. Главным центром теоретических изысканий гуманистов стала Флорентийская (в городе
Флоренции) академия. Расцвет Академии приходится на 1470—1480 гг. Главой и теоретиком Академии стал Марсилио Фичино. Типичными для гуманистов
Возрождения были идеи о человеке как центре тварного (то есть сотворенного
Богом, земного) мира, о гармоничности и совершенстве Космоса, о Красоте как наиболее значительной ценности, преклонение перед достоинством художника и поэта. И для гуманистов, и для всего Возрождения характерен культ творческой индивидуальности.
Ренессанс как особая культурная эпоха не может быть представлен без учета художественных достижений этого периода: в живописи это знаменитые полотна таких художников, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи,
Рафаэль, Тициан и др. Художественная культура Возрождения тесно связана с философией и гуманистическими воззрениями эпохи. Следует подчеркнуть, что для Возрождения характерен новый подход к искусству, прежде всего к живописи, которая воспринимается как важнейшее средство познания мира и
человека.
Так, особое внимание, уделенное философами Возрождения проблеме бесконечности, не в последнюю очередь сказалось на том, что в творчестве художников значительную роль стала играть художественная перспектива — объемное изображение, композиционно оформленное на фоне линий, уходящих в бесконечность. Художественную перспективу, применяемую художниками
Возрождения (как и многими последующими), стали называть прямой перспективой, в отличие от обратной перспективы, характерной для византийской, а также древнерусской живописи. Новизна и новаторство художественной культуры
Ренессанса проявились также в правильной геометрической конструкции картины: изображение буквально строится (а не рисуется произвольно) при помощи тщательно разработанных точных приемов.
В основе применения геометрико-математических методов лежит убеждение в том, что природа гармонична в смысле геометрико-математических пропорций: в ней все подчинено пропорциональности математических отношений. Точно так же выявляются пропорциональные закономерности человеческого тела.
Считается, например, что для взрослого человека длина головы должна
составлять одну шестую его роста. При этом за художником признается право сгладить в своем творении несоразмерности природы там, где эта соразмерность нарушена из-за случайных причин. Таким образом, в известной мере гений художника ставится выше природной красоты. Использование геометрических методов создает новый подход к пространству изображения. Непреложным становится правило: пространство предшествует изображенным в нем телам, и поэтому его надлежит размечать на эскизе в первую очередь. Организация пространства картины должна особым образом воздействовать на зрителя.
Достаточно вспомнить полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» или
Рафаэля — «Афинская школа».
В живописи Возрождения обнаруживается заметное влияние гуманистических идей. Гуманисты выступили против чрезмерного аскетизма, свойственного схоластике. Они обосновали отношение к человеческому телу как к эстетическому объекту, а также правомерность чувственных наслаждений.
Художественная культура Возрождения вместе с тем опиралась и на традиционные христианские ценности. Небесный мир и земной мир, рай и ад, грехопадение, искушение, воскресение — эти и иные категории зримо или незримо присутствуют в картинах эпохи Возрождения.
С учетом того, что живописное искусство Возрождения строится на основе законов правильности изображения — таких законов, которые позволили бы глубже проникнуть в тайны природы, — неудивительно, что живопись считают одной из наук. Как наука, живопись способна к обобщению. Кроме того, она наглядно раскрывает внутренние механизмы природы и скрытые мотивы человеческих эмоций и мыслей. Таким образом, до возникновения экспериментально-математического естествознания Нового времени искусство
Возрождения уже в значительной мере предвосхищает его, частично принимая на себя функции науки.
Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.
Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
Техническое наследие Леонардо да Винчи
В наш век высокого технического прогресса большой интерес вызывает происхождение всех тех научных изобретений, которые нас окружают и
Достаточно вспомнить полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» или
Рафаэля — «Афинская школа».
В живописи Возрождения обнаруживается заметное влияние гуманистических идей. Гуманисты выступили против чрезмерного аскетизма, свойственного схоластике. Они обосновали отношение к человеческому телу как к эстетическому объекту, а также правомерность чувственных наслаждений.
Художественная культура Возрождения вместе с тем опиралась и на традиционные христианские ценности. Небесный мир и земной мир, рай и ад, грехопадение, искушение, воскресение — эти и иные категории зримо или незримо присутствуют в картинах эпохи Возрождения.
С учетом того, что живописное искусство Возрождения строится на основе законов правильности изображения — таких законов, которые позволили бы глубже проникнуть в тайны природы, — неудивительно, что живопись считают одной из наук. Как наука, живопись способна к обобщению. Кроме того, она наглядно раскрывает внутренние механизмы природы и скрытые мотивы человеческих эмоций и мыслей. Таким образом, до возникновения экспериментально-математического естествознания Нового времени искусство
Возрождения уже в значительной мере предвосхищает его, частично принимая на себя функции науки.
Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.
Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.
Техническое наследие Леонардо да Винчи
В наш век высокого технического прогресса большой интерес вызывает происхождение всех тех научных изобретений, которые нас окружают и
являются неотъемлемыми частями нашей повседневной жизни. Как бы ни было странно, но огромное их количество сводится к судьбе всего лишь одного человека - Леонардо да Винчи. Его личность набирает всё большую популярность, несмотря на то, что творил он достаточно давно. Он принадлежит к тем личностям мировой истории, чья известность и чья слава не ограничиваются пределами одной страницы или одной эпохи. Гениальный художник, неутомимый исследователь явлений природы, выдающийся инженер и мыслитель, Леонардо да Винчи, может быть, в гораздо большей степени, чем другие знаменитые представители эпохи Возрождения, соединил в своей деятельности все многообразие чаяний, идей и интеллектуальных метаний ренессанской личности. Феномен Леонардо да Винчи поражает не только размахом и разносторонностью постоянных и решенных вопросах в различных сферах человеческой деятельности, но и атмосферой некоторой таинственности, порожденной обстоятельствами биографии художника, сложностью языка, которым он себя в разных областях знания и искусства выражал.
Жизнь и искусство Леонардо
Леонардо родился 15 апреля 1452 года. Хотя в юном возрасте Леонардо и получил хорошее образование, существовали ограничения того, что можно было изучить в маленькой деревушке. Его отец видел, что Леонардо имел талант художника и к 1469 году послал его во Флоренцию подмастерьем в мастерскую художника и скульптора Андреа Веррокио.
Первые изобретения
После того как Леонардо прожил и проработал во Флоренции 14 лет, он начал искать новые проблемы. Года, проведенные во Флоренции, дали Леонардо возможность изучить и усовершенствовать свое мастерство, а также время для проекта изобретений, которые впоследствии сделали его знаменитым. Милану, городу-государству к северу от Флоренции угрожали враги, и Леонардо хотел предложить свой проект для защиты города. В письме к Франческо Сфорца, правителю Милана, Леонардо восхвалял свои способности изготовления пушек, катапульт, военных кораблей, техники проведения подкопов, дренажных рвов, возведения стен крепостей. Сфорца нанял художника и честолюбивого изобретателя, но Леонардо вскоре обнаружил, что его работодатель больше озабочен, превратить Милан в такой, же прекрасный город, как Флоренция. И вскоре Леонардо опять начал работать в качестве художника. Живя в Милане,
Леонардо был занят разработкой множества проектов. Он продолжал писать картины, иногда завершая свои шедевры, но часто не заканчивая их. Он также развлекал двор правителей Милана и должен был играть на лютне, петь и читать стихи. Когда намечались фестивали, он должен был создавать костюмы и исполнять декоративные работы.
Леонардо как военный изобретатель
Он часто бывал занят разработкой планов военных изобретений: танков. летательных снарядов, мортирных бомб и строительством крепостей. У него не было возможности осуществить большинство из этих проектов, но они опережали его время. Танк, например, не использовался ещё в течение 450 лет, вплоть до Первой Мировой войны. Он также разработал канализационную
Жизнь и искусство Леонардо
Леонардо родился 15 апреля 1452 года. Хотя в юном возрасте Леонардо и получил хорошее образование, существовали ограничения того, что можно было изучить в маленькой деревушке. Его отец видел, что Леонардо имел талант художника и к 1469 году послал его во Флоренцию подмастерьем в мастерскую художника и скульптора Андреа Веррокио.
Первые изобретения
После того как Леонардо прожил и проработал во Флоренции 14 лет, он начал искать новые проблемы. Года, проведенные во Флоренции, дали Леонардо возможность изучить и усовершенствовать свое мастерство, а также время для проекта изобретений, которые впоследствии сделали его знаменитым. Милану, городу-государству к северу от Флоренции угрожали враги, и Леонардо хотел предложить свой проект для защиты города. В письме к Франческо Сфорца, правителю Милана, Леонардо восхвалял свои способности изготовления пушек, катапульт, военных кораблей, техники проведения подкопов, дренажных рвов, возведения стен крепостей. Сфорца нанял художника и честолюбивого изобретателя, но Леонардо вскоре обнаружил, что его работодатель больше озабочен, превратить Милан в такой, же прекрасный город, как Флоренция. И вскоре Леонардо опять начал работать в качестве художника. Живя в Милане,
Леонардо был занят разработкой множества проектов. Он продолжал писать картины, иногда завершая свои шедевры, но часто не заканчивая их. Он также развлекал двор правителей Милана и должен был играть на лютне, петь и читать стихи. Когда намечались фестивали, он должен был создавать костюмы и исполнять декоративные работы.
Леонардо как военный изобретатель
Он часто бывал занят разработкой планов военных изобретений: танков. летательных снарядов, мортирных бомб и строительством крепостей. У него не было возможности осуществить большинство из этих проектов, но они опережали его время. Танк, например, не использовался ещё в течение 450 лет, вплоть до Первой Мировой войны. Он также разработал канализационную