Файл: Рабочая программа учебной дисциплины одб. 08 обществознание.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально- техническое обеспечение.
Для реализации учебной дисциплины имеется кабинеты истории и обществознания, экономики и права.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической литературы, дидактический материал;
- методическое обеспечение: схемы и таблицы для изучения материала, словарь обществоведческих понятий, тесты по разделам.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений /– М: Академия, 2017.
2. Никитин А.Ф. Обществознание: 10 класс, базовый уровень, М. «Дрофа», 2011.
3. Никитин А.Ф. Обществознание: 11 класс, базовый уровень, М., «Дрофа», 2011
4. Нормативно-правовые акты РФ.
5. Ионин Л.Г., Поляков Л.В. Обществознание: Человек в глобальном мире, / 10 класс/ М., «Просвещение», 2009.
6. Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке / 11 класс/ М., «Просвещение», 2009
Дополнительная учебная литература:
1. Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Котова О.А., Королькова Е.С. Обществознание: сборник заданий к ЕГЭ 2011, М., «Эксмо», 2010
2. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Феникс, 2002.
3. Никитин А.Ф. Основы государства и права: 10 - 11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
4. Гуревич Н.С. Человек и культура. Основы культуроведения: 10 - 11 кл. учебник для учащихся гуманитарных школьных лицеев, гимназий/ – М.: Дрофа, 1998.
5. Основы права: учебник для системы среднего профессионального образования/под ред. А.В. Мицкевича. – М.: Феникс, 1998.
Интернет-ресурсы:
ЭБС «BOOK»
1. http://www.wikiznanie.ru
2. http://www.wikipedia.org
3. http://www.megabook.ru
4. http://his.1september.ru
5. http:// historydoc.edu.ru
6. http://www.warheroes.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения учебного предмета "Обществознание" на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
- различать формы бизнеса;
- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
- Выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
Наименование глав и разделов | № учебного занятия | Тематика и форма проведения занятий | Объем часов |
Введение | 1 | Тема. Обществознание в системе культуры. | 1 |
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений | | | 18 |
1 | Тема 1.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. | 1 | |
2 | Тема 1.2. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры. | 1 | |
3 | Тема 1.3. Мораль. Нравственная культура. | 1 | |
4 | Тема 1.4. Искусство, его основные функции. | 1 | |
5 | Тема 1.5. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. | 1 | |
6 | Тема 1.6. Социализация индивида, агенты (институты) социализации. | | |
7 | Тема 1.7. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность. | 1 | |
8 | Тема 1.8. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. | 1 | |
9 | Тема 1.9. Познание мира. Формы познания. | 1 | |
10 | Тема 1.10. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. | 1 | |
11 | Тема 1.11. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки. | 1 | |
12 | Тема 1.12. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания. | 1 | |
13 | Тема 1.13. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание. | 1 | |
14 | Тема 1.14. Мировоззрение, его типы. | 1 | |
15 | Тема 1.15. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. | 1 | |
16 | Тема 1.16. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. | 1 | |
17 | Тема 1.17. Практическая работа: Эссе: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В.И. Ленин. Информационно сообщения по теме: «Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества». | 1 | |
18 | Тема 1.18. Проверочная работа: «Человек и духовная культура». | 1 | |
Раздел 2. Общество как сложная динамическая система | | | 40 |
| 19 | Тема 2.1. Экономика, экономическая наука. | |
| 20 | Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы. | |
| 21 | Тема 2.3. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. | |
| 22 | Тема 2.3. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. | |
| 23 | Тема 2.3. Фирма в экономике. | |
| 24 | Тема 2.3. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. | |
| 25 | Тема 2.3. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. | |
| 26 | Тема 2.3. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты. | |
| 27 | Тема 2.3. Виды, причины и последствия инфляции. | |
| 28 | Тема 2.3. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. | |
| 29 | Тема 2.3. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | |
| 30 | Тема 2.3. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика. | |
| 31 | Тема 2.3. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП - основные макроэкономические показатели. | |
| 32 | Тема 2.3. Экономический рост. Экономические циклы. | |
| 33 | Тема 2.3. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. | |
| 34 | Тема 2.3. Проверочная работа «Общество как сложная динамическая система» | |
Раздел 3. Социальные отношения | | | |
| 35 | Тема 3.1. Социальная структура общества и социальные отношения. | |
| 36 | Тема 3.1. Социальная стратификация, неравенство. | |
| 37 | Тема 3.1. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа. | |
| 38 | Тема 3.1. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов. | |
| 39 | Тема 3.1. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль. | |
| 40 | Тема 3.1. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе. | |
| 41 | Тема 3.1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. | |
| 42 | Тема 3.1. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. | |
| 43 | Тема 3.1. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. | |
| 44 | Тема 3.1. Проверочная работа «Социальные отношения» | |
Раздел 4. Политика | | | |
| 45 | Тема 4.1. Политика как общественное явление. | |
| 46 | Тема 4.1. Государство, его функции. | |
| 47 | Тема 4.1. Политический режим. Типология политических режимов. | |
| 48 | Тема 4.1. Демократия, ее основные ценности и признаки. | |
| 49 | Тема 4.1. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. | |
| 50 | Тема 4.1. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства. | |
| 51 | Тема 4.1. Основные идейно-политические течения современности. | |
| 52 | Тема 4.1. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. | |
| 53 | Тема 4.1. Практическая работа: Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | |
| 54 | Тема 4.1. Абсентеизм, его причины и опасность. | |
| 55 | Тема 4.1. Политический процесс. Политическое участие. Особенности политического процесса в России. | |
| 56 | Тема 4.1. Консультация по разделам 1-4 | 2 |
| 57 | Тема 4.1. Проверочная работа «Политика» | |
Раздел 5. Правовое регулирование общественных отношений | | | |
| 58 | Тема 5.1. Право в системе социальных норм. | |
| 59 | Тема 5.1. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. | |
| 60 | Тема 5.1. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. | |
| 61 | Тема 5.1. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. | |
| 62 | Тема 5.1. Экологическое право. | |
| 63 | Тема 5.1. Гражданское право. | |
| 64 | Тема 5.1. Право собственности. | |
| 65 | Тема 5.1. Право на результаты интеллектуальной деятельности. | |
| 66 | Тема 5.1. Наследственное право. | |
| 67 | Тема 5.1. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | |
| 68 | Тема 5.1. Организационно-правовые формы предприятий. | |
| 69 | Тема 5.1. Семейное право. | |
| 70 | Тема 5.1. Порядок и условия заключения и расторжения брака. | |
| 71 | Тема 5.1. Право на образование. | |
| 72 | Тема 5.1. Занятость и трудоустройство. | |
| 73 | Тема 5.1. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | |
| 74 | Тема 5.1. Административное право. | |
| 75 | Тема 5.1. Уголовное право. | |
| 76 | Тема 5.1. Конституционное право. | |
| 77 | Тема 5.1. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | |
| 78 | Тема 5.1. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации. | |
| 79 | Тема 5.1. | |
| | | |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, консультации | Объем часов | Уровень освоения |
| | 41 | |
Введение | Содержание учебного материала | 1 | 1 |
Предмет, основные задачи, методы исследования обществознания, история воззрений на общество. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. | | ||
Раздел № 1 Общество | Содержание учебного материала | 5 | |
1.1 . Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей природную среду. | 1 | 1 |
1.2. Цивилизация и формация. | Типы цивилизации. | 1 | |
1.3. Многообразие путей и форм общественного развития. | Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Перспективы постиндустриального общества. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. | 1 | |
1.4. Глобальные проблемы современности | Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 2 | |
Раздел № 2 Человек | Содержание учебного материала | 6 | |
2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. | Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. | 1 | 1 |
2.2. Философские представления о человеке. | Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека. | 1 | 1 |
2.3. Деятельность человека. | Человеческая деятельность, её многообразие. Творческая природа человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения. | 1 | |
2.4.Человек в учебной и трудовой деятельности. | Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 1 | |
2.5. Познание мира. | Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. | 1 | |
2.6.Истина и ее критерии | Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная. | 1 | |
Раздел № 3 Основы знаний о духовной культуре | Содержание учебного материала | 10 | |
3.1. Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Духовная деятельность. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 1 | |
3.2. Формы и разновидности культуры | Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. | 1 | |
3.3. Наука и образование в современном мире | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | 2 | 1 |
3.4. Религия как феномен культуры. | Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Мировые религии. | 1 | |
3.5. Роль религии в современном мире | Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. | 1 | 2 |
3.6 Искусство как вид духовного производства | Искусство, его виды. Влияние искусства на современное общество. Место искусства в жизни человека. | 1 | |
3.7 Мораль как вид регулятор социального поведения | Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. | 1 | |
Раздел № 4 Социальные отношения | Содержание учебного материала | 8 | |
4.1.Социальные отношения и взаимодействие. | Социальное действие. Социальное взаимодействие. Социальные статусы. Вселенная статусов. Социальная роль. Ролевой набор. Типология социального взаимодействия. Формы взаимодействия. | 1 | 1 |
4.2. Социальные группы. | Значение группы. Принадлежность к группе. Классификация социальных групп. Формы массового поведения. Формы организованного протеста. Малая группа. | 1 | 1 |
4.3. Социальная стратификация. | Измерение стратификации. Принадлежность к страте. Исторические типы стратификации. | 1 | |
4.4. Социальная мобильность. | Классификация мобильности. Групповая мобильность. Структурная мобильность. Объём и дистанция мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Групповая замкнутость. Миграция. | 1 | |
4.5. Социальный контроль. | Элементы социального контроля. Социальные нормы. Социальные санкции. Самоконтроль. Агенты формального и неформального контроля. Общественное мнение. Девиантное и делинкветное поведение. Подростковая девиантность. | 1 | |
4.6.Этнические общности. | Межнациональные отношения. Национальная политика. | 1 | |
4.7. Семья как социальный институт и малая группа. | Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно - демографическая структура общества. | 1 | |
4.8.Молодёжь как социальная группа. | Молодёжная субкультура. Проблемы молодёжи в условиях социальных перемен. Молодёжь как субъект социального развития. | 1 | 2 |
Раздел № 5 Политика | Содержание учебного материала | 10 | |
5.1. Политика как общественное явление. | Сущность и общественные функции политики. Классификация видов политики. Наука о политике. | 1 | 1 |
5.2. Власть, её происхождение и виды. | Природа власти. Ресурсы власти. Власть политическая и власть государственная: соотношение понятий. Принципы организации государственной власти в современном обществе. Легитимность власти. Комбинации типов власти. | 1 | |
5.3. Политическая система общества. | Сущность и структура политической системы общества. Функционирование политической системы общества. | 1 | |
5.4. Сущность и теории государства. | Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Особенности демократии в современных обществах. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие | 2 | 1 |
5.5. Участники политического процесса | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. | 1 | |
5.6. Правовое государство. Гражданское общество | Правовое государство, его признаки. Гражданское общество, его основные черты. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 1 | |
5.7. Выборы и избирательные системы | Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Деловая игра «Выборы». | 2 | |
5.8. Политические партии и движения | Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | 1 | |
| Дифференцированный зачет | 1 | |
Всего по дисциплине | 108 | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально- техническое обеспечение.
