Файл: Система управления рисками (сур) основа организации таможенного контроля.pdf
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 852
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 прямых мер по минимизации рисков (грузовой таможенной декларации в бумажном и электронном виде и соответствующие документы) в координирующие подразделения РТУ или ФТС России. Анализ этих документов проводится согласно порядку, установленному в целевых методиках и целевых технологиях таможенного контроля. По результатам анализа и прогноза эффективности дальнейшего применения профиля риска, а также анализа результатов применения прямых мер по минимизации принимается решение об актуализации или отмене конкретных профилей.
Завершающие этапы многоступенчатой координационной схемы работы с рисками:
— оценка эффективности целевых методик выявления рисков;
— согласование целевых методик выявления рисков и доведение их для использования в работе до всех таможенных органов служат для организации контроля и проверки эффективности существующих целевых методик выявления рисков.
Оценка эффективности производится на основе количественных показателей выявленных рисков, величины предотвращенного ущерба, размеру доначисленных платежей.
Целевая методика выявления рисков должна состоять из пронумерованных разделов, описывающих источники используемой информации, порядок проведения отбора данных, результаты отбора данных, порядок проведения анализа полученных данных, порядок оценки степени риска и иные действия, проводимые при выявлении и анализе рисков [13].
2.2. Основные проблемы методики СУР в системе таможенного
контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ
Целевая методика выявления рисков должна состоять из пронумерованных разделов, описывающих источники используемой информации, порядок проведения отбора данных, результаты отбора данных, порядок проведения анализа полученных данных, порядок оценки степени
32 риска и иные действия, проводимые при выявлении и анализе рисков.
В основном тексте Целевой методики следует избегать использования специализированных понятий, не относящихся к таможенному делу, все выполняемые действия должны быть описаны в словесной форме. Для удобства обработки информации Целевая методика может сопровождаться приложением с описанием алгоритмов, разработанных с использованием языков программирования.
Общие сведения, необходимые для проведения анализа данных:
В целевой методике выявления риска должны содержаться следующие сведения:
— используемые информационные ресурсы;
— перечень подлежащих сравнению показателей таможенного оформления и иной информации и алгоритмы сравнения такой информации;
— ожидаемый экономический эффект при возможности его определения (например, уменьшение потерь таможенных платежей в абсолютном выражении, отношение суммы таможенных платежей к затратам на применение мер по минимизации рисков, повышение достоверности декларирования товаров и пр.);
— иные ожидаемые результаты применения целевой методики выявления риска;
— правила определения степени риска.
Порядок отбора данных должен состоять из описания последовательных действий, проводимых должностным лицом таможенного органа с целью выбора из имеющихся источников информации необходимых и достаточных для проведения анализа сведений.
Описание порядка проведения анализа данных должно содержать последовательность выполняемых при проведении анализа действий, а также используемые для анализа шкалы градации степени риска с разграничением полученных результативных данных по количественным показателям с отнесением значений количественных показателей к различным степеням
33 риска.
Одновременно могут применяться несколько шкал градации степени риска, а также может быть проведено их совмещение с целью определения более конкретизированных показателей области и индикаторов риска в местах пересечения указанных шкал.
Результаты проведенных действий возможно отображать в табличном виде или в диаграммах (в виде графиков).
Основные проблемы, связанные с применением СУР, следующие:
Глобальные, общесистемные.
— не завершена работа по переизданию актов ФТС России, РТУ и таможен, предусматривающих применение форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков, в форме профилей риска;
— не подготовлены и не разрабатываются целевые методики выявления рисков;
— не налажен достаточный уровень взаимодействия между подразделениями ФТС России при рассмотрении проектов профилей риска;
— не выполнены своевременно мероприятия, касающиеся информационно-технической составляющей;
— не завершена работа по оснащению таможенных постов программным обеспечением, необходимым для выявления рисков, а также таможен и РТУ программным средством формирования и направления в ФТС
России проектов профилей риска.
Здесь можно добавить, что в будущем планируется создание оперативного центра, куда по каналам электронной связь будет передаваться вся информация о товарах. В центре она будет анализироваться, обрабатываться, а подготовленные на ее основе рекомендации и профили риска в кратчайшие сроки будут передаваться во все таможенные органы.
Однако проект этот чрезвычайно дорогостоящий, на создание подобного центра в США, к примеру, было затрачено около 20 миллионов долларов.
Проблемы непосредственного применения СУР при таможенном
34 контроле товаров, оформляемых в режиме для внутреннего потребления
Данные проблемы вытекают из общесистемных недостатков и их решения станет возможным только после того, как эти недостатки будут устранены в их глобальном виде.
И основная проблема в недостаточном информационно-техническом оснащении таможенных органов.
В связи с тем, в настоящее время деятельность по минимизации рисков строится путем издания профилей рисков в виде нормативных правовых актов
ФТС России, то есть профили риска доводятся до таможенных органов в бумажном виде, то возникают определенные трудности, связанные за контролем над всеми областями и индикаторами рисков.
Как уже отмечалось профилей рисков издано уже более 150. Издаются они, как тоже уже говорилось, в виде писем и приказов ФТС с грифом «для служебного пользования». То есть все эти документы хранятся в отдельной папке и в опечатанном сейфе. Копии с них делать нельзя, можно только, с разрешения начальника таможенного поста, либо лица его замещающего, посмотреть. Таким образом, должностным лицам таможенного поста, ответственным за проведение документального контроля нужно либо помнить все индикаторы всех профилей рисков, либо делать себе какую-то
«шпаргалку», где будут записаны все ключевые параметры, действующих профилей. Кроме этого часть профилей заканчивают срок действия, часть отменяются, другие наоборот продляются и все это надо отследить, не забыть.
