Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 935
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Новым элементом внешней политики США был курс на нормализацию отношений с СССР. Крупные промышленники 23 июня 1933 на съезде ассоциации кредиторов высказались за установление нормальных отношений между США и СССР и расширения торговли. Такую же позицию занимал исполнительный комитет торговой палаты всех штатов. К этой позиции присоединились писатели, рабочие, фермеры.
Формальным поводом для непризнания Соединенными Штатами Америки Советского Союза было обвинение в пропаганде против империализма. Экономические отношения на уровне американских частных лиц и государственных учреждений СССР имели место. За 2 года (1923-1925) товарооборот между обеими странами возрос в 4 раза. Кредитно торговые операции осуществляли частные банки США.В 1928 Дженерал Электрик подписала договор с СССР на поставки электрооборудования на 25 млн. долларов. Автомобильная компания Форд подписала соглашение с Горьковский автозавод на поставку ему оборудования. В 1928 г. до 20% экспорта тракторов США направлялись в Советский Союз.
В октябре 1933 г. президент США Ф. Рузвельт обратился с предложением к правительству СССР начать переговоры об установлении нормальных дипломатических отношений между обеими странами. 16 ноября 1933 между США и СССР были установлены дипломатические отношения, мало, несомненно, положительное значение. 24 ноября 1933 в помещении американо-советской торговой палаты в Нью-Йорке был устроен прием у министра иностранных дел СССР Литвинова. На приеме было 2 тыс. гостей. Послом СССР в США был назначен Трояновским, а послом США в СССР был назначен Буллит.
Почему именно в 1933 г. США пошли на установление дипломатических отношений с СССР? Торговый оборот США на то время резко сократился. Рынок Советского Союза был безграничным для американской промышленной продукции, что вело и к увеличению занятости американских рабочих.
Социально-экономическая ситуация в странах Латинской Америки была опасной для интересов США. Антиамериканские настроения во многих странах континента могли выйти из-под контроля. К тому же за годы экономического кризиса значительно ослабли позиции США в странах Латинской Америки. Именно при таких условиях в декабре 1937 г. правительство США отказалось от политики "большого дубинки" и провозгласил курс на политику "доброго соседа", которая должна была затормозить нежелательные для США процессы в странах Латинской Америки. Да, это был отказ от военной интервенции в латиноамериканские страны. Американские оккупационные войска были выведены из Никарагуа и Гаити. Все это вовсе не означало об отказе от укрепления позиций американского капитала в странах Латинской Америки.
На 1936 г. США заключили 11 торговых договоров со странами Латинской Америки. Торговая экспансия США приобрела огромные масштабы. Все это происходило под прикрытием идеи панамериканизму, которая послужила почвой для проведения Панамериканских конференций в 1932 г. в Монтевидео, в 1936 г. - в Буэнос-Айресе, в 1938 г. - в Лиме. Цель этих конференций состояла в том, чтобы объединить страны Западного полушария под эгидой США. Решение конференций (смягчение таможенных правил, о предотвращении конфликтов и др.). Позитивно повлияли на укрепление политических и экономических позиций США в Латинской Америке.
Вторая половина 30-х годов - это время подготовки ведущими государствами мира к новой войне. США решили, не ослабляя усилий по наращиванию своих вооружений, заявить о своем нейтралитете. Впервые это сделал Конгресс в августе 1935 г. Закон о нейтралитете запрещал экспорт оружия воюющим сторонам, означал отказ от коллективных действий против агрессора.
Впервые США использовали закон о нейтралитете во время итало-эфиопской войны в 1935 г., а затем и гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг В первом случае они сотрудничали с Италией, расширили торговлю нестратегическими материалами. Во втором случае они сотрудничали с Франко. Общим для обоих случаев было то, что жертвы агрессии были лишены всякой возможности получения поддержки со стороны США. Только общественные организации и отдельные лица выступили в поддержку Эфиопии и республиканской Испании. Они посылали жертвам агрессии медикаменты, тысячи американских добровольцев воевали в интербригад на стороне республиканцев Испании.
Внешняя политика США в межвоенный период
События в Европе, связанные с захватом Германией Австрии и Мюнхенскому договору, требовали от правительства США определиться относительно Германии. Однако этого в течение 1938 г. не состоялось. Только общественные организации протестовали против агрессивных действий Германии, проводили демонстрации солидарности с Чехословакией в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент-Луисе и др.. городах.
