Файл: Ii транспорт древней и средневековой руси (ixxviiв.) Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (xvxvii вв.).pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел II ТРАНСПОРТ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX-XVIIв.)
Формирование и развитие путей сообщения Московского государства (XV-XVII вв.)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Дороги Московского государства (XV-XVII вв.)
Основные дороги
Второстепенные дороги
Муравская дорога (Муравский шлях) – одна из главных дорог Московского государства
Шла от Перекопа – к Дону – Серпухову – на Оку. Основные города: Тула, Ливны
Калмиусский шлях – один из основных путей, использовавшихся ногайцами для набегов на южные земли Руси – перекрыт Белгородской засечной чертой
Изюмский шлях – ответвление Муравского – основная дорога крымских татар для нападения на центральную Русь
Бакаев шлях – назван по имени Бакая-мурзы:
от Черного моря – на Москву – через Тулу и Курск
Пахнутцев (Пахнуцкий) шлях – восточное ответвление Муравского – одна из дорог крымско-ногайских набегов на Русь
В эпоху становления Московского государства указанные дороги использовались государствами-наследниками Золотой Орды для набегов на русские земли.
С целью предотвращения вторжения Русь создавала т.н. засечные черты, которые с укреплением государства утратили значение
Особенности
В XVI-XVII вв. эти дороги теряют военное значение и становятся торговыми
Муравский шлях (XV-XVII вв.) –
основная дорога в эпоху становления и развития Московского государства
Государственно-административное управление и
законодательство Московского государства о дорогах
Государственно-административное управление
Законодательные
акты
Ямская изба (1505-1550-е гг.)
Ямской приказ (с 1550-х гг.)
Узаконен и регламентирован вопрос об организации, обустройстве и содержании дорог
IX гл.: «О мытах и о перевозах и о мостах» – отражено стремление государства улучшить состояние сухопутных дорог и техники
Соборное уложение (1649)
ведали
вопросами:
1) устроение ямских слобод; 2) сбор ямских денег; 3) учет ямского расхода (жалование ямщикам и прогоны, выдаваемые по подорожным); 4) выдача подорожных;
5) суд ямщиков во всех делах
Созданы Поверстные книги, по которым от Москвы отходили 9 групп дорог с причисленными к ним ямами, указанием расстояния о Москвы до конечного пункта
Всего: 13757 верст – 195 ямов
Основные дороги Московского государства
1) Москва – Албазинский острог (Даурия) – через Троице-Сергиев монастырь – 6500 верст – 40 ямов;
2) Москва – Яик – через Владимир – 3260 верст, 43 яма;
3) Москва – Тамбов – через Коломну – 450 верст, 16 ямов;
4) Москва – Новая Богородицкая – через – Ахтырск – Изюм – 600 верст, 37 ямов;
5) Москва – Киев – через Калугу – 960 верст, 25 ямов; и др.
Внешнеторговые коммуникации Московского государства
Северное направление
Южное направление
Донской торговый путь (из Москвы в Царьград): от Москвы – к Воронежу и Дону – по Дону – в Азов и Константинополь (2230 км)
Волжский торговый путь (от Москвы до Астрахани) – по Москве-реке – Оке – Волге – от Астрахани морским путем через Каспийское море
Восточное направление от Астрахани – в Среднюю Азию и Иран вели несколько сухопутных дорог
От Москвы – к Белому морю (через Ярославль – Вологду и др. 1500 верст) – торговля с Англией и Голландией
Основные торговые пути
В XVI-XVII вв.
Северный морской путь:
1) Чрез Белое море – в Западную Европу – открыт новгородцами (XII-XV вв.);
2) Мангазейский (через Ледовитый океан – до устья реки Таз)
В XVI-XVII – главный торговый путь
Торговые пути за Урал освоили купцы:
- Новгорода
- Устюга Великого (по р. Вычегде)
Вологда – важнейший перевалочный пункт между сухопутной и водной частями Северного морского пути
Т.о. характерной чертой деятельности транспортных коммуникаций стали смешанные перевозки
Путешествия поморов в район реки Таз
Морской путь в Сибирь
Крупнейшие торгово-экономические центры Московского государства в XVII в.
№ п/п | Город | Главный характер торговли | Внешняя торговля |
1 | Москва | Центр торговли европейской части страны с Сибирью и зарубежьем | |
2 | Новгород | ||
3 | Псков | Узловой пункт в торговле с Прибалтикой | Польско-Литовское государство, Юрьев Ливонский, Рига, Ругодив, Колывань, Ивангород |
4 | Ярославль | Контроль над Волжским торговым путем; связь Сибири и центра | Англия, Голландия, немецкие земли |
5 | Устюг Великий | Узловой пункт в торговле с центром страны, Архангельском и Сибирью | Англия, Голландия, Индия |
6 | Астрахань, Нижний Новгород | Главная магистраль – Волга – транзитный путь из Европы в Азию | Центры торговли с Востоком и Средней Азией |
7 | Тобольск, Томск, Енисейск, Верхотурье | Узловой пункт в торговле Сибири с центром страны | Китай |
Московское
государство
XVII в.:
торговые пути и крупнейшие торговые центры
Составляли разветвленную сеть сухопутных и речных путей, имевших местное и общегосударственное значение.
Все тяготели к Москве:
- водные пути – развиты к западу, северу и востоку от Москвы;
- сухопутные дороги – южные области, кроме Оки, Дона и Северного Донца
Наибольшее значение для судоходства имели реки:
- на западе от Москвы: Западная Двина, Ловать, Мета, Волхов (связь с Волгой);
- на севере: Северная Двина, Сухонь и Печора (связь с Уралом);
- на востоке: Волга, Кама, Вятка (связь с северо-востоком, центром, Сибирью)
Важнейшие морские пути:
- к Новой Земле и Шпицбергену (о. Груман) – открыты в XV-XVI вв. – первоначально – в промысловых целях – затем – для сообщения с Сибирью морским путем;
- Двинско-Беломорский путь
- в Ургенч и Бухару из Астрахани по Каспийскому морю через Мангышлак
Сухопутные дороги –
их развитию в XVII в. способствовали:
- возвращение Смоленска (1637) и воссоединение Украины с Россией (1654);
- заселение южных степных районов;
- присоединение Сибири (путь от верховьев Иртыша и Ишима через Казахскую степь)
Пресечение торговых путей вызвано:
- снижение промыслового значения отдельных территорий;
- введение высоких таможенных пошлин и запрет администрации на активную торговлю;
- смещение торговых путей и целесообразность продвижения по ним
Пути сообщения Московского государства в XVII в.