Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 917
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 1.9. Экономическое и политическое положение Германии, Италии, Испании.
Особенности экономического развития. Пути выхода из экономического кризиса. Классификация политических режимов.
Общая характеристика социально-экономического развития развитых стран Европы. Экономике различных регионов мира первой половины XX века были присущи неравномерность их развития, усиление концентрации производства и капитала, постоянно растущая нестабильность.
Неравномерность развития отдельных стран наблюдалась уже в последней четверти XIX века. По степени развития рыночной экономики государства мира делятся на три группы. К первой относятся высокоразвитые страны: США, Великобритания, Германия, Франция и Скандинавские государства. В этих странах промышленный переворот произошел рано. Поэтому и темпы экономического развития были высокими, здесь появились отрасли промышленности, основанные на использовании новейших достижений науки и техники (электротехника, химия, авиация и т. п.). Быстрое развитие производительных сил, в свою очередь, оказывало влияние на развитие техники и науки. Именно этой группе стран принадлежала ведущая роль в развитии мировой экономики. В первой четверти XX века монополистический капитализм стал быстро развиваться и в Японии. Однако, сохранение помещичьего землевладения сдерживало экономическое развитие этой страны.
Страны, входящие во вторую группу это те, где промышленный переворот произошел позднее и медленнее. В эту группу входят страны Центральной, Восточной и Южной Европы. Третью группу составляют страны Латинской Америки. Подавляющая часть этих государств находилась в колониальной зависимости. Поэтому они являлись, в основном, источниками сырья и рынками сбыта для государств с развитой экономикой.
Внутри каждой группы развитие экономики отдельных стран и ее темпы были неодинаковыми. Эта тенденция особенно проявлялась в период после первой мировой войны. Так, например, доля США в мировой капиталистической промышленности значительно увеличилась, а доля Англии и Франции, наоборот, сократилась.
Развитие хозяйства после первой мировой войны носило нестабильный характер: экономические кризисы, застои сменялись стабильностью и подъемом. Эта тенденция приобрела устойчивый характер в первой половине XX века.
Этап стабильного развития экономики начался в 1920-е гг., после восстановления разрушенного войной хозяйства. Переход военной промышленности на мирные рельсы, прекращение стачек и забастовок, установление междуна¬родных отношений, их дальнейшее оживление открыли доро¬гу для экономического роста. В про¬мышленность стали широко внедряться научные и технические достижения, возросла производительность труда. Эти обстоятельства повлияли на сокращение безработицы и увеличение заработной платы. Новые отрасли - автомобилестроение, авиация, химия, радиотехническая промышленность - развивались высокими темпами. Однако степень такого подъема не была одинаковой для всех стран. Наивысшего уровня темпы развития достигли в США. За Америкой следовали Германия, Великобритания и Франция. В 1929 году начался мировой экономический кризис. Он затянулся до 1933 года. Его последствия были очень тяжелыми. Поэтому период этого кризиса был назван «годами великой депрессии». В развитых странах безработными оказались 50 миллионов человек. Отдельные отрасли экономики бы¬ли полностью разрушены и вернулись к состоянию начала XX века.
Революция 1917 года, приход большевиков к власти, стремление коммунистов построить социалистическое общество, вывели экономику России из мировой системы. Российская экономика была полностью основана на госу¬дарственной собственности, управлялась из единого центра, развивалась в плановом порядке. Централизованная и плановая экономика в первое время достигла больших успехов. Советский Союз превратился в одну из крупнейших мировых индустриальных держав. Однако бурное развитие тяжелой промышленности, быстрые темпы ее развития обеспечивались за счет поглощения средств, выделенных для легкой и пищевой промышленности. Это привело к тому, что уровень жизни населения стал намного ниже, чем в развивающихся странах.
Социальное развитие. В начале XX века в индустриальном обществе окончательно сформировались основные социальные группы. В результате сближения буржуазии и старой аристократии появилась новая элита западного общества. А рабочие превратились в новую социальную группу, хорошо разбирающуюся в сути своих требований и целей, прав и возможностей. Фермеры представляли наиболее значительную долю среднего класса индустриальных обществ. Бурное развитие индустрии привело к значительному увеличению городского населения.
