ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Кафедра «Менеджмент и логистика на транспорте»
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Методические указания к выполнению контрольной работы для обучающихся по специальности
23.05.03 Подвижной состав железных дорог заочной формы обучения
Составитель: В.Б. Литовченко
Самара
2022
5458
2
УДК 338.24
Экономика и управление проектами: методические указания к выполнению кон- трольной работы для обучающихся по специальности 23.05.03 Подвижной состав желез- ных дорог заочной формы обучения / составитель: В.Б. Литовченко – Самара : СамГУПС,
2022. – 20
с.
Методические указания содержат рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика и управление проектами», общие требования, предъявляемые к ее содержанию и оформлению. Приведен алгоритм выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика и управление проектами».
Утверждены на заседании кафедры 25 ноября 2022 г., протокол № 5.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составитель: канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент и логистика на транс- порте» СамГУПС В.Б. Литовченко
Рецензенты: канд. экон. наук, доцент кафедры «Локомотивы» СамГУПС
А.Ю. Балакин; канд. техн. наук, доцент кафедры «Вагоны» СамГУПС С.В. Коркина
Под редакцией составителя
Компьютерная верстка: Н.Н. Чурсина
Подписано в печать 30.12.2022. Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л. 1,25. Заказ 209.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2022
3
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Экономика и управление проектами» входит в модуль дисциплин ба- зовой части образовательной программы специальности 23.05.03 Подвижной состав же- лезных дорог.
Целью изучения дисциплины «Экономика и управление проектами» является зна- комство обучающихся с сущностью и инструментами проектного менеджмента, позволя- ющего квалифицированно принимать решения по управлению командой проекта, коорди- нированию оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в заданное время в пределах бюджета и к удовлетворению заказ- чика (потребителя).
Контрольная работа является промежуточной формой контроля знаний, обучаю- щихся и представляет собой письменное выполнение определенных заданий. Предназна- чена для проверки знаний, обучающихся по учебной дисциплине «Экономика и управле- ние проектами», служит для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Кон- трольную работу обучающие выполняют в сроки, предусмотренные учебным планом. Она является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимися во время изучения дисциплины.
Задачи выполнения контрольной работы:
углубление теоретических знаний, обучающихся по изучаемой учебной дисци- плине;
развитие способности последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью;
формирование навыков самостоятельной творческой работы со специальной ли- тературой; подбора и анализа конкретных данных, аргументации своей позиции и обосно- вания выводов.
Ключевым требованием при подготовке контрольной работы выступает умение об- рабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко и логично излагать свои мысли.
Защита контрольной работы проводится в виде научного дискурса с презентацией выполненных заданий, в соответствии с графиком защиты. После доклада обучающемуся задаются вопросы как преподавателем, так и студентами группы. В процессе защиты своей работы студент делает доклад продолжительностью 7–10 минут. Доклад должен быть пред- варительно подготовлен студентом. В выступлении необходимо корректно использовать демонстрационные материалы, которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада студента. Они оформляются в виде презентации в системе Power Point.
Форма контроля по дисциплине – экзамен, который проводится в виде собеседова- ния, в ходе которого преподаватель проверяет, в том числе, и результаты самостоятельной работы студента при изучении дисциплины.
4
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
После теоретического лекционного курса и практических занятий, каждый обучаю- щийся выполняет индивидуальное задание. Выполнение контрольной работы требует се- рьезной подготовки. Перед написанием контрольной работы следует обратиться к кон- спекту лекций по раскрываемым в ней вопросам, ознакомиться с ними в учебной и специ- альной литературе, в том числе в периодических журнальных изданиях.
1.1. Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из следующих обязательных разделов.
1. Титульный лист.
2. Основная часть – выполнение заданий контрольной работы.
3. Список использованной литературы.
4. Приложения.
1.2. Подбор литературы для выполнения контрольной работы
Начинать работу нужно с подбора необходимой литературы. В первую очередь, это должны быть учебники и учебные пособия. Наряду с учебниками при написании кон- трольной работы рекомендуется пользоваться специальными периодическими изданиями.
Публикуемые в периодической печати статьи содержат четко и профессионально скомпо- нованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики обращайте вни- мание на последние экономические события, используйте актуальные фактические дан- ные и статистические обзоры.
Существенную помощь могут оказать также и электронные ресурсы, в том числе содержащие нормативно-правовые документы и статистическую информацию.
1.3. Требования к оформлению работы
Список литературы начинается с нормативно-правовых документов в алфавитном порядке, затем следуют монографии, учебники, в алфавитном порядке авторов или назва- ний работ. Обратите внимание на правильное библиографическое описание используемых источников. Целесообразно воспользоваться библиографическим описанием, приводи- мым на обороте титульного листа конкретного здания. Затем указываются статьи из пери- одических изданий: автор, название статьи, название журнала, год, номер. Далее следуют электронные ресурсы. При включении их в список сначала указывается название ресурса, затем – URL.
Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется шрифтом Times
New Roman, 14 через 1,5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 раз- мером 297х210 мм. Поля: верхнее, нижнее – 20 мм., правое – 15 мм., левое – 30 мм. Вы- равнивание текста – по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Страницы должны быть про- нумерованы.
5
1.4. Подготовка к собеседованию по контрольной работе
Выполненная работа сдается студентом преподавателю в установленные кафедрой сроки. Срок проверки работы – 2 недели с момента сдачи преподавателю.
По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «Допущен к со- беседованию» или «Не допущен к собеседованию». В случае допуска к собеседованию, которое проводится перед экзаменационной сессией, обучающемуся следует подготовить ответы на замечания и вопросы рецензента, при необходимости – выполнить письменное дополнение к работе. Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с пер- вой контрольной работой.
В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Ответы на вопросы и критические за- мечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными по итогам вы- полнения работы. Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы.
По результатам собеседования по контрольной работе ставится «зачтено» или «не зачтено». Оценку «не зачтено» студент получает в том случае, если не владеет материа- лом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяс- нения своим письменным ответам. Получив оценку «не зачтено» студент снова готовится к собеседованию и приходит его повторно. Оценка «зачтено» означает допуск к экзамену по дисциплине.
Задание
Цель контрольной работы «Экономика и управление проектами» заключается в раз- работке отдельных этапов проекта.
Варианты контрольных работ
Студенты, чьи фамилии начинаются на указанные буквы, выполняют соответству- ющий вариант контрольной работы.
№ темы
Начальные буквы фамилии
1
А, К, У
2
Б, Л, Ф
3
В, М, X
4
Г, Ц
5
Д, Н, Ч
6
Е, О, Ш
7
Ж, П, Щ
8 3, Р, Э
9
И, С, Ю
10
Т, Я
6
Темы
1. Управление проектом обновления производственных мощностей организации.
2. Управление проектом выпуска новой продукции в организации.
3. Управление проектом организации виртуальной организации.
4. Управление проектом организации предприятия электронной коммерции.
5. Управление проектом оптимизации организационной структуры в рамках форми- рования культуры предприятия.
6. Управление проектом оптимизации информационных потоков в организации.
7. Управление проектом оптимизации структуры в крупной коммерческой органи- зации (сеть магазинов, филиалов, предприятий).
8. Управление проектом повышения качества продукта.
9. Управление проектом в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
10. Управление проектом совершенствования системы организационного взаимо- действия служб организации в рамках модернизации организационной структуры.
В соответствии с выбранной темой необходимо составить описание проекта. Под описанием понимается создание и заполнение следующих документов:
1. Описание предприятия
Указывается сфера деятельности, виды выпускаемой продукции, форма собственно- сти. Подробно описывается положение организации на рынке, отражаются показатели его финансово-экономического состояния. Приводятся характеристики и описание потреби- телей продукции, их предпочтения, а также возможные направления стратегического раз- вития предприятия. При описании сферы деятельности необходимо четко определить от- раслевую принадлежность организации и сформировать основные направления ее пер- спективного развития в соответствии с реализуемой или планируемой стратегией. На ос- нове анализа внутренней среды следует подробно охарактеризовать структуру организа- ции, включая организационно-экономические и производственные связи. Если целью ин- вестиционного проекта является создание нового предприятия, то в данном разделе его описание формируется на основании анализа внешней среды, включая текущую рыноч- ную ситуацию, уровень конкуренции и макроэкономические факторы влияния на произ- водственно-хозяйственную деятельность создаваемого предприятия. С учетом вероятных изменений во внешней среде формируется возможное положения проектируемого пред- приятия на рынке и направления его развития в будущем.
