Файл: Роль малых нефтяных компаний в развитии экономики России.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий 7. Увеличивается цена реализации на внутреннем рынке для МНК. Данный сценарий отражает 2 варианта развития событий - возможность переработки добытой нефти МНК на НПЗ на условиях процессинга и создание нефтяной биржи.
Сценарий 8. ВИНК поглощают МНК в период растущей добычи нефти на месторождении.
Сценарий 9. Рассматривается возможность перехода прав на пользование недрами от ВИНК к МНК на позднем этапе разработки нефтяного месторождения.
Сценарии 2 и 3 относятся к налоговому типу, 4 и 5 - к сценариям, учитывающим возможности использования регионами своих полномочий, 6 и 7 - к сценариям, отражающим благоприятные финансово-экономические условия для МНК, 8 и 9 - к сценариям, учитывающим оборот прав на пользование недрами.
Методический комплекс позволяет рассматривать разные горизонты прогнозирования. В данных расчетах прогнозный период составил 20 лет. Сводные результаты расчетов по всем сценариям за 20 летний период представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – «Сводные результаты расчетов по всем сценариям» [8]
Сценарий | Накопленная добыча нефти (тыс. т) | Налоги | Доля в добыче МНК (%) | ||
всего за период (млн. долл.) | в региональный бюджет (млн. долл.) | ||||
№1 | 184 255 | 11 817 | 2 541 | 6 | |
№2 | 224 331 | 11 974 | 2 763 | 9 | |
№3 | 206 320 | 13 104 | 2 860 | 13 | |
№4 | 224 137 | 13 925 | 2 855 | 17 | |
№5 | 233 144 | 14 313 | 2 960 | 23 | |
№6 | 247 015 | 15 918 | 3 620 | 27 | |
№7 | 241 799 | 15 889 | 3 588 | 26 | |
№8 | 180 650 | 10 259 | 2 014 | 4 | |
№9 | 211 146 | 13 284 | 2 757 | 24 |
Общий вывод по результатам расчетов заключается в том, что рост добычи нефти во всех сценариях сопровождается ростом доли МНК в совокупной накопленной добыче нефти. При значительном истощении ресурсной базы возрастает роль МНК в нефтедобывающей отрасли. Увеличивается доля мелких и сложных месторождений, которые являются полем деятельности для МНК. Управленческие шаги в отношении нефтяного сектора, учитывающие особенности функционирования МНК, позволяют снизить негативное влияние истощения ресурсной базы на региональную экономику.
Результаты экспериментальных расчетов подтверждают гипотезу о наличии существенных недостатков в действующей системе регулирования недропользования.
Анализ вариантов налоговых сценариев показал, что существующая система налогообложения не учитывает особенности динамики ресурсной базы. Освоение новых месторождений с небольшими объемами запасов углеводородов невысокого качества в таких условиях не может рассматриваться нефтяными компаниями как перспективное направление инвестирования средств. В результате происходит преждевременное прекращение эксплуатации остаточных запасов нефти и отказ от разработки мелких месторождений с трудно извлекаемыми запасами. При переходе к налогообложению необходимо предусмотреть механизмы, позволяющие реализовать в полной мере преимущества такой системы налогообложения. При отсутствии таких механизмов снижается социальная ценность недр, в первую очередь для региона.
Для регионов с ухудшающейся ресурсной базой одним из эффективных инструментов стимулирования освоения новых месторождений является реинвестирование части налоговых платежей в их разработку. Для региональных властей это означает некоторое снижение текущих налоговых поступлений в бюджет, которое компенсируется приростом налоговых поступлений в последующие годы.
Региональные власти, в случае обладания определенными полномочиями в вопросах налогового регулирования, могут разрабатывать и применять весьма эффективные механизмы стимулирования разработки новых месторождений. Однако в рамках действующей системы регулирования региональной компетенции недостаточно для принятия действенных мер на поздних стадиях освоения нефтяных провинций, когда в структуре запасов преобладают мелкие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами.
