Файл: Программа практическая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим результаты методики «Незаконченные предложения» (авторы Сакс и Леви).

Мы обнаружили, что существуют различия по отношению к лицам противоположного пола у юношей и девушек. 

Многие юноши на задание описать идеальную для них женщину отмечали, что она должна быть умной, веселой, любящей, заботливой доброй ,понимающей, спокойной многие писали о стройности и красоте девушки ,то есть для них важны и физические данные девушки в то время как девушки же в своих ответах больше перечисляли качества характера. многие девушки отмечали такие качества как уверенность, целеустремленность, мужественность, ответственность а также способность любить, внимательность и отзывчивость. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что юношам важна как физические данные  так и внутренняя красота души, тогда как многие девушки в большинстве случае всё-таки ценят психологические качества мужчин.

Также из полученных данных видно, что девушки находят большинство юношей не постоянными, ветреными, и эгоистичными в своих поступках, ответы юношей отражают также негативное отношение к большинству девушек. В своих ответах они часто давали такие характеристики девушкам, как легкомысленные, слишком болтливые, испорченные.

Насчет вопроса о супружеской жизни то и девушки и парни в большинстве случае описывают ее как идеальная, гармоничная, интересная, полной счастья, необычная.

По результатам данной методики мы видим, что юноши и девушки в своем большинстве имеют положительные ответы, касающиеся отношения к своей семье. Они часто оценивали свою семью как дружную,порядочную, крепкую, надежную и счастливую.

Итак, по результатам методики следует, что при описании идеальной женщины юноши уделяют внимание как физическим данным так и психологическим характеристикам, в то время как девушки описывают в большинстве случаев лишь психологические качества характера, не уделяя внимание внешности. Также, по полученным результатам, мы видим, что у юношей и девушек не выявлено различий в представлениях о своей семье. 


Выводы

Как показало наше исследование, при наличии сформированных знаний и представлений о семье, негативно-аффективный компонент вышел на первый план, тем самым указывая на неготовность юношей и девушек к созданию семьи на данном этапе жизни. На первый план выходит профессиональное становление, поиск себя, и своего места в жизни. Полученные и обработанные данные свидетельствуют о том, что наша гипотеза подтвердилась, когнитивный компонент готовности юношества к вступлению в семейную жизнь сформирован, однако эмоциональная составляющая отношения к будущей семье у юношей и девушек не сформирована, что позволяет нам сделать вывод о не сформированной готовности к созданию семейной жизни в позднем юношеском возрасте. Для формирования готовности к созданию семьи и браку, необходимо проводить психопросветительские лекции в школах, колледжах и ВУЗах, что будет формировать знания юношей и девушек, и тем более осознанным будет вступления в брак, и тем меньше бракоразводных процессов. Практическая значимость нашего исследования, для психологов – это материал для создания программ психопросвещения с целью представлений о будущей семье для работы с молодыми людьми от 15 до 18 в школах, так и для работы с молодежью от 18 до 23 лет в колледжах и ВУЗах. Для педагогов – это материал, на основе которого возможно провести уроки о структуре семьи, для самих юношей и девушек – наглядное пособие для развития и формирования готовности к созданию семьи и брака.

Для достижения цели нами были решены поставленные в данном исследовании задачи:

Задачи исследования:

1. Проанализированы теоретические подходы к проблеме отношения молодых людей к семье и браку в особенности гендерных различий психологической готовности в отношении к семейной жизни.

2. Подобраны методики, позволяющих изучить гендерные различия психологической готовности к семье и  браку у молодежи.

3. Проведено эмпирическое исследование, в ходе которого была достигнута цель: психологической готовности в отношении к семейной жизни молодых людей.

4. Был произведен анализ и интерпретация полученных результатов.

Таким образом было доказано что существуеют гендерные различия психологической готовности в отношении к семейной жизни молодых людей.



Подводя общие итоги теоретико-экспериментального анализа, представленного в данной работе, можно констатировать, что цель исследования достигнута и поставленные задачи выполнены.

Заключение

Семья – это первая ступень на пути к социализации каждого индивида. Семья – это то, что окружает нас с рождения и на протяжении всей жизни, сначала это родительская семья, то место, где в нас закладывается самые базовые знания, ценности, убеждения, затем на основе этого уходя во взрослую жизнь, мы перенимаем знания и опыт в свою новую семью. Юноши и девушки при формировании представлений о своей будущей семье ориентируются на уже известную им модель родительской семьи, именно поэтому важно отдавать себе отчет, в понимании семьи, формировать знание о ее функциях и стадиях. В случае гармоничных отношений в родительской семье юноши и девушки переносят образы родителей на свои образы идеальных мужа и жены, и представления являются позитивно окрашенными. Вместе с тем, формируется готовность к созданию семьи, положительный эмоциональный фон, правильная мотивация на создание семьи, знания о базовых функциях семьи.

