Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 932

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа.

На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.

Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.

Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.

Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся.

В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.

В результате политики «Нового курса» в США укрепи­лись позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.

Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых ме­тодов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Аме­риканская Лига свободы требовала отказа от государствен­ного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.


В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим ин­струментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финан­сирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-эконо­миста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалан­сированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».

В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широ­кая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — уве­личения спроса с помощью новых государственных вложе­ний. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.


Тема 1.13.Внешняя политика США в 20-30-е годы XX века.

Конгресс США 1935г. Установление дипломатических отношений между СССР и США.

Внешняя политика США после окончания Первой мировой войны базировалась на солидной экономической и военной мощи и имела целью утвердить лидерство США в послевоенном мире. Это вело к экспансионистских шагов с их стороны, к покорению мировых рынков. США выступали в роли арбитра при решении сложных международных проблем (репарационные платежи на Версальской конференции). Послевоенные годы были годами утверждения США как ведущей державы мира. Ситуация для этого была достаточно благоприятная. Одни конкуренты разгромлены, другие - ослабленные.

Неудивительно, что в США не хотели смириться с решением Парижской мирной конференции. Считали, что США ничего не получили, поставили себя под угрозу выполнение обязательств перед европейскими государствами. Изоляционисты (те, кто не хотел связывать США обязательствами перед Лигой Наций, где руководящая роль принадлежала европейским государствам) не допустили ратификации Версальского договора. США не стали членом Лиги Наций.

США не смирились с фактом появления на международной арене нового государства - Советской России. Они ее не только не признавали, но и взяли курс на уничтожение путем экономической и политической блокады, оказание военной помощи белогвардейцам и прибегли к прямой вооруженной интервенции. Их войска в апреле 1918 г. высадились с военных кораблей на севере России в Мурманске и Архангельске. В августе того же года США осуществили высадку своих войск на Дальнем Востоке. США намеревались отторгнуть от России Дальний Восток и Сибирь, восстановить там власть буржуазии. Таким образом, США фактически были в состоянии войны с советской Россией. Граждане США, которые проявляли симпатии к советской России, подвергались репрессиям, вплоть до тюремного заключения, увольнения с работы и проч.

Вооруженная интервенция империалистических стран против Советской России потерпела поражение. США и после этого продолжали проводить в отношении России политику непризнания, блокады и изоляции, политику собирания антисоветских сил. Это был курс на то, чтобы заставить советскую Россию вернуться на капиталистический путь развития. Они пытались не допустить и соглашений стран Западной Европы с советской Россией, считая, что это ускорит ее падение. Даже личные контакты граждан США и России были слишком усложненными.


После Первой мировой войны монополии США, имея большие экономические, финансовые возможности, проникали на европейские рынки. Это привело к обострению американо-английских, американо-французских противоречий. Заметим, что характер противоречий не был опасен для сохранения мира.

Конференция в Вашингтоне, созванная 12 ноября 1921 по инициативе США, должна была предоставить их курса на экспансию на Дальнем Востоке международного признания и согласия. Анализ документов, подписанных участниками конференции, это подтверждает. Борьба ведущих стран Запада за новый передел мира вступила в стадию своего решения. США не желали никому ничего уступать.

В период стабилизации, когда экономика страны была на подъеме, усилилась экспансия американского империализма. Завоевание новых рынков сбыта товаров, установление контроля над сырьевыми ресурсами в Латинской Америке, в Азии. Это достигалось, прежде всего, путем предоставления займов. С 1914 по 1929 год экспорт капитала из США достиг 27 млрд. долларов. Займы предоставлялись избирательно. Получателем американских займов были фашистская Италия, Германия. Категорически было запрещено предоставлять займы Советскому Союзу.

США стали мировым кредитором. Их должники: Англия и Франция - 4 млрд. долларов, Италия - 2 млрд. Долларов. Монополии США скупали контрольные пакеты акций предприятий, открывали филиалы своих предприятий в Европе, Латинской Америке, Азии. Это вело к получению ими там сверхприбылей.

США внимательно следили за событиями в Европе, Азии. Они пытались закрепить там свои позиции, выступали в роли главного арбитра (план Дауэса, план Юнга). Их беспокоил революционное движение в Европе, рост экономической и военной мощи СССР. Они аннулировали военные долги странам Европы, настояли на уменьшении репараций с Германии. В 20-е годы в США сложились особые отношения с Германией. В 1921 г. они подписали договор с Германией, а в 1923 г. вывели свои войска с немецкой территории. США взяли курс на экономическое возрождение Германии, предоставили ей кредитов почти на 20 млрд. марок. Американская компания "Дженерал электрик" имела контрольный пакет акций немецкого электротехнического концерна АЭГ. "Дженерал моторс" утвердилась в немецкой компании "Адам Опель". Вообще 80% иностранного капитала в Германии принадлежало США. Не будет преувеличением сказать, что американский капитал способствовал не только экономическому, но и военному возрождению Германии. Собственно и Г. Гувер не скрывал, когда заявлял, что мы спасаем не Германию, а себя.


Территорию Латинской Америки и, прежде всего, Колумбию, Венесуэлу, Мексику США использовали как сырьевой придаток для своей промышленности и рынок сбыта своих товаров. Однако Англия не хотела уступать там свои экономические позиции. Это было одной из причин обострения англо-американских противоречий. Вложение капиталов в экономику стран Латинской Америки (в 1913 г. они вложили 747 млн. долларов, в 1919 г. - 3 млрд. долларов, в 1929 г. - 5 млрд.587 млн. долларов) и утверждения над ней своего контроля путем насаждения марионеточных правительств и диктаторов было основным в борьбе с английским капиталом.

И только после этого в страны Латинской Америки посылались войска для "защиты собственности американских граждан" и "интересов США". В некоторых латиноамериканских странах, как это было в Никарагуа, американские войска находились многие годы. На 1928 г. США контролировали 14 из 20 латиноамериканских стран. Все это обосновывалось правом США на вмешательство во внутренние дела стран Латинской Америки (доктрина Монро). В конфликтах между государствами Латинской Америки США пытались играть роль посредника.

В годы мирового экономического кризиса за время президентства Г. Гувера обострилась борьба между США и Англией за Латинскую Америку. Позиции американского капитала там явно ослабли.

США принимали участие в работе международных конференций. Наиболее продуктивным для них была конференция по морским вооружениям (Лондон, 1930 г.). США настояли на том, чтобы в случае войны обеспечивалась "свобода морей" для осуществления торговли в полном объеме. Добились США и равенства в морских вооружениях с Англией.

Участие в работе Женевской конференции по разоружению (1932 г.) не была продуктивной. Видимо, тема переговоров их не устраивала, ведь их военное бюджет вырос на 27%. Единственное, на что они были готовы пойти, так это на ограничение производства танков и артиллерии, но были против ограничении морских вооружений.

С приходом к власти Ф. Рузвельта были несколько изменены акценты в американской внешней политике. В ее основу был положен нейтралитет и добрососедстве. Экономический кризис заставил Ф. Рузвельта больше внимания уделять внутренним проблемам. К тому же изоляционисты были против союзов с европейскими державами. Это придавало американской внешней политике большей сдержанности и мало инициативности.