Первая мировая война резко ухудшила положение большинства населения. Была увеличена продолжительность рабочего дня, введена трудовая повинность, ощущалась
острая нехватка товаров широкого потребления, продукты питания стали выдаваться по карточкам, деньги обесценивались, росли цены и налоги. Все это усилило недовольство населения воюющих стран в последний год войны. В странах, где последствия войны были особенно тяжелыми, волна народного возмущения привела к революциям (Россия, Германия, Австро-Венгрия). В развитых странах в 1918-1920 гг. рабочее движение добилось проведения ряда социальных реформ: был установлен 8-часовой рабочий день; заложены основы системы социального обеспечения; увеличилась сумма выделяемых государством средств на социальные нужды. Если в развитых странах Запада средства, выделяемые на социальные нужды, составляли 2,6 % национального дохода в 1900 году, то в 1938 году они равнялись 11,3 %. В конце 30-х годов во всех демократических странах были введены пособия по безработице. В 25 странах действовала система пенсионного обеспечения, а в 20 — система пособий в случае болезни.
Ускоренное развитие науки и техники, внедрение новейших научно-технических достижений в промышленность способствовали быстрому росту среднего класса в странах Запада. К новому среднему классу относились учителя, врачи, юристы, инженеры и служащие. Увеличение групп населения со средним и высоким заработком усилило борьбу между основными классами ин-дустриального общества — буржуазией и рабочим классом (пролетариатом). В развитых странах рабочие движения приво¬дили не к революциям, а к проведению социальных реформ и расширению демократии.
Проблема источников сырья и рынков сбыта. Основной причиной первой мировой войны была борьба между развитыми государствами за овладение источ¬никами сырья и рынками сбыта товаров в странах Азии, Африки и Океании. После окончания войны между странами-победительницами и государствами германского блока был подписан до¬говор о мире. Германия и Турция лишились всех своих колоний и зон влияния в Азии и Африке. Австро-Венгрия и Османская империя распались на ряд независимых государств. Российская империя потеряла Финляндию, Польшу и Прибалтику, которые также обрели независимость в послевоенный период. Однако победа Советской власти спасла Российскую империю от окончательного распада.
В тоже время укрепление фашистских тоталитарных режимов в ряде стран в 20-30-е гг. обострило экономическую и политическую ситуацию. Теперь борьба за источники сырья и рынки сбыта товаров переплелась с борьбой демократических сил против фашизма, что привело к началу второй мировой войны.
Западная демократия и реформизм. Последняя четверть XIX века характеризуется концентрацией промышленности и капитала и, как следствие, появлением монополий. В этот период начался процесс перехода от свободного капиталистического предпринимательства к монополистическому капитализму. Мелкие и средние предприятия разорялись, не выдержав конкуренции с крупными монополистическими объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны). Господство крупных монополистических союзов в экономике развитых западных стран изменило и функции государства. В период становления капиталистических отношений экономику регулировали свободные рыночные отношения, а функции государства ограничивались. В условиях, когда монополистическая конкуренция защищала интересы небольшой группы магнатов, резко повысилась роль государства как защитника интересов общества. В период первой мировой войны во всех воюющих государствах было введено государственное регулирование экономики.
Именно государство определяло объем выпускаемой продукции, обеспечивало предприятия сырьем и рабочей силой, регулировало спрос и предложение. Таким образом, было ускорено формирование государственно-монополистического капитализма. Однако, с окончанием войны, прямое вмешательство государства в экономику было ограничено, и роль частного капитала вновь усилилась. Тем не менее, государство косвенно регулировало экономические проблемы через систему налогообложения и кредитования. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец этой системе. Кризис 1929-1933 гг. по своим масштабам, продолжительности и тяжести превосходил все ранее известные кризисы. Это время на Западе называют «временем великого потрясения». Банки и предприятия терпели крах, сильно выросла безработица, положение населения стран, охваченных кризисом, становилось невыносимым. Для того, чтобы выйти из кризиса, необходимо было найти рычаги воздействия на экономику, использовать методы планирования. Эту миссию взяло на себя государство. Прежде всего, нужно было применить эффективные методы государственного регулирования экономики, сочетая планирование с сохранением частной собственности и рыночных отношений.
Реформизм и идея «государства благоднствия». Поиски оптимальных путей государственного регулирования и планирования экономического развития с сохранением идей частной собственности привели к идее «государства благоденствия». Функции такого государства состояли в том, что оно должно оказывать социальную помощь неимущим слоям населения, безработным и старикам. Именно государство должно было напрямую решать конфликтные вопросы, возникавшие между предпринимателями и рабочими. Создание такого государства происходило путем реформирования политической, социальной и экономической системы. Первые попытки выстроить «государство благоденствия» были предприняты в первой половине XX века в США, Англии, Франции и странах Скандинавии. Разумеется, темпы, и глубина структурных реформ в западных обществах отличались друг от друга. В США и Великобритании реформизм зародился еще до начала первой мировой войны. Американский реформизм получил свое развитие в правление таких президентов, как Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. Франклин Рузвельт развил его и превратил в разностороннюю политику. В Англии политику реформизма начал проводить премьер-министр Д. Ллойд Джордж, а продолжили ее лейбористы.