2. Сущность проекта
Если цель проекта – освоение производства новой продукции, необходимо описать его назначение, потребительские свойства и привести подробные технические характери- стики. На основании потребительских свойств и конкурентных преимуществ новой про- дукции определяется сфера применения и потенциальные рынки ее реализации. В данном случае необходимо четко представить – на какие рыночные сегменты рассчитано новое
7 предложение, и какие возможны дополнительные сферы применения продукции для даль- нейшего расширения рыночных границ. Ясное видение конечного потребителя продукции позволит в дальнейшем спроектировать наиболее эффективные каналы распределения либо, используя имеющиеся способы коммуникаций, довести новый продукт до существу- ющих потребителей организации.
Если цель проекта – модернизация технологического процесса изготовления уже су- ществующей продукции, нужно описать существующий технологический процесс, пред- лагаемые изменения и структуру технологического процесса после внедрения изменений.
Основное внимание следует уделять внедрению наиболее перспективных и современных способов обработки изделий. Вносимые изменения должны способствовать существен- ному повышению эффективности производства в части сокращения материальных и тру- довых затрат и росту производительности производственных систем. Ключевым фактором обоснования целесообразности подобной модернизации является наличие дополнитель- ного спроса либо его прогнозируемый рост при отсутствии внутренних резервов для рас- ширения производственных возможностей.
Если цель проекта – внедрение организационных изменений в любую из систем пред- приятия, то необходимо подробно охарактеризовать эти изменения с учетом внутренних факторов влияния, которые могут позитивно или негативно отразиться на эффективности всех процессов организации. При проектировании новых организационных структур и взаимосвязей в обязательном порядке следует провести анализ эффективности существу- ющих организационных процессов. На основании анализа определить слабые места и раз- работать пакет мероприятий по организационным преобразованиям в организации, кото- рые планируются к внедрению постепенно в течение стратегического горизонта планиро- вания и ложатся в основу текущего и будущих инвестиционных проектов. При этом инве- стиционные затраты на организационные преобразования должны быть достаточно ве- лики и приносить ощутимый финансовый результат, чтобы перейти в категорию инвести- ционных проектов.
Если цель проекта – создание нового предприятия, нужно указать сферу его дея- тельности, номенклатуру выпускаемой продукции, форму собственности. При создании нового предприятия особое внимание уделяется тщательному прединвестиционному ана- лизу рыночной ситуации и подробному описанию той сферы деятельности, в которой дан- ное предприятие будет функционировать. Основными характеристиками, которые следует отразить, являются: описание рынка и его емкость, уровень конкуренции, рыночный по- тенциал и перспективы роста, стадия жизненного цикла продукции. Выход на рынок но- вого игрока всегда сопровождается высокими рисками, которые также необходимо учи- тывать при инвестировании в подобные проекты.
8
Практическое задание
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
Общие положения
Разработка концепции проекта имеет принципиальное значение для всех сторон, участвующих в проекте для его успешного выполнения. Разработка концепции проекта и продвижение его основной идеи следует начинать с оценки состава заинтересованных сто- рон в решении насущных проблем деятельности компании. При этом мало написать о про- блемах, которые испытывают заинтересованные стороны, на полученной основе необхо- димо выявить критерии достижения эффектов от разрешения затруднений. На этапе раз- работки концепции проекта должны быть решены следующие задачи:
1) формулируется замысел проекта; это краткое описание, содержащее четкую фор- мулировку сути проекта;
2) разрабатываются миссия и цели проекта;
3) разрабатывается структурная декомпозиция работ проекта;
4) приводится предварительное технико-экономическое обоснование проекта.
Миссия проекта – это философия проекта, которая отражает основополагающую роль проекта, это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существова- ния. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Миссия
– это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий. Цели представляют собой конкре- тизацию миссии проекта в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Свойства целей: а) четкая ориентированность на определённый интервал времени; б) конкретность и измеримость; в) непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; г) адресность и контролируемость.
Формулировка целей должна отвечать следующим признакам:
начинаться с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, ха- рактеризующего выполнение действия;
конкретизирует требуемый конечный результат;
конкретизирует заданный срок достижения цели;
конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;
оговаривает только «когда и что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали
«почему»;
понятна исполнителям;
реальна и достижима;
согласована со всеми заинтересованными лицами.
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осу- ществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.
9
При формировании дерева целей используются следующие правила: а) общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содержать содержание кон- кретного результата; б) при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточ- ным условием достижения цели предыдущего уровня; в) при формулировке целей разных уровней описывают желаемые результаты, а не способы их получения; г) фундамент дерева целей составляют задачи, представляющие собой формули- ровку работ, выполненных определённым способом и в заранее установленные сроки.
Рис. 1. Дерево целей проекта
Порядок работы
В соответствии с выбранным вариантом сформулируйте миссию и цели проекта, по- стройте дерево целей. Для реализации поставленных целей, сформулируйте задачи про- екта. Для наглядного представления множества целей и задач постройте дерево (струк- туру) целей, схема которого представлена на рисунке 1.
Концепция проекта должна быть представлена в форме документа, для того, чтобы с ней могли ознакомиться заказчик, инвестор, спонсор и другие участники проекта, опре- деляющие его основные параметры. Документ, отражающий концепцию проекта, может иметь различные формы и названия в зависимости от масштаба проекта, количества сто- рон, подписывающих документ, системы документооборота на предприятии и других фак- торов (приложение 1, образец).
Алгоритм подготовки концепции состоит из следующего перечня последовательных элементов.
1. Описание основной идеи.
2. Заинтересованные лица, испытываемые ими проблемы и вытекающие из них ин- тересы.
3. Цели проекта и критерии их достижения.
4. Описание видения (программы) достижения целей.
Миссия проекта
Цель1
Цель2
Цель3
Цель1.1 2
Цель 1.2
Цель2.1
Цель2.2
Цель3.1
Цель3.2 2
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
10 5. Задачи проекта.
6. Продукт и его ключевые свойства.
7. Основные мероприятия по решению проектных задач.
Практическое задание
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Таблица 1
Экономическое обоснование проекта (business case)
Тема
Рассматриваемые области
1. Стратегическое соответствие (Strategic fit)
Потребность бизнеса
Опишите потребность бизнеса, которая будет удовлетворена проектом, и поясните, почему это необходимо именно сей- час.
Краткий обзор организации
Опишите главные цели организации, организационную структуру и распределение ключевых областей ответ- ственности. Опишите главные аспекты бизнес-стратегии: стратегическое видение, стратегический план и долгосроч- ные цели
Вклад в основные цели
Опишите, как проект будет способствовать достижению основных целей организации
Заинтересованные лица
Обрисуйте в общих чертах основные группы заинтересо- ванных лиц и их вклад в проект; отметьте любые потенци- альные конфликты между интересами или требованиями различных групп заинтересованных лиц
Существующее окружение
Обрисуйте в общих чертах текущую ситуацию с предо- ставлением услуг, по договорам с поставщиками услуг, по использованию внутренних ресурсов там, где это приме- нимо. Включайте ссылки на технические стандарты там, где это необходимо или возникают соответствующие и(или)технические ограничения
Содержание проекта: минимальное, желательное и дополнительное
Определите потенциальное содержание проекта:
– минимум (минимальное содержание, необходимое для удовлетворения потребности бизнеса);
– дополнительные опции содержания;
– полное определение содержания предложенного проекта
(самое широкое определение потенциального содержания проекта, которое удовлетворило бы потребность бизнеса в долгосрочной перспективе)
Число предлагаемых вариантов: до семи –на высоком уровне декомпозиции, чтобы гарантировать полное иссле- дование содержания проекта
Зависимости
Определите в общих чертах внутренние и внешние фак- торы, которые могут повлиять на успешное выполнение данного проекта, в том числе другие программы и про- екты, от реализации которых зависит данный проект
11
Тема
Рассматриваемые области
Стратегические выгоды
Определите в общих чертах стратегические и операцион- ные выгоды высокого уровня. Покажите, как эти выгоды связаны с основными целями организации: например, луч- шее использование рабочего пространства обеспечивает повышение эффективности работы персонала, в том числе способствует улучшению качества обслуживания клиен- тов
Стратегические риски
Определите в общих чертах основные риски, связанные с бизнесом, такие как переносы сроков выполнения проекта и изменения по направлению бизнеса; сервисные риски, такие как нехватка внутренних навыков, чтобы реализо- вать необходимые проекты; риски, связанные с внешним окружением, такие как изменения на рынке поставщиков.
