Файл: Система управления рисками (сур) основа организации таможенного контроля.pdf
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 849
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
— разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
— разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
— контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
— оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
— накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля [16].
Управление рисками – это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц проходить через таможню без соответствующих временных задержек.
1.2. Особенности управления рисками в таможенной деятельности
Система управления рисками, на которой строится администрирование любого бизнес-процесса, заключается в определении приоритетных и ключевых направлений деятельности и соответствующего распределения имеющихся ресурсов. Сегодня, в соответствии со стандартами Конвенции
Киото, управление рисками в таможенной службе – это базисный принцип современных методов таможенного контроля, который позволяет оптимально
14 использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая при этом эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеторговой деятельности от излишнего бюрократического контроля.
Согласно ТК ЕАЭС Статья 377, организация таможенными органами процесса управления рисками, процесс управления рисками таможенными органами включает в себя:
— сбор и обработку информации об объектах таможенного контроля, о совершенных таможенных операциях и результатах таможенного контроля, проведенного как до, так и после выпуска товаров;
— оценку риска;
— описание индикатора риска;
— определение мер по минимизации рисков и порядка применения таких мер;
— разработку и утверждение профилей рисков;
— выбор объектов таможенного контроля;
— применение мер по минимизации рисков;
— анализ и контроль результатов применения мер по минимизации рисков [7].
В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы осуществляют категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.
При реализации процесса управления рисками таможенные органы преимущественно используют информационные системы и информационные технологии.
Реализация таможенными органами процесса управления рисками осуществляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
15
Комиссия вправе определять области рисков, в отношении которых таможенным органам рекомендуется утвердить профиль рисков и применить меры по минимизации рисков.
Система управления рисками базируется на базовых принципах, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
— принцип целевой направленности
— принцип целостности
1. принцип информационного единства
2. принцип единства управления рисками
3. принцип выборочности таможенного законодательства
Российской
Реализация указанных принципов позволяет таможенным органам:
— сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
— увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства РФ;
— создать благоприятные условия лицам, осуществляющим ВЭД и соблюдающим таможенное законодательство;
— ускорить перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС;
— сформировать единое информационное обеспечение функциональных подсистем управления рисками структурных подразделений ФТС
России и объединить их в единую систему таможенной службы РФ;
— создать унификацию стоимостных индикаторов риска, а также индикаторов рисков, охватывающих товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования;
16
—сформировать нормативно – правовые, методологические и информационно-технические основы единой системы управления рисками
ЕАЭС.
Прежде чем перейти к выявлению и анализу рисков, рассмотрим само понятие «риск».
Понятие риск закреплено в ТК ЕАЭС и имеет следующее определение –
вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Есть два понятия риска – общее и частное.
Риск в общем понятие – деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
Риск в частном понятии – субъективная экономическая категория мера успеха (неудачи) предприятия в достижении своих целей с учётом влияния контролируемых и неконтролируемых факторов.
Существует четыре подхода к классификации рисков в таможенных целях:
— процессный подход
— практический подход
— по признаку нарушений таможенного законодательства
— субъектно-ориентированный подход
Классификация решений по управлению рисками имеет важное значение в системе управления рисками. Далее приведена классификация по двум укрупненным классам.
К первому классу решений относятся те, которые являются общими, стратегически выверенными и принимаются гораздо реже, чем повседневные оперативно-технологические решения, но именно эта группа решений
17 определяет общее содержание применения системы управления рисками. К решениям первой группы относятся:
— решения о развитии международного таможенного сотрудничества, использовании международных источников таможенных данных в целях анализа рисков;
— решения о развитии взаимодействия в рамках ЕАЭС в целях совершенствования применения СУР;
— решения о координации деятельности министерств и ведомств в интересах применения СУР;
— реорганизация управленческой иерархии управления рисками в таможенной службе РФ;
— подготовка предложений руководству ФТС России об изменении стратегии таможенного контроля, а также о внесении изменений (дополнений) в действующие правовые акты ФТС России или об издании новых, направленных на совершенствование таможенных операций и таможенного контроля;
— разработка новых технологических схем применения СУР при таможенном контроле и т.д.
Второй класс решений по управлению рисками – решения, обеспечивающие непосредственную реализацию системы управления рисками в практической, повседневной деятельности таможенных органов[3].
1.3. Применение системы управления рисками в таможенных
органах Российской Федерации
СУР применяется таможенными органами для выбора объектов таможенного контроля, выявления и минимизации рисков для всех категорий товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу
Евразийского экономического союза, на этапах до и после выпуска товаров при совершении любых таможенных операций и проведении таможенного контроля и иных видов государственного контроля, осуществление которых
18 возложено на таможенные органы Приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385 О решении коллегии ФТС России от 29 мая 2014 года «О современном состоянии и перспективах развития системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации»..
Процесс управления рисками включает два взаимосвязанных этапа. На первом этапе формируются инструменты системы управления рисками, а на втором – осуществляется применение этих инструментов и их уточнение по результатам применения.
Первый этап включает:
— сбор и обработку информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД;
4. обнаружение и описание риска;
5. определение мер по минимизации рисков и порядка их применения;
6. формирование и утверждение профилей риска.
Второй этап включает:
7. анализ текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках ВЭД и выявление рисков;
— оценку рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля на основании индикаторов риска;
— применение мер по минимизации риска;
— контроль результатов применения мер по минимизации риска;
— обобщение результатов применения профилей рисков;
— актуализация (отмена) и уточнение профилей рисков.
