Файл: Система управления рисками (сур) основа организации таможенного контроля.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 853

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

23

РАЗДЕЛ 2.
АНАЛИЗ МЕТОДИКИ СУР В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ
ГРАНИЦУ РФ
2.1. Разработка целевой методики выявления рисков и профилей
рисков
При применении системы управления рисками в процессе таможенного контроля в аспекте выявления рисков, обработки и анализа данных, составления целевых методик выявления рисков должностные лица таможенных органов руководствуются рядом актов Государственного таможенного комитета и Федеральной таможенной службы России из них, одним из основных, является - «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при применении системы управления рисками», а также письмами ФТС России о порядке отчетности и содержащих методические рекомендации по минимизации рисков.
Разработка целевой методики выявления рисков понимается как определение порядка проведения отбора, систематизации, анализа информации с целью выявления рисков по определенному направлению работы и оценки их степени с преимущественным использованием математико-статистических методов и минимальным применением экспертных методов, с указанием используемых в работе источников данных, области применения методики.
Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по выявлению рисков и разработке целевых методик их выявления отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется:
— область риска – таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения;

24
— индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля;
— профиль риска – сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям.
Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют собой:
— использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации;
— применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо;
— использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками;
— использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности) [5].
Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение.
Выявление рисков, возникающих при таможенном контроле товаров, на основе применения целевых методик и формирование, опираясь на них, проектов профилей рисков осуществляется в соответствии с типовой схемой и должностными инструкциями должностными лицами, в обязанности которых входит:
— контроль классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД


25
России и определение страны происхождения;
— контроль применения нетарифных мер и защита интеллектуальной собственности;
— валютный контроль;
— контроль таможенной стоимости;
— контроль начисления таможенных пошлин, налогов, а также обеспечения уплаты таможенных платежей;
— контроль таможенного транзита;
— контроль деятельности субъектов внешнеторговой деятельности;
— формирование таможенной статистики;
— правоохранительная деятельность.
Разработка целевых методик ведется исходя из обработки статистической и иной информации в распоряжении таможенных органов. К основным источникам такой информации относятся:
1. Базы данных электронных копий:
1) грузовых таможенных деклараций;
2) уведомлений о направлении товаров;
3) деклараций таможенной стоимости (ДТС);
4) корректировки таможенной стоимости (КТС);
5) таможенных приходных ордеров (ТПО);
6) электронных журналов;
7) центральный реестр участников ВЭД;
8) справочники НСИ.
2.
Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена:
1) с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF);
2) с ГТС Украины;
3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан;
4) с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений);

26 5) с министерствами, федеральными службами и агентствами (по мере заключения соответствующих соглашений).
3. Специализированные базы данных:
1) паспортов сделок;
2) валютного контроля;
3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля;
4) информации об административных правонарушениях.
5) Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, ТД, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра
(досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах.
6) Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности.
7) Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок.
8) Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники.
9)
Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом ФТС России [8].
В аналитической работе используются традиционные математико- статистические методы. Целевые методики призваны обеспечивать единообразное выявление рисков и применение мер по их минимизации с минимальным участием интуитивного человеческого фактора. В ходе анализа


27 выявляется наличие взаимосвязей индикаторов и области риска, а также выявляются тенденции, закономерности и зависимости индикаторов и области риска от следующих показателей:
1. В отношении таможенных органов:
1) регионы Российской Федерации;
2) таможенные органы, осуществляющие таможенное оформление и выпуск товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом;
3) таможенные органы, расположенные в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации;
4) соответствующие должностные лица.
2. В отношении участников внешнеторговой деятельности:
1) перевозчик;
2) таможенный брокер;
3) таможенный склад, склад временного хранения;
4) вид транспорта, номера транспортных средств;
3. В отношении товара:
1) код в соответствии с ТН ВЭД;
2) страна происхождения;
3) страна отправления;
4) иные показатели.
Степень выявленного на основе методики риска определяется уполномоченным должностным лицом экспертным методом исходя из суммы предполагаемого ущерба, частоты проявлений и других показателей, указанных в ней. Степень риска может быть высокой, средней или низкой.
Если она определена как низкая, то эта информация доводится до непосредственного руководителя. В случае если степень выявленного риска является высокой или средней, формируется проект профиля риска с приложением к нему пояснительной записки. Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторов риска, а также указания о применении прямых мер по его минимизации. После утверждения профиля риска в

