Файл: Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Менеджмент для студентов специальности 14. 05. 02 Атомные станции проектирование, эксплуатация и инжиниринг.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Международный институт компьютерных технологий»
Экономический факультет
Кафедра менеджмента и экономической теории
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Менеджмент »
для студентов специальности 14.05.02
«Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» очной и заочной форм обучения
Воронеж -2017
УДК 658.012
Рецензент: Н.И. Салогубова, кандидат экономических наук, доцент
Составитель: Н.И.Рогачева, кандидат экономических наук, доцент
Методические указания ро выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент » для студентов специальности 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» очной и заочной форм обучения /Сост. Н.И. Рогачева.-Воронеж: Международный институт компьютерных технологий, 2017. - 16 с.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» специальности 14.05.02 «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг». составлены с учетом СК-П-05.12-11 «Положение об организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов», содержат общие положения и требования к уровню освоения дисциплины, виды, содержание и процедуру контроля работы.
Библиогр.: 8 назв.
Ответственный за выпуск – заведующий кафедрой менеджмента и экономической теории, докт. экон. наук Г.В.Голикова.
Печатается по решению Методического совета Международного института компьютерных технологий (протокол заседания от 14 ноября 2017 г., №4)
©Рогачева, составление, 2017
©Оформление. Международный институт компьютерных технологий, 2017
Содержание
-
Общие положения. -
Виды и содержание самостоятельной работы дисциплины «Менеджмент » . -
Реализация других видов самостоятельной работы.-
Доклад. -
Реферат. -
Эссе.
-
5. Контроль самостоятельной работы.
6. Литература.
1.Общие положения
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования ( высшем учебном заведении), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.
Самостоятельная работа студентов – это средство вовлечения студента в самостоятельную познавательную деятельность, формирующую у него психологическую потребность в систематическом самообразовании.
Сущность самостоятельной работы студентов как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа – это не просто самостоятельная деятельность по усвоению учебного материала, а особая система условий обучения, организуемых преподавателем.
Основные задачи самостоятельной работы:
- развитие и привитие навыков студентам самостоятельной учебной работы и формирование потребностей в самообразовании;
- освоение содержания дисциплины в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение студента;
- осознание, углубление содержания и основных положений курса в ходе конспектирования материала на лекциях, отработки в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий, при написании курсовых и дипломной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
2. Виды и содержание самостоятельной работы по дисциплине:
«Менеджмент »
В учебном процессе МИКТ выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Менеджмент» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
В рамках изучения дисциплины используются следующие виды заданий для самостоятельной работы:
- самостоятельное изучение темы теоретического курса;
- подготовка устных ответов на контрольные вопросы, приведенные после каждой темы;
- выполнение домашних заданий;
- написание рефератов;
- подготовка к практическим занятиям и деловым играм;
- подготовка докладов;
- подготовка эссе;
-подготовка к тестовым заданиям по усвоению материала.
Раздел 1. Система управления организацией (предприятием0
Тема 1. Введение в менеджмент. Тема 2.Процесс и методы управления.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Объясните потребность и необходимость управления в деятельности человека.
2. Дайте определение категории менеджмент, объясните цели и задачи этой дисциплины.
3. Приведите основные характеристики системы управления.
4. Выделите основные функции менеджмента, дайте их определение.
5. Приведите классификацию ролей менеджеров
6. Определите понятия формальной и неформальной организации.
7. Определите, что такое управление: наука или искусство?
8. Охарактеризуйте процесс и методы управления . Приведите примеры
Домашнее задание
Приведите примеры российских менеджеров, деятельность которых является эффективной. Проанализируйте деловые и личные качества этих менеджеров, которые лежат в основе их успешной работы. Для ранее не работавших студентов в качестве примера можно использовать руководителей образовательных учреждений, спортивных организаций или примеры из современных периодических изданий.
Вопросы для подготовки
1. Когда человек почувствовал необходимость в управлении и сделал первую попытку реализации этой потребности?
2. Опишите некоторые различия между организациями древности и современными организациями.
3. Являются ли тождественными понятия «менеджмент» и «управление»? Объясните ответ.
4. Подходы к характеристике природы и сущности управления.
5. Какие существуют подходы к исследованию истории?
Вопросы для подготовки
1. Назовите факторы, которые повлияли на формирование этапов и
школ в истории менеджмента.
2. Перечислите основные принципы научного управления Ф. Тейлора.
3. Какой вклад в развитие научного менеджмента внесли Ф. и
Л. Гилберты?
4. Какие 12 принципов производительности разработал Г. Эмерсон?
5. Какие шесть областей в деятельности организации выделил
А. Файоль?
6. В чем суть Хоуторнского эксперимента?
