Файл: Iii транспорт России в Новое время (xviii xix в.) Транспорт России в дореформенную эпоху (1я пол. Xix в.).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел III Транспорт России в Новое время (XVIII- XIX в.)
1. Транспорт России в дореформенную эпоху (1-я пол. XIX в.).
2. Начало подготовки инженеров путей сообщения (1809 г.)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Управление транспортными коммуникациями России в XVIII в.
В 1809 г. создано Главное управление путей сообщения
Объединены: Экспедиция водяных сообщений и Экспедиция устроения дорог в государстве
Управляло строительством и эксплуатацией гидротехнических сооружений, искусственных сухопутных коммуникаций, торговых портов и др
В 1797 г. управление всеми водными коммуникациями России было возложено на Новгородского губернатора Л. Е. Сиверса
в феврале 1798 г. был учрежден
Департамент водяных коммуникаций
и Экспедиция устроения дорог
в его ведение вошли : Канцелярия экспедиции Ладожского канала, Управление Вышневолоцкого разделительного пункта и др.
В XVIII в. складывалась единая система управления водными путями и транспортом – ее основа – в Вышневолоцкой системе коммуникаций, бывшей в ведении Новгородского губернатора
С ноября 1773 г. Новгородский губернатор именовался «директором водяных коммуникаций»
В 1782 г. водяные коммуникации разделили по степени готовности к эксплуатации – на оконченные и неоконченные
Александр I (1801-1825)
Николай I (1825-1855)
Особенности транспортного
развития:
- в эпоху Александра I –
начало развития гражданского торгового флота; развитие предпринимательства в судостроении;
- В эпоху Николая I – начало развития железнодорожного транспорта
Транспортное законодательство
Законы, регламентировавшие судоходство
- в 1806 г. – по представлению Департамента водяных коммуникаций реки признаны водами общего пользования;
- регламентированы сборы за судоходство, плата рабочим
- 1836 г. - определены взаимные права и обязанности хозяев судов и судопромышленников; нанимаемых ими бурлаков и рабочих судов
1809 г. – изданы правила судоходства по системам: Мариинской и Вышневолоцкой
1810 г. – изданы правила для сплава судов и древесины по рекам Тихвинка и Сясь
1838 г. – закон о бичевниках: в общее понятие «водяных путей» соединены судоходные реки и ручьи, сплав по которым осуществлялся только по весенней воде
Транспортная реформа
1-й пол. XIX в.
Первый этап -1801-1811 гг.:
- модернизация действовавших водных систем: Вышневолоцкой, Мариинской, Тихвинской;
- модернизация Московской гужевой дороги;
- строительство бечевника (дороги) по берегам рек
Второй этап - 1809-1810 гг.:
- создание единого управления; округов путей сообщения на местах.
Третий этап - 1815-1825 гг.:
- начало пароходостроения; строительство первого государственного шоссе Санкт-Петербург-Москва
3 этапа
Эволюция транспортного законодательства
Развитие транспорта в эпоху Александра I (1801-1825)
Создание торгового флота
Помощь правительства
Характерные черты развития торгового флота
- для портов Белого моря – 60 судов;
- для портов Балтийского моря 114 судов
- в 1805 г. началось судостроение в Херсоне
- в 1805 г. – 100 тыс. рублей;
- в 1809 г. – 30 тыс. руб. Азовскому флоту;
- в 1821 г. – 150 тыс. рублей;
Ссуды для строительства торгового флота
на Черном и Азовском морях
В 1801-1805 гг. построены:
Особенности развития флота в южных морях
Жители Ростова, Таганрога, Нахичевани, Мариуполя могли получить ссуду в 1 млн. руб. с процентами на 5 лет
С 1808 г. вопросами развития купеческого судоходства и предпринимательства на Азовском море занимался градоначальник Таганрога
Пароходное сообщение
- стало развиваться по инициативе государства, но быстро стало прибыльным предпринимательством;
- изменило положение в речных грузоперевозках
Судостроительством стали заниматься:
- машиностроительный завод Берда (лопасти, паровые машины – СПб.);
- Сормовский судостроительный завод
Первый пароход спущен на Неву в 1815 г.
Транспорт в эпоху Николая I (1825-1855)
Начало железнодорожного строительства
Поворот в железнодорожном строительстве
Царскосельская железная дорога
В декабре 1835 г. Франц фон Герстнер представил проект сооружения железной дороги из С.-Петербурга в Царское Село.
15 апреля 1836 г. – указ о строительстве
Руководил строительством Гестнер.
Строили австрийские инженеры.
В 1837 г. дорога введена в эксплуатацию
Ее протяженность – 25 верст.
Противниками строительства железных дорог выступили:
- Канкрин Е.Ф. – министр финансов;
- Перовский Л.А. – министр внутренних дел;
- Толь К.Ф. – главноуправляющий путями сообщения
Инженеры П.П. Мельников и Н.О. Крафт побывавшие в Америке, сделали доклад о железных дорогах
1 февраля 1842 г. –
Указ Николая I об учреждении Комитета и Строительной комиссии Петербурго-Московской железной дороги
11 августа 1842 г. образован Департамент железных дорог
1843 г. – начало строительства
1 ноября 1851 г. – введена в действие
Авторы проекта: Мельников, Крафт, Готман. Длинна дороги – более 600 верст. Вокзалы проектировали архитекторы К.А.Тон и Р.А. Желязевич
Петербурго-Московская железная дорога стала крупнейшей в Европе двухпутной дорогой
Вторая пол. XIX в.
Транспортное образование в России в 1-й пол. XIX в.
Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809)
Инициаторы создания
Петр Фридрих Георг принц Ольденбургский – главный директор путей сообщения
Августин Бетанкур – инженер, автор идеи основания института
Цель создания
«… снабдить Россию инженерами, которые прямо по выходе из заведения могли бы быть назначены к производству всех работ в Империи»
Первые руководители:
- Бетанкур А. – первый инспектор (1809);
- Базен П.П., Потье К.И., Готье А.Д. (1824-1843);
- Энгельгардт В.Ф. (1843-1856); и др.
Выпускники
Первый выпуск – 16 инженеров
Состоялся весной 1813 г.,
т.к. 12 студентов в 1812 г. защищали Россию в войне с Наполеоном
А. Строганов, Ф. Сиверс, А. Ламсдорф, С. Муравьев-Апостол, А. Цегель, Г. Гасфорт и др.
1810
1813
Имена 3-х лучших учеников ежегодно заносились на мраморную доску
Готман А.Д. (1813) – первый русский директор ин-та
Крафт Н.О. (1820) – начальник Петербурго-Московской железной дороги (1852-1855)
Мельников П.П. (1825) – первый министр путей сообщения
Августин де Бетанкур
(1758-1824)
Испанский и российский строитель, архитектор,
инженер-механик.
В 1798 г. основал в Испании корпус инженеров
путей сообщения
В 1808 г. поступил на государственную службу в Петербурге. Последовательно занимался:
- реформой Тульского оружейного завода и
- в Петербурге построил первый мост через Неву,
Александровской мануфактуры;
- строительством пушечного литейного дома в Казани, гостиного двора на Нижегородской ярмарке;
обустроил центральную набережную; участвовал в строительстве Исаакиевского собора и др.
По проекту Бетнакура
в 1809 г. в Санкт-Петербурге учрежден
Институт Корпуса инженеров путей сообщения
Т.о. он внес большой вклад в развитие российской системы высшего инженерного образования
Институт Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге