Файл: Курсовая работа по дисциплине Налоги и налогообложение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Важно отметить, что, помимо того, что региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются федеральным законом. Так же законодательными (представительными) государственной власти субъектов РФ законами о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее, доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и сбора региональных налогов предусмотрен частью 3 ст.12 НК РФ. [ ]


    1. Роль региональных налогов в системе налогообложения


Отметим, что налоговые поступления являются основным звеном для развития экономики субъектов РФ. Чем выше региональные налоговые поступления, тем большие суммы выделяются на реализацию региональных программ, поддержку семей, а также увеличивается экономическая безопасность как субъекта и страны в целом.

Можно отметить, что роль региональных налогов в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации заключается в следующем:

Во-первых, концентрация денежных ресурсов в бюджетах субъектов Российской Федерации разрешает органам исполнительной власти регионов формировать финансовую базу для реализации прописанных в законодательстве полномочий на основании Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, региональные бюджеты могут концентрировать финансовые ресурсы, при этом выделять средства для формирования финансово-хозяйственной самостоятельности и для социально-экономического становления региона.

В-третьих, при помощи региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Особенность региональных налогов, заключена в том, что на федеральном уровне устанавливаются общие принципы его исчисления, а ставки налога и состав льгот
, предоставляемых по налогу, определяются региональным законодательством. Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций.

Бюджетно-налоговые системы создаются и реформируются для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди который следующие:

  • Закрепление определенного порядка движения бюджетно-налоговых потоков по уровням территориальной организации государства (направление этих потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

  • Аккумулирование и использование в обще региональных целях средств, образованных на самой территории и поступающих в региональные бюджетно-налоговые системы полностью и одноканальное (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

  • Выполнение региональными органами власти и управления своих представительных и исполнительных полномочий с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

  • Самообеспечение внутри региональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти к сумме доходов населения России (за вычетом налогов).

  • Формирование инфраструктурного каркаса территории (отрасли «местного хозяйства», местные дороги и транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутри региональных связей.

  • Регулирование состояния и использования природно-ресурсного и экологического потенциала (земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн) как естественного базиса существования и развития территории.

  • Стимулирование определенных ценностных региональных ориентиров населения, создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.


Введение в Налоговый кодекс положения, устанавливающего, по существу, закрытый перечень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение для сохранения единства налоговой системы. Ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

В долгосрочной перспективе важнейшим направлением налоговой политики РФ, с учетом и регионального аспекта, должно стать поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который не создаст препятствий для стабильного экономического развития и будет отвечать потребностям бюджета для выполнения важнейших государственных функций.


    1. Перспективы развития региональных налогов в Российской Федерации


С наступлением 2023 г. наступают различные изменения в системе исчисления и уплаты части региональных налогов, которые вступают в силу после принятия разных изменений в Налоговом кодексе и других нормативно-правовых актах.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 - 2025 годы.

С учетом обозначенных Президентом РФ задач будут реализованы меры, направленные на поддержание бюджетной устойчивости и самостоятельности региональных бюджетов, стимулирование инфраструктурного развития, создание более прозрачной модели межбюджетных отношений на региональном уровне.

В целях усиления выравнивающего механизма межбюджетного регулирования и оказания финансовой поддержки наименее обеспеченным регионам предусматривается:

  • продление до 2030 года централизации в федеральном бюджете 1 п.п. ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в региональные бюджеты;

  • увеличение объема дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на 2023 год опережающими (относительно прогноза инфляции) темпами;

  • частичная компенсация дополнительных расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в объеме 100 млрд рублей ежегодно;

  • реализация индивидуальных программ социально-экономического развития «отстающих» регионов;

  • регулярный мониторинг сбалансированности бюджетов субъектов с высоким уровнем налоговых перечислений в федеральный бюджет (> 50% налоговых доходов) и низким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности (ниже среднероссийского) с целью оказания необходимой финансовой поддержки;

  • разработка подходов к частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ от применения инвестиционного налогового вычета.


