Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 927
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Трудность ситуации заключалась в том, что каждая из сторон обосновывала свои притязания на территорию Палестины так называемым «историческим правом», заявляя, что когда-то в прошлом ей принадлежала вся эта территория.
Первой попыткой остановить конфликт стал договор, подписанный лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде.
Он был отрицательно воспринят как в арабском мире, так и экстремистскими силами в Израиле. Впоследствии одной из причин убийства А. Садата исламскими боевиками называлось то, что он «изменил арабскому делу», подписав эти соглашения.
Лишь в середине 1990-х годов переговоры между премьер-министрами Израиля И. Рабином, Ш. Пересом, с одной стороны, и руководителем Организации освобождения Палестины (ООП) Я. Арафатом, с другой стороны, привели к заключению договорённостей о ближневосточном урегулировании. Однако переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.
Страны Тропической и Южной Африки
Большинство народов Тропической и Южной Африки обрели независимость в 1960—1970-е годы. Для их последующего развития характерна особенно частая смена политических режимов и правительств. У власти сменяли друг друга военные и сторонники марксизма, республики становились империями, вводились то однопартийные, то многопартийные системы и т. д. Политическое противостояние усугублялось соперничеством племенных группировок, действиями сепаратистов. Как это происходило в конкретных обстоятельствах, можно видеть на примере Анголы.
Начиная с середины 1950-х годов в национально-освободительном движении Анголы сложились три течения.
Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) — массовая революционно-демократическая организация, выступавшая за провозглашение Анголы независимым государством, утверждение демократического режима, всеобщую амнистию. Путь к освобождению организация видела в вооружённой борьбе. К 1973 г. отряды МПЛА контролировали треть территории страны.
Союз населения Севера Анголы, позже переименованный в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА). Эта организация, сложившаяся по национально-этническому и религиозному признакам, проводила собственный курс.
Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), созданный в 1966 г. при опоре на народности юга страны. УНИТА выступала против МПЛА, пользуясь при этом поддержкой ЮАР.
После того как правительство Португалии заключило в 1975 г. со всеми тремя организациями соглашение о порядке перехода Анголы к независимости, между ними развернулась борьба за власть. Перевес оказался на стороне МПЛА, которая сформировала правительство, придерживавшееся социалистической ориентации и получившее поддержку СССР. Вооружённые отряды УНИТА и ФНЛА начали борьбу против правительства, опираясь на помощь США и ЮАР. В войне приняли участие на стороне правительственных сил кубинские части. Лишь в 1989 г. было достигнуто перемирие в боевых действиях. Кубинский военный контингент покинул Анголу. Но задача политического урегулирования осталась актуальной.
Особое политическое устройство существовало до конца 1980-х годов в Южно-Африканской Республике. Это многорасовое государство, в котором наряду с коренным африканским населением живут потомки белых европейских поселенцев и выходцев из Азии.
Историческая справка
В 1948 г. к власти в стране пришла Националистическая партия (партия управлявшего страной белого меньшинства). Она провозгласила политику anapmxeuda (на языке африкаанс это слово означает «обособление, раздельное существование*, в современной литературе употребляется термин апартеид). В 1950 г. в стране были приняты:
В 1959 г. был принят закон о развитии «самоуправления банту» (банту — коренные жители Южной Африки). В основе его лежала идея «национальных отечеств» (бантустанов), где должны были жить африканцы. За пределами бантустанов они лишались всяких прав.
Расовый состав населения ЮАР (1976 г.)
Общая численность населения — 31,3 млн чел., в том числе: чёрные — 22,8; белые — 4,8; цветные — 2,8; выходцы из Азии (индийцы) — 0,9 млн чел.
ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами — месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, — в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. удалось создать Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.
Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни.
В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в её истории свободные президентские выборы. На них победил лидер АНК Н. Мандела.
Турция
Первые послевоенные годы в политической жизни Турции были отмечены просмотром наследия Ататюрка: происходитотход от етатизациею (огосударствление) экономики и однопартийности. Такой поворот в политике Турции был осуществлен в период правления президентов И. Иненю (1938-1950) и Д. Баяра (1950-1958). В экономической жизни было разрешено большую свободу предпринимательской деятельности, а в политическом - многопартийность(Сразу с появилось около 30 политических партий). Наиболее влиятельные из них былиНародно-республиканская и Демократическая партии. Важное влияние на развитие Турции мало пособияпо "плану Маршалла" и вступление ее в НАТО (1952). Турции пришлось удерживать огромную армию (60% бюджета страны шло на ее содержание), во внутренней политике состоялся разгул компании антикоммунизма. Борьба с коммунизмом привелак ограничению конституционных прав и свобод граждан. Еще одним явлением в жизнистраны стало то, что правящая ГП стала использовать в качестве средства мобилизации населения на свою сторону ислам. Этостало еще одним отходом от курса Ататюрка. Конец 50-х годов был отмечен серьезными выступлениями населения против правительства, которое для их подавления стали использовать антиконституционные методы. Наконец в события вмешались военные.27 мая 1960 произошел военный переворот. Создан военными Комитет национального единства (КНЕ) отменил конституцию 1924 г., распустил парламент, запретил деятельность политических партий. Так завершила существование И Республика (1924-1960).
