Файл: Ii транспорт древней и средневековой руси (ixxviiв.) Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (xvxvii вв.).pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел II ТРАНСПОРТ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVIIв.)

Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (XV-XVII вв.)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

Дороги Московского государства (XV-XVII вв.)

Основные дороги

Второстепенные дороги

Муравская дорога (Муравский шлях) – одна из главных дорог Московского государства

Шла от Перекопа – к Дону – Серпухову – на Оку. Основные города: Тула, Ливны

Калмиусский шлях – один из основных путей, использовавшихся ногайцами для набегов на южные земли Руси – перекрыт Белгородской засечной чертой

Изюмский шлях – ответвление Муравского – основная дорога крымских татар для нападения на центральную Русь

Бакаев шлях – назван по имени Бакая-мурзы:

от Черного моря – на Москву – через Тулу и Курск

Пахнутцев (Пахнуцкий) шлях – восточное ответвление Муравского – одна из дорог крымско-ногайских набегов на Русь

В эпоху становления Московского государства указанные дороги использовались государствами-наследниками Золотой Орды для набегов на русские земли.

С целью предотвращения вторжения Русь создавала т.н. засечные черты, которые с укреплением государства утратили значение

Особенности

В XVI-XVII вв. эти дороги теряют военное значение и становятся торговыми

Муравский шлях (XV-XVII вв.) –

основная дорога в эпоху становления и развития Московского государства

Государственно-административное управление и

законодательство Московского государства о дорогах

Государственно-административное управление


Законодательные

акты

Ямская изба (1505-1550-е гг.)

Ямской приказ (с 1550-х гг.)

Узаконен и регламентирован вопрос об организации, обустройстве и содержании дорог

IX гл.: «О мытах и о перевозах и о мостах» – отражено стремление государства улучшить состояние сухопутных дорог и техники

Соборное уложение (1649)

ведали

вопросами:

1) устроение ямских слобод; 2) сбор ямских денег; 3) учет ямского расхода (жалование ямщикам и прогоны, выдаваемые по подорожным); 4) выдача подорожных;

5) суд ямщиков во всех делах

Созданы Поверстные книги, по которым от Москвы отходили 9 групп дорог с причисленными к ним ямами, указанием расстояния о Москвы до конечного пункта

Всего: 13757 верст – 195 ямов

Основные дороги Московского государства

1) Москва – Албазинский острог (Даурия) – через Троице-Сергиев монастырь – 6500 верст – 40 ямов;

2) Москва – Яик – через Владимир – 3260 верст, 43 яма;

3) Москва – Тамбов – через Коломну – 450 верст, 16 ямов;

4) Москва – Новая Богородицкая – через – Ахтырск – Изюм – 600 верст, 37 ямов;

5) Москва – Киев – через Калугу – 960 верст, 25 ямов; и др.

Внешнеторговые коммуникации Московского государства

Северное направление

Южное направление

Донской торговый путь (из Москвы в Царьград): от Москвы – к Воронежу и Дону – по Дону – в Азов и Константинополь (2230 км)

Волжский торговый путь (от Москвы до Астрахани) – по Москве-реке – Оке – Волге – от Астрахани морским путем через Каспийское море

Восточное направление от Астрахани – в Среднюю Азию и Иран вели несколько сухопутных дорог

От Москвы – к Белому морю (через Ярославль – Вологду и др. 1500 верст) – торговля с Англией и Голландией

Основные торговые пути

В XVI-XVII вв.

Северный морской путь:

1) Чрез Белое море – в Западную Европу – открыт новгородцами (XII-XV вв.);

2) Мангазейский (через Ледовитый океан – до устья реки Таз)

В XVI-XVII – главный торговый путь

Торговые пути за Урал освоили купцы:


  • Новгорода
  • Устюга Великого (по р. Вычегде)

Вологда – важнейший перевалочный пункт между сухопутной и водной частями Северного морского пути

Т.о. характерной чертой деятельности транспортных коммуникаций стали смешанные перевозки

Путешествия поморов в район реки Таз

Морской путь в Сибирь

Крупнейшие торгово-экономические центры Московского государства в XVII в.

№ п/п

Город

Главный характер торговли

Внешняя торговля

1

Москва

Центр торговли европейской части страны с Сибирью и зарубежьем

2

Новгород

3

Псков

Узловой пункт в торговле с Прибалтикой

Польско-Литовское государство, Юрьев Ливонский, Рига, Ругодив, Колывань, Ивангород

4

Ярославль

Контроль над Волжским торговым путем; связь Сибири и центра

Англия, Голландия, немецкие земли

5

Устюг Великий

Узловой пункт в торговле с центром страны, Архангельском и Сибирью

Англия, Голландия, Индия

6

Астрахань, Нижний Новгород

Главная магистраль – Волга – транзитный путь из Европы в Азию

Центры торговли с Востоком и Средней Азией

7

Тобольск, Томск, Енисейск, Верхотурье

Узловой пункт в торговле Сибири с центром страны

Китай

Московское

государство

XVII в.:

торговые пути и крупнейшие торговые центры

Составляли разветвленную сеть сухопутных и речных путей, имевших местное и общегосударственное значение.

Все тяготели к Москве:

- водные пути – развиты к западу, северу и востоку от Москвы;

- сухопутные дороги – южные области, кроме Оки, Дона и Северного Донца

Наибольшее значение для судоходства имели реки:

- на западе от Москвы: Западная Двина, Ловать, Мета, Волхов (связь с Волгой);

- на севере: Северная Двина, Сухонь и Печора (связь с Уралом);

- на востоке: Волга, Кама, Вятка (связь с северо-востоком, центром, Сибирью)


Важнейшие морские пути:

- к Новой Земле и Шпицбергену (о. Груман) – открыты в XV-XVI вв. – первоначально – в промысловых целях – затем – для сообщения с Сибирью морским путем;

- Двинско-Беломорский путь

- в Ургенч и Бухару из Астрахани по Каспийскому морю через Мангышлак

Сухопутные дороги

их развитию в XVII в. способствовали:

- возвращение Смоленска (1637) и воссоединение Украины с Россией (1654);

- заселение южных степных районов;

- присоединение Сибири (путь от верховьев Иртыша и Ишима через Казахскую степь)

Пресечение торговых путей вызвано:

- снижение промыслового значения отдельных территорий;

- введение высоких таможенных пошлин и запрет администрации на активную торговлю;

- смещение торговых путей и целесообразность продвижения по ним

Пути сообщения Московского государства в XVII в.