Необходимо формировать готовность к браку у юношей и девушек ведь семья – это важнейшее образование общества, благодаря семье мы, маленькими детьми начинаем свой путь к социализации, усвоению первичных навыков общения, и наша родительская семья является для нас примером для нашего будущего. Важно, помнить, что одной лишь любви для построения крепкой семьи недостаточно, именно поэтому, молодым людям необходимо учитывать свои представления о браке и семье, ее функциях, учитывать ее стадии. Ведь как говорил Эрих Фромм: «Любят то, над чем трудятся, и трудятся над тем, что любят».

Список использованной литературы

1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права.

Актуальные проблемы поведения. -М , 2003.

2. Гребонников И.В., Кованько Л.В.- М., 2003, 271с.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.,2000 . 160с.

4. Афанасьева, А.В. Психология семейных отношений, -М.,2005.

5. Ковалев С.В. Психология современной семьи, -М., 2005.

6. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. -М., 2004.

7. Разумихина Г.П. Этика и психология семейной жизни. -М., 2006.

8. Сборник статей «Культура семейных отношений». М., 2005.

9. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. - М., 2006.

10. Сысенко В.А. Супружеские конфликты,- М., 2003.

11. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и


психология семейной жизни"- М.,2009.

12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. -М., 2008.

13. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.

14. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. – М.: Класс, 2004.

15. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. Пособие / Т.В. Андреева – СПб.; Речь, 2004.

16. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар/ Перев. с англ. Н. Рассказовой, А. Багрянцевой / Л. Берг-Кросс – М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

17. Гаранина Е.Ю. Семьеведение: учеб. Пособие / Гаранина Е. Ю, Коноплева А.Н., Карабанова. С.Ф. – М.: Флинта: МПСИ, 2009.

18. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. / С.И. Голод – Спб.: Речь, 2002.

19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. / О.А. Карабанова – М.: Гардарики, 2005.

20. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 2000.

21. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М.: Лига, 2001.

22. Кондратьев М. Ю. Азбука социального психолога-практика /М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин — М.: ПЕР СЭ, 2007.

23. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании / Г. Навайтис – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

24. Николе М. Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы / Пер, с англ. О. Очкур, А. Шишко. — М.: Эксмо, 2004.

25. Обозов Н.Н. Совместимость и срабатываемость людей / Н.Н. Обозов – СПб.: Облик, 2000

26. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. 2001. №2 С. 98-101

27. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович – М.: Речь, 2006.

28. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии / А.В. Петровский, М. 2002.

29. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. Учебное пособие для факультетов психологии, педагогики и социальной работы. [Текст] / Д.Я. Райгородский – Самара: БАХРАХ - М, 2002.

30. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие / Т.В. Румянцева - Спб.: Речь, 2006.

31. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002.

32. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. — Изд. 3-е. -М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.

33. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапии. Учебное пособие для врачей и психологов /Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская – Спб.: Речь, 2003.



Приложения

Приложение 1

I.У юноши (девушки) неприятности на работе:

1) недовольство, упреки в нерасторопности, неумении ладить с начальством, решать производственные вопросы;
2) спокойно-дружеские отношения, иногда с утешением и разделением огорчения;
3) сопереживание, проявление нежности, стремление успокоить, поддержать уверенность в правоте.

II. Встреча гостей – родителей, родственников и друзей:

1) прием простой, без особого энтузиазма, чайный стол с обсуждением семейных проблем и новостей;
2) прием без всякого энтузиазма, без проявлений признаков должного уважения, в разговоре порой проскальзывает недовольство;
3) прием в торжественной обстановке, с празднично накрытым столом, любимыми кушаньями гостей, культурно - развлекательной программой

III. Совместные покупки, заготовка продуктов:

1) дружное обсуждение планов, в реализации которых все члены семьи принимают посильное, но активное участие;
2) единоличное принятие решения, один из супругов отдает распоряжения, другой выполняет их;
3) безучастное отношение к предстоящему, отрицательные высказывания по поводу планов с последующей критикой сделанного, ссорами по этому поводу.

IV. «Мне некогда, я работаю»:

1) рассуждения типа: «Работа на работе, а дома время – семье, личной жизни»; отрицательная, порой раздражительная реакция на производственные проблемы;
2) отношение к занятости супруга (супруги) понимающее, хотя и без особого интереса к его (ее) профессии;
3) уважительное отношение к профессии, успехам, живой интерес к работе супруга (супруги) и трудовым проблемам.

V. Забота об уюте, эстетике быта, чистоты одежды, белья; уборка квартиры, приготовление пищи с учетом различных вкусов:

1) рассуждения типа: «Идеальный порядок в доме – моя мечта, но одна (один) я не в состоянии справиться, нужны помощник и стимул»;
2) предпочтение самостоятельных занятий домоводством с адекватным восприятием доброжелательной критики и пожеланий, без отказов от полезной помощи;
3) рассуждения типа: «Признаю, что порядок в доме – хорошо, но заниматься им нет никакого желания; если бы кто-то взял уборку, стирку и приготовление пищи на себя