7. Какие параметры для описания бюрократии выделил М. Вебер?
8. Какие принципы управление организацией разработал Ф. Герцберг?
9. Какие задачи решает школа количественного подхода?
10. Охарактеризуйте процессный, системный и ситуационный п Предлагаемые темы докладов на выбор
1. Научные принципы управления по работам Ф. Тейлора.
2. Принципы производительности Г. Эмерсона.
3. Управление промышленностью по работам А. Файоля.
4. Развитие теорий мотивации в XX–ХХI веках.
5. Вклад количественной школы управления в формирование современных взглядов на менеджмент.
6. Анализ ситуации «Основоположники научного менеджмента»
Вопросы для подготовки
1. Почему необходимо учитывать национальные особенности при управлении организацией?
2. Основные характеристики американской модели менеджмента.
3. Существует ли самостоятельная общеевропейская модель менеджмента?
4. Отличие европейского менеджмента от менеджмента американского.
5. Какое влияние японская культура оказывает на японский менеджмент?
6. В чем заключается специфика японской модели менеджмента?
7. Шесть основных характерных признаков японского управления по мнению Хдеки Иосихары.
8. Охарактеризуйте систему пожизненного найма.
9. Сравните американскую и японскую модели менеджмента.
10. Основные характеристики российской модели менеджмента.
Домашнее задание
Приведите примеры из реальной практики, которые бы демонстрировали достоинства и недостатки базовых моделей менеджмента: американской, европейской, японской, российской.
Анализ ситуации «Психология японского менеджера».
Вопросы для подготовки
1. Какие идеи совершенствования государственного управления в
XVIII веке приводились в трудах различных деятелей? (И. Т. Посошков, А. В. Волынский, М. В. Ломоносов и др.)
2. Какой вклад в развитие системы государственного управления внесли русские цари? ( Петр I, Екатерина II, Александр I и др.)
3. Какие факторы определяют развитие управленческой мысли в России конца XIX начала ХХ века?
4. Опишите процесс формирования советской системы государственного управления.
5. Какие научные школы управления были сформированы в СССР.
6. Опишите модель современного российского менеджмента.
Домашнее задание
Проанализируйте на каком-либо примере карьеру реальных современных российских менеджеров. Какие внешние и внутренние факторы обеспечили успех? Какими обязательными личными качествами должен обладать
современный менеджер?
Анализ ситуации «Основоположники научного труда в СССР».
Вопросы для подготовки
1. Какова роль менеджера в рамках технологической концепции фирмы?
2. Какие проблемы менеджмента наиболее целесообразно исследовать,
привлекая контрактную концепцию фирмы?
3. Каковы особенности целей в рамках эволюционной концепции фирмы?
4. Что выступает предметом исследования в рамках стратегической концепции фирмы?
5. Каковы основные направления эволюции менеджмента?
Анализ ситуации «Иностранные менеджеры перестали быть панацеей»
одход в менеджменте.
Подготовка к деловой игре, подготовка к промежуточному тестированию.
Раздел 2. Организация (предприятие) как объект менеджмента.
Тема 3. Сущность и классификация организаций. Тема 4. Внутренняя и внешняя среда организаций.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Объясните важность изучения внешней среды при управлении организацией.
2. Дайте определение характеристикам внешней среды организации.
3. Охарактеризуйте элементы среды прямого воздействия на организацию.
4. В чем заключается взаимосвязь среды прямого воздействия со средой косвенного воздействия.
5. Оцените роль факторов внешней среды в международном бизнесе
Домашнее задание
Опишите и проанализируйте внешнюю среду конкретной организации.
В качестве объекта анализа может быть выбрана действующая организация
или предполагается, что студенты планируют создание нового бизнеса. В работе должно быть:
– описание факторов внешней среды, влияющих на деятельность выбранной организации;
– анализ угроз и возможностей, которые возникают при развитии каждого из факторов;
– возможные управленческие решения по учету этих изменений.
Подготовка к практическому занятию « SWOT-анализ».
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Каковы элементы организационной модели?
2. В чем особенности социальной структуры и ее отличие от норматив-
ной структуры организации?
3. Какие типы целей вы можете выделить?
4. Каково соотношение управления и выделенных элементов организации?
Раздел 3. Функции управления .
Тема 5 Организационные отношения в системе менеджмента. Тема 6. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента. Тема 7. Мотивация как функция менеджмента. Тема 8. Контроль в системе управления. Тема 9. Коммуникации в управлении. Тема 10. Принятия управленческих решений.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Каковы основные составляющие системы внутрифирменного планирования?
2. Назовите уровни внутрифирменного планирования и их ключевые
характеристики.
3. В чем состоят особенности основных задач внутрифирменного планирования?