Они должны быть отражены в реестре рисков проекта
2. Коммерческие аспекты (Commercial aspects)
Базовая спецификация результатов
(продуктов)
Суммируйте требования к результатам и продуктам про- екта
Опишите в общих чертах возможности по источникам поставок для проекта, в том числе: партнерства, модели поставок, существующие соглашения с поставщиками.
Обоснуйте предпочтительные варианты поставок
Вопросы, связанные с персоналом
Определите персонал, который необходимо привлечь к про- екту, а также вопросы, которые могут быть связаны с согла- шениями с профсоюзами и трудовым законодательством
Сроки выполнения
Определите сроки выполнения проекта на высоком уровне, а также обеспечьте подтверждение этих сроков вы- сокоуровневыми планами от поставщиков, учитывая сооб- ражения по выгодам, рискам и по контролю проекта
3. Экономический эффект (Affordability)
Бюджет, включающий затраты по всему жизненному циклу проекта
Произведите оценку затрат для всего жизненного цикла про- екта, включая затраты, которые будет нести потребитель, а также затраты, связанные с оплатой услуг поставщиков. Сле- дует учитывать, что экономия или выгоды, полученные в од- ной области проекта, могут привести к увеличению затрат в другой
Обеспечьте детализацию затрат:
– ожидаемые затраты;
– когда они произойдут;
– как они будут проверены;
– кто будет платить по каждому виду затрат.
4. Реализуемость (Achievability)
Подтверждение реализуемости подобных проектов там, где это возможно
Если возможно, представьте примеры подобных проектов, которые были успешно реализованы, чтобы обосновать ре- комендуемый проектный подход.
Если данные о подобных проектах недоступны для сравне- ния, то в качестве основания для предположений о возмож- ности выполнения проекта можно использовать средние показатели подобных проектов по отрасли
12
Тема
Рассматриваемые области
Проектные роли
Распределение ключевых ролей:
– кто будет ответствен за принятие инвестиционного реше- ния (как правило, группа управления, а не один человек);
– владелец проекта – человек, который будет лично отве- чать за успех проекта;
– менеджер проекта;
– основные заинтересованные лица;
– основные члены проектного комитета, там, где это при- менимо;
– другие значимые роли, по необходимости
Подтвердите, что у владельца и менеджера проекта есть соответствующие навыки и опыт для выполнения проекта, а также доступ к специалистам для экспертной поддержки, если это будет необходимо
План проекта
Опишите в общих чертах основные фазы проекта, порядок их выполнения и подтвердите их выполнимость
Управление договорами
Опишите общую схему управления договорами. Подтвер- дите непрерывность между разработкой и управлением выполнением договоров
Стратегия управления рисками
Обобщите меры для управления рисками
План действий в непредвиденных ситуа- циях
Обобщите меры по действиям в непредвиденных ситуациях
Практическое задание
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА
Общие положения
Каждый проект имеет свой жизненный цикл (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения). Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
В рамках первой фазы производится прединвестиционное исследование и планиро- вание развития проекта, разработка концепции проекта, анализ условий воплощения пер- воначального замысла, предпроектное обоснование инвестиций и оценка жизнеспособно- сти, выбор и согласование места размещения объекта, разработка проектно-сметной доку- ментации и плана проекта.
Инвестиционная фаза включает проведение торгов, заключение контрактов на за- купки и поставки ресурсов и проведение строительно-монтажных работ. На этом этапе осуществляется ввод в действие разработанной системы управления проектом, средств коммуникации и связи участников проекта и системы их стимулирования, разрабатыва- ются оперативные планы строительства, графики работы машин и механизмов, выполня- ются строительно-монтажные работы, проводится мониторинг, контроль и корректировка
13 плана проекта. Завершается инвестиционная фаза пусконаладочными работами, сдачей объекта и демобилизацией ресурсов.
В рамках завершающей фазы осуществляется эксплуатация объекта, замена обору- дования, расширение, модернизация и закрытие проекта. Накопленный на этом этапе опыт должен быть использован для внесения изменений в организационную или техническую систему управления проектом.
Порядок работы
Разработайте схему этапов жизненного цикла применительно к выбранному про- екту. Определите процессы, протекающие на каждом из этапов жизненного цикла проекта, сформулируйте цель каждого этапа, а также установите состав участников проекта по от- ношению к выполнению этих этапов. По результатам работы заполните табл. 2. Для иден- тификации состава работ, осуществляемых на этапах проекта, необходимо учесть требо- вания ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проек- том», а также можно использовать информацию по типовому составу видов работ по фа- зам проекта, приведенную в приложении 2.
Таблица 2.
Жизненный цикл проекта
Содержание
Фаза
Инициация
Планирование
Исполнение и контроль
Завершение
Перечень основных работ
Сложности
Установите состав участников проекта и сформируйте на основе разработанного жизненного цикла табл.3, с указанием статуса их участия в проекте (внутренний–внеш- ний; роль в проекте и т. д.). Рекомендуется не ограничиваться выбором простых обозна- чений «участвует–не участвует», а применять более сложные формы, определяющие как степень, так и смысловую нагрузку участия каждого из них. Этапы реализации проекта в
табл. 3 приведены в качестве примера и могут быть интерпретированы в соответствии с выбранным проектом
14
Таблица 3
Участники проекта
№ пп.
Этапы реализации проекта
Участники проекта
Заказчик
Спонсор
Инвестор
Подрядчик
……….
1
Разработка концепции
2
Оценка жизнеспособности
3
Планирование проекта
4
Базовое проектирование
5
Заключение контрактов
6
Поставки
7
Строительно-монтажные работы
:
№
Выход из проекта
Определив состав участников, постройте организационно-управленческую струк- туру проекта.
Практическое задание
СТАНДАРТЫ ПО ПРОЕКТНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
Общие положения
Введенные в действие в 2012 году национальные стандарты явились первым шагом к регламентации проектного управления.
Особенности стандартов:
1. В национальных стандартах по управлению проектами использован процессный подход к управлению проектами.
2. В стандартах закреплены основные понятия, такие как «проект», «портфель про- ектов», «программа проектов», «процесс» и т. д.
3. В стандартах зафиксированы лишь цели процессов управления проектами/порт- фелями/программами и выходы (результаты) этих процессов.
4. Определены основные роли организационных структур проектов/портфелей/про- грамм.
5. В стандартах зафиксированы определенные проектные документы, но не шаблоны документов или требования к содержанию) и момент их создания и утверждения.
Порядок работы
Изучить требования следующих нормативных документов: ГОСТР54869-2011 Про- ектный менеджмент. Требования к управлению проектом.
ГОСТ Р 54870-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.
15
ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой.
Для формирования перечня документов и записей, требуемых стандартом ГОСТ Р
54869-2011, определите необходимые документы применительно к разрабатываемому проекту и найдите записи, обеспечивающие объективные доказательства выполнения каж- дого требования. Результаты работы необходимо занести в соответствующие разделы табл. 4.
Таблица 4
Результаты соотнесения документов на соответствие требованиям ГОСТ Р 54869-2011
Раздел, пункт, подпункт стандарта
Наименование требования стандарта
Наименование документов или записей по качеству, подтверждающих выполнение требования стандарта
Процесс инициации проекта
Процессы планирования проекта
Процесс организации исполнения проекта
Процесс контроля исполнения проекта
Процесс завершения проекта
Требования к управлению документами проекта
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анализ научно-технических данных и результатов исследований: учебник для ву- зов / А.Н. Асаул [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 240 с.
2. Зуб, А. Т.Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А.Т. Зуб. – М.:
Юрайт, 2022. – 422 с.
3. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А.И. Балашов [и др.]. под общ. ред. Е.М. Роговой. – М.: Юрайт, 2022. – 383 с.
16
Приложение 1
МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА
КОМПАНИИ «N»
Автор идеи: директор ИТ-департамента Смирнов Н.П., октябрь 2016г.
Целеполагание
Заинтересованные лица и их интересы
1. Руководство компании «N» – иметь самый посещаемый корпоративный портал на региональном рынке услуг «Y».
Проблема: текущая версия портала значительно уступает в посещаемости порталу компании «М», являющейся лидером рынка (4 тыс. посещений в день против 8,5 тысяч).