Войско, совершив переворот, не собирались брать управления стран на себя. Их действия были продиктованы стремлениемостановить политический кризис и сохранить курс развития Турции, начатыйАтатюрком. В дальнейшем военные еще не раз становились гарантами неизменногоразвития Турции как светского национального государства.
КНЕ поручил ведущим юристам страны заключить новую конституцию, которая была принята на референдуме в 1961 г.Принятие конституции стало началом существования II Республики (1961-1980).Согласно конституции Турция определяла как «социально-правовое государство».Закрепила плановое развитие экономики, декларировала необходимость проведенияаграрной реформы и возможность осуществления национализации частной собственности.Конституция содержала статьи, которые предупреждали антиконституционные действия как со стороны населения, так и со стороны правительства.
Важной особенностью II Республики стала многопартийность (12 партий). После восстановления гражданского правления страна не получила стабильного развития: межпартийные распри давали о себе знать. Экономическое развитие в 60-70-х годах был достаточно стабильным: в 4 раза возросло количество предприятий, в 7 раз - производство Значительную роль в экономике играл государственный сектор. За счет государства и иностранных инвестиций строились предприятия тяжелой промышленности. Турция пыталась реализовать стратегию догоняющего развития, осуществив широкомасштабную импортзаминнуиндустриализацию, начатую еще в конце 30-х годов.
Однако экономическая и политическая модель II Республики оказалась неэффективной. В конце 70-х годов ее охватил глубокий кризис. Государственный сектор экономики оказался малоэффективным, процветала коррупция.Ни одна из политических партий не пользовалась всеобщей поддержкой населения. Наконец в события вновь вмешались военные. В сентябре 1980 г. Произошел военный переворот. Правительство С. Демиреля был свергнут, распущен парламент, приостановлена деятельность партий и профсоюзов. Власть в стране перешла в руки Совета национальной безопасности (СНБ), сформированной военными во главе с начальником генерального штаба К. Еврен.
Военные осуществляли правление протяжении трех лет. В 1982 г. они ввели в действие новую конституцию, которая фактически утвердила курс на «демократию, направляемую» и начала новый этап в развитии страны, который получил название III Республика (1982 - по настоящее день). Конституция укрепляла вертикаль исполнительной власти, средства массовойинформации переходили под контроль государства, ограничивалась деятельность профсоюзов. Военные, передавая власть гражданским разрешили деятельность только тем политическим партиям, которые не были преемниками предыдущих. На выборах 1983 победу одержала Партия отечества на главе с Тургут Озал, который до 1990 г. был премьер-министром, а к1993 - Президентом (до своей смерти). Десятилетие правления Озала стало периодом широких либеральных реформ. В основу концепции "отца турецких реформ »была положена идея необходимости либерализации экономики и укрепление рыночных отношений за счет отказа от государственного регулирования. В качестве конечной цели предполагалось превращение Турции в полноправного члена ЕС.
Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких темпов роста ВВП (до 8% в год), резко увеличить выпуск электроэнергии, стали, машин, строительных материалов, бытовой техники, одежды, обуви. Страна превратилась из импортера в экспортера сельхозпродукции. Турецкая продукция стала более конкурентоспособной. Важным фактором развития Турции стал экспорт товаров в страны Восточной Европы и СНГ. К началу 90-х годов Турция превратилась в современную индустриальную страну.
Однако курс на либерализацию не достиг конечной цели. Турция не достигла европейских стандартов. В то же время встране накопилась критическая масса проблем. Наиболее болезненными из которых было безработица (5 млн человек), инфляция, курдская проблема. Все эти неурядицы усиливались отсутствием действенной системы социальной защиты, значительным социальным расслоением, низким образовательным уровнем населения.