28 установленном порядке, правовым актом ФТС России он доводится до таможенных органов в электронном виде.
В зависимости от региона применения профили рисков могут быть трех видов:
1.
Общероссийский – действует на всей таможенной территории
России.
2.
Региональный – действует в регионе деятельности одного РТУ.
3.
Зональный – действует в регионе деятельности одной таможни.
Решение об отнесении профиля риска к одному из вышеперечисленных видов принимается ФТС России. Правовой акт ФТС России, содержащий профиль риска, в зависимости от вида утверждается:
— общероссийский – руководитель ФТС России или лицо им уполномоченное;
— региональный – заместитель руководителя ФТС России, курирующий
Главное управление организации таможенного контроля ФТС России либо курирующий структурное подразделение, по направлению деятельности которого выявлен риск.
— зональный – начальник Главного управления организации таможенного контроля (лицо, им уполномоченное), либо начальник Главного управления (управления) ФТС России по направлению деятельности которого выявлен риск, по согласованию с Главным управлением организации таможенного контроля [17].
В зависимости от сроков действия профили рисков делятся на виды:
— краткосрочный (действует от 1 дня до 1 месяца);
— среднесрочный (от 1 до 3 месяцев);
— долгосрочный (от 3 до 6 месяцев);
— постоянный (более 6 месяцев).
Срочные профили риска разрабатываются с учетом Инструкции по работе с рисками, Временного порядка рассмотрения проектов профилей риска структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России.


29
Указанные профили риска предназначены для оперативного доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль товаров и транспортных средств, информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.
Проекты срочных профилей риска разрабатываются координирующими и иными структурными подразделениями ФТС России, РТУ или таможни на основе результатов осуществляемого мониторинга таможенного оформления.
Проекты срочных профилей риска, разработанные структурными подразделениями РТУ (таможни), представляются в ОКТО РТУ (таможни) для направления по оперативным каналам связи в ФТС России.
Проект срочного профиля риска составляется должностными лицами в произвольной форме и может содержать следующие сведения:
— о дате перемещения товара через государственную границу
Российской Федерации;
— о лицах, участвующих в перемещении товаров (перевозчик, получатель товара, лицо, ответственное за финансовое урегулирование);
— о перемещаемых товарах и номерах транспортных средств;
— о таможенных органах, совершающих таможенные операции с товарами;
— о номерах таможенных документов (книжка МДП, транзитная декларация и др.);
— иные сведения, необходимые для формирования и издания срочного профиля риска [11].
Предложения о целесообразности издания срочного профиля риска подготавливаются ГУОТК совместно со структурным подразделением, по направлению деятельности которого выявлен риск, как правило, в течение текущего дня и доводятся до таможенных органов в установленном порядке.
Срочные профили риска разрабатываются, как правило, в следующих случаях:
— если какая-либо рисковая ситуация не попадает под действие уже

30 имеющегося профиля рисков (например, экспорт);
— если какая-либо рисковая ситуация требует скорейшего применения мер по минимизации риска, а ранее разработанный проект обычного профиля риска еще не утвержден;
— если какая-либо рисковая ситуация по своему характеру (области действия) должна быть минимизирована в регионе деятельности нескольких таможенных органов и не может быть оперативно разрешена.
Следует отличать срочный профиль риска от ориентировки. Срочный профиль риска предназначен для оперативного доведения до должностных лиц таможенных органов информации о необходимости применения прямых мер по минимизации рисков к определенной партии товаров до их выпуска.
Ориентировка направляется в подчиненные таможенные органы с целью доведения до должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, информации о типичных показателях, характеризующих различные объекты таможенного контроля (товар, его упаковка, вес, стоимость, условия транспортировки, порядок перемещения и т.д.), а также деятельность участников внешнеторговой деятельности. Структура ориентировки аналогична структуре профиля риска, за исключением раздела о применении мер по минимизации рисков.
В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях, доведенных до таможенного органа, уполномоченные должностные лица применяют указанные в профиле прямые меры по минимизации. При применении прямых мер по минимизации в процессе декларирования товаров должностное лицо осуществляет прием, регистрацию декларации, документальный контроль и в графе «С» электронной копии грузовой таможенной декларации делает отметки о выполнении указанных прямых мер по минимизации рисков.
Для определения целесообразности применения соответствующего профиля риска, прогнозирования эффективности его действия, а также сокращения количества профилей риска направляются отчеты о реализации