Файл: Урока 1 Страны Европы, Азии и Америки в конце xix начале xx в. План.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 923

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иран

Созданный в 1949 г. Национальный фронт во главе с М. Мосаддыком возглавил движение за национализацию нефтяной промышленности. Народные выступления против АИНК (Англо-иранская нефтяная компания) сочетались с массовым движением за мир (в 1950 организовано Иранское общество сторонников мира). 15 марта 1951 меджлис принял закон о национализации нефтяной промышленности. 29 апреля 1951 было сформировано правительство во главе с Мосаддыком.

Произошёл конфликт Ирана с Великобританией и США. Мосаддык выслал всех английских специалистов и советников, а затем в октябре 1952 года разорвал с ней дипломатические отношения. Реформы Мосаддыка затронули и сельское хозяйство, в частности была упразднена старая феодальная система в деревне. В ответ США и Великобритания объявили бойкот иранской нефти и начали готовить переворот в стране. 4 апреля 1953 года директор ЦРУ выделил 1 миллион долларов на свержение Мосаддыка. В Иране тем временем начали сносить памятники шаху, сам шах бежал из страны сначала в Багдад, а затем в Рим. 19 августа Мосаддык был свергнут, к власти пришёл генерал Фазлолла Захеди, который вернул нефтяные концессии США и Великобритании и восстановил с ними дипломатические отношения.

На референдуме 26 января 1963 года получили всенародное одобрение шесть пунктов экономических и социальных реформ . Десятки миллиардов нефтедолларов вкладывались в престижные проекты социально-экономического переустройства общества. Была проведена аграрная реформа, наделившая крестьян землёй.

«Белая революция» (серия реформ сверху для предотвращения революции снизу) была обусловлена как внутренними потребностями модернизации страны, так и требованиями США. Поскольку большая часть господствующего класса, связанная с полуфеодальным землевладением, не желала перемен, шах распустил Меджлис и проводил реформы своими декретами. В 1973 году в Иране был установлен авторитарный однопартийный режим, недовольных преследовала тайная полиция САВАК.

Темпы модернизации страны были слишком быстрыми, реформы недостаточно учитывали национально-религиозную специфику, а потому натолкнулись на слишком серьёзное сопротивление — культурно-цивилизационную реакцию традиционного иранского общества, возглавленную шиитским духовенством. «Белая революция» закончилась реакцией в виде Исламской революции в 1979 г.

Исламская республика

16 января 1979 года шах Мохаммед Пехлеви бежал из Ирана вместе с семьей. 1 февраля в Тегеран при большом энтузиазме народа вернулся видный шиитский богослов, бывший в опале во время правления шахского режима и изгнанный из страны — идеолог революции, аятолла Рухолла Хомейни.


11 февраля было создано Временное правительство Ирана во главе с Мехди Базарганом, взявшее власть в свои руки до принятия конституции. Была упразднена монархия, на референдуме 31 марта 98 % граждан Ирана высказались за построение в Иране исламской республики. Первая иранская конституция была принята в декабре 1979 года.

4 ноября 1979 радикально настроенные студенты захватили посольство США в Тегеране, взяв в заложники 52 его сотрудника. В обмен на освобождение дипломатов Иран потребовал выдачи шаха, который скрылся в Соединённых Штатах. США не выдали шаха, наложили на Иран санкции, большинство из которых действуют по сей день, а 24 апреля 1980 года попытались освободить своими силами, потерпев крах. В июне 1980 шах скончался. В день вступления в должность Рональда Рейгана заложники были освобождены при посредничестве президента Алжира.

17 сентября 1980 президент Ирака Саддам Хусейн предъявил Ирану территориальные претензии относительно богатой нефтью территории Хузестана к востоку от реки Арвандруд. Иракские войска форсировали пограничную реку 22 сентября и перешли в наступление. Так началась ирано-иракская война. Она завершилась в 1988 г. без убедительной победы одной из сторон, хотя обе заявили о своем военном триумфе. Экономический ущерб от боевых действий для Ирака и Ирана оценивался в 350 миллиардов долларов.

За 8 лет войны Иран потерял 188 тысяч человек убитыми, существуют и другие оценки вплоть до 900 тыс. погибших. Большинство приграничных с Ираком городов густонаселённого Хузестана оказались разорены. Была сильно повреждена инфраструктура нефтяной промышленности. Война обошлась Ирану в 500 млрд долларов США, но при этом с самого начала войны рост ВВП не прекращался и по её окончании продолжился ещё быстрей.

В 1997 году президентом Ирана стал Мохаммад Хатами, который провозгласил начало реформ, направленных на построение более демократичного толерантного общества в стране и более терпимых отношений по отношению к странам Запада. При их осуществлении Хатами столкнулся с жесткой оппозицией консерваторов. Совет стражей конституции часто прибегал к своему праву вето в отношении наиболее радикальных законопроектов, разработанных правительством.



В 2003 г. США обвинили Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов (Иран финансирует террористическую организацию Хезболла в Ливане) и стремятся завладеть ядерным оружием. США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.

В 2005 г. президентом Ирана стал Махмуд Ахмадинежад. На посту президента Ахмадинежад свернул некоторые либеральные реформы, имевшие место при его предшественниках Хатами и Рафсанджани. В частности по его инициативе, женщины были значительно ограничены в правах[источник не указан 1640 дней], проведена «чистка» в высших учебных заведениях. Была начата крупная энергетическая реформа: были введены квоты на продажу бензина населению, ускорилось развитие ядерной программы.

