Файл: Реферат по дисциплине "Техническая механика" " Косозубые и шевронные колеса" выполнил студент 2 курса 214 группы По специальности 13. 02. 11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-экономический колледж»

Реферат по дисциплине: “Техническая механика”

Косозубые и шевронные колеса”

выполнил студент 2 курса 214 группы

По специальности 13.02.11 «Техническая

эксплуатация и обслуживание электрического

и электромеханического оборудования»

(по отраслям) Иванов Илья Александрович

Преподаватель: Извеков Игорь Иванович

Воронеж 2023

Содержание

  1. Введение

  2. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения

  3. Геометрические параметры цилиндрической косозубой передачи

  4. Действующие силы

  5. Расчеты на прочность цилиндрических косозубых и шевронных передач

  6. Достоинства и недостатки шевронных колес


Введение

Косозубыми называют колеса, у которых теоретическая делительная линия зуба является частью винтовой линии постоянного шага (теоретической делительной линией называется линия пересечения боковой поверхности зуба с делительной цилиндрической поверхностью). Линия зуба косозубых колес может иметь правое и левоенаправление винтовой линии. Угол наклона линии зуба обозначается β

Косозубая передача с параллельными осями имеет противоположное направление зубьев ведущего и ведомого колес и относится к категории цилиндрических зубчатых передач, так как начальные поверхности таких зубчатых колес представляют собой боковую поверхность цилиндров. Передача с косозубыми колесами, оси которых скрещиваются, имеет одинаковое направление зубьев обоих колес и называется винтовой зубчатой передачей, которая относится к категории гиперболоидных зубчатых передач
, так как начальные поверхности таких зубчатых колес являются частями однополостного гиперболоида вращения; целительные поверхности этих колес — цилиндрические.

Устройство и основные геометрические и силовые соотношения

Косозубые зубчатые передачи, как и прямозубые, предназначены для передачи вращательного момента между параллельными валами (рис. 1). У косозубых колес оси зубьев располагаются не по образующей делитель­ного цилиндра, а по винтовой линии, составляющей с образующей угол   (рис. 2). Угол наклона зубьев р принимают равным   , он одинаков для обоих колес, но на одном из сопряженных колес зубья наклонены вправо, а на другом влево.



Рис. 1. Цилиндрическая косозубая передача

Передаточное число для одной пары колес может быть   . В прямозубых передачах линия контакта параллельна оси, а в косозубых расположена по диагонали на поверхности зуба.

Направление осевой силы зависит от на­правления вращения колеса (рис. 2), на­правления винтовой линии зуба, а также от того, каким является колесо — ведущим или ведомым.



Рис. 2. Усилия в косозубой цилиндрической передаче

Шевронные зубчатые колеса представляют собой разновидность косозубых колес (рис. 3).



А) б)

Рис. 3. Шевронная зубчатая передача

Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями (рис. 3, а), называют шеврон­ным колесом. Часть венца зубчатого колеса, в пределах которого линии зубьев имеют одно направление, называют полушевроном. Различают шев­ронные колеса с жестким углом (рис. 3, б

), предназначенным для выхо­да режущего инструмента при нарезании зубьев. Шевронные передачи об­ладают всеми преимуществами косозубых, а осевые силы (рис. 4) проти­воположно направлены и на подшипник не передаются.



Рис.4. Усилия в зацеплении шевронных зубчатых коле

Таблица 1. Геометрические параметры цилиндрической косозубой передачи

Параметр, обозначение


Расчетные формулы


Нормальный модуль 



Торцовый (окружной модуль) 








Диаметр вершин зубьев в 





Делительный диаметр d





Диаметр впадин зубьев 





Шаг нормальный 





Шаг торцовый (окружной) 






Окружная толщина зубьев 






Ширина впадин зубьев 





Высота зуба 





Высота головки зуба 





Высота ножки зуба 





Радиальный зазор 



Радиальный зазор 





Длина зуба 





Ширина венца 




Действующие силы

Окружная сила   . На косой зуб действует осевая сила   (см. рис. 2), радиальная (распорная) сила   .

Для зубчатого колеса с шевронным зубом окружную силу   и рас­порную   определяют по тем же формулам, что и для косозубой передачи т.е.     . В шевронной передаче осевая сила   (см. рис. 4).

Расчеты на прочность цилиндрических косозубых и шевронных передач

Прочность зуба определяют его размеры и форма в нормальном сечении. Форму косого зуба в этом сечении принято определять через параметры эквивалентного прямозубого колеса. Профиль зуба эквивалентного колеса соответствует профилю зуба косозубого колеса в его нормальном сечении.

Достоинства шевронного колеса


Следует отметить, что все механические передачи имеют общие преимущества и недостатки. Это относится и к шевронному зацеплению. Рассмотрим сильные стороны. Во-первых, высокая плавность хода, что достигается благодаря большому углу наклона зубьев. Следовательно, и габариты будут гораздо меньше по сравнению с косозубым колесом. Это позволяет несколько снизить массу изделия, а также размер узла в целом.

Долговечность при соблюдении норм эксплуатации (регулярная смазка, выбраковка, отсутствие перегрева и механических повреждений) составляет порядка 40 000 часов. Соответственно надежность данного узла будет очень высокой. Это обусловлено еще и отсутствием осевых нагрузок на подшипник. Как следствие, не возникает перегрева вала и опоры.


Высокий КПД (97-98 %) - еще одна сильная сторона шевронных колес. Данный показатель нередко является определяющим фактором при выборе типа передачи в том или ином узле, так как позволяет добиться минимальных потерь во время эксплуатации. Постоянное передаточное число также немаловажный фактор, который хоть и не выдвигается на первый план, но все же имеет место. Такие достоинства шевронной передачи играют немаловажную роль при эксплуатации в тяжело-нагруженных узлах машин.

Немного о недостатках

Как и любой другой тип передач, данный имеет несколько минусов. В первую очередь, как было отмечено выше, сложность изготовления. Стоимость шевронного колеса достаточно высока, хоть оно и является долговечным. Зачастую на производстве при выходе из строя какого-либо узла важно заменить его как можно скорее. В этом случае отлично подойдут косозубые и прямозубые колеса, которые просты в изготовлении. Что же касается шевронного, то тут не все так однозначно. Точность монтажа также должна быть высокой, следовательно, увеличивается количество затрачиваемого времени на установку детали.