ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Семья- это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социального института» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормальн6ого функционирования общества проблемы. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, кода муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальны связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.
Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической помощи семье. При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Перечислим основные признаки малой группы: общие цели и общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; особые групповые нормы и ценности; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость этой группы от других; принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы. Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Первичная группа является неформальным объединением. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения, и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии. Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.
Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов. Ученые выделяют ряд функций присущих семье (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Функции семьи | Характеристика функций |
Хозяйственно-экономическая функция | Ведение членами семьи общего хозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь и поддержка. Также, эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, созданием домашнего уюта, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма отхода от них. |
Репродуктивная функция | Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и в последствии имели способности к обучению социализации. Важным условием существования общества является регулирования рождаемости, избегания демографических взрывов и спадов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена часто с неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой –это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами. Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах рождения. |
Регенеративная функция | (лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. Каждый воспитанный человек в семье получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего отношения к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской и сельской культуре и др. Семья должна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни. |
Функция безопасности (защитная) | Она подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого. |
Рекреативная функция | Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. |
Образовательно-воспитательная функция (социализирующая) | Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная, полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Сексуальное регулирование | Семья – это главный социальный институт, через кокоторый общество упорядочивает, направляет и регу регулирует естественные сексуальные потребности людей людей. Вместе с тем, практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. |
Эмоциональное удовлетворение | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации, психологической терапии оказывает позитивное влияние на человека не только в детстве, но и на протяжении всей эго жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. |
К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения. Современная семья испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье. Поскольку пока общество не выработало социальных защитных механизмов, чтобы остановить разрушающие тенденции в сфере семьи и брака на безопасном для общества уровне, возникает необходимость в целенаправленной воспитательной работе, способствующей хотя бы «смягчению» сложившейся ситуации. Однако взгляд на семью только с точки зрения ее недостатков был бы односторонним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.
1.2 Типы семьи и брака
Семья – культурно-историческое явление, претерпевшее значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории.
- принадлежность супругов к определенной социальной общности: эндогамия (обычай брать жену исключительно из женщин своего племени, своего рода, своей социальной группы) и экзогамия(обычай, запрещающий брать жен из своего племени, из своего рода, своей социальной группы);
- количество брачных партнеров: моногамия(единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов), полигамия, серийная моногамия;
- юридическое оформление брачных отношений: официально зарегистрированный брак и фактический («гражданский»);
- структура власти в семье: традиционная патриархальная и традиционная матриархальная, неопатриархальная и неоматриархальная, эгалитарная;
- количество поколений в семье: однопоколенная, нуклеарная, многопоколенная (расширенная, большая, сложная)
- наличие родителей: полная, неполная (материнская и отцовская), функционально неполная, особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе бинуклеарная;
- количество детей в семье: малодетная, среднедетная, многодетная, бездетная (инфертильная).
Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и, прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.
- качество выполнения семейных функций: нормально функционирующая, дисфункциональная;
- состояние психологического комфорта: благополучная, неблагополучная;
- способность продуктивно разрешать семейные проблемы: зрелая, проблемная;
- удовлетворенность супругов своим браком: оба удовлетворены браком; один из супругов удовлетворен браком, другой нет; оба не удовлетворены браком.
Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятие, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка. Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Начнем с осознания социальной сущности брака, т.е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, он сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он