2. Представители целевой аудитории компании «N», жители города и области (со- циально-демографический портрет) – эффективно решать свои проблемы, связанные с компетенцией и услугами в сфере «Y»
Проблема: посетители не пользуются сайтом регулярно и недостаточно рекомендуют его знакомым; система навигации, сервисы и контент плохо решают задачи посетителей.
Цели проекта
Обеспечить удовлетворение информационных потребностей представителей ЦА благодаря высокой посещаемости портала, формируемой за счет:
способности его решать справочно-информационные задачи, стоящие перед по- сетителями портала;
привлекательного стильного дизайна и простого, интуитивно-понятного интер- фейса;
более высокого уровня потребительского сервиса, предлагаемого сайтом посе- тителям, включая возможность бронирования услуг.
Цели проекта
модернизации
портала
1. Критерии
достижения
целей проекта
2. Интересы заин-
тересованных лиц
Заинтересованные лица
Проблемы
17
Критерии достижения целей
По состоянию на 31 декабря 2017 года: не менее 12 тыс. посетителей сайта из города
F и области в день; не менее 65 % информационно-справочных задач посетителей реша- ются порталом эффективно (по отзывам посетителей, список задач сформирован по дан- ным предварительных исследований); не менее 8 % пользователей бронируют оказание услуг «Y» непосредственно из портала
Разработка программы достижения целей
Цикл использования портала: посетитель из числа представителей ЦА заходит на сайт; посетитель находит нужное, знакомится с информационными статьями, другими сервисами; он бронирует услугу «Y» в соответствующем сервисе портала, посетитель остаётся довольным; он рекомендует сайт знакомым; посетитель уходит и возвращается на сайт через определенное время.
Задачи проекта
1. Обеспечение заходов на сайт (создание востребованного контента; обеспечение удобства интерфейса и поисковой доступности; обеспечение информированности жите- лей города F и области о существовании портала; обеспечение мотивированности пред- ставителей ЦА посещения портала; обеспечение простоты посещения сайта).
2. Обеспечение быстрого нахождения нужного (создание эффективной системы навигации и поиска; создание востребованного контента).
3. Обеспечение удовлетворённости посетителя (создание востребованных кон- тента и сервисов; обеспечение эффективной формы подачи материалов).
Ключевые свойства продукта
1. Высокая поисковая доступность (попадание в десятку первых результатов поис- ковой выдачи по относящимся к тематике ресурса поисковым запросам (список запросов разработан в ходе предварительного исследования информационно-справочных потреб- ностей посетителей и статистики поисковых систем)).
2. Эффективная система навигации и поиска (обзорно-обучающая главная стра- ница; тематический навигатор; навигатор ролей и жизненных ситуаций в контексте сферы
«Y»; тематическая и объектная группировка результатов поиска; дерево сайта).
3. Востребованный контент: актуальные материалы; подробные материалы.
Мероприятия и работы
1. Обеспечение мотивированности представителей ЦА в посещении портала (раз- работка рекламных материалов, апеллирующих к жизненным интересам жителей F и об- ласти; организация конкурса, участие в котором требует захода на портал).
2. Обеспечение информированности жителей F и области о существовании пор-
тала (организация рекламной кампании в регионе при запуске новой версии портала; до- стижение партнёрских соглашений о продвижении портала с рядом ключевых контраген- тов компании).
18 3. Обеспечение простоты посещения (разработка запоминаемого и однозначно вос- производимого доменного имени; достижение договорённостей с интернет-провайдерами о размещении баннера портала на внутренних страницах сети провайдера).
4. Обеспечение поисковой доступности (определение перечня ключевых слов и по- исковых фраз, по которым должен быть доступен портал; организация работы по обеспе- чению высокой релевантности портала обозначенным ключевым словам в основных по- исковых системах)
5. Создание эффективной системы навигации и поиска (определение типовых пред- ставлений о классификации тем и последующая разработка тематического навигатора; разработка альтернативных навигаторов, основанных на выделении социальных ролей представителей ЦА и жизненных ситуаций в направлении «Y»; разработка требований к структуре сайта и функционированию навигации и поиска; проектирование и реализация подсистемы управления структурой; проектирование и разработка подсистемы отображе- ния навигации).
Приложение 2
ТИПОВОЙ СОСТАВ ВИДОВ РАБОТ ПО ФАЗАМ ПРОЕКТА
Наименование фазы проекта
Примерный состав работ
Оценка или инициация
Проводится анализ:
- степени спроса;
- избытка ресурсов;
- инициативы предпринимателей;
- реакция на политическое давление;
- интересы кредиторов;
Примеры причин отклонения проекта:
- маленький спрос и низкая конкурентоспособность проекта;
- чрезмерно высокая стоимость проекта (экономическая, экологиче- ская, социальная и др.);
- отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта; чрезмерный риск;
- высокая стоимость сырья.
Инициация проекта включает следующие задачи и процедуры:
- анализ потребности в реализации проекта и его актуальность;
- сбор информации;
- определение целей и задач проекта;
- стоимость;
- качество;
- риски;
- планирование управления персоналом.
Коммуникации (определение базовой документации проекта; определение требований к коммуникациям; обоснование и выбор коммуникационных технологий для управления проектом; оценка альтернатив). Этап инициирования проекта характеризуется боль- шой степенью неопределенности исходных и результирующих дан- ных, возможностью их изменения и ограниченным временем для принятия решения.
19
Наименование фазы проекта
Примерный состав работ
Планирование или разработка
В этой фазе главным является разработка основных компонен- тов системы управления проектом, в частности сводного плана про- екта. Общее содержание этой фазы: инициация работ фазы; назна- чение руководителя и формирование команды, в первую очередь ее ключевых членов; установление деловых контактов и изучение це- лей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, а также других ключевых участников; развитие концепции и плани- рование предметной области и других элементов проекта; разра- ботка сводного плана проекта, который есть ни что иное, как утвер- жденный документ, используемый для руководства при выполне- нии и контроле проекта; организация и проведение торгов, заклю- чение субконтрактов с основными исполнителями; организация вы- полнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ; утверждение сводного плана проекта и получение ободрения на продолжение работ.
Осуществление (исполнение)
Содержание данной фазы проекта следует из ее наименования – выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта: организация и проведение торгов, заключение кон- трактов; полный ввод в действие разработанной системы управле- ния проектом; организация выполнения работ; ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта; ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды проекта; детальное проектирование и технические спецификации; оператив- ное планирование работ; установление системы информационного контроля за ходом работ; организация и управление материально- техническим обеспечением работ, в том числе закупками, покуп- ками, поставками; выполнение работ, предусмотренных проектом; руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирова- ние основных показателей проекта; решение возникающих проблем и задач; подтверждение окончания работ и получение одобрения для работ следующей фазы
Мониторинг
На стадии реализации проекта очень важна функция контроля.
В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля:
– предварительный– осуществляется до фактического начала ра- бот. Его назначение – заранее проверить, насколько проект обеспе- чен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение;
– текущий в течении выполнения стадий проекта. Поскольку проект планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет опре- деленные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. По- казатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству;
20
Наименование фазы проекта
Примерный состав работ
Мониторинг
– заключительный – при завершении работ стоит задача дать инте- гральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в це- лом. С этой целью проводится заключительный контроль.
Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Кон- троль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозна- ченных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они по- чти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в- третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.
Закрытие или завершение
Достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разре- шаются конфликты и проводится закрытие проекта.
Основные работы этой фазы:
- планирование процесса завершения;
- эксплуатационные испытания окончательного продукта (ов) про- екта;
- подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
- подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в экс- плуатацию;
- оценка результатов проекта и подведение итогов;
- подготовка итоговых документов;
- закрытие работ и проекта;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- реализация оставшихся ресурсов;
- накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;
- расформирование команды проекта.
Работы последних трех фаз проекта могут выполнятся как по- следовательно, так и параллельно.
1
Кафедра «Менеджмент и логистика на транспорте»
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Методические указания к выполнению контрольной работы для обучающихся по специальности
23.05.03 Подвижной состав железных дорог заочной формы обучения
Составитель: В.Б. Литовченко
Самара
2022
5458
2
УДК 338.24
Экономика и управление проектами: методические указания к выполнению кон- трольной работы для обучающихся по специальности 23.05.03 Подвижной состав желез- ных дорог заочной формы обучения / составитель: В.Б. Литовченко – Самара : СамГУПС,
2022. – 20
с.