Идея этих реформ была научно обоснована в трудах английского экономиста Дж. Кейнса. Комплекс предложенных им разработок получил название «теории Кейнса». Основные идеи кейнсианства заключаются в следующем: 1) государство должно активно вмешиваться в экономические вопросы. Его роль должна быть особенно велика в области регулирования деятельности крупных монополистических объединений; 2) государство должно регулировать социальные вопросы, распределять материальные блага среди беднейших слоев общества.
Первая идея реализовывалась путем установления минимального размера заработной платы, продолжительности рабочего дня, стоимости произведенной продукции и охраны окружающей среды. Социальные проблемы общества регулировались путем создания государственной системы образования и здравоохранения, целевой социальной помощи безработным и малоимущим, а также выдачи пенсий по старости.
Применение в развитых странах запада рекомендаций, содержащихся в теории Кейнса, показало, что капитализм может найти пути преодоления кризиса и дальнейшего развития общества, подтвердив тем самым, потенциал развития и жизнеспособность этого общественного строя.
Появление фашизма. Фашизм как особое идеологическое движение и государственно-политическая система сформировался в первой четверти XX века.
Первая мировая война разрушила экономику стран Европы и вместе с тем обострила социально-политическую ситуацию. В некоторых странах ужесточилась общественно-политическая борьба, которая переплеталась с революционными потрясениями. Тяготы войны, кровопролитные схватки во время революций, последовавший затем жестокий экономический и социальный кризис — все это поколебало веру в конституционную власть и породило духовный кризис. Поиски выхода из политического и духовного кризиса привели к переосмыслению роли государства в обществе. Государство взяло непосредственно на себя проблемы развития экономики и решение социальных проблем. В демократических странах, с традиционно высоким уровнем политической культуры, роль государства была весьма высока, что положительно повлияло на ход реформ, регу¬лирование экономики и введение в обществе государственной системы социального обеспечения. В странах с традиционно низким уровнем политического развития (Россия, Италия, Германия, Испания, Португалия), укоренились тоталитарно-авторитарные системы. Тоталитаризм в первой половине XX века характеризовался крайними правыми и левыми формами, к которым относятся фашизм и большевизм.
Особенности экономического развития. Пути выхода из экономического кризиса. Классификация политических режимов.
Общая характеристика социально-экономического развития развитых стран Европы. Экономике различных регионов мира первой половины XX века были присущи неравномерность их развития, усиление концентрации производства и капитала, постоянно растущая нестабильность.
Неравномерность развития отдельных стран наблюдалась уже в последней четверти XIX века. По степени развития рыночной экономики государства мира делятся на три группы. К первой относятся высокоразвитые страны: США, Великобритания, Германия, Франция и Скандинавские государства. В этих странах промышленный переворот произошел рано. Поэтому и темпы экономического развития были высокими, здесь появились отрасли промышленности, основанные на использовании новейших достижений науки и техники (электротехника, химия, авиация и т. п.). Быстрое развитие производительных сил, в свою очередь, оказывало влияние на развитие техники и науки. Именно этой группе стран принадлежала ведущая роль в развитии мировой экономики. В первой четверти XX века монополистический капитализм стал быстро развиваться и в Японии. Однако, сохранение помещичьего землевладения сдерживало экономическое развитие этой страны.
Страны, входящие во вторую группу это те, где промышленный переворот произошел позднее и медленнее. В эту группу входят страны Центральной, Восточной и Южной Европы. Третью группу составляют страны Латинской Америки. Подавляющая часть этих государств находилась в колониальной зависимости. Поэтому они являлись, в основном, источниками сырья и рынками сбыта для государств с развитой экономикой.
Внутри каждой группы развитие экономики отдельных стран и ее темпы были неодинаковыми. Эта тенденция особенно проявлялась в период после первой мировой войны. Так, например, доля США в мировой капиталистической промышленности значительно увеличилась, а доля Англии и Франции, наоборот, сократилась.
Развитие хозяйства после первой мировой войны носило нестабильный характер: экономические кризисы, застои сменялись стабильностью и подъемом. Эта тенденция приобрела устойчивый характер в первой половине XX века.
