Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 922
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Понятие «фашизм» появилось в Италии. Первоначально это слово обозначало «боевой союз» - («фашн ди комбаттименто»). В Германии это движение получило название «нацизм». Зарождению фашизма способствовали одинаковые условия в Италии и Германии. Во - первых, в этих двух странах поздно появилось единое централизованное национальное государство. Если Франция и Англия имели огромный социально-политический опыт, восходящий к XVII – XVIII вв., когда гражданские и политические права и свободы отражались в государственных законах, то в Германии и Италии первые конституции появились только во второй половине XIX века. Демократические и гражданские права и свободы в этих государствах были крайне ограничены. Свобода мысли и интересы личности не стали приоритетом новых политических идей, напротив, вместо этого пропагандировались чувство подчинения грубой силе и покорность перед властью. Поли¬тическая отсталость породила шовинизм и национализм. Во- вторых, послевоенные экономические трудности, нарастание революционного движения вызывали у мелких и средних слоев населения, лишившихся собственности, ненависть с одной стороны к крупному капиталу, а с другой - к революционным си¬лам. Поэтому идеи фашизма упали на благоприятную почву. В-третьих, в Германии, в связи с тяжелыми условиями Версальского мира, а в Италии — после неоправданных надежд на Парижскую конференцию, появилось чувство униженности национальной гордости. Эти обстоятельства и стали основными причинами, породившими и укрепившими фашизм.
Идеология фашизма. Идеология фашизма выросла на почве старых идей национализма, расизма, шовинизма, которые были тонко интерпретированы идеологами этого движения. Между пангерманизмом и шовинизмом имеется непосред¬ственная связь. Действия пангерманистов, активно действовавших в 80-90-е гг. XIX века, базировались на трех основных идеях: 1) германия должна господствовать на европейском континенте; 2) все народы, говорящие на немецком языке, должны объединиться в составе единой Германской империи; 3) Германия должна расширить свои колониальные владения.
Главной частью фашистской (нацистской) идеологии стала теория расизма, национализма и шовинизма. Идеологи фашизма утверждали, что немцы-арийцы — высшая раса, стоящая над всеми другими народами. Руководители рейха считали своим долгом восстановление чистоты «нордической» расы. Расовая теория тесно переплеталась с шовинизмом. Такие реакционные принципы, как антиинтеллектуализм, примат насилия и грубой силы; переоценка роли государства (этатизм), преклонение перед руководителями (вождизм) также были частью фашистской идеологии.
У фашизма, как это ни странно, была своеобразная этика: долг, честь, родство и другие понятия. Однако связаны они были не с нравственностью и гуманизмом, а исходили из расовой теории. Идеология фашизма основана не на разуме, а на безоговорочном, слепом под¬чинении догмам, поэтому в таком тоталитарном обществе высокообразованные люди были не нужны.
Тоталитаризм. Поразительное сходство идей фашизма и большевизма было обнаружено исследователями еще в 20-30е гг. XX века. Естественно, у большевизма и фашизма есть общие сходные элементы: захват власти насильственным путем, убийство политических противников, власть одной партии, покорность вождю, массовые репрессии и т.п. Однако между целями и идеологией фашизма и большевизма существуют и расхождения. Если большевики пропагандировали идеи равноправия угнетенных классов и народов, их солидарность (интернационализм), то фашисты проповедовали шовинизм и расизм. Фашизм в корне уничтожил либерализм и демократию. А большевики сохранили в Конституции и во всех юридических документах идеи равноправия, свободы, справедливости и другие морально- этические ценности. Основной целью большевики объявили построение справедливого общества, о котором человечество мечтало в течение многих веков. Однако сам процесс воплощения большевиками этих светлых идеалов в жизнь сильно расходился с декларируемыми ценностями. Фашисты маскировались социалистическими идеями только временно, чтобы привлечь рабочих на свою сторону. А большевики препод¬несли желаемое как действительность, заявив, что со¬циализм уже построен, чем обесценили сущность социалистических идей.
