Файл: Курсовая работа по дисциплине Налоги и налогообложение.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра «Экономика и управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Налоги и налогообложение»
Тема: Региональные налоги, их состав, значение, перспективы развития (на примере конкретных налогов).
Направление подготовки 38.03.01 Экономика
(код, наименование)
Обучающийся Сырвачёва Карина Константиновна
(ФИО полностью)
Группа ЭЗу-201 Подпись_________________
(номер группы)
Форма обучения Очно-заочная
Проверил Брагина Г.Н.
(Фамилия И.О. преподавателя)
Должность Доцент
Оценка________________
Подпись ______________
Челябинск, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИКЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СБОРА РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Экономическое содержание и состав региональных налогов
1.2 Роль региональных налогов в системе налогообложения
1.3 Перспективы развития региональных налогов в Российской Федерации
ГЛАВА 2 ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Основным источником формирования ресурсного потенциала территорий, с нашей точки зрения, выступает региональный бюджет, а процесс формирования ресурсного потенциала развития социально- экономической системы региона напрямую зависит от региональной бюджетно-налоговой политики, на которую решающее воздействие оказывает сложившаяся система межбюджетных отношений.
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших условий стабилизации экономики любого субъекта Российской Федерации, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Однако в современных условиях региональные налоги претерпели значительные изменения. В результате реформ налоговое бремя практически по всем налогам было снижено. И, как следствие, снижение налоговой базы в большинстве регионов привело к уменьшению поступлений во все уровни бюджетов.
Целью работы является оценка роли региональных налогов в системе налогообложения и перспективы развития региональных налогов в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
-
Изучение экономического содержания региональных налогов; -
Оценка роли региональных налогов в системе налогообложения; -
Поиск путей развития региональных налогов в Российской Федерации; -
Овладение методикой заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.
Объектом данной работы является экономические отношения, возникающие в процессе взимания региональных налогов Российской Федерации.
Предметом исследования курсовой работы является региональные налоги Российской Федерации.
Для написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: сбор, обработка, классификация и анализ данных, а также статистическое наблюдение, математические и экономические методы.
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИКЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ СБОРА РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-
Экономическое содержание и состав региональных налогов
Систему налогов и сборов в Российской Федерации составляют федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечисленные в ст. 13, 14, 15 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации. [ ]
Все установленные на территории России налоги и сборы можно разбить на три уровня:
Первый уровень – это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета.
Второй уровень – налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, округов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ этот уровень определен как региональные налоги. Эти налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Все региональные налоги относятся к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом России, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и иные самостоятельные решения в соответствии с установленными общими принципами налогообложения. Эти налоги формируют доходную часть бюджетов субъектов Федерации;
Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. Налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ, федеральным законом России № 2003-1 и на основании нормативно-правовых актов муниципальных органов власти. Представительные органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В таблице 1 представлена налоговая система Российской Федерации.
Таблица 1 – Налоговая система Российской Федерации.
Федеральные | Региональные | Местные |
Налог на добавленную стоимость; Акцизы; Налог на доходы физических лиц; Налог на прибыль организаций; Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; Государственная пошлина; Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. | Налог на имущество организаций; Налог на игорный бизнес; Транспортный налог. | земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор. |
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Рассмотрим подробнее региональные налоги по отдельности:
-
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). [ ]
Этот налог уплачивают:
-
Организации на ОСН, у которых на балансе есть имущество, признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество. -
Организации на УСН и АУСН, владеющие имуществом, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость. -
Организации на ЕСХН, у которых на балансе есть имущество, признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество (за исключением имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).
По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году.
Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом. Эта ставка в общем случае составляет 2,2%. А отношении имущества, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в п.3.1 и 3.2 ст.380 НК РФ, региональные ставки не могут превышать 2%. В Челябинской области данная ставка варьируется от 1,5% до 2,2% в зависимости от имущества или плательщика. [ ]
Срок уплаты налога на имущество – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим.
Сроки уплаты авансовых платежей установлены в НК так: не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. То есть, не позднее 28 апреля, 28 июля и 28 октября.
Плательщики налога на имущество должны представлять декларацию по этому налогу не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
-
Игорный бизнес – предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, процессинговый центр букмекерской конторы, процессинговый центр тотализатора, процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора, процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы, пункт приема ставок тотализатора, пункт приема ставок букмекерской конторы.
По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 Налогового Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения. [ ]
Налоговым периодом признается календарный месяц.
Устанавливаются следующие ставки налога на игорный бизнес на территории Челябинской области:
-
за один процессинговый центр букмекерской конторы – 250 000 рублей; -
за один процессинговый центр тотализатора – 250 000 рублей; -
за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора – 3 000 000 рублей; -
за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы – 3 000 000 рублей; -
за один пункт приема ставок тотализатора – 14 000 рублей; -
за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 14 000 рублей.».
Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения, начиная с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
-
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 356.1 настоящего Кодекса. [ ]
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в соответствии с НК РФ ч 1, ст. 359. []
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки определяются в соответствии с НК РФ ч 1, ст. 361. []
Величина взимаемого сбора за ТС во многом определяется принятой регионе ставкой налогообложения. Она устанавливается местными законодательными актами, действующими только на территории данного субъекта Федерации. В Челябинске это Закон №114 от 2002. Всего в области, с населением 3,5 миллиона жителей, насчитывается порядка 1 миллиона единиц автотранспорта. По этому показателю регион входит в число лидеров не только в Уральском ФО, но и в России в целом.
Действующие сегодня в области налоговые ставки приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Ставка транспортного налога в Челябинской области в 2023 году
Категория ТС | Мощность двигателя, в л.с. | Ставка в рублях с 1 л.с. |
Легковые автомобили | Меньше 100 | 5р. 16 коп. |
От 100 до150 | 13р. 40 коп. | |
От 150 до 200 | 50 | |
От 200 до 250 | 75 | |
Больше 250 | 150 | |
Грузовики | Меньше 100 | 25 |
От 100 до150 | 40 | |
От 150 до 200 | 50 | |
От 200 до 250 | 65 | |
Больше 250 | 85 | |
Мототранспорт | Меньше 20 | 3р. 8 коп. |
От 20 до 36 | 7р. 70 коп. | |
Больше 36 | 30 | |
Автобусы | Меньше 200 | 50 |
Больше 200 | 100 | |
Прочие ТС | – | 25 |