В целях реализации мероприятий по развитию Дальневосточного федерального округа до 2025 года сохраняется централизация в федеральном бюджете 50% норматива зачисления налога на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2».

В связи с ликвидацией с 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) распределение поступления соответствующих доходов по налогу на прибыль будет осуществляться на основании нормативов (установленных законом о федеральном бюджете), учитывающих фактические поступления налога на прибыль от участников КГН.

До 2025 года включительно регионам будут предоставлены инфраструктурные бюджетные кредиты в сумме до 1 трлн рублей на срок до 15 лет по ставке 3% годовых на реализацию соответствующих проектов.

В целях концентрации ресурсов для регионального инфраструктурного развития будут реализованы меры стимулирования развития агломераций, включающие:

  • нормативное регулирование заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры;

  • введение механизма горизонтальных субсидий между бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований (в т.ч. для совместного развития инфраструктуры);

  • расширение прав субъектов РФ по установлению дифференцированных нормативов отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых являются городские округа.

В целях повышения прозрачности межбюджетных отношений, эффективности доведения средств до нижестоящих бюджетов и объективности распределения межбюджетных трансфертов предусматривается:

  • установление особенностей предоставления отдельных субсидий, переведенных из иных межбюджетных трансфертов:

  • исключение требований о предельных сроках распределения и заключения соглашений для субсидий, распределяемых на конкурсной основе, и за счет остатков бюджетных ассигнований федерального дорожного фонда;

  • возможность применения отличных от утверждаемых Правительством уровней со финансирования для распределяемых на конкурсной основе субсидий;

  • возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов на мероприятия по ликвидации последствий ЧС федерального и межрегионального характера.

  • установление корреспондирующей связи между условиями предоставления МБТ бюджетам субъектов РФ и их последующему предоставлению местным бюджетам;


Если межбюджетные трансферты предоставляются бюджету субъекта РФ в целях последующей поддержки местного бюджета, обязательства субъекта подлежат автоматическому включению в соглашение о предоставлении местному бюджету:

  • установление возможности предоставления "единой субсидии", направленной на достижение показателей госпрограмм, а не на конкретный результат;

Конкретные мероприятия для достижения показателя определяются регионом самостоятельно. Использование этого инструмента создаст предпосылки к сокращению общего количества межбюджетных трансфертов, оптимизации временных и трудовых затрат на администрирование, переориентацию на достижение конечных показателей социально-экономического развития

  • предоставление возможности превышения предельного уровня заимствований на сумму остатков целевых межбюджетных трансфертов, целевых безвозмездных поступлений от организаций, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности, предоставленных с установлением условий их использования и доходов в рамках заключительных оборотов.

ГЛАВА 2 ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯ
Декларация по НДС сдается в той форме заполнения, которую требует система налогообложения, применяемая к налогоплательщику, а также типы операций, совершённые за подотчетный период. При отсутствии на протяжении отчетного периода операций, которые требуют отражения во всех разделах декларации, ее подача не является обязательной, а налоговая отчетность по НДС при этом может быть подана в упрощенном виде. Декларация по НДС, порядок заполнения которой четко выдержан, будет с легкостью принята налоговой.

Декларация по налогу на добавленную стоимость, согласно ст. 174.1 НК РФ, представляется физическими и юридическими лицами-плательщиками НДС, налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по его уплате в бюджет, а также лицами, не признанными плательщиками данного налога и перечисленными в п. 5 ст. 173 НК РФ.

Порядок заполнения документации гласит, что предприятия, не являющиеся налогоплательщиками НДС, но выставляющие своим клиентам счета-фактуры, обязаны подавать декларацию.

Согласно ст. 80 НК РФ, декларация по НДС является заявлением налогоплательщика о полученных доходах и их источнике, произведенных расходах, объекте налогообложения, о налоговой базе, льготах, исчисленной суме НДС, и других важных данных, служащих основанием для исчисления налога. Подается данная отчетность по НДС по месту фактического учета налогоплательщика не позднее двадцатого числа того месяца, следующего за налоговым периодом (как пример, декларацию за второй квартал 2015 года следует подать до двадцатого июля 2015 г.).