Методические указания содержат рекомендации к выполнению контрольной работы по дисциплине «Экономика и управление проектами», общие требования, предъявляемые к ее содержанию и оформлению. Приведен алгоритм выполнения контрольной работы по дисциплине «Экономика и управление проектами».
Утверждены на заседании кафедры 25 ноября 2022 г., протокол № 5.
Печатаются по решению редакционно-издательского совета университета.
Составитель: канд. экон. наук, доцент кафедры «Менеджмент и логистика на транс- порте» СамГУПС В.Б. Литовченко
Рецензенты: канд. экон. наук, доцент кафедры «Локомотивы» СамГУПС
А.Ю. Балакин; канд. техн. наук, доцент кафедры «Вагоны» СамГУПС С.В. Коркина
Под редакцией составителя
Компьютерная верстка: Н.Н. Чурсина
Подписано в печать 30.12.2022. Формат 60х90 1/16.
Усл. печ. л. 1,25. Заказ 209.
© Самарский государственный университет путей сообщения, 2022
3
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Экономика и управление проектами» входит в модуль дисциплин ба- зовой части образовательной программы специальности 23.05.03 Подвижной состав же- лезных дорог.
Целью изучения дисциплины «Экономика и управление проектами» является зна- комство обучающихся с сущностью и инструментами проектного менеджмента, позволя- ющего квалифицированно принимать решения по управлению командой проекта, коорди- нированию оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в заданное время в пределах бюджета и к удовлетворению заказ- чика (потребителя).
Контрольная работа является промежуточной формой контроля знаний, обучаю- щихся и представляет собой письменное выполнение определенных заданий. Предназна- чена для проверки знаний, обучающихся по учебной дисциплине «Экономика и управле- ние проектами», служит для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Кон- трольную работу обучающие выполняют в сроки, предусмотренные учебным планом. Она является формой закрепления и контроля теоретических знаний и практических навыков, полученных обучающимися во время изучения дисциплины.
Задачи выполнения контрольной работы:
углубление теоретических знаний, обучающихся по изучаемой учебной дисци- плине;
развитие способности последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью;
формирование навыков самостоятельной творческой работы со специальной ли- тературой; подбора и анализа конкретных данных, аргументации своей позиции и обосно- вания выводов.
Ключевым требованием при подготовке контрольной работы выступает умение об- рабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко и логично излагать свои мысли.
Защита контрольной работы проводится в виде научного дискурса с презентацией выполненных заданий, в соответствии с графиком защиты. После доклада обучающемуся задаются вопросы как преподавателем, так и студентами группы. В процессе защиты своей работы студент делает доклад продолжительностью 7–10 минут. Доклад должен быть пред- варительно подготовлен студентом. В выступлении необходимо корректно использовать демонстрационные материалы, которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада студента. Они оформляются в виде презентации в системе Power Point.
Форма контроля по дисциплине – экзамен, который проводится в виде собеседова- ния, в ходе которого преподаватель проверяет, в том числе, и результаты самостоятельной работы студента при изучении дисциплины.
4
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
После теоретического лекционного курса и практических занятий, каждый обучаю- щийся выполняет индивидуальное задание. Выполнение контрольной работы требует се- рьезной подготовки. Перед написанием контрольной работы следует обратиться к кон- спекту лекций по раскрываемым в ней вопросам, ознакомиться с ними в учебной и специ- альной литературе, в том числе в периодических журнальных изданиях.
1.1. Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из следующих обязательных разделов.
1. Титульный лист.
2. Основная часть – выполнение заданий контрольной работы.
3. Список использованной литературы.
4. Приложения.
1.2. Подбор литературы для выполнения контрольной работы
Начинать работу нужно с подбора необходимой литературы. В первую очередь, это должны быть учебники и учебные пособия. Наряду с учебниками при написании кон- трольной работы рекомендуется пользоваться специальными периодическими изданиями.
Публикуемые в периодической печати статьи содержат четко и профессионально скомпо- нованный теоретический материал, отличаются оперативностью информации, обилием новых фактов и цифровых данных. При изучении материалов периодики обращайте вни- мание на последние экономические события, используйте актуальные фактические дан- ные и статистические обзоры.
Существенную помощь могут оказать также и электронные ресурсы, в том числе содержащие нормативно-правовые документы и статистическую информацию.
1.3. Требования к оформлению работы
Список литературы начинается с нормативно-правовых документов в алфавитном порядке, затем следуют монографии, учебники, в алфавитном порядке авторов или назва- ний работ. Обратите внимание на правильное библиографическое описание используемых источников. Целесообразно воспользоваться библиографическим описанием, приводи- мым на обороте титульного листа конкретного здания. Затем указываются статьи из пери- одических изданий: автор, название статьи, название журнала, год, номер. Далее следуют электронные ресурсы. При включении их в список сначала указывается название ресурса, затем – URL.
Работа выполняется на компьютере. Набор текста осуществляется шрифтом Times
New Roman, 14 через 1,5 интервала на стандартных листах белой бумаги формата А4 раз- мером 297х210 мм. Поля: верхнее, нижнее – 20 мм., правое – 15 мм., левое – 30 мм. Вы- равнивание текста – по ширине, абзацный отступ – 1,25 см. Страницы должны быть про- нумерованы.
5
1.4. Подготовка к собеседованию по контрольной работе
Выполненная работа сдается студентом преподавателю в установленные кафедрой сроки. Срок проверки работы – 2 недели с момента сдачи преподавателю.
По результатам проверки контрольной работы выставляется оценка «Допущен к со- беседованию» или «Не допущен к собеседованию». В случае допуска к собеседованию, которое проводится перед экзаменационной сессией, обучающемуся следует подготовить ответы на замечания и вопросы рецензента, при необходимости – выполнить письменное дополнение к работе. Работы, не допущенные к собеседованию, выполняются повторно с устранением всех отмеченных недостатков и предоставляются на проверку вместе с пер- вой контрольной работой.
В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Ответы на вопросы и критические за- мечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными по итогам вы- полнения работы. Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы.
По результатам собеседования по контрольной работе ставится «зачтено» или «не зачтено». Оценку «не зачтено» студент получает в том случае, если не владеет материа- лом, не может правильно ответить на поставленные вопросы и не в состоянии дать объяс- нения своим письменным ответам. Получив оценку «не зачтено» студент снова готовится к собеседованию и приходит его повторно. Оценка «зачтено» означает допуск к экзамену по дисциплине.
Задание
Цель контрольной работы «Экономика и управление проектами» заключается в раз- работке отдельных этапов проекта.
Варианты контрольных работ
Студенты, чьи фамилии начинаются на указанные буквы, выполняют соответству- ющий вариант контрольной работы.
№ темы
Начальные буквы фамилии
1
А, К, У
2
Б, Л, Ф
3
В, М, X
4
Г, Ц
5
Д, Н, Ч
6
Е, О, Ш
7
Ж, П, Щ
8 3, Р, Э
9
И, С, Ю
10
Т, Я
6
Темы
1. Управление проектом обновления производственных мощностей организации.
2. Управление проектом выпуска новой продукции в организации.
3. Управление проектом организации виртуальной организации.
4. Управление проектом организации предприятия электронной коммерции.
5. Управление проектом оптимизации организационной структуры в рамках форми- рования культуры предприятия.
6. Управление проектом оптимизации информационных потоков в организации.
7. Управление проектом оптимизации структуры в крупной коммерческой органи- зации (сеть магазинов, филиалов, предприятий).
8. Управление проектом повышения качества продукта.
9. Управление проектом в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
10. Управление проектом совершенствования системы организационного взаимо- действия служб организации в рамках модернизации организационной структуры.
В соответствии с выбранной темой необходимо составить описание проекта. Под описанием понимается создание и заполнение следующих документов:
1. Описание предприятия
Указывается сфера деятельности, виды выпускаемой продукции, форма собственно- сти. Подробно описывается положение организации на рынке, отражаются показатели его финансово-экономического состояния. Приводятся характеристики и описание потреби- телей продукции, их предпочтения, а также возможные направления стратегического раз- вития предприятия. При описании сферы деятельности необходимо четко определить от- раслевую принадлежность организации и сформировать основные направления ее пер- спективного развития в соответствии с реализуемой или планируемой стратегией. На ос- нове анализа внутренней среды следует подробно охарактеризовать структуру организа- ции, включая организационно-экономические и производственные связи. Если целью ин- вестиционного проекта является создание нового предприятия, то в данном разделе его описание формируется на основании анализа внешней среды, включая текущую рыноч- ную ситуацию, уровень конкуренции и макроэкономические факторы влияния на произ- водственно-хозяйственную деятельность создаваемого предприятия. С учетом вероятных изменений во внешней среде формируется возможное положения проектируемого пред- приятия на рынке и направления его развития в будущем.