Этап стабильного развития экономики начался в 1920-е гг., после восстановления разрушенного войной хозяйства. Переход военной промышленности на мирные рельсы, прекращение стачек и забастовок, установление междуна¬родных отношений, их дальнейшее оживление открыли доро¬гу для экономического роста. В про¬мышленность стали широко внедряться научные и технические достижения, возросла производительность труда. Эти обстоятельства повлияли на сокращение безработицы и увеличение заработной платы. Новые отрасли - автомобилестроение, авиация, химия, радиотехническая промышленность - развивались высокими темпами. Однако степень такого подъема не была одинаковой для всех стран. Наивысшего уровня темпы развития достигли в США. За Америкой следовали Германия, Великобритания и Франция. В 1929 году начался мировой экономический кризис. Он затянулся до 1933 года. Его последствия были очень тяжелыми. Поэтому период этого кризиса был назван «годами великой депрессии». В развитых странах безработными оказались 50 миллионов человек. Отдельные отрасли экономики бы¬ли полностью разрушены и вернулись к состоянию начала XX века.
Революция 1917 года, приход большевиков к власти, стремление коммунистов построить социалистическое общество, вывели экономику России из мировой системы. Российская экономика была полностью основана на госу¬дарственной собственности, управлялась из единого центра, развивалась в плановом порядке. Централизованная и плановая экономика в первое время достигла больших успехов. Советский Союз превратился в одну из крупнейших мировых индустриальных держав. Однако бурное развитие тяжелой промышленности, быстрые темпы ее развития обеспечивались за счет поглощения средств, выделенных для легкой и пищевой промышленности. Это привело к тому, что уровень жизни населения стал намного ниже, чем в развивающихся странах.
Социальное развитие. В начале XX века в индустриальном обществе окончательно сформировались основные социальные группы. В результате сближения буржуазии и старой аристократии появилась новая элита западного общества. А рабочие превратились в новую социальную группу, хорошо разбирающуюся в сути своих требований и целей, прав и возможностей. Фермеры представляли наиболее значительную долю среднего класса индустриальных обществ. Бурное развитие индустрии привело к значительному увеличению городского населения.
Первая мировая война резко ухудшила положение большинства населения. Была увеличена продолжительность рабочего дня, введена трудовая повинность, ощущалась
острая нехватка товаров широкого потребления, продукты питания стали выдаваться по карточкам, деньги обесценивались, росли цены и налоги. Все это усилило недовольство населения воюющих стран в последний год войны. В странах, где последствия войны были особенно тяжелыми, волна народного возмущения привела к революциям (Россия, Германия, Австро-Венгрия). В развитых странах в 1918-1920 гг. рабочее движение добилось проведения ряда социальных реформ: был установлен 8-часовой рабочий день; заложены основы системы социального обеспечения; увеличилась сумма выделяемых государством средств на социальные нужды. Если в развитых странах Запада средства, выделяемые на социальные нужды, составляли 2,6 % национального дохода в 1900 году, то в 1938 году они равнялись 11,3 %. В конце 30-х годов во всех демократических странах были введены пособия по безработице. В 25 странах действовала система пенсионного обеспечения, а в 20 — система пособий в случае болезни.
Ускоренное развитие науки и техники, внедрение новейших научно-технических достижений в промышленность способствовали быстрому росту среднего класса в странах Запада. К новому среднему классу относились учителя, врачи, юристы, инженеры и служащие. Увеличение групп населения со средним и высоким заработком усилило борьбу между основными классами ин-дустриального общества — буржуазией и рабочим классом (пролетариатом). В развитых странах рабочие движения приво¬дили не к революциям, а к проведению социальных реформ и расширению демократии.
Проблема источников сырья и рынков сбыта. Основной причиной первой мировой войны была борьба между развитыми государствами за овладение источ¬никами сырья и рынками сбыта товаров в странах Азии, Африки и Океании. После окончания войны между странами-победительницами и государствами германского блока был подписан до¬говор о мире. Германия и Турция лишились всех своих колоний и зон влияния в Азии и Африке. Австро-Венгрия и Османская империя распались на ряд независимых государств. Российская империя потеряла Финляндию, Польшу и Прибалтику, которые также обрели независимость в послевоенный период. Однако победа Советской власти спасла Российскую империю от окончательного распада.
В тоже время укрепление фашистских тоталитарных режимов в ряде стран в 20-30-е гг. обострило экономическую и политическую ситуацию. Теперь борьба за источники сырья и рынки сбыта товаров переплелась с борьбой демократических сил против фашизма, что привело к началу второй мировой войны.
Западная демократия и реформизм. Последняя четверть XIX века характеризуется концентрацией промышленности и капитала и, как следствие, появлением монополий. В этот период начался процесс перехода от свободного капиталистического предпринимательства к монополистическому капитализму. Мелкие и средние предприятия разорялись, не выдержав конкуренции с крупными монополистическими объединениями (картели, синдикаты, тресты, концерны). Господство крупных монополистических союзов в экономике развитых западных стран изменило и функции государства. В период становления капиталистических отношений экономику регулировали свободные рыночные отношения, а функции государства ограничивались. В условиях, когда монополистическая конкуренция защищала интересы небольшой группы магнатов, резко повысилась роль государства как защитника интересов общества. В период первой мировой войны во всех воюющих государствах было введено государственное регулирование экономики.