Негативные проявления реформ привели крост популярности оппозиционных сил. На досрочных выборы 1995 г. победила партия, стоявшая на исламских позициях - Партия благоденствия (ПБ)во главе с Н. Эрбаканом. Придя к власти на антизападник лозунгах, Эрбакан начал укреплять отношения с исламскими государствами. Он стал выступать за создание в противовес "большой семерки" "великой исламской восьмерки". В середине стране Эрбакан начинает "исламизацию" экономики (30% промышленности страны контролировал"Исламский" капитал). Быстро распространяться исламское образование (в1982 согласно конституции вводилось преподавание ислама в школах).
Поворот в политике не способствовал экономическому оздоровлению. Продолжала расти инфляция (за 1995-1997 гг - выросла на80%), не были проведены обещанные реформами налоговой системы, приостановлена приватизация предприятий государственного сектора, сократились объемы иностранных инвестиций.
Наконец президент С. Демирель обратился к военным. Те в ультимативной форме потребовали прекратить проведение происламского курса. Эрбакан был вынужден уйти в отставку. Страна вновь вернулась на путь светского развития. Однако исламисты и националисты ("Серые волки ") сохранили весьма значительное влияние в обществе.
Наиболее значительной проблемой последних десятилетий для Турции была курдская проблема. С момента создания национальной турецкого государства не предполагалось признание прав национальных меньшинств. Курды (6,5 млн. человек), как и другие меньшинства, стали подвергаться насильственной ассимиляции (отуреченню). На курдский язык был наложен запрет, а курдов официально стали называть «горные турки».
Первой попыткой остановить конфликт стал договор, подписанный лидерами Израиля и Египта М. Бегином и А. Садатом при посредничестве США в 1979 г. в Кэмп-Дэвиде.
Он был отрицательно воспринят как в арабском мире, так и экстремистскими силами в Израиле. Впоследствии одной из причин убийства А. Садата исламскими боевиками называлось то, что он «изменил арабскому делу», подписав эти соглашения.
Лишь в середине 1990-х годов переговоры между премьер-министрами Израиля И. Рабином, Ш. Пересом, с одной стороны, и руководителем Организации освобождения Палестины (ООП) Я. Арафатом, с другой стороны, привели к заключению договорённостей о ближневосточном урегулировании. Однако переговорный процесс постоянно подвергается угрозе срыва из-за террористических акций исламских боевиков и противодействия переговорам со стороны части израильского общества.
Страны Тропической и Южной Африки
Большинство народов Тропической и Южной Африки обрели независимость в 1960—1970-е годы. Для их последующего развития характерна особенно частая смена политических режимов и правительств. У власти сменяли друг друга военные и сторонники марксизма, республики становились империями, вводились то однопартийные, то многопартийные системы и т. д. Политическое противостояние усугублялось соперничеством племенных группировок, действиями сепаратистов. Как это происходило в конкретных обстоятельствах, можно видеть на примере Анголы.
Начиная с середины 1950-х годов в национально-освободительном движении Анголы сложились три течения.
Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА) — массовая революционно-демократическая организация, выступавшая за провозглашение Анголы независимым государством, утверждение демократического режима, всеобщую амнистию. Путь к освобождению организация видела в вооружённой борьбе. К 1973 г. отряды МПЛА контролировали треть территории страны.
Союз населения Севера Анголы, позже переименованный в Национальный фронт освобождения Анголы (ФНЛА). Эта организация, сложившаяся по национально-этническому и религиозному признакам, проводила собственный курс.
Национальный союз за полную независимость Анголы (УНИТА), созданный в 1966 г. при опоре на народности юга страны. УНИТА выступала против МПЛА, пользуясь при этом поддержкой ЮАР.
После того как правительство Португалии заключило в 1975 г. со всеми тремя организациями соглашение о порядке перехода Анголы к независимости, между ними развернулась борьба за власть. Перевес оказался на стороне МПЛА, которая сформировала правительство, придерживавшееся социалистической ориентации и получившее поддержку СССР. Вооружённые отряды УНИТА и ФНЛА начали борьбу против правительства, опираясь на помощь США и ЮАР. В войне приняли участие на стороне правительственных сил кубинские части. Лишь в 1989 г. было достигнуто перемирие в боевых действиях. Кубинский военный контингент покинул Анголу. Но задача политического урегулирования осталась актуальной.
Особое политическое устройство существовало до конца 1980-х годов в Южно-Африканской Республике. Это многорасовое государство, в котором наряду с коренным африканским населением живут потомки белых европейских поселенцев и выходцев из Азии.