2. Сущность проекта
Если цель проекта – освоение производства новой продукции, необходимо описать его назначение, потребительские свойства и привести подробные технические характери- стики. На основании потребительских свойств и конкурентных преимуществ новой про- дукции определяется сфера применения и потенциальные рынки ее реализации. В данном случае необходимо четко представить – на какие рыночные сегменты рассчитано новое
7 предложение, и какие возможны дополнительные сферы применения продукции для даль- нейшего расширения рыночных границ. Ясное видение конечного потребителя продукции позволит в дальнейшем спроектировать наиболее эффективные каналы распределения либо, используя имеющиеся способы коммуникаций, довести новый продукт до существу- ющих потребителей организации.
Если цель проекта – модернизация технологического процесса изготовления уже су- ществующей продукции, нужно описать существующий технологический процесс, пред- лагаемые изменения и структуру технологического процесса после внедрения изменений.
Основное внимание следует уделять внедрению наиболее перспективных и современных способов обработки изделий. Вносимые изменения должны способствовать существен- ному повышению эффективности производства в части сокращения материальных и тру- довых затрат и росту производительности производственных систем. Ключевым фактором обоснования целесообразности подобной модернизации является наличие дополнитель- ного спроса либо его прогнозируемый рост при отсутствии внутренних резервов для рас- ширения производственных возможностей.
Если цель проекта – внедрение организационных изменений в любую из систем пред- приятия, то необходимо подробно охарактеризовать эти изменения с учетом внутренних факторов влияния, которые могут позитивно или негативно отразиться на эффективности всех процессов организации. При проектировании новых организационных структур и взаимосвязей в обязательном порядке следует провести анализ эффективности существу- ющих организационных процессов. На основании анализа определить слабые места и раз- работать пакет мероприятий по организационным преобразованиям в организации, кото- рые планируются к внедрению постепенно в течение стратегического горизонта планиро- вания и ложатся в основу текущего и будущих инвестиционных проектов. При этом инве- стиционные затраты на организационные преобразования должны быть достаточно ве- лики и приносить ощутимый финансовый результат, чтобы перейти в категорию инвести- ционных проектов.
Если цель проекта – создание нового предприятия, нужно указать сферу его дея- тельности, номенклатуру выпускаемой продукции, форму собственности. При создании нового предприятия особое внимание уделяется тщательному прединвестиционному ана- лизу рыночной ситуации и подробному описанию той сферы деятельности, в которой дан- ное предприятие будет функционировать. Основными характеристиками, которые следует отразить, являются: описание рынка и его емкость, уровень конкуренции, рыночный по- тенциал и перспективы роста, стадия жизненного цикла продукции. Выход на рынок но- вого игрока всегда сопровождается высокими рисками, которые также необходимо учи- тывать при инвестировании в подобные проекты.
8
Практическое задание
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
Общие положения
Разработка концепции проекта имеет принципиальное значение для всех сторон, участвующих в проекте для его успешного выполнения. Разработка концепции проекта и продвижение его основной идеи следует начинать с оценки состава заинтересованных сто- рон в решении насущных проблем деятельности компании. При этом мало написать о про- блемах, которые испытывают заинтересованные стороны, на полученной основе необхо- димо выявить критерии достижения эффектов от разрешения затруднений. На этапе раз- работки концепции проекта должны быть решены следующие задачи:
1) формулируется замысел проекта; это краткое описание, содержащее четкую фор- мулировку сути проекта;
2) разрабатываются миссия и цели проекта;
3) разрабатывается структурная декомпозиция работ проекта;
4) приводится предварительное технико-экономическое обоснование проекта.
Миссия проекта – это философия проекта, которая отражает основополагающую роль проекта, это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существова- ния. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Миссия
– это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий. Цели представляют собой конкре- тизацию миссии проекта в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Свойства целей: а) четкая ориентированность на определённый интервал времени; б) конкретность и измеримость; в) непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; г) адресность и контролируемость.
Формулировка целей должна отвечать следующим признакам:
начинаться с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, ха- рактеризующего выполнение действия;
конкретизирует требуемый конечный результат;
конкретизирует заданный срок достижения цели;
конкретизирует максимальную величину допустимых затрат;
оговаривает только «когда и что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали
«почему»;
понятна исполнителям;
реальна и достижима;
согласована со всеми заинтересованными лицами.
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осу- ществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели.
9
При формировании дерева целей используются следующие правила: а) общая цель, находящаяся на вершине графа, должна содержать содержание кон- кретного результата; б) при развертывании общей цели в иерархическую структуру исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточ- ным условием достижения цели предыдущего уровня; в) при формулировке целей разных уровней описывают желаемые результаты, а не способы их получения; г) фундамент дерева целей составляют задачи, представляющие собой формули- ровку работ, выполненных определённым способом и в заранее установленные сроки.
Рис. 1. Дерево целей проекта
Порядок работы
В соответствии с выбранным вариантом сформулируйте миссию и цели проекта, по- стройте дерево целей. Для реализации поставленных целей, сформулируйте задачи про- екта. Для наглядного представления множества целей и задач постройте дерево (струк- туру) целей, схема которого представлена на рисунке 1.
Концепция проекта должна быть представлена в форме документа, для того, чтобы с ней могли ознакомиться заказчик, инвестор, спонсор и другие участники проекта, опре- деляющие его основные параметры. Документ, отражающий концепцию проекта, может иметь различные формы и названия в зависимости от масштаба проекта, количества сто- рон, подписывающих документ, системы документооборота на предприятии и других фак- торов (приложение 1, образец).
Алгоритм подготовки концепции состоит из следующего перечня последовательных элементов.
1. Описание основной идеи.
2. Заинтересованные лица, испытываемые ими проблемы и вытекающие из них ин- тересы.
3. Цели проекта и критерии их достижения.
4. Описание видения (программы) достижения целей.
Миссия проекта
Цель1
Цель2
Цель3
Цель1.1 2
Цель 1.2
Цель2.1
Цель2.2
Цель3.1
Цель3.2 2
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
Цель
10 5. Задачи проекта.
6. Продукт и его ключевые свойства.
7. Основные мероприятия по решению проектных задач.
Практическое задание
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Таблица 1
Экономическое обоснование проекта (business case)
Тема
Рассматриваемые области
1. Стратегическое соответствие (Strategic fit)
Потребность бизнеса
Опишите потребность бизнеса, которая будет удовлетворена проектом, и поясните, почему это необходимо именно сей- час.
Краткий обзор организации
Опишите главные цели организации, организационную структуру и распределение ключевых областей ответ- ственности. Опишите главные аспекты бизнес-стратегии: стратегическое видение, стратегический план и долгосроч- ные цели
Вклад в основные цели
Опишите, как проект будет способствовать достижению основных целей организации
Заинтересованные лица
Обрисуйте в общих чертах основные группы заинтересо- ванных лиц и их вклад в проект; отметьте любые потенци- альные конфликты между интересами или требованиями различных групп заинтересованных лиц
Существующее окружение
Обрисуйте в общих чертах текущую ситуацию с предо- ставлением услуг, по договорам с поставщиками услуг, по использованию внутренних ресурсов там, где это приме- нимо. Включайте ссылки на технические стандарты там, где это необходимо или возникают соответствующие и(или)технические ограничения
Содержание проекта: минимальное, желательное и дополнительное
Определите потенциальное содержание проекта:
– минимум (минимальное содержание, необходимое для удовлетворения потребности бизнеса);
– дополнительные опции содержания;
– полное определение содержания предложенного проекта
(самое широкое определение потенциального содержания проекта, которое удовлетворило бы потребность бизнеса в долгосрочной перспективе)
Число предлагаемых вариантов: до семи –на высоком уровне декомпозиции, чтобы гарантировать полное иссле- дование содержания проекта
Зависимости
Определите в общих чертах внутренние и внешние фак- торы, которые могут повлиять на успешное выполнение данного проекта, в том числе другие программы и про- екты, от реализации которых зависит данный проект
11
Тема
Рассматриваемые области
Стратегические выгоды
Определите в общих чертах стратегические и операцион- ные выгоды высокого уровня. Покажите, как эти выгоды связаны с основными целями организации: например, луч- шее использование рабочего пространства обеспечивает повышение эффективности работы персонала, в том числе способствует улучшению качества обслуживания клиен- тов
Стратегические риски
Определите в общих чертах основные риски, связанные с бизнесом, такие как переносы сроков выполнения проекта и изменения по направлению бизнеса; сервисные риски, такие как нехватка внутренних навыков, чтобы реализо- вать необходимые проекты; риски, связанные с внешним окружением, такие как изменения на рынке поставщиков.