Именно государство определяло объем выпускаемой продукции, обеспечивало предприятия сырьем и рабочей силой, регулировало спрос и предложение. Таким образом, было ускорено формирование государственно-монополистического капитализма. Однако, с окончанием войны, прямое вмешательство государства в экономику было ограничено, и роль частного капитала вновь усилилась. Тем не менее, государство косвенно регулировало экономические проблемы через систему налогообложения и кредитования. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. положил конец этой системе. Кризис 1929-1933 гг. по своим масштабам, продолжительности и тяжести превосходил все ранее известные кризисы. Это время на Западе называют «временем великого потрясения». Банки и предприятия терпели крах, сильно выросла безработица, положение населения стран, охваченных кризисом, становилось невыносимым. Для того, чтобы выйти из кризиса, необходимо было найти рычаги воздействия на экономику, использовать методы планирования. Эту миссию взяло на себя государство. Прежде всего, нужно было применить эффективные методы государственного регулирования экономики, сочетая планирование с сохранением частной собственности и рыночных отношений.
Реформизм и идея «государства благоднствия». Поиски оптимальных путей государственного регулирования и планирования экономического развития с сохранением идей частной собственности привели к идее «государства благоденствия». Функции такого государства состояли в том, что оно должно оказывать социальную помощь неимущим слоям населения, безработным и старикам. Именно государство должно было напрямую решать конфликтные вопросы, возникавшие между предпринимателями и рабочими. Создание такого государства происходило путем реформирования политической, социальной и экономической системы. Первые попытки выстроить «государство благоденствия» были предприняты в первой половине XX века в США, Англии, Франции и странах Скандинавии. Разумеется, темпы, и глубина структурных реформ в западных обществах отличались друг от друга. В США и Великобритании реформизм зародился еще до начала первой мировой войны. Американский реформизм получил свое развитие в правление таких президентов, как Теодор Рузвельт и Вудро Вильсон. Франклин Рузвельт развил его и превратил в разностороннюю политику. В Англии политику реформизма начал проводить премьер-министр Д. Ллойд Джордж, а продолжили ее лейбористы.
Идея этих реформ была научно обоснована в трудах английского экономиста Дж. Кейнса. Комплекс предложенных им разработок получил название «теории Кейнса». Основные идеи кейнсианства заключаются в следующем: 1) государство должно активно вмешиваться в экономические вопросы. Его роль должна быть особенно велика в области регулирования деятельности крупных монополистических объединений; 2) государство должно регулировать социальные вопросы, распределять материальные блага среди беднейших слоев общества.
Первая идея реализовывалась путем установления минимального размера заработной платы, продолжительности рабочего дня, стоимости произведенной продукции и охраны окружающей среды. Социальные проблемы общества регулировались путем создания государственной системы образования и здравоохранения, целевой социальной помощи безработным и малоимущим, а также выдачи пенсий по старости.
Применение в развитых странах запада рекомендаций, содержащихся в теории Кейнса, показало, что капитализм может найти пути преодоления кризиса и дальнейшего развития общества, подтвердив тем самым, потенциал развития и жизнеспособность этого общественного строя.
Появление фашизма. Фашизм как особое идеологическое движение и государственно-политическая система сформировался в первой четверти XX века.
Первая мировая война разрушила экономику стран Европы и вместе с тем обострила социально-политическую ситуацию. В некоторых странах ужесточилась общественно-политическая борьба, которая переплеталась с революционными потрясениями. Тяготы войны, кровопролитные схватки во время революций, последовавший затем жестокий экономический и социальный кризис — все это поколебало веру в конституционную власть и породило духовный кризис. Поиски выхода из политического и духовного кризиса привели к переосмыслению роли государства в обществе. Государство взяло непосредственно на себя проблемы развития экономики и решение социальных проблем. В демократических странах, с традиционно высоким уровнем политической культуры, роль государства была весьма высока, что положительно повлияло на ход реформ, регу¬лирование экономики и введение в обществе государственной системы социального обеспечения. В странах с традиционно низким уровнем политического развития (Россия, Италия, Германия, Испания, Португалия), укоренились тоталитарно-авторитарные системы. Тоталитаризм в первой половине XX века характеризовался крайними правыми и левыми формами, к которым относятся фашизм и большевизм.