В 1939 г. Конгресс США обсуждал вопрос о возможности союза с Англией и Францией и пришел к выводу, что оборона США - это и оборона Европы, что независимость Латинской Америки - это и независимость США.
В феврале 1939 г. Ф. Рузвельт на совещании с членами сенатской комиссии по военным делам заявил, что новая мировая война быстро надвигается; Германия стремится установить свое господство в Европе, и это даст ее возможность проводить тогда борьбу за мировое господство, что создаст угрозу интересам США. В марте 1939 г. Ф. Рузвельт предложил Конгрессу пересмотреть закон о нейтралитете. Однако Конгресс не поддержал своего президента.
Вместе с тем, развитие военной промышленности США осуществлялся такими темпами, что она "могла выдержать любую длительную войну". Дополнительными военно-техническими средствами в этом отношении служил "План промышленной мобилизации" на случай чрезвычайных обстоятельств (1938 г.) и "Акт о стратегических сырьевых материалов" (1939 г.) США существенно увеличили расходы на укрепление ВМФ (дополнительно 1 млрд. долларов) . Были приняты меры по укреплению стратегических островов в Тихом океане, Панамского канала.
Политическая стратегия США базировалась на принципе создания возможности Соединенным Штатам оставаться вне войны и обогатиться на поставках вооружений, если война начнется.
Ф. Рузвельт возглавлял ту группу американских политиков, которая считала, что изоляционисты (Гувер, Тафт, Херст и др.). Приведут к ослаблению позиций США, до потери союзников, рынков. К тому же нельзя было и впредь не учитывать угрозы немецкого фашизма и японского милитаризма.
Узнав о Пакте Молотова-Риббентропа, Ф. Рузвельт поставил ряд вопросов, ответы на которые в то время, похоже у него не было: СССР хочет выиграть время; СССР обижен за Мюнхен; СССР идет на союз с "Осью"?
Таким образом, США явно не использовали свои возможности мирового лидера по предупреждению Второй мировой войны. Это дорого обойдется народам мира. США будут вынуждены занять более активную позицию по агрессивных держав того времени.
Тема 1.14. Страны Азии, Латинской Америки и Африки 1918-1945 гг.
Развитие Японии после Первой мировой войны. Японский милитаризм. Китай и Монголия после Первой мировой войны. Национальные революции 1925-1927г. в Китае. Гражданская война в Китае 1927-1937 г. Подъем национально-освободительного движения в странах Азии и Африки и Латинской Америки. (Индия, Турция, Афганистан и т.д.)
ЯПОНИЯ, КИТАЙ И МОНГОЛИЯ
Развитие Японии после окончания Первой мировой войны отличалось неравномерностью и нарастающим подъемом движения трудящихся за улучшение своего материального положения. Уже в 1918 г. страну захлестнули стихийные “рисовые бунты”. Во многих городах проходили стачки, демонстрации и захват государственных зернохранилищ. Власти вынуждены были идти на применение оружия для разгона демонстраций. В те же годы создаются профсоюзы среди рабочих и крестьян. Социалистические группировки, находившиеся как в стране, так и за рубежом, образовали Компартию Японии, которая действовала в подполье.
Положение народных масс усугубилось с наступлением экономи-ческого кризиса 1920 г. Он был вызван прежде всего тем, что экономику необходимо было перевести с военных рельсов на производство граж-данских товаров. Многие предприятия простаивали, росло число безработных. Недовольство политикой правящих кругов охватило широкие круги городского и сельского населения. Были приняты суровые законы о запрете демонстраций и стачек. Полиция получила право применять оружие в отношении бунтовщиков.
В результате обострения политической борьбы и экономических неурядиц позиция Японии ослабла. Антияпонские выступления в Корее и особенно в Китае в 1919 г. и в последующие годы приняли широкий размах. Они также способствовали падению влияния страны. Кроме того, усилился нажим на Японию со стороны США и Англии, которые старались потеснить ее на Дальнем Востоке, в Китае, на Тихом океане. На Вашингтонской конференции эти страны добились ограничения японского военно-морского флота и отказа Японии от полуострова Шаньдун и передачи его Китаю.
