ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Центр дополнительного Кафедра
педагогического образования «Прикладная психология»
Дополнительная профессиональная программа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Гендерные различия психологической готовности к семейной жизни
молодых людей»
Слушатель Ляпушкина Н.В.
(подпись, дата) ФИО
Руководитель Бочкарева Л. П.
(подпись, дата) ФИО
Рецензент
(подпись, дата) ФИО
Директор ЦДПО Шарапова Н. Н.
(подпись, дата) ФИО
Пенза 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………….4 Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий психологической готовности к семейной жизни молодых людей………………………………………………………………………...…..8 1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе.............................................................................................................8 1.1.2. Типы семьи и брака…………………………………………….…19 1.2. Гендерные исследования в отношении к семейной жизни у молодых людей……………………………………………………..……27 1.2.1. Определение гендера……………………………………………..27 1.2.2.Гендерные исследования…… ………………………………........29 1.2.3. Понятие психологической готовности к семейной жизни………………………………………………………………….………..40 1.2.4. Представления о семье и браке у юношей и девушек………….46 Глава II. Эмпирическое исследование гендерных различий психологической готовности к семейной жизни молодых люде……………….……………………………………………………….…...52 2.1 Организация и методики исследования ……………………….…..52 2.2 Описание методического инструментария..… ………………........52 2.3 Анализ полученных данных………………………………………..53 Выводы…………………………………………………………………..68 Заключение……………………………………………………………...70 Список использованной литературы………………………………….77 Приложения……………………………………………………………..73 | |
Введение
Семья является одним из важнейших социальных институтов культуры. Традиционно, семья определяется, как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначально основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности Семья же, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но и как социально-культурный институт, т. е. систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Современная ситуация характеризуется оживлением интереса к семье. Ведь именно сейчас правительство, региональные и муниципальные власти, наконец-то стали пропагандировать образ «здоровой семьи», как основной ячейки общества. Это связано с нарастанием трудностей и проблем в современной семейной жизни.
История семейных отношений знает различные мотивы вступления в брак, кроме любви - это и решение политических проблем, и повышение социального статуса (например, вхождение в ту или иную привилегированную касту), и решение материальных проблем. Современные же браки основаны, главным образом, на свободном выборе супругов, не всегда опирающихся на любовные отношения, на личных чувствах.
Крепкая, здоровая семья - залог здорового общества и крепкого государства. Поэтому общество заинтересовано в подготовке молодого поколения к созданию семьи. Устойчивость брачно-семейных отношений в современном мире приобретает особое значение, поскольку сегодняшняя жизнь, с ее стрессами и экономическими трудностями, не способствует стабильности и гармонии в супружеских отношениях. В связи с этим готовность к браку, все чаще становится предметом исследовании психологов (Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, В.Н. Дружинин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Э.Г. Эйдемиллер, Л.Б. Шнейдер и др.), педагогов (А.В. Мудрик, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, Т.А Куликова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, О.С. Газман, С.Д. Поляков, И. П. Подласый и др.), социологов (А.С. Власенко, В.И.
Актуальность исследования :в современное время, как показывает демографическая статистика ,растет количество разводов, снижается уровень брачности ,уменьшается число детей в семье, также усложняется поиск партнера и усиливаются гендерные и межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанционирование обоих полов от каких-либо семейно-брачных отношений. Для общества решение таких проблем имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Эмпирически доказано, что источником трудностей в семейной жизни могут стать различное отношение мужчины и женщины к браку и семье (мотивы вступления в брак, степень готовности вступления в брак, особенности формирования гендерной культуры как аспекта подготовки молодежи к семейной жизни).
Исследование этих гендерных различий психологической готовности к семейной у молодежи позволяет выяснить механизм формирования будущих брачно-семейных отношений и спрогнозировать их положительный или отрицательный социальный потенциал.
Цель исследования: выявить гендерные различия психологической готовности к семейной жизни молодых людей.
Объект исследования: гендерные различия
Предмет исследования: гендерные различия психологической готовности к семейной жизни молодых людей.
Гипотеза исследования :отношение к семье и браку у девушек и юношей различны.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме отношения молодежи к семье и браку в особенности гендерных различий психологической готовности к семейной жизни молодых людей.
2. Подбор методик, позволяющих изучить гендерные различия психологической готовности к семейной жизни молодых людей.
3. Проведение эмпирического исследования.
4. Анализ и интерпретация полученных результатов.
Методы исследования:
1. Тест-карта оценки готовности к семейной жизни (И.Ф.Юнда).
2.Тест «Незаконченные предложения» авторы Сакс и Леви (сокращенный вариант).
3. Анкета «Отношение к семье и браку».
База исследования: исследование проводилось среди молодых людей
Характеристика выборки исследования: в исследовании приняли участие юноши и девушки в возрастных категориях 18-25 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализирована научная литература по проблеме исследования психологической готовности к семейной жизни молодых людей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов и выводов исследования для выявления особенностей психологической готовности у юношей и девушек к семейной жизни, в психотерапевтических целях в психологическом консультировании.
Глава I. Теоретический анализ психологии семьи и брака и гендерных различий психологической готовности к семейной жизни молодых людей.
1.1.Понятия «семья», «брак» в научной литературе
В данном исследовании, мы, рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Именно поэтому в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, семья– это круг лиц, которые связаны между собой определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключенного брака, родственных связей, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. В российской обновленной Конституции брачные отношения были закреплены исключительно, как союз мужчины и женщины (без вариантов), а приоритетным направлением государственной политики стало воспитание ребенка в семье.
Но, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.
У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина– с несколькими мужчинами. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции, а позже – в СССР и странах восточной Европы. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи»[5, с.65]. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи: расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная. Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья–начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства.