Файл: Рабочая программа учебной дисциплины одб. 08 обществознание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Конституционное судопроизводство. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.

Наименование глав и разделов

учебного занятия

Тематика и форма проведения занятий

Объем часов

Введение

1

Тема. Обществознание в системе культуры.

1

Раздел 1.

Человек. Человек в системе общественных отношений







18

1

Тема 1.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

1

2

Тема 1.2. Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь. Формы и виды культуры.

1

3

Тема 1.3. Мораль. Нравственная культура.

1

4

Тема 1.4. Искусство, его основные функции.

1

5

Тема 1.5. Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества.

1

6

Тема 1.6. Социализация индивида, агенты (институты) социализации.




7

Тема 1.7. Мышление, формы и методы мышления. Мышление и деятельность.

1

8

Тема 1.8. Мотивация деятельности, потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

1

9

Тема 1.9. Познание мира. Формы познания.

1

10

Тема 1.10. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина.

1

11

Тема 1.11. Виды человеческих знаний. Естественные и социально-гуманитарные науки.

1

12

Тема 1.12. Особенности научного познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного познания. Особенности социального познания.

1

13

Тема 1.13. Духовная жизнь и духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание.

1

14

Тема 1.14. Мировоззрение, его типы.

1

15

Тема 1.15. Самосознание индивида и социальное поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.

1

16

Тема 1.16. Основные направления развития образования. Функции образования как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования.

1

17

Тема 1.17. Практическая работа: Эссе: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В.И. Ленин. Информационно сообщения по теме: «Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества».

1

18

Тема 1.18. Проверочная работа: «Человек и духовная культура».

1

Раздел 2.

Общество как сложная динамическая система







40




19

Тема 2.1. Экономика, экономическая наука.







20

Тема 2.2. Факторы производства и факторные доходы.







21

Тема 2.3. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения.







22

Тема 2.3. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции.







23

Тема 2.3. Фирма в экономике.







24

Тема 2.3. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.







25

Тема 2.3. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.







26

Тема 2.3. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты.







27

Тема 2.3. Виды, причины и последствия инфляции.







28

Тема 2.3. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости.







29

Тема 2.3. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.







30

Тема 2.3. Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная (монетарная) политика.







31

Тема 2.3. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП - основные макроэкономические показатели.







32

Тема 2.3. Экономический рост. Экономические циклы.







33

Тема 2.3. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.







34

Тема 2.3. Проверочная работа «Общество как сложная динамическая система»




Раздел 3. Социальные отношения













35

Тема 3.1. Социальная структура общества и социальные отношения.







36

Тема 3.1. Социальная стратификация, неравенство.







37

Тема 3.1. Социальные группы, их типы. Молодежь как социальная группа.







38

Тема 3.1. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.







39

Тема 3.1. Отклоняющееся поведение (девиантное). Социальный контроль и самоконтроль.







40

Тема 3.1. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном обществе.







41

Тема 3.1. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.







42

Тема 3.1. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.







43

Тема 3.1. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.







44

Тема 3.1. Проверочная работа «Социальные отношения»




Раздел 4. Политика













45

Тема 4.1. Политика как общественное явление.







46

Тема 4.1. Государство, его функции.







47

Тема 4.1. Политический режим. Типология политических режимов.







48

Тема 4.1. Демократия, ее основные ценности и признаки.







49

Тема 4.1. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.







50

Тема 4.1. Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.







51

Тема 4.1. Основные идейно-политические течения современности.







52

Тема 4.1. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем.







53

Тема 4.1. Практическая работа: Роль средств массовой информации в политической жизни общества.







54

Тема 4.1. Абсентеизм, его причины и опасность.







55

Тема 4.1. Политический процесс. Политическое участие. Особенности политического процесса в России.







56

Тема 4.1. Консультация по разделам 1-4

2




57

Тема 4.1. Проверочная работа «Политика»




Раздел 5. Правовое регулирование общественных отношений













58

Тема 5.1. Право в системе социальных норм.







59

Тема 5.1. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.







60

Тема 5.1. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и обязанности гражданина РФ.







61

Тема 5.1. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства.







62

Тема 5.1. Экологическое право.







63

Тема 5.1. Гражданское право.







64

Тема 5.1. Право собственности.







65

Тема 5.1. Право на результаты интеллектуальной деятельности.







66

Тема 5.1. Наследственное право.







67

Тема 5.1. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.







68

Тема 5.1. Организационно-правовые формы предприятий.







69

Тема 5.1. Семейное право.







70

Тема 5.1. Порядок и условия заключения и расторжения брака.







71

Тема 5.1. Право на образование.







72

Тема 5.1. Занятость и трудоустройство.







73

Тема 5.1. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.







74

Тема 5.1. Административное право.







75

Тема 5.1. Уголовное право.







76

Тема 5.1. Конституционное право.







77

Тема 5.1. Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.







78

Тема 5.1. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.







79

Тема 5.1.



















Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, консультации

Объем часов

Уровень освоения







41




Введение


Содержание учебного материала

1

1

Предмет, основные задачи, методы исследования обществознания, история воззрений на общество. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.




Раздел № 1 Общество

Содержание учебного материала

5




1.1 . Общество как сложная система


Представление об обществе как сложной динамичной системе. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей природную среду.

1


1


1.2. Цивилизация и формация.

Типы цивилизации.

1

1.3. Многообразие путей и форм общественного развития.


Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Перспективы постиндустриального общества. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития.


1

1.4. Глобальные проблемы

современности



Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

2



Раздел № 2 Человек

Содержание учебного материала

6




2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке.

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.

1


1


2.2. Философские представления о человеке.

Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.

1

1



2.3. Деятельность человека.


Человеческая деятельность, её многообразие. Творческая природа человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.

1

2.4.Человек в учебной и трудовой деятельности.

Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.


1


2.5. Познание мира.


Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.

1



2.6.Истина и ее критерии

Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.

1

Раздел № 3 Основы знаний о духовной культуре

Содержание учебного материала

10

3.1. Духовная культура личности и общества


Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Духовная деятельность. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

1


3.2. Формы и разновидности культуры


Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

1

3.3. Наука и образование в современном мире


Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

2


1


3.4. Религия как феномен культуры.


Религия как феномен культуры.

Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Мировые религии.

1



3.5. Роль религии в современном мире

Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.

1

2


3.6 Искусство как вид духовного производства

Искусство, его виды. Влияние искусства на современное общество. Место искусства в жизни человека.

1


3.7 Мораль как вид регулятор социального поведения

Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.

1


Раздел № 4

Социальные отношения

Содержание учебного материала

8




4.1.Социальные

отношения и взаимодействие.

Социальное действие. Социальное взаимодействие. Социальные статусы. Вселенная статусов. Социальная роль. Ролевой набор. Типология социального взаимодействия. Формы взаимодействия.

1



1

4.2. Социальные группы.


Значение группы. Принадлежность к группе. Классификация социальных групп. Формы массового поведения. Формы организованного протеста. Малая группа.

1



1


4.3. Социальная стратификация.

Измерение стратификации. Принадлежность к страте. Исторические типы стратификации.

1


4.4. Социальная мобильность.


Классификация мобильности. Групповая мобильность. Структурная мобильность. Объём и дистанция мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Групповая замкнутость. Миграция.

1

4.5. Социальный контроль.


Элементы социального контроля. Социальные нормы. Социальные санкции. Самоконтроль. Агенты формального и неформального контроля. Общественное мнение. Девиантное и делинкветное поведение. Подростковая девиантность.

1

4.6.Этнические общности.

Межнациональные отношения. Национальная политика.

1

4.7. Семья как социальный институт и малая группа.

Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно - демографическая структура общества.

1


4.8.Молодёжь как социальная группа.

Молодёжная субкультура. Проблемы молодёжи в условиях социальных перемен. Молодёжь как субъект социального развития.

1


2

Раздел № 5 Политика

Содержание учебного материала

10




5.1. Политика как общественное явление.

Сущность и общественные функции политики. Классификация видов политики. Наука о политике.

1


1



5.2. Власть, её происхождение и виды.


Природа власти. Ресурсы власти. Власть политическая и власть государственная: соотношение понятий. Принципы организации государственной власти в современном обществе. Легитимность власти. Комбинации типов власти.

1

5.3. Политическая система общества.

Сущность и структура политической системы общества. Функционирование политической системы общества.

1


5.4. Сущность и теории государства.

Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Особенности демократии в современных обществах.

Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие

2


1



5.5. Участники политического процесса


Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

1


5.6. Правовое государство. Гражданское общество


Правовое государство, его признаки. Гражданское общество, его основные черты. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

1



5.7. Выборы и избирательные системы


Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. Деловая игра «Выборы».

2

5.8. Политические партии и движения


Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

1




Дифференцированный зачет

1




Всего по дисциплине

108





3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально- техническое обеспечение.

Для реализации учебной дисциплины имеется кабинеты истории и обществознания, экономики и права.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно- методической литературы, дидактический материал;

- методическое обеспечение: схемы и таблицы для изучения материала, словарь обществоведческих понятий, тесты по разделам.

Технические средства обучения: компьютер, проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений /– М: Академия, 2017.

2. Никитин А.Ф. Обществознание: 10 класс, базовый уровень, М. «Дрофа», 2011.

3. Никитин А.Ф. Обществознание: 11 класс, базовый уровень, М., «Дрофа», 2011

4. Нормативно-правовые акты РФ.

5. Ионин Л.Г., Поляков Л.В. Обществознание: Человек в глобальном мире, / 10 класс/ М., «Просвещение», 2009.

6. Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке / 11 класс/ М., «Просвещение», 2009
Дополнительная учебная литература:

1. Рутковская Е.Л., Лискова Т.Е., Котова О.А., Королькова Е.С. Обществознание: сборник заданий к ЕГЭ 2011, М., «Эксмо», 2010

2. Липсиц И.В. Экономика: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ – М.: Феникс, 2002.

3. Никитин А.Ф. Основы государства и права: 10 - 11 кл. – М.: Дрофа, 1999.

4. Гуревич Н.С. Человек и культура. Основы культуроведения: 10 - 11 кл. учебник для учащихся гуманитарных школьных лицеев, гимназий/ – М.: Дрофа, 1998.

5. Основы права: учебник для системы среднего профессионального образования/под ред. А.В. Мицкевича. – М.: Феникс, 1998.
Интернет-ресурсы:

ЭБС «BOOK»

1. http://www.wikiznanie.ru

2. http://www.wikipedia.org

3. http://www.megabook.ru

4. http://his.1september.ru

5. http:// historydoc.edu.ru

6. http://www.warheroes.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

обучающийся должен знать:

- основные обществоведческие термины;

- основы Конституции РФ, нормативно-правовые акты, регулирующие жизнь и деятельность нашего государства;

- суть и причины основных процессов, происходящих во всех сферах общественного развития в стране;

- роль науки и научного познания, его структура, формы и методы

- об экономической жизни общества, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

- о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

- особенности современной мировой экономики, место и роли России.

- о принципах, нормах и институтах права, гарантированные законом права и свободы;


Текущий контроль в форме оценки тестовых заданий, устных ответов;

Текущий контроль в форме оценки защиты реферата, сообщения,

презентации

обучающийся должен уметь:

- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства, то есть правильно обозначать их с помощью необходимых слов и словосочетаний;

- описывать изученные социальные объекты, то есть указывать признаки, как существенные, так и несущественные, дающие относительно полное представление об этих объектах;

- сравнивать указанные социальные объекты, то есть выявлять их отличия от всех иных и сходства определённого объекта с родственным;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, то есть раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, то есть указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо (заданном) отношении;

- выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношение и функции его элементов;

- приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, то есть высказывать суждения об их ценности, уровне или значении;

-анализировать реальную социально-экономическую и профессиональную ситуацию, делать выбор и принимать решения.

- корректно выражать и аргументировано обосновывать свою мировоззренческую и социальную позицию;

-принимать рациональные решения при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя, окружения и общества в целом;

- находить актуальную экономическую информацию в источниках, включая Интернет;

- разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

- ориентироваться в текущих экономических событиях.

- решать практические задачи в социально-правовой сфере;

- оценивать явления и события с точки зрения их соответствия закону.


Текущий контроль:

Устный (и/или письменный) опрос, тестирование

Итоговый контроль

Дифференцированный зачёт


В результате изучения учебного предмета "Обществознание" на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений

- Выделять черты социальной сущности человека;

- определять роль духовных ценностей в обществе;

- распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

- различать виды искусства;

- соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

- выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

- выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

- раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

- различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

- выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

- анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

- различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

- выявлять особенности научного познания;

- различать абсолютную и относительную истины;

- иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

- выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

- выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система

- Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

- приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

- формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

- Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

- конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

- объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;


- оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

- различать формы бизнеса;

- извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

- различать экономические и бухгалтерские издержки;

- приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

- различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

- различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

- выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

- определять причины безработицы, различать ее виды;

- высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

- объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

- анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

- приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

- высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

- различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

- различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

- Выделять критерии социальной стратификации;

- анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

- выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

- высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

- выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

- конкретизировать примерами виды социальных норм;

- характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;