Файл: Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Менеджмент для студентов специальности 14. 05. 02 Атомные станции проектирование, эксплуатация и инжиниринг.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Как соотносятся задачи тактического и стратегического планирования?
Домашнее задание
На примере конкретной ситуации «Фирма «Макдональдс» на российском рынке» проведите с помощью матрицы Томпсона и Стрикланда анализ влияния факторов среды на выбор стратегии развития бизнеса. Сначала студенты выписывают все стратегии развития бизнеса, которые применяло СП
«Москва – Макдоналдс», и уясняют причины, обусловившие выбор каждой
конкретной стратегии. После этого стратегии вписываются в соответствующий квадрант матрицы Томпсона и Стрикланда и дается объяснение того, почему были выбраны соответствующие стратегии с позиции данной матрицы.
Подготовка к деловой игре «Проект У»
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Выделите факторы проектирования организации.
2. Дайте определение понятиям «делегирование», «полномочия», «власть».
3. Какие типы полномочий выделяются в теории и практике менеджмента?
4. Объясните принципы рациональной бюрократии М. Вебера.
5. Выделите типы организаций по взаимодействию подразделений.
Объясните их плюсы и минусы.
6. Какие новые типы организационных структур выделяют в практике
современного менеджмента?
7. В чем взаимодействие стратегии и организационной структуры?
8. Как происходит оценка эффективности организационной структуры?
Домашнее задание
Для создаваемого группой предприятия разработайте стратегию развития с использованием результатов домашних заданий по теме «Внешняя среда в бизнесе». Для выработанной стратегии определите необходимые изменения в структуре организации.
Подготовка к промежуточному тестированию
Вопросы для подготовки
1. В чем отличие понятий «потребность», «мотив» и «стимул»?
2. Что общего и чем отличаются различные содержательные теории мотивации?
3. Примените теорию ожидания к реальной практической ситуации.
4. Приведите примеры проявления действенности теории равенства.
5. Как могут быть использованы различные теории мотивации преподавателем университета при работе со студентами?
Домашнее задание
По результатам вопросника, где студенты оценили значимость отдельных потребностей, предложите систему мотивации для учебной группы (или
для малой рабочей группы) для преподавателя предмета «Основы менеджмента»
Подготовка к промежуточному тестированию.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. В чем необходимость функции контроля при управлении организацией?
2. Какие виды контроля выделяют?
3. Опишите процесс контроля.
4. Объясните поведенческие проблемы реализации контроля.
5. Опишите характеристики эффективного контроля.
Домашнее задание
Для учебной группы (или для малой рабочей группы) предложите систему контроля по различным предметам, В работе над заданием студенты могут использовать результаты домашних заданий по теме «Мотивация деятельности в менеджменте». Объясните различия в системах контроля
у предметов.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Приведите примеры различных видом коммуникаций из вашей практики.
2. Проанализируйте вашу реальную коммуникацию, используя схему
коммуникационного процесса.
3. Приведите примеры проявления коммуникационных шумов.
4. Как невербальные сигналы влияют на эффективность коммуникации?
5. Какие барьеры организационных коммуникаций вы можете привести
на примере университета. Предложите пути их снижения.
Домашнее задание:
Для учебной группы предложите систему обратной связи по различным
предметам. В работе над заданием студенты могут использовать результаты домашних заданий по теме «Мотивация деятельности в менеджменте»,
«Контроль». Объясните различия в подходах для разных предметов.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Какими признаками характеризуется управленческое решение?
2. Может ли управленческое решение включать не шесть, а пять составляющих?
3. Может ли управленческое решение быть одновременно индивидуальным, стратегическим, импульсивным, эвристическим, многокритериальным? Приведите пример.
4. Какие требования к руководителю предъявляет ситуационный подход?
5. Чем отличается алгоритм принятия рационального решения от алгоритма опережающего управления?
Задание для самостоятельной работы
Найдите примеры трех разных по типу управленческих решений. Опишите, по каким признакам вы определяли тип решения. Примеры можно брать из своей практики или из журнала «Секрет фирмы».
Задание выполнить в письменном виде.
Раздел 4. Социально-психологические основы менеджмента.
Тема 11. Управление конфликтами . Тема 12. Стиль руководства и лидерство.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Охарактеризуйте основные подходы к изучению лидерства.
2. Какие из лидерских качеств вы считаете наиболее значимыми в настоящее время?
3. Приведите примеры проявления на практике стилей лидерства, выделенных Блейком и Моутон.
4. Приведите ситуации эффективности применения различных стилей руководства по Херсею и Бланшару, Фидлеру и Хаузу и Митчеллу.
5. Что объединяет приведенные современные теории лидерства?
Домашнее задание
«Портрет лидера в группе»
В конце аудиторного занятия студенческая группа формирует путем
свободного перечисления 10 качеств руководителя, который будет влиятелен
и может стать для них примером. Во внеаудиторное время каждая рабочая
группа обсуждает этот набор, для чего каждый член группы ранжирует качества по шкале от 1 до 10. Затем рассчитывается среднегрупповое значение.
На основании полученных результатов анализируется портрет возможного лидера для каждой группы, его выделяющиеся черты и возможный стиль руководства для данной группы. Результаты анализа оформляются.
Подготовка к деловой игре «Стиль руководства»
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Возможно ли «бесконфликтное» развитие организаций? Обоснуйте ответ.
2. Приведите примеры конфликтов различных типов и уровней.
3. Опишите на конкретном примере этапы развития конфликта.