Сбор и обработка информации о результатах предыдущих актов таможенного контроля товаров, транспортных средств международной провозки и участников ВЭД заключается в формировании исходных данных для построения инструментов СУР [11].
Исходными данными являются:
19 8. положения актов законодательства и правовых актов ФТС России;
9. сведения, содержащиеся в таможенных, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах;
10. информация о деятельности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
11. информация, полученная от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;
12. сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;
13. предварительная информация, переданная в таможенные органы участниками внешнеэкономической деятельности в установленном порядке;
14. информация, полученная в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.
15. иные документы и сведения, имеющиеся в распоряжении таможенных органов, в том числе содержащиеся в информационных ресурсах
ЕАИС таможенных органов[15].
Обнаружение и описание риска заключается в выделении на основе указанных исходных данных рисковых событий и их описании.
Определение мер по минимизации рисков и порядка их применения заключается в выборе из общего перечня форм таможенного контроля форм, обеспечивающих минимизацию выявленного риска и эффективное использование имеющихся ресурсов таможенных органов.
Основными мерами, применяемыми в интересах минимизации рисков, являются:
— проверка документов и сведений;
— таможенный досмотр товаров;
— запрос дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах;
20
— выпуск товаров осуществляется по согласованию с начальником таможенного поста;
— направление запроса декларанту о представлении оригиналов документов и (или) копий документов, заверенных в установленном порядке, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, на бумажных носителях (при декларировании товаров в электронной форме)
— таможенный осмотр товаров, транспортных средств международной перевозки и контейнеров с использованием инспекционно-досмотровых комплексов.
Формирование и утверждение профиля риска заключается в установлении совокупности индикаторов, сигнализирующих о возможности наступления рискового события, определении перечня мер по минимизации риска и порядка их применения, а также документальном оформлении и утверждении в установленном порядке сформированного профиля риска.
Второй этап процесса управления рисками начинается с анализа текущей информации о перемещаемых товарах, транспортных средствах и участниках ВЭД и установлении на ее основе возможности наступления рисковых событий.
Текущая информация о перемещаемых товарах и транспортных средствах международной перевозки включает:
— сведения о текущих условиях совершения сделок на международных рынках товаров и услуг;
— предварительную информацию, переданную в таможенные органы участниками ВЭД в установленном порядке;
— информацию, полученную от таможенных служб иностранных государств, представительств ФТС России за рубежом и федеральных органов исполнительной власти;
— информацию, полученную в рамках оперативно-служебной и информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
21
— информация, содержащаяся в документах и сведениях, имеющихся в распоряжении таможенных органов.
Оценка рисков и целевой отбор объектов для таможенного контроля заключается в определении уровней рисков товаров, транспортных средств международных перевозок и участников ВЭД и осуществлении на этой основе отбора объектов для проведения дополнительных мероприятий таможенного контроля, направленных на минимизацию рисков.
Применение мер по минимизации риска заключается в реализации установленных для выявленного риска форм таможенного контроля.
Контроль результатов применения мер по минимизации риска заключается в проведении регулярного мониторинга результатов применения профилей риска и соответствующих им форм таможенного контроля.
Обобщение результатов применения профилей рисков заключается в оценке соответствия достигнутых результатов планируемым и принятии мер по повышению эффективности СУР.
Актуализация и отмена профилей рисков, заключается в принятии решения об их актуальности, или отмене. Решение принимается на основе обобщения результатов применения действующих профилей риска.
Можно сделать вывод, что система управления рисками является одной из главный составляющих таможенного контроля. А развитие партнерских отношений между таможней и бизнесом намного облегчают торговлю в виду снятия лишних административных барьеров. Использование максимально упрощенных процедур для добросовестных участников ВЭД способствует быстрому и своевременному поступлению таможенных платежей в государственный бюджет [6].
Вывод к разделу 1
В заключение первого раздела следует отметить, что система управления рисками в таможенных органах Российской Федерации представляет собой комплексный и эффективный подход к регулированию и
22 контролю перемещения товаров через границы страны. Используя передовые технологии, внедряя внутренний контроль и гарантии, сотрудничая с другими ведомствами и постоянно адаптируясь к меняющимся потребностям торговой среды, таможенные органы способны эффективно выявлять и снижать потенциальные риски, обеспечивая бесперебойное и эффективное выполнение таможенных процедур. Это имеет решающее значение для защиты экономических интересов страны и интересов безопасности, а также для обеспечения дальнейшего роста и успеха российской экономики.
Система управления рисками в таможенных органах Российской
Федерации предназначена для выявления и оценки потенциальных рисков бесперебойного выполнения таможенных процедур. Это включает в себя риски, связанные с контрабандой незаконных товаров, а также риски, связанные с потенциальным несоблюдением таможенных процедур для надлежащей защиты экономических интересов страны и интересов безопасности. Одним из ключевых аспектов системы управления рисками в российских таможенных органах является использование передовых технологий и анализа данных. Используя эти инструменты, сотрудники таможенных органов могут быстро и точно идентифицировать потенциальные риски и принимать соответствующие меры для их снижения. Это включает в себя использование специализированного программного обеспечения и алгоритмов, которые могут помечать подозрительные грузы и предупреждать сотрудников таможни о потенциальных проблемах.