Во внешней политике Ахмадинежад придерживается консервативных взглядов. Он жестко критиковал администрацию Буша и выступает за усиление связей Ирана с Россией и арабским миром.

В июне 2009 г. очередные президентские выборы. В выборах участвовали 4 кандидата: Мир-Хосейн Мусави, Мехди Карруби, Мохсен Резайи и действовавший президент, Махмуд Ахмадинежад. Основная борьба развернулась между президентом-консерватором и реформатором Мир-Хосейном Мусави. Победу в первом туре с 62,6 % голосов одержал Махмуд Ахмадинежад.

Оппозиция отказалась признавать официальные итоги выборов. В Тегеране и других городах Ирана начались демонстрации и столкновения с полицией. Члены некоторых оппозиционных партий были арестованы.

Тема 2.11. Япония, Республика Корея 1945-2000 гг.

Оккупационный режим 1945-1952 гг. Социально-экономическое развитие. Эпоха коалиционных правительств. Основные направления внешней политики Японии. Раскол в Корее. Война в Корее 1950-1953 гг. Особенности экономической модернизации. Трансформация политической системы республики Кореи.

ЯПОНИЯ

Оккупационный режим (1945—1952 гг.) 2 сентября 1945 г. правительство Японии подписало Акт о безоговорочной капитуляции. Страна была оккупирована американскими войсками. Верховная власть в Японии перешла к США, которые взяли под свой контроль полицию, финансы, торговлю и внешнюю политику. Созданный американцами Союзный совет начал проводить в стране политику демилитаризации и демократизации. Вооруженные силы, военные учреждения и тайная полиция были ликвидированы, милитаристские и шовинистические организации запрещены, фашистские законы отменены. Суду международного трибунала в Токио были преданы главные военные преступники.

Оккупационные власти приступили к политической и экономической модернизации Японии. Началось формирование новой политической системы. Были легализованы демократические партии и профсоюзы. Парламент, избранный в 1946 г., принял новую Конституцию, которая вступила в силу в 1947 г.

Согласно Конституции, страна являлась конституционной монархией, император объявлялся “символом государства и единства нации” и был лишен реальной власти. Высшая власть в стране передавалась парламенту, состоящему из двух палат: верхней — палаты советников и нижней – палаты представителей. Политическая партия, имеющая большинство депутатов в палате представителей, назначала премьер-министра страны. Статья 9 Конституции провозгласила отказ Японии “от войны как суверенного права нации”. Вооруженные силы Японии были объявлены силами самообороны.

В октябре 1946 г. парламент принял закон, направленный на ликвидацию помещичьего землевладения. Был установлен земельный максимум — 3 га, остальная земля подлежала выкупу и продаже преимущественно арендаторам. Аграрная реформа ускорила развитие капитализма в сельском хозяйстве.

Оккупационные власти распустили промышленные концерны — дзайбацу, акции которых продавались преимущественно служащим этих компаний. В 1947 г. были введены законы о запрещении монополий.

Законы о труде дали рабочим право заключать коллективные договоры, создавать профсоюзы и объявлять забастовки. Был введен 8-часовой рабочий день, установлен оплачиваемый недельный отпуск.


Однако после провозглашения доктрины Трумэна и начала войны в Корее в 1950 г. политика оккупационных властей изменилась. Они начали наступление на оппозиционное движение, прежде всего коммунистическое и профсоюзное. Был пересмотрен закон против монополий и тем самым открыт путь для концентрации производства

и капитала. Началось перевооружение Японии.

В 1951 г. в Сан-Франциско состоялась международная конференция, которая разработала мирный договор с Японией. По договору Япония признавала независимость Кореи, отказывалась от претензий на Курильские острова, Южный Сахалин и Тайвань. Однако умалчивался вопрос о возвращении этих территорий СССР и КНР, что в дальнейшем создало международные проблемы. Мирный договор 1951 г. прекращал состояние войны между Японией и ее противниками — участниками конференции, за исключением СССР, Польши и Чехословакии, которые отказались подписать данный документ.

Одновременно с мирным договором США заключили с Японией Договор безопасности, который оформил военно-политический союз двух стран. По договору США получили право держать в Японии свои вооруженные силы и использовать их по своему усмотрению как для операций в любом районе Дальнего Востока, так и для подавления внутренних волнений в стране.

В апреле 1952 г. Сан-Францисский мирный договор вступил в силу. Период оккупационного режима закончился.

Социально-экономическое развитие. Возвращение Японии суверенитета открыло новый этап в ее развитии. Процесс восстановления национальной экономики был ускорен начавшейся войной в Корее. Размещенные в Японии военные заказы США увеличили приток американской валюты в страну, что позволило приступить к замене устаревшего оборудования и увеличить импорт сырья. Происходило возрождение таких финансово-промышленных групп, как “Мицуи” и “Мицубиси”, модернизировавших свою организационную структуру. Начался стремительный рост промышленного производства. В 1951г. был достигнут довоенный уровень промышленного производства. помощь в развитии экономики путем бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики, созданием благоприятных условий для таких приоритетных отраслей экономики, как машиностроительная, судостроительная, химическая и энергетическая. Все эти факторы в конечном счете обеспечили высокие и устойчивые темпы экономического развития. Япония опередила другие развитые страны по темпам экономического роста. Промышленное производство в 1951—1970 гг. в росло в среднем на 15,2 % в год, тогда как в США — на 4%, Великобритании — на 3%.