Народные фронты в странах Европы. Фашистская власть полностью уничтожила демократическую систему, ограничив гражданские права до минимума, и установив тоталитарный режим в странах, где они пришли к власти. Новая политическая реальность диктовала необходимость объединить все демократические силы для общей борьбы с фашизмом. Народы Европы стояли перед непростым выбором: не пролетарская диктатура или буржуазная демократия, а буржуазная демократия или фашизм. В 30-е гг. в некоторых странах, в силу сложившейся общественно-экономической и политической ситуации, антифашистские фронты принимали самые разнообразные формы. В странах с тоталитарной диктатурой или авторитарным режимом Народный фронт возникал подпольно или действовал в эмиграции. Так происходило в Германии, Италии, странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В демократических странах Народный фронт объединял все слои населения, что блокировало возможности прихода к власти фашистов.
Правительство Народных фронтов были сформированы в трех странах – Франции, Испании и Чили. Главной задачей этих формирований стало объединение всех демократических сил в борьбе против фашизма. Народный фронт возник отдельно от проблем борьбы пролетариата и буржуазии, поэтому приход такого правительства нельзя рассматривать как победу рабочего класса или диктатуры пролетариата. Напротив, народный фронт возник как результат дальнейшего развития демократии в странах Европы. В сложной обстановке 30-х гг. народные фронты не смогли окончательно победить, однако в годы второй мировой войны они сыграли решающую роль.
В 1930-е гг. обозначились два пути выхода из затянувшегося мирового экономического кризиса 1929— 1933 гг.: путь государств, развивающихся в условиях рыночной экономики и буржуазной демократии (США, Англия, Франция), и второй путь — стран с тоталитарным режимом: фашистской диктатурой в Италии и Германии, диктатурой милитаристских кругов в Японии.
Италия в годы Первой мировой войны выступила на стороне стран Антанты. А в 1923 г. здесь впервые в мире пришел к власти фашистский1 режим во главе с Муссолини. Объяснить это можно несколькими обстоятельствами.
Италия вышла из Первой мировой войны с самой истощенной из всех европейских стран экономикой. В определенной степени это объясняется отсутствием до 1914 г. у Италии прочных хозяйственных взаимоотношений со странами-союзниками в 1914—1918 гг., особенно с США. Страна географически далеко расположена от Атлантического и Тихого океанов, через которые с XVI в. шли огромные грузопотоки, активно развивалась внешняя торговля. Страна не имела колоний, не могла использовать их сырье и пополнить людской контингент вооруженных сил, как это делали Англия, Франция и даже США, захватившие ряд островов и архипелагов на грани XIX и XX столетий.
Объединившись лишь в XIX в. в единое централизованное государство, Италия не сумела, как Германия при Бисмарке, укрепить внутриэкономические связи.
К концу 1918 г. здесь разразился глубокий экономический и политический кризис. Сильно расстроенными были промышленность, финансы, сельское хозяйство. Безработица и нищета вызывали отчаянное сопротивление широких народных масс. Социалисты получили треть голосов на выборах в парламент в 1919 г. Летом 1920 г. происходили самостийные захваты рабочими заводов и фабрик, десятки предприятий в Милане, Турине и других городах находились под управлением рабочих. Правительство Италии вынуждено было пойти на ряд реформ: разрешили крестьянам самовольно захватывать необработанные земли; был проведен закон о социальном страховании от безработицы.
Одновременно, не без участия средств крупных промышленных и банковских магнатов, в Италии появляются первые фашистские организации. Как показали события последующих лет, программа их была лживой, в ней обещалось ввести 8-часовой рабочий день, говорилось о равенстве наций и т. д., что позже не реализовалось.
Боевые отряды фашистов разгромили рабочие организации и крестьянские кооперативы. Фашистов поддержала Всеобщая конфедерация промышленников и помещичьих союзов. После похода 40 тыс. "чернорубашечников" на Рим в 1922 г. король назначил Муссолини премьер-министром Италии. Фашистские боевые отряды стали частью репрессивного правительственного аппарата. Власть короля сохранялась лишь номинально.
Муссолини до 1936 г. занимал одновременно семь министерских постов. Тоталитарная диктатура одной партии и одного человека была установлена в государстве с этатистским вариантом экономики ("этат" в переводе с французского означает "государство"). В литературе это получило название "корпоративного государства". Главными задачами корпоративного государства было: централизовать управление экономикой; сконцентрировать все ресурсы страны под единым управлением; осуществить милитаризацию экономики.