Для реализации учебной дисциплины имеется кабинеты истории и обществознания, экономики и права.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической литературы, дидактический материал;
- методическое обеспечение: схемы и таблицы для изучения материала, словарь обществоведческих понятий, тесты по разделам.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений /– М: Академия, 2017.
2. Никитин А.Ф. Обществознание: 10 класс, базовый уровень, М. «Дрофа», 2011.
3. Никитин А.Ф. Обществознание: 11 класс, базовый уровень, М., «Дрофа», 2011
4. Нормативно-правовые акты РФ.
5. Ионин Л.Г., Поляков Л.В. Обществознание: Человек в глобальном мире, / 10 класс/ М., «Просвещение», 2009.
6. Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке / 11 класс/ М., «Просвещение», 2009
Дополнительная учебная литература:
1. Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Котова О.А., Королькова Е.С. Обществознание: сборник заданий к ЕГЭ 2011, М., «Эксмо», 2010
2. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Феникс, 2002.
3. Никитин А.Ф. Основы государства и права: 10 - 11 кл. – М.: Дрофа, 1999.
4. Гуревич Н.С. Человек и культура. Основы культуроведения: 10 - 11 кл. учебник для учащихся гуманитарных школьных лицеев, гимназий/ – М.: Дрофа, 1998.
5. Основы права: учебник для системы среднего профессионального образования/под ред. А.В. Мицкевича. – М.: Феникс, 1998.
Интернет-ресурсы:
ЭБС «BOOK»
1. http://www.wikiznanie.ru
2. http://www.wikipedia.org
3. http://www.megabook.ru
4. http://his.1september.ru
5. http:// historydoc.edu.ru
6. http://www.warheroes.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
обучающийся должен знать: - основные обществоведческие термины; - основы Конституции РФ, нормативно-правовые акты, регулирующие жизнь и деятельность нашего государства; - суть и причины основных процессов, происходящих во всех сферах общественного развития в стране; - роль науки и научного познания, его структура, формы и методы - об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; - о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования; - особенности современной мировой экономики, место и роли России. - о принципах, нормах и институтах права, гарантированные законом права и свободы; | Текущий контроль в форме оценки тестовых заданий, устных ответов; Текущий контроль в форме оценки защиты реферата, сообщения, презентации |
обучающийся должен уметь: - называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства, то есть правильно обозначать их с помощью необходимых слов и словосочетаний; - описывать изученные социальные объекты, то есть указывать признаки, как существенные, так и несущественные, дающие относительно полное представление об этих объектах; - сравнивать указанные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходства определённого объекта с родственным; - объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние; - характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо (заданном) отношении; - выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношение и функции его элементов; - приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах; - давать оценку изученных социальных объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении; -анализировать реальную социально-экономическую и профессиональную ситуацию, делать выбор и принимать решения. - корректно выражать и аргументировано обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию; -принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом; - находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет; - разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний; - ориентироваться в текущих экономических событиях. - решать практические задачи в социально-правовой сфере; - оценивать явления и события с точки зрения их соответствия закону. | Текущий контроль: Устный (и/или письменный) опрос, тестирование |
Итоговый контроль | Дифференцированный зачёт |
В результате изучения учебного предмета "Обществознание" на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
- Выделять черты социальной сущности человека;
- определять роль духовных ценностей в обществе;
- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
- различать виды искусства;
- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
- выявлять особенности научного познания;
- различать абсолютную и относительную истины;
- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
- различать формы бизнеса;
- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
- различать экономические и бухгалтерские издержки;
- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
- определять причины безработицы, различать ее виды;
- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
- Выделять критерии социальной стратификации;
- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
- конкретизировать примерами виды социальных норм;
- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;