Историческая справка
В 1948 г. к власти в стране пришла Националистическая партия (партия управлявшего страной белого меньшинства). Она провозгласила политику anapmxeuda (на языке африкаанс это слово означает «обособление, раздельное существование*, в современной литературе употребляется термин апартеид). В 1950 г. в стране были приняты:
-
закон о расселении по группам (правительство получило право объявлять любую часть страны районом поселения какой-либо одной этнической группы); на основе этого закона с середины 1950-х годов началось выселение африканцев из больших городов; -
закон о регистрации населения (каждый житель с 16-летнего возраста был обязан постоянно иметь при себе удостоверение личности с указанием его этнической группы: белой, цветной, чёрной, азиатской); -
закон о подавлении коммунизма, согласно которому коммунистическими считались любая доктрина или план, «цель которых состоит в осуществлении любых изменений внутри страны в области политической, промышленной, социальной, экономической путём организации волнений и беспорядков, путём незаконных или подобных им действий, а также путём угроз действиями и допущения этих угроз...».
В 1959 г. был принят закон о развитии «самоуправления банту» (банту — коренные жители Южной Африки). В основе его лежала идея «национальных отечеств» (бантустанов), где должны были жить африканцы. За пределами бантустанов они лишались всяких прав.
Расовый состав населения ЮАР (1976 г.)
Общая численность населения — 31,3 млн чел., в том числе: чёрные — 22,8; белые — 4,8; цветные — 2,8; выходцы из Азии (индийцы) — 0,9 млн чел.
ЮАР, обладающая богатейшими природными ресурсами — месторождениями золота, алмазов, каменного угля и редких металлов, — в послевоенный период стала индустриально развитым государством. Но политика апартеида, нещадного угнетения и эксплуатации чёрного и цветного населения вызывала осуждение со стороны международного сообщества и введение экономических санкций против ЮАР. В самой стране возникло мощное освободительное движение чернокожего населения, в котором выделились несколько организаций. Наиболее влиятельными являлись Африканский национальный конгресс (основан в начале XX в.) и организация Инката (в неё входили представители народности зулусов). В 1983 г. удалось создать Объединённый демократический фронт всех сил, выступавших против режима апартеида.
Большую роль в ослаблении, а затем отмене системы апартеида, демократизации политической жизни сыграл Ф. де Клерк, возглавивший в 1989 г. Националистическую партию и ставший президентом страны. По его инициативе были сняты расовые ограничения, начаты переговоры с лидерами движения чёрного населения. Достижение договорённостей было непростой задачей не только из-за разногласий между правительством и АНК, но и из-за столкновений между сторонниками АНК и Инката. Речь шла о преодолении как расовой, так и межплеменной розни.
В 1994 г. в ЮАР состоялись первые в её истории свободные президентские выборы. На них победил лидер АНК Н. Мандела.
Турция
Первые послевоенные годы в политической жизни Турции были отмечены просмотром наследия Ататюрка: происходитотход от етатизациею (огосударствление) экономики и однопартийности. Такой поворот в политике Турции был осуществлен в период правления президентов И. Иненю (1938-1950) и Д. Баяра (1950-1958). В экономической жизни было разрешено большую свободу предпринимательской деятельности, а в политическом - многопартийность(Сразу с появилось около 30 политических партий). Наиболее влиятельные из них былиНародно-республиканская и Демократическая партии. Важное влияние на развитие Турции мало пособияпо "плану Маршалла" и вступление ее в НАТО (1952). Турции пришлось удерживать огромную армию (60% бюджета страны шло на ее содержание), во внутренней политике состоялся разгул компании антикоммунизма. Борьба с коммунизмом привелак ограничению конституционных прав и свобод граждан. Еще одним явлением в жизнистраны стало то, что правящая ГП стала использовать в качестве средства мобилизации населения на свою сторону ислам. Этостало еще одним отходом от курса Ататюрка. Конец 50-х годов был отмечен серьезными выступлениями населения против правительства, которое для их подавления стали использовать антиконституционные методы. Наконец в события вмешались военные.27 мая 1960 произошел военный переворот. Создан военными Комитет национального единства (КНЕ) отменил конституцию 1924 г., распустил парламент, запретил деятельность политических партий. Так завершила существование И Республика (1924-1960).
Войско, совершив переворот, не собирались брать управления стран на себя. Их действия были продиктованы стремлениемостановить политический кризис и сохранить курс развития Турции, начатыйАтатюрком. В дальнейшем военные еще не раз становились гарантами неизменногоразвития Турции как светского национального государства.
КНЕ поручил ведущим юристам страны заключить новую конституцию, которая была принята на референдуме в 1961 г.Принятие конституции стало началом существования II Республики (1961-1980).Согласно конституции Турция определяла как «социально-правовое государство».Закрепила плановое развитие экономики, декларировала необходимость проведенияаграрной реформы и возможность осуществления национализации частной собственности.Конституция содержала статьи, которые предупреждали антиконституционные действия как со стороны населения, так и со стороны правительства.