Они должны быть отражены в реестре рисков проекта
2. Коммерческие аспекты (Commercial aspects)
Базовая спецификация результатов
(продуктов)
Суммируйте требования к результатам и продуктам про- екта
Опишите в общих чертах возможности по источникам поставок для проекта, в том числе: партнерства, модели поставок, существующие соглашения с поставщиками.
Обоснуйте предпочтительные варианты поставок
Вопросы, связанные с персоналом
Определите персонал, который необходимо привлечь к про- екту, а также вопросы, которые могут быть связаны с согла- шениями с профсоюзами и трудовым законодательством
Сроки выполнения
Определите сроки выполнения проекта на высоком уровне, а также обеспечьте подтверждение этих сроков вы- сокоуровневыми планами от поставщиков, учитывая сооб- ражения по выгодам, рискам и по контролю проекта
3. Экономический эффект (Affordability)
Бюджет, включающий затраты по всему жизненному циклу проекта
Произведите оценку затрат для всего жизненного цикла про- екта, включая затраты, которые будет нести потребитель, а также затраты, связанные с оплатой услуг поставщиков. Сле- дует учитывать, что экономия или выгоды, полученные в од- ной области проекта, могут привести к увеличению затрат в другой
Обеспечьте детализацию затрат:
– ожидаемые затраты;
– когда они произойдут;
– как они будут проверены;
– кто будет платить по каждому виду затрат.
4. Реализуемость (Achievability)
Подтверждение реализуемости подобных проектов там, где это возможно
Если возможно, представьте примеры подобных проектов, которые были успешно реализованы, чтобы обосновать ре- комендуемый проектный подход.
Если данные о подобных проектах недоступны для сравне- ния, то в качестве основания для предположений о возмож- ности выполнения проекта можно использовать средние показатели подобных проектов по отрасли
12
Тема
Рассматриваемые области
Проектные роли
Распределение ключевых ролей:
– кто будет ответствен за принятие инвестиционного реше- ния (как правило, группа управления, а не один человек);
– владелец проекта – человек, который будет лично отве- чать за успех проекта;
– менеджер проекта;
– основные заинтересованные лица;
– основные члены проектного комитета, там, где это при- менимо;
– другие значимые роли, по необходимости
Подтвердите, что у владельца и менеджера проекта есть соответствующие навыки и опыт для выполнения проекта, а также доступ к специалистам для экспертной поддержки, если это будет необходимо
План проекта
Опишите в общих чертах основные фазы проекта, порядок их выполнения и подтвердите их выполнимость
Управление договорами
Опишите общую схему управления договорами. Подтвер- дите непрерывность между разработкой и управлением выполнением договоров
Стратегия управления рисками
Обобщите меры для управления рисками
План действий в непредвиденных ситуа- циях
Обобщите меры по действиям в непредвиденных ситуациях
Практическое задание
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА
Общие положения
Каждый проект имеет свой жизненный цикл (промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения). Укрупненно жизненный цикл проекта можно разделить на три основные фазы: прединвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную.
В рамках первой фазы производится прединвестиционное исследование и планиро- вание развития проекта, разработка концепции проекта, анализ условий воплощения пер- воначального замысла, предпроектное обоснование инвестиций и оценка жизнеспособно- сти, выбор и согласование места размещения объекта, разработка проектно-сметной доку- ментации и плана проекта.
Инвестиционная фаза включает проведение торгов, заключение контрактов на за- купки и поставки ресурсов и проведение строительно-монтажных работ. На этом этапе осуществляется ввод в действие разработанной системы управления проектом, средств коммуникации и связи участников проекта и системы их стимулирования, разрабатыва- ются оперативные планы строительства, графики работы машин и механизмов, выполня- ются строительно-монтажные работы, проводится мониторинг, контроль и корректировка
13 плана проекта. Завершается инвестиционная фаза пусконаладочными работами, сдачей объекта и демобилизацией ресурсов.
В рамках завершающей фазы осуществляется эксплуатация объекта, замена обору- дования, расширение, модернизация и закрытие проекта. Накопленный на этом этапе опыт должен быть использован для внесения изменений в организационную или техническую систему управления проектом.
Порядок работы
Разработайте схему этапов жизненного цикла применительно к выбранному про- екту. Определите процессы, протекающие на каждом из этапов жизненного цикла проекта, сформулируйте цель каждого этапа, а также установите состав участников проекта по от- ношению к выполнению этих этапов. По результатам работы заполните табл. 2. Для иден- тификации состава работ, осуществляемых на этапах проекта, необходимо учесть требо- вания ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проек- том», а также можно использовать информацию по типовому составу видов работ по фа- зам проекта, приведенную в приложении 2.
Таблица 2.
Жизненный цикл проекта
Содержание
Фаза
Инициация
Планирование
Исполнение и контроль
Завершение
Перечень основных работ
Сложности
Установите состав участников проекта и сформируйте на основе разработанного жизненного цикла табл.3, с указанием статуса их участия в проекте (внутренний–внеш- ний; роль в проекте и т. д.). Рекомендуется не ограничиваться выбором простых обозна- чений «участвует–не участвует», а применять более сложные формы, определяющие как степень, так и смысловую нагрузку участия каждого из них. Этапы реализации проекта в
табл. 3 приведены в качестве примера и могут быть интерпретированы в соответствии с выбранным проектом
14
Таблица 3
Участники проекта
№ пп.
Этапы реализации проекта
Участники проекта
Заказчик
Спонсор
Инвестор
Подрядчик
……….
1
Разработка концепции
2
Оценка жизнеспособности
3
Планирование проекта
4
Базовое проектирование
5
Заключение контрактов
6
Поставки
7
Строительно-монтажные работы
:
№
Выход из проекта
Определив состав участников, постройте организационно-управленческую струк- туру проекта.
Практическое задание
СТАНДАРТЫ ПО ПРОЕКТНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
Общие положения
Введенные в действие в 2012 году национальные стандарты явились первым шагом к регламентации проектного управления.
Особенности стандартов:
1. В национальных стандартах по управлению проектами использован процессный подход к управлению проектами.
2. В стандартах закреплены основные понятия, такие как «проект», «портфель про- ектов», «программа проектов», «процесс» и т. д.
3. В стандартах зафиксированы лишь цели процессов управления проектами/порт- фелями/программами и выходы (результаты) этих процессов.
4. Определены основные роли организационных структур проектов/портфелей/про- грамм.
5. В стандартах зафиксированы определенные проектные документы, но не шаблоны документов или требования к содержанию) и момент их создания и утверждения.
Порядок работы
Изучить требования следующих нормативных документов: ГОСТР54869-2011 Про- ектный менеджмент. Требования к управлению проектом.
ГОСТ Р 54870-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.
15
ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой.
Для формирования перечня документов и записей, требуемых стандартом ГОСТ Р
54869-2011, определите необходимые документы применительно к разрабатываемому проекту и найдите записи, обеспечивающие объективные доказательства выполнения каж- дого требования. Результаты работы необходимо занести в соответствующие разделы табл. 4.
Таблица 4
Результаты соотнесения документов на соответствие требованиям ГОСТ Р 54869-2011
Раздел, пункт, подпункт стандарта
Наименование требования стандарта
Наименование документов или записей по качеству, подтверждающих выполнение требования стандарта
Процесс инициации проекта
Процессы планирования проекта
Процесс организации исполнения проекта
Процесс контроля исполнения проекта
Процесс завершения проекта
Требования к управлению документами проекта
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анализ научно-технических данных и результатов исследований: учебник для ву- зов / А.Н. Асаул [и др.]. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 240 с.
2. Зуб, А. Т.Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А.Т. Зуб. – М.:
Юрайт, 2022. – 422 с.
3. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А.И. Балашов [и др.]. под общ. ред. Е.М. Роговой. – М.: Юрайт, 2022. – 383 с.
16
Приложение 1
МОДЕРНИЗАЦИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА
КОМПАНИИ «N»
Автор идеи: директор ИТ-департамента Смирнов Н.П., октябрь 2016г.