Было создано 22 корпорации — по одной в каждой из основных отраслей промышленности. Кроме предпринимательских союзов в руководство входили представители фашистской партии и контролируемых ею профсоюзов. Муссолини не только возглавил Министерство корпораций, но и был председателем каждой из 22 корпораций. Парламент был окончательно разогнан, его заменила "Палата фашистских организаций и корпораций" (1938 г.). Создание такого механизма управления государством отвечало интересам монополий, которые были заинтересованы в развитии военной промышленности и охотно служили Муссолини. Муссолини и его родственники владели контрольными пакетами акций целого ряда известных объединений, в том числе и концерна "Монте кантина" с годовым доходом в 1 млн лир.
С упрочением власти в государстве обозначились планы внешней экспансии Италии. Муссолини мечтал о присоединении Савойи, Ниццы, Корсики, о. Мальты и о. Корфу, даже Австрии. Но отсутствие боеспособной армии привело лишь к захватам слабой в экономическом и военном отношении Абиссинии (1936 г.) и оккупации отсталой во всех отношениях Албании (1938 г.).
После прихода Гитлера к власти в Германии (на 10 лет позже Муссолини) складывается антикоминтерновский пакт в составе Германии, Италии и Японии. Вторая мировая война стала неизбежной. Итог ее виделся итальянским фашистам в создании Великой афроевропейской Римской империи.
Адольф Гитлер недаром назвал Германию "третьим рейхом". Идея создания за счет других народов Великой Германии веками грезилась вождям и предводителям этой страны.
Монополии способствовали милитаризации хозяйства и подготовке к войне. Производилось принудительное картелирование и синдицирование предприятий.
Из-за колоссальных разрушений производительных сил в 1914—1918 гг. национальный доход страны составил в начале послевоенного периода лишь 50% от уровня 1913 г. Экономический хаос продолжался до 1924 г. Дело заключалось не только в потере таких важнейших экономических районов, как Эльзас. На всех предприятиях в оставшейся части Германии имелся большой процент изношенного и устаревшего оборудования.
После Первой мировой войны курс на милитаризацию производства продолжился. Число акционерных компаний выросло втрое. Картелей стало почти вдвое больше — с 550 в 1918 г. до 1000 в конце 1922 г. Крупнейший концерн Гуго Стиннеса к 1923 г. охватил почти 3000 предприятий, в него входили предприятия разных отраслей производства: горнозаводской и электротехнической, бумажной и фарфоровой и т. д. Сохраняли экономические позиции в агросфере и юнкерские хозяйства.
Наибольшее падение производства произошло в 1923 г. из-за оккупации франко-бельгийскими войсками Рурской области. Предлогом для оккупации стала невыплата в срок немцами репараций. В этом году сбор основных культур в сельском хозяйстве составил 2/3 от уровня 1913 г., а импорт и экспорт сократились на 33—38%.
Выпуск бумажных денег привел к невиданной инфляции. Одна золотая марка в 1923 г. стоила 11 тыс. бумажных марок, а к осени того же года они совсем обесценились. В ноябре 1923 г. один доллар стоил 8 млрд марок! Безработных на промышленных предприятиях было 25%. Соответственно значительно снизилась покупательная способность населения, т. е. спрос на товары и продукты, составив осенью 1923 г. 1/6 от уровня последнего послевоенного года1.
Население реагировало на трудности послевоенных лет восстаниями. Это сильно встревожило магнатов промышленности и банковской сферы и направило их на поиски "твердой руки", которую они и нашли позднее в лице Адольфа Гитлера.
Усилившийся экономический кризис в Германии в 1923 г. сильно встревожил и правящие круги бывших военных противников Германии. По инициативе США именно в 1924 г., т. е. в ответ на кризис 1923 г., начал действовать план Дауэса. По нему были снижены ежегодные репарационные платежи Германии. Англия и Франция поддержали США. Под влиянием этих мер и благодаря улучшению экономики в соседних странах в Германии тоже начался период временной стабилизации. Этому способствовали иностранные инвестиции, их сумма за пять лет, с 1924 г. до начала "Великой депрессии", вдвое превысила сумму репараций, достигнув 21 млрд золотых марок. Две трети этих займов поступили из США. Некоторые займы предоставлялись на срок до 30 лет, т. е. мировой общественности неизвестна их дальнейшая судьба после 1945 г.