Важной особенностью II Республики стала многопартийность (12 партий). После восстановления гражданского правления страна не получила стабильного развития: межпартийные распри давали о себе знать. Экономическое развитие в 60-70-х годах был достаточно стабильным: в 4 раза возросло количество предприятий, в 7 раз - производство Значительную роль в экономике играл государственный сектор. За счет государства и иностранных инвестиций строились предприятия тяжелой промышленности. Турция пыталась реализовать стратегию догоняющего развития, осуществив широкомасштабную импортзаминнуиндустриализацию, начатую еще в конце 30-х годов.
Однако экономическая и политическая модель II Республики оказалась неэффективной. В конце 70-х годов ее охватил глубокий кризис. Государственный сектор экономики оказался малоэффективным, процветала коррупция.Ни одна из политических партий не пользовалась всеобщей поддержкой населения. Наконец в события вновь вмешались военные. В сентябре 1980 г. Произошел военный переворот. Правительство С. Демиреля был свергнут, распущен парламент, приостановлена деятельность партий и профсоюзов. Власть в стране перешла в руки Совета национальной безопасности (СНБ), сформированной военными во главе с начальником генерального штаба К. Еврен.
Военные осуществляли правление протяжении трех лет. В 1982 г. они ввели в действие новую конституцию, которая фактически утвердила курс на «демократию, направляемую» и начала новый этап в развитии страны, который получил название III Республика (1982 - по настоящее день). Конституция укрепляла вертикаль исполнительной власти, средства массовойинформации переходили под контроль государства, ограничивалась деятельность профсоюзов. Военные, передавая власть гражданским разрешили деятельность только тем политическим партиям, которые не были преемниками предыдущих. На выборах 1983 победу одержала Партия отечества на главе с Тургут Озал, который до 1990 г. был премьер-министром, а к1993 - Президентом (до своей смерти). Десятилетие правления Озала стало периодом широких либеральных реформ. В основу концепции "отца турецких реформ »была положена идея необходимости либерализации экономики и укрепление рыночных отношений за счет отказа от государственного регулирования. В качестве конечной цели предполагалось превращение Турции в полноправного члена ЕС.
Осуществление программы Озала позволило Турции достичь высоких темпов роста ВВП (до 8% в год), резко увеличить выпуск электроэнергии, стали, машин, строительных материалов, бытовой техники, одежды, обуви. Страна превратилась из импортера в экспортера сельхозпродукции. Турецкая продукция стала более конкурентоспособной. Важным фактором развития Турции стал экспорт товаров в страны Восточной Европы и СНГ. К началу 90-х годов Турция превратилась в современную индустриальную страну.
Однако курс на либерализацию не достиг конечной цели. Турция не достигла европейских стандартов. В то же время встране накопилась критическая масса проблем. Наиболее болезненными из которых было безработица (5 млн человек), инфляция, курдская проблема. Все эти неурядицы усиливались отсутствием действенной системы социальной защиты, значительным социальным расслоением, низким образовательным уровнем населения.
Негативные проявления реформ привели крост популярности оппозиционных сил. На досрочных выборы 1995 г. победила партия, стоявшая на исламских позициях - Партия благоденствия (ПБ)во главе с Н. Эрбаканом. Придя к власти на антизападник лозунгах, Эрбакан начал укреплять отношения с исламскими государствами. Он стал выступать за создание в противовес "большой семерки" "великой исламской восьмерки". В середине стране Эрбакан начинает "исламизацию" экономики (30% промышленности страны контролировал"Исламский" капитал). Быстро распространяться исламское образование (в1982 согласно конституции вводилось преподавание ислама в школах).
Поворот в политике не способствовал экономическому оздоровлению. Продолжала расти инфляция (за 1995-1997 гг - выросла на80%), не были проведены обещанные реформами налоговой системы, приостановлена приватизация предприятий государственного сектора, сократились объемы иностранных инвестиций.
Наконец президент С. Демирель обратился к военным. Те в ультимативной форме потребовали прекратить проведение происламского курса. Эрбакан был вынужден уйти в отставку. Страна вновь вернулась на путь светского развития. Однако исламисты и националисты ("Серые волки ") сохранили весьма значительное влияние в обществе.
Наиболее значительной проблемой последних десятилетий для Турции была курдская проблема. С момента создания национальной турецкого государства не предполагалось признание прав национальных меньшинств. Курды (6,5 млн. человек), как и другие меньшинства, стали подвергаться насильственной ассимиляции (отуреченню). На курдский язык был наложен запрет, а курдов официально стали называть «горные турки».