Программно профили риска выявляются не все, так как некоторые профили риска не подлежат формализации, а некоторые просто не формализовывались, а электронных образов профилей рисков пока нет. Тут следует отметить, что отдел по применению системы управления рисками регулярно доводит до таможенных постов таблицу, в которой в кратком виде отражена вся информация по всем изданным профилям рисков. Это несколько облегчает задачу контроля. Но, тем не менее, вероятность что-то проглядеть и не среагировать, остается [6].
35
1 2 3
2.3. Минимизация рисков в методике СУР
В основе разработки методики СУР находятся прямые и косвенные методы по минимизации рисков.
Прямые меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом
Российской Федерации, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:
— формы таможенного контроля;
— использование средств идентификации товаров и транспортных средств;
— принятие мер по обеспечению законодательства в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;
— сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;
— иные меры (экспертиза товаров, транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).
К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров, транспортных средств, физических лиц и багажа;
В основе разработки методики СУР находятся прямые и косвенные методы по минимизации рисков.
Прямые меры по минимизации рисков – комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков посредством отдельных форм таможенного контроля, осуществляемых централизовано и установленных Таможенным кодексом
Российской Федерации, инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками и иными правовыми актами ФТС России. В качестве прямых мер используются:
— формы таможенного контроля;
— использование средств идентификации товаров и транспортных средств;
— принятие мер по обеспечению законодательства в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита;
— сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств или деятельность в области таможенного дела;
— иные меры (экспертиза товаров, транспортных средств и документов, требование о предъявлении товаров при их декларировании, проведение дополнительного таможенного досмотра до выпуска товаров, выгрузка на складе временного хранения и другие).
К формам таможенного контроля, применяемых в качестве прямых мер по минимизации рисков, относятся:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение пояснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр товаров, транспортных средств, физических лиц и багажа;
36 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;
7) личный досмотр;
8) проверка маркировки товаров, специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) осмотр помещений и территорий;
10) таможенная ревизия в общей и специальной формах [16].
Использование средств идентификации товаров и транспортных средств предполагает:
— наложение таможенных форм и печатей на транспортное средство, контейнер или съемный кузов;
— нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места;
— проставление штампов;
— взятие проб и образцов;
— описание товаров и транспортных средств;
— использование чертежей, изготовленных (или составленных должностными лицами таможенных органов) масштабных изображений, фотографий, видеозаписей, иллюстраций;
— другие средства, позволяющие идентифицировать товары, включая пломбы отправителя товаров.
Использование средств идентификации транспортных (перевозочных) документов и иных коммерческих документов на товары включает:
— проставление на документах печатей и штампов;
— нанесение специальных наклеек и защитных приспособлений;
— помещение документов в грузовые отделения транспортных средств, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;
— помещение документов в сейф-пакеты.
К мерам по обеспечению соблюдения законодательства при применении процедуры внутреннего таможенного транзита относятся:
37
— обеспечение уплаты таможенных платежей путем внесения залога товаров и иного имущества, представления банковской гарантии, внесения денежных средств в кассу или на депозит таможенных органов, а также путем поручительства;
— таможенное сопровождение;
— определение маршрута перевозки товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита.
Сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров через таможенную границу либо в области таможенного дела состоит из следующих элементов:
— направление в таможенный орган назначение запроса о наличии получателя товаров;
— получение от налоговых органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, а также от иных органов сведений о субъектах внешнеторговой деятельности;
— получение коммерческих документов, документов бухгалтерского учета и отчетности, и другой информации, относящейся к внешнеэкономическим операциям с товарами;
— получение от банков и иных кредитных организаций справок, связанных с внешнеторговой деятельностью и уплатой таможенных платежей, об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных перевозчиков, а также лиц, имеющих право владения, пользования и распоряжения товарами от своего имени (ст. 16
ТК РФ).
Иные меры по минимизации рисков включают:
— экспертизу товаров, транспортных средств и документов;
— принятие структурными подразделениями таможни решения по отдельным видам документального контроля;
— требование о предъявлении при декларировании товаров групп риска, для которых правовыми актами ФТС России установлены отдельные места
38 декларирования, а также групп «риска» и «прикрытия», перечень которых доводится;
— проведение дополнительного таможенного контроля, в том числе до выпуска товаров, должностными лицами (ОТО и ТК) РТУ (таможни) при условии их прикомандирования к таможенному органу в месте декларирования товаров;
— направление требования о представлении дополнительных документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и иных сведений о товарах, содержащихся в таможенной декларации;
— выгрузка товаров на складе временного хранения;
— принятие решения о выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит (МТТ) и завершение этой процедуры ОКТТ таможни или РТУ;
— указание во всех случаях в электронном уведомлении о направлении товара под таможенным контролем сведений о наименовании, коде товара (не менее первых четырех знаков), весе брутто товара, его фактурной стоимости и кода валюты;
— решение о выпуске принимает начальник таможенного поста
(начальник ОТО и ТК таможни);
— направление копий грузовой таможенной декларации и прилагаемых к ним документов в структурное подразделение таможни (РТУ, ФТС России) не позднее двух дней после выпуска товаров для проведения последующего контроля;
— направление после выпуска товаров в случае отсутствия информации о субъекте внешнеторговой деятельности соответствующую базу данных, копии контракта, регистрационных и учредительных документов в ОТИ таможни для проведения последующего контроля;
— проведение предварительной проверки подлинности документов и сведений при документальном контроле уполномоченными должностными