К 1924 г. Япония в основном сумела произвести структурные изменения в экономике. Сократилась безработица, несколько стабили-зировалась политическая ситуация.
Японский милитаризм. Однако в 1927 г. страна подверглась новому экономическому кризису, который вскоре охватил весь мир. В течение нескольких лет японская экономика не могла выйти из его тисков. Простаивали многие предприятия.
Правящие круги пытались преодолеть трудности за счет усиления эксплуатации колоний и милитаризации страны. Их агрессивный курс нашел отражение в меморандуме Танаки, который на посту премьер-министра в 1927 г. подготовил план захвата территории Китая и затем установления мирового господства Японии. В 1931 г. предпринимаются попытки оккупации района Шанхая. Неудачи не останав-ливают японцев. Тогда они переходят в наступление на северо-востоке Китая, где у них были свои опорные базы и они могли рассчитывать на поддержку продажных кругов из числа маньчжурской феодальной знати. Помог в этом последний император Цинской династии в Китае Пу И. В 1932 г. было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го.
Борьба за колонии в Азии. В годы мирового экономического кризиса среди мелкобуржуазных слоев и их представителей в военных кругах распространяются идеи фашизации страны. Определенные круги искали выход из кризиса путем установления фашистских порядков. Однако террористические выступления были подавлены. Фашизм в Японии не прошел, хотя политика страны приняла крайне реакционный и экспансионистский характер. Демократические организации находились под запретом. Правительство продолжало наращивать вооруженные силы, уделяя главное внимание строительству военно-морского флота. Во внешней политике в 30-х годах оно сблизилось с фашистской Германией и Италией. Все три страны подписали антикоммунистический пакт, а затем создали ось Берлин — Рим — Токио.
Японо-китайская война. В июле 1937 г. Япония приступила к полному захвату Китая. Ее армия довольно быстро продвигалась в глубь страны и оккупировала обширные территории. Исходя из этого, китайские политологи считают началом Второй мировой войны 1937 г. Когда европейские державы втянулись в большую войну, Япония послала войска в Индокитай и установила там свое господство. Правда, до 1944 г. властью в странах Индокитая она делилась с вишистским правительством Франции, ставшим союзником Германии.
Токио и Москва в апреле 1941 г. подписывают Пакт о ненападении сроком на пять лет. Основной целью Японии стало ослабление США. Подписав Пакт о ненападении, японские генералы и адмиралы свои основные силы бросили в сторону южных морей.
Китай и Монголия. Китай после Первой мировой войны. Развитие Китая после Первой мировой войны было крайне противоречивым. Китай номинально вступил в Первую мировую войну, фактически же он только послал в Европу некоторое количество рабочих, не отправив на фронт ни одного солдата. В годы войны европейские страны ослабили экономическую экспансию в Китае, что способствовало укреплению китайских предприятий. С 1913 по 1920 г. китайским национальным капиталом было построено 675 предприятий. Частичным ослаблением конкуренции со стороны европейских держав воспользовалась японская и американская буржуазия. Японские монополисты вложили крупные суммы в развитие промышленного производства в Китае. За 1914—1921 гг. Япония построила в Китае в общей сложности 222 предприятия — заводы, фабрики и копи.
После окончания войны, в январе 1919 г., в Париже начались встречи участников мирной конференции. Перед китайской делегацией, направлявшейся в Париж для участия в работе Парижской мирной конференции, были определены следующие задачи:
-добиться возвращения Китаю Шаньдуня;
-ликвидировать договоры 1915 г., заключенные с Японией на основе “21 требования”.
Однако державы отказались рассматривать китайские требования. Конференция приняла несправедливое решение о передаче Японии китайской провинции Шаньдунь.
Несправедливое отношение империалистических держав вызвало массовое антиимпериалистическое Движение “4 мая 1919 г.” в Китае. Оно началось с выступления студентов Пекинского университета.
В движении, имевшем общенациональный характер, участвовали рабочие, ремесленники, представители буржуазии, интеллигенции. Во многих городах Китая был объявлен бойкот японским товарам. Антиимпериалистическое движение охватило 150 городов Китая. В нем участвовало более 10 млн. жителей.