4. Приведите примеры функциональных и дисфункциональных конфликтов.
5. Приведите примеры эффективного применения для каждого из типов
поведения по модели Томаса – Килмена.
Домашнее задание
В периодических изданиях выберите описание ситуации, где присутствует конфликт. Разберите этот конфликт с точки зрения уровня, причины, динамики развития, способов разрешения. Работа выполняется в малых группах.
Подготовка к деловой игре «Конфликтность в менеджменте»
Домашнее задание
Группами по 3–5 человек подготовить доклады в рамках темы практического занятия на 5–7 минут (3 стр., формат А4). Доклады должны быть оформлены в письменном виде.
4. Реализация других видов самостоятельной работы.
4.1. Доклад
Для подготовки доклада студентам необходимо:
1. Распределить работы по подготовке доклада между участниками
группы, отладить механизмы координации работ.
2. Изучить существующую основную литературу по данной теме.
3. В форме тезисов оформить наиболее важные и интересные теории,
факты, примеры по данной теме.
4. Оформить доклад в письменной форме, выделив в нем: вступление,
основной материал, иллюстрационные примеры, выводы.
5. Подготовить раздаточный материал и презентацию в электронном виде.
6. Определить основного докладчика и участие в этом процессе остальных членов группы.
4.2. Реферат
Реферат является сквозной итоговой самостоятельной работой, которая должна показать умение студента самостоятельно проводить научные исследования по заданной теме.
Реферативная работа должна состоять из нескольких частей:
1. Введения, в котором обосновывается актуальность темы, определяется цель работы и задачи, объект и предмет исследования.
2. Основной части:
2.1. Анализ существующих материалов из печатных и электронных источников информации по заданной теме;
2.2. Исследование, в котором студент должен предложить свою гипотезу
рассмотрения вопроса, доказать ее или опровергнуть.
3. Заключение, которое включает основные выводы и результаты.
Объем реферативной работы 10-15 страниц. Работу выполняют в течение всего курса и сдают по его окончанию.
Темы рефератов:
1. Методологические подходы к изучению истории управленческой мысли.
2. Основные школы современного менеджмента и базовые концепции
ХХI века.
3. Связь методов и технологий управления с психологическими и поведенческими аспектами.
4. Этапы и школы формирования науки «менеджмент».
5. Развитие теорий мотивации в XX веке.
6. Факторы, определяющие формирование и развитие японской модели
менеджмента.
7. Современный американский менеджмент: опыт и перспективы.
8. Формирование и развитие европейской модели менеджмента.
9. Направления развития советской управленческой школы в 50–80-е
XX века.
10. Управленческие аспекты реформ 1957 и 1965 годов XX века.
11. Становление советской административно-командной системы управления в 30-е годы XX века.
12. Управленческая мысль в России в 20-е годы XX века.
13. Всеобщая теория организации А. Богданова.
14. Групповая динамика по работам П. Сорокина.
15. Факторы, определяющие развитие управленческой мысли в России
XIX века.
16. Управленческий аспект реформ Петра I.
17. Основы управления производством по работам А. Смита.
18. Управление трудом в учении Р. Оуэна.
19. Теория лидерства по жизнеописанию Ц. Борджиа.
20. Развитие теории власти в работах Н. Макиавелли.
21. Формирование принципов государственного управления Западноевропейских цивилизаций.
22. Развитие управления в период Средневековья и Нового времени.
23. Принципы мотивации в христианском учении.
24. Формирование системы государственного управления в Древнем Риме.
25. Организация государственного управления в учении Аристотеля.
26. Принципы специализации в работах Платона.
27. Зарождение управленческих идей в Древнем Китае
28. Организация и координация работ в Древнем Египте.
29. Зарождение практики менеджмента в первобытнообщинном обществе.
4.3. Эссе
Эссе – это форма задания, которая представляет собой один или не-
сколько вопросов (заданий), на которые нужно ответить в свободной форме.
Эссе оценивается по правилам или критериям, предназначенным для выявления умений творчески использовать полученные знания.
Самостоятельная работа студентов состоит в творческом ответе на вопрос по выбранной теме эссе.
Напишите эссе в произвольной форме по отдельным вопросам истории развития управления в России с XVI века по настоящее время. Выбор темы является произвольным и зависит от личных интересов и предпочтений автора. Тему утверждает преподаватель в течение первого месяца обучения. Задание является индивидуальным. Объем работы – 3–5 стр., формат А4.
Для этого студенту необходимо:
1. Из соответствующих печатных или электронных источников информации взять материалы, в которых рассматривается данная тема.
2. Проанализировать материалы, сравнить различные точки зрения по данному вопросу.
3. Тезисно изложить теорию, факты и взгляды специалистов, которые
необходимо знать для понимания данного вопроса.
4. Сформировать и отразить в основной части письменной работы свою авторскую позицию по вопросу.
Список тем для эссе
1. Причины активизации взглядов на управление в России XVI века.
2. Роль русских царей и их деяние в совершенствовании управления государством (на примере …).
3. Оцените эффективность управленческих реформ Петра I.
4. Охарактеризуйте основные идеи политики государственного управления Екатерины II.
5. Идеи совершенствования государственного управления в XVIII веке
в трудах различных деятелей (на примере И. Т. Посошкова, А. В. Волынского, М. В. Ломоносова и др.).
6. Определите характер управленческих преобразований государства
под руководством Александра I.
7. Оцените вклад М. М. Сперанского в науку управления.