Целеполагание
Заинтересованные лица и их интересы
1. Руководство компании «N» – иметь самый посещаемый корпоративный портал на региональном рынке услуг «Y».
Проблема: текущая версия портала значительно уступает в посещаемости порталу компании «М», являющейся лидером рынка (4 тыс. посещений в день против 8,5 тысяч).
2. Представители целевой аудитории компании «N», жители города и области (со- циально-демографический портрет) – эффективно решать свои проблемы, связанные с компетенцией и услугами в сфере «Y»
Проблема: посетители не пользуются сайтом регулярно и недостаточно рекомендуют его знакомым; система навигации, сервисы и контент плохо решают задачи посетителей.
Цели проекта
Обеспечить удовлетворение информационных потребностей представителей ЦА благодаря высокой посещаемости портала, формируемой за счет:
способности его решать справочно-информационные задачи, стоящие перед по- сетителями портала;
привлекательного стильного дизайна и простого, интуитивно-понятного интер- фейса;
более высокого уровня потребительского сервиса, предлагаемого сайтом посе- тителям, включая возможность бронирования услуг.
Цели проекта
модернизации
портала
1. Критерии
достижения
целей проекта
2. Интересы заин-
тересованных лиц
Заинтересованные лица
Проблемы
17
Критерии достижения целей
По состоянию на 31 декабря 2017 года: не менее 12 тыс. посетителей сайта из города
F и области в день; не менее 65 % информационно-справочных задач посетителей реша- ются порталом эффективно (по отзывам посетителей, список задач сформирован по дан- ным предварительных исследований); не менее 8 % пользователей бронируют оказание услуг «Y» непосредственно из портала
Разработка программы достижения целей
Цикл использования портала: посетитель из числа представителей ЦА заходит на сайт; посетитель находит нужное, знакомится с информационными статьями, другими сервисами; он бронирует услугу «Y» в соответствующем сервисе портала, посетитель остаётся довольным; он рекомендует сайт знакомым; посетитель уходит и возвращается на сайт через определенное время.
Задачи проекта
1. Обеспечение заходов на сайт (создание востребованного контента; обеспечение удобства интерфейса и поисковой доступности; обеспечение информированности жите- лей города F и области о существовании портала; обеспечение мотивированности пред- ставителей ЦА посещения портала; обеспечение простоты посещения сайта).
2. Обеспечение быстрого нахождения нужного (создание эффективной системы навигации и поиска; создание востребованного контента).
3. Обеспечение удовлетворённости посетителя (создание востребованных кон- тента и сервисов; обеспечение эффективной формы подачи материалов).
Ключевые свойства продукта
1. Высокая поисковая доступность (попадание в десятку первых результатов поис- ковой выдачи по относящимся к тематике ресурса поисковым запросам (список запросов разработан в ходе предварительного исследования информационно-справочных потреб- ностей посетителей и статистики поисковых систем)).
2. Эффективная система навигации и поиска (обзорно-обучающая главная стра- ница; тематический навигатор; навигатор ролей и жизненных ситуаций в контексте сферы
«Y»; тематическая и объектная группировка результатов поиска; дерево сайта).
3. Востребованный контент: актуальные материалы; подробные материалы.
Мероприятия и работы
1. Обеспечение мотивированности представителей ЦА в посещении портала (раз- работка рекламных материалов, апеллирующих к жизненным интересам жителей F и об- ласти; организация конкурса, участие в котором требует захода на портал).
2. Обеспечение информированности жителей F и области о существовании пор-
тала (организация рекламной кампании в регионе при запуске новой версии портала; до- стижение партнёрских соглашений о продвижении портала с рядом ключевых контраген- тов компании).
18 3. Обеспечение простоты посещения (разработка запоминаемого и однозначно вос- производимого доменного имени; достижение договорённостей с интернет-провайдерами о размещении баннера портала на внутренних страницах сети провайдера).
4. Обеспечение поисковой доступности (определение перечня ключевых слов и по- исковых фраз, по которым должен быть доступен портал; организация работы по обеспе- чению высокой релевантности портала обозначенным ключевым словам в основных по- исковых системах)
5. Создание эффективной системы навигации и поиска (определение типовых пред- ставлений о классификации тем и последующая разработка тематического навигатора; разработка альтернативных навигаторов, основанных на выделении социальных ролей представителей ЦА и жизненных ситуаций в направлении «Y»; разработка требований к структуре сайта и функционированию навигации и поиска; проектирование и реализация подсистемы управления структурой; проектирование и разработка подсистемы отображе- ния навигации).
Приложение 2
ТИПОВОЙ СОСТАВ ВИДОВ РАБОТ ПО ФАЗАМ ПРОЕКТА
Наименование фазы проекта
Примерный состав работ
Оценка или инициация
Проводится анализ:
- степени спроса;
- избытка ресурсов;
- инициативы предпринимателей;
- реакция на политическое давление;
- интересы кредиторов;
Примеры причин отклонения проекта:
- маленький спрос и низкая конкурентоспособность проекта;
- чрезмерно высокая стоимость проекта (экономическая, экологиче- ская, социальная и др.);
- отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика проекта; чрезмерный риск;
- высокая стоимость сырья.
Инициация проекта включает следующие задачи и процедуры:
- анализ потребности в реализации проекта и его актуальность;
- сбор информации;
- определение целей и задач проекта;
- стоимость;
- качество;
- риски;
- планирование управления персоналом.
Коммуникации (определение базовой документации проекта; определение требований к коммуникациям; обоснование и выбор коммуникационных технологий для управления проектом; оценка альтернатив). Этап инициирования проекта характеризуется боль- шой степенью неопределенности исходных и результирующих дан- ных, возможностью их изменения и ограниченным временем для принятия решения.
19
Наименование фазы проекта
Примерный состав работ
Планирование или разработка
В этой фазе главным является разработка основных компонен- тов системы управления проектом, в частности сводного плана про- екта. Общее содержание этой фазы: инициация работ фазы; назна- чение руководителя и формирование команды, в первую очередь ее ключевых членов; установление деловых контактов и изучение це- лей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, а также других ключевых участников; развитие концепции и плани- рование предметной области и других элементов проекта; разра- ботка сводного плана проекта, который есть ни что иное, как утвер- жденный документ, используемый для руководства при выполне- нии и контроле проекта; организация и проведение торгов, заклю- чение субконтрактов с основными исполнителями; организация вы- полнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ; утверждение сводного плана проекта и получение ободрения на продолжение работ.
Осуществление (исполнение)
Содержание данной фазы проекта следует из ее наименования – выполнение основных работ проекта, необходимых для достижения цели проекта: организация и проведение торгов, заключение кон- трактов; полный ввод в действие разработанной системы управле- ния проектом; организация выполнения работ; ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта; ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды проекта; детальное проектирование и технические спецификации; оператив- ное планирование работ; установление системы информационного контроля за ходом работ; организация и управление материально- техническим обеспечением работ, в том числе закупками, покуп- ками, поставками; выполнение работ, предусмотренных проектом; руководство, координация работ, согласование темпов, мониторинг прогресса, прогноз состояния, оперативный контроль и регулирова- ние основных показателей проекта; решение возникающих проблем и задач; подтверждение окончания работ и получение одобрения для работ следующей фазы
Мониторинг
На стадии реализации проекта очень важна функция контроля.
В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля:
– предварительный– осуществляется до фактического начала ра- бот. Его назначение – заранее проверить, насколько проект обеспе- чен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение;
– текущий в течении выполнения стадий проекта. Поскольку проект планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет опре- деленные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. По- казатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству;
20
Наименование фазы проекта
Примерный состав работ
Мониторинг
– заключительный – при завершении работ стоит задача дать инте- гральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в це- лом. С этой целью проводится заключительный контроль.
Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Кон- троль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозна- ченных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они по- чти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в- третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.
Закрытие или завершение
Достигаются конечные цели проекта, подводятся итоги, разре- шаются конфликты и проводится закрытие проекта.
Основные работы этой фазы:
- планирование процесса завершения;
- эксплуатационные испытания окончательного продукта (ов) про- екта;
- подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;
- подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в экс- плуатацию;
- оценка результатов проекта и подведение итогов;
- подготовка итоговых документов;
- закрытие работ и проекта;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- реализация оставшихся ресурсов;
- накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;
- расформирование команды проекта.
Работы последних трех фаз проекта могут выполнятся как по- следовательно, так и параллельно.