Обеспечение малым нефтяным компаниям устойчивого доступа на высокодоходные рынки сбыта повышает для них инвестиционную привлекательность разработки новых месторождений, что в свою очередь благотворно сказывается на экономике региона.
Введение института оборота прав на пользование недрами стимулирует взаимодействие ВИНК и МНК, и позволяет продлить срок эффективной разработки месторождений на поздних стадиях.
Ниже на схеме 1.1 «Преимущества и недостатки МНК» приведены основные конкурентные преимущества и недостатки малых нефтяных компаний.
Недостатки
Преимущества
Гибкость и мобильность
Осложнен вход на рынки сбыта
МНК
Малый интерес от инвесторов
Индивидуальный подход
Высокая с/с добычи тонны нефти
Инновационные технологии
Нерациональное налогообложение нефтяной отрасли
Монотоварный характер производства
.
1.1 « Преимущества и недостатки малых нефтяных компаний»
Проведенное исследование наглядно продемонстрировало, что слабые стороны малых нефтяных компаний имеют системный характер, а главным образом, формируют основную проблему нехватки инвестиций в малое предпринимательство нефтяного сектора. Тогда как ее решение, в свою очередь, приведет к увеличению конкурентоспособности МНК на российском и мировом рынках.
Кроме того, основные преимущества «малышей» свидетельствуют о их необходимости развития, для эффективного использования ресурсной базы страны. Ведь основное назначение и преимущество малых нефтяных компаний- это добыча трудно извлекаемых запасов страны, которые «гигантам» не под силу.
Эффективное финансирование является одним из важнейших условий для успешного развития нефтяного бизнеса. Даже самый хороший и потенциально прибыльный проект может остаться без внимания, если не удастся найти для его запуска приемлемого инвестора. В последнее время в нефтяном бизнесе появилась тенденция влияния масштабов бизнеса на интересы инвестора. Сейчас на доступность финансовых ресурсов оказывают влияние не только проработанность проекта, репутация заемщика, а в первую очередь размеры компании. Конечно, потенциальные заёмщики могут использовать самый широкий набор инструментов привлечения средств: от разных методов проектного финансирования до синдицированных кредитов или облигационных займов. Интрига, однако, в другом - в том, что, чем меньше компания, тем автоматически меньше доверяет ей кредитор, тем выше удельная стоимость использования каждого инструмента и тем уже их «набор».
Для ВИНК ситуация выглядит намного проще. Во-первых, подобные компании могут осуществлять финансирование за счет собственных средств, во-вторых условия для получения заемных средств более привлекательны, в-третьих, вероятность найти инвестора намного выше. Шансы МНК на разработку и запуск проекта появляются только в том случае, если их оператор одновременно является и инвестором и у него к тому же есть определённые связи в «высших сферах», желательно - на федеральном или даже межгосударственном уровнях. Тогда и деньги найти легче, и риски распределять проще. Если же всего этого нет, то сразу же возникает целый ряд проблем, в первую очередь связанных с привлечением инвестиций в свою деятельность. Условия для получения банковских кредитов для МНК неприемлемы, и фактически отсутствует возможность получения финансирования из-за рубежа. Это и понятно - для ВИНК неудача одного проекта означает лишь автоматическое снижение прибыли, для малого бизнеса - угрозу банкротства. Если рассматривать структуру нефтяного сектора, можно столкнуться с интересной особенностью. В России не существует даже официального статуса малых нефтяных компаний. Так главная учётно-статистическая организация нефтяной отрасли ЦДУ-ТЭК помимо ВИНК и их «дочек» выделяют только «прочие компании».
Проблема МНК заключается в очень высоких капитальных затратах, вследствие того, что они вынуждены вовлекать в свою деятельность новые месторождения. А для многих МНК разработка и ввод в эксплуатацию новые месторождения - это единственная деятельность, именно поэтому они не могут осуществлять выборочную разработку наиболее рентабельных проектов. Необходимость ускоренного ввода в разработку месторождений обуславливает и более высокие капитальные вложения МНК, чем в среднем по нефтяным компаниям в России. По данным «АссоНефть», уровень капиталовложений для МНК превышает среднеотраслевой в 2-4 раза. Это также вызвано тем, что только малая их часть начала свою деятельность, имея в уставном капитале обустроенные объекты добычи. Большинство МНК получили месторождения, находящиеся в разведке или на стадии подготовки к разработке. Следовательно, для начала освоения таких объектов необходимо было вкладывать значительные средства на их обустройство и создание соответствующей инфраструктуры.
Можно сказать, что у МНК есть необходимость любым способом выходить на добычу нефти, снимать ресурсно-запасные риски и стараться как можно сильнее увеличивать свою добычу. Если компании удастся это сделать, то тогда появятся высокие шансы на получение инвестиций, возможность обеспечения за счет нефтяных потоков и какая-то надежда на финансирование, в том числе зарубежными банками. Таким образом, получается замкнутый круг. Для того чтобы привлечь инвестиции и увеличить добычу, необходимо внедрить какие-то технологии, которые также требуют инвестиций. В итоге мы сталкиваемся с проблемой того, что в России на сегодняшний момент имеется 37 тысяч небольших неиспользуемых скважин! ВИНК считают, что такие маленькие проекты не стоят их внимания, а МНК просто не имеют денежных средств на их разработку.
Малых нефтяных компаний в России становится все меньше. Ухудшение отечественной структуры запасов требует обратного. Следовательно, можно сказать, что нынешняя структура отечественной нефтегазодобывающей промышленности выглядит нелогично. С одной стороны, минерально-сырьевая база на 75% состоит из мелких и мельчайших месторождений с извлекаемыми запасами менее 10 млн. т. С другой стороны, доля малых предприятий – всего-навсего 10-12%, тогда как в США, Канаде или Австралии небольшие предприятия уже не первое десятилетие обеспечивают 40-45% нефтедобычи.
В отличие от России, в США эксплуатацией малодебитных скважин заняты тысячи так называемых независимых нефтяных компаний и благодаря налоговому стимулированию рентабельна эксплуатация скважин даже с дебитами до 100 кг в сутки. Крупные же транснациональные нефтяные компании с колоссальными финансовыми ресурсами заняты разработкой крупных высокодебитных месторождений. По мере их истощения крупный бизнес не имеет возможности эффективно эксплуатировать истощенные месторождения. Последние обычно продаются мелким независимым компаниям, которым созданы условия для их рентабельной эксплуатации.
Нефтяная отрасль очень затратна, малые компании постоянно нуждаются в большом количестве финансовых вложений. При существующих условиях, когда положение многих МНК нестабильно, инвесторы не рассматривают данные проекты как привлекательный вариант для вложения денежных средств. Расходы компаний слишком велики. Вкладывая миллионы рублей на разведку или обустройство месторождений, компания никогда не может быть на 100% уверена, что в будущем это принесет ей огромную выручку и окупит все понесенные затраты. Наиболее эффективный и реальный выход из данной ситуации - это комплексная поддержка со стороны государства в отношении МНК. Во-первых, необходимо внедрить дифференцированную систему налогообложения, возможно, осуществлять субсидирование малого нефтяного бизнеса. Во-вторых, предоставлять льготы для всех участников производственного процесса, и для компании, и для ее инвесторов.
С другой стороны, компании не должны полностью полагаться на государство, и постоянно обвинять его в своих финансовых неудачах. В свою очередь, им также необходимо внедрять инновации в производство, осуществлять сотрудничество с передовыми инновационными компаниями и институтами по производству оборудования для нефтедобычи, тем самым стараться